Тема урока: "Афхардты Хасана"
план-конспект урока

Багулова Лия Томаевна

Тема кровной мести и социального протеста в поэме А.Кубалова «Афхардты Хасана».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afhardty_hasana.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Зам.директора по УР

_______Хестанова А.К.

«_____»______2022г

Тема урока: Тема кровной мести и социального протеста в поэме А.Кубалова «Афхардты Хасана».

Цели урока:

  1. Образовательная: в ходе проблемного анализа поэмы раскрыть духовный мир главной героини Госама и её сына Хасана.
  2. Развивающие:
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать навыки связной устной и письменной речи учащихся.
  1. Воспитательные:
  • способствовать нравственному становлению личности;
  • развивать чувства толерантности между людьми;
  • прививать интерес к произведениям осетинских авторов.

Дидактическая задача: создание условий для осознания и осмысления основной идеи поэмы.

Цели деятельности обучающихся:

  1. Личностные УУД: стремление к новым знаниям, желание участвовать в творческом процессе, желание участвовать в творческом процессе, желание видеть нравственный аспект своих поступков.
  2. Познавательные УУД: поставленную проблему осознавать и извлекать необходимую информацию из текста, делать обобщения и выводы.
  3. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (в парной, групповой и коллективной работе); умение брать на себя ответственность; умение точно и полно выражать свои мысли.
  4. Регулятивные УУД: саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; коррекция как способность исправлять возможные ошибки; самооценка как способность осознать уровень усвоения


Тип урока: урок-исследование с элементами дискуссии

Оборудование: ИКТ презентация «Авторы поэмы «Авхардты Хасана»», видеоклип песни «Мады зараг».





Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Вы знаете, обычай кровной мести был характерен для всех народов на определенном этапе исторического развития. Вспомните хотя бы месть княгини Ольги за смерть Игоря…

Для осетинского народа в эпоху средневековья кровная месть также была традиционной.

  1. История открытия поэмы «Афхардты Хасана».

Эта тема отражена в осетинской литературе, в частности, в поэме А.Кубалова «Афхардты Хасана», которую он написал со слов народного сказителя Бибо Дзугутова. Поэтому поводу в 1835 году в 31 номере в газете «Терские ведомости» Гаппо Баев писал: «Под скромным заглавием «Афхардты Хасана» была вручена нам рукопись старинного сказания, написанная на осетинском языке А.Кубаловым из Батакоюрта. В этом селении жил известный во всей Осетии певец народных сказаний слепой Бибо Дзугутов… Он исходил всю страну Осетии и повсюду его радушно встречали. Говорят, что однажды народ, не имея возможности вследствие громадного скопления послушать его, соорудил ему курган из земли и дерну, дабы удобнее было внимать его чудным старинным сказаниям, до того этот слепой певец пользовался симпатией своих земляков- осетин».

  1. Творческая работа учащихся.

ИКТ: презентация «Бибо Дзугутов, А. Кубалов, М. Туганов, Г. Баев»

Четыре замечательных имени соседствуют, как встарь, в новой публикации поэмы:

  1. Бибо Дзугутов – народный сказитель;
  2. А. Кубалов – классик осетинской литературы, автор эпической поэмы «Афхардты Хасана»;
  3. М. Туганов – выдающийся художник, иллюстратор поэмы «Афхардты Хасана»;
  4. Г. Баев – инициатор и организатор первого издания «Афхардты Хасана».
  1. Погружение в текст. Образ Госама.

Центральным образом поэмы является Госама, мать Хасана. Ей посвящается первая часть произведения.

Прочитаем экспозицию поэмы.

- Как вы думаете, почему автор сразу знакомит нас с обстановкой, в которой живет главная героиня?

- Почему нет портрета Госама?

- Важно ли при этом описание природы?

Как видим, автор подготавливает нас к восприятию песни Госама.

  1. Чтение наизусть.

Прислушаемся к колыбельной песне матери…

Подумаем, это колыбельная песня или плач?

Словарь:

Плач – старинная жалобная обрядовая песня на похоронах, поминках или свадьбе.

Вывод: колыбельная песня любящей матери – это плач. Плач – повествование, плач – проклятие, плач – напутствие.

-Как воспринимает природа этот плач?

Итак, мы видим, что природа страдает вместе с главной героиней.

  1. Проблемная ситуация:
  1. Госама – молодая женщина, вдова, любящая мать. Почему же она бежит из человеческого общества и растит, воспитывает единственного сына, готовит его к гибели, заведомо зная, что его ожидает смерть?
  2. Имеет ли она право лишать жизни родного сына?
  1. Анализ произведения.

В ходе анализа текста найдем ответы на поставленные вопросы.

Составление таблицы «Побег». Работа в парах.

- Почему Госама совершает побег? Есть ли этому оправдание?

Да

нет

Она одинока, у нее никого нет;

власть в руках сильного, богатого Кудайната;

все на стороне Мулдаровых;

Госама из фамилии Афхардты (униженный, оскорбленный).

могла обратиться к людям.

Автор говорит:

1)стр. 209;

2) стр. 227.

Журнал «Дарьял», №1, 1996г.


Вывод: Госама восстает против общества, против мира сильных, где достоинство человека оценивается по социальному положению, где законы на стороне богатых, где ничтожна жизнь бедняка.

  1. Поразмышляем вместе (элементы дискуссии).
  • Госама готовит Хасана к мести. Цель жизни матери - воспитание Хасана в духе кровной мести.

Имеет ли она на это право?

  • Вспомните законы средневековья по отношению к кровной мести. В такой ситуации можно ли было избежать кровной мести? Спасти сына?

Вывод: понять человека, правильно оценить его поступки можно лишь представляя конкретно – исторические условия, в которых протекает его жизнь. Каждая эпоха диктует свои нормы поведения и нравственности.

В таком ракурсе Госама, сильная, целеустремленная, исполняет святой долг перед мужем и обществом.

Госама суеверна… Она воспитана в таком духе… Сознание человека, видимо, еще не достигло высот.


  1. Групповая работа. Составление кластера.

Вернемся к теме. На одном из наших уроков мы говорили, что месть похожа на смерть, водоворот и т.д.

Теперь попробуйте в группах подобрать по аналогии другие понятия.


трагедия Месть- это Сложное явление Противоречивое явление Правовая обязанность

Современный взгляд.

Как вы оцениваете эти законы с сегодняшних гуманистических позиций?

XX. Погружение в текст. Авторская позиция в поэме:

Месть – трагедия не только отдельной семьи, но и целого народа.

Хасана, отстаивая честь семьи, проявляет звериную жестокость, убивает девятерых из Мулдаровых, сам так же погибает. Месть Хасаны по своей жестокости и по размаху многократно. Ведь погибают в схватке не только непосредственный обидчик, но и невинные люди.

И здесь мы видим, что гуманист Бибо не может скрыть своего горя: обращается к Хасане с мольбой о прекращении кровопролития, описывает ужасную гибель участников схватки, страдание родителей… Обратимся к тексту:

  1. Описание горя Саукудза… Здесь песнь прерывается. Бибо дает нам возможность прочувствовать боль потери, делает небольшую паузу.
  2. Описание беды в доме Косерхан. Певец вновь обращается к Хасане.
  3. Описание смерти троих братьев Мулдаровых. Степень варварства увеличивается!
  4. Описание горя односельчан.
  5. Описание трагедии Госама.

Так Хасана выполнил свой священный долг, но почему у Бибо и у нас сейчас так ноет сердце.

Вывод: в результате кровной мести истреблены не иноземные враги, а свои же братья – осетины. Так могут быть истреблены не только отдельные фамилии, но и нация.

А. Кубалов не идеализирует кровную месть. Но в тоже время оправдывает Госама, которая выполнила свой священный долг перед народом и спасла честь своего сына…

Древний осетин свято выполнял обычай кровной мести, но в то же время он тяжело переносил его жестокость и нестерпимый гнет. Возможно, поэтому он изобрел правила, возведенные также в степень святости, согласно которым убийца мог временно или навсегда избежать кровной мести. Но это – тема для другого урока.

Учитель:

Как видим, желание отомстить – сильное, сложное чувство. Ему трудно бывает сопротивляться. Но мы на то и люди, что можем договориться без крови и кинжалов.

Человек должен чувствовать персональную возможность приостановить месть, должен ощутить личную ответственность за каждый свой поступок.

Задание на дом: дать письменный ответ на вопрос: «По какой причине у современного человека может возникнуть желание мстить?»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"

Доклад  подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной  проблеме научно - исследовательской деятельности  студентов педагогических колледжей....

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...

Тема 5. Раздел 2. Биология. Тема: "Основы генетики и селекции" Тема урока: "Обмен веществ и энергии в клетке"

Теоретической основой селекции является генетика, разрабатывающая проблемы наследственной изменчивости, системы скрещивания и отбора. Создателем современной генетической...

Тема 6. Раздел 3. Биология. Тема: "Эволюционное учение" Тема урока: "Эволюционная теория"

ссылка на видео " Гений  Ч. Дарвин".    -  https://youtu.be/Btuyp5GTj7Aссылка на видео " Предки человечества"  - https://youtu.be/94wTY6fw7rQссыл...