ФРОНТАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
статья

Мальцева Светлана Викторовна

В статье рассматривается фронтальная работа обучающихся как одна из наиболее распространенных форм обучения. Описываются критерии интерактивной лекции. Предлагается описание видов интерактивных лекций и примеры их применения в образовательной работе учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnaya_interaktivnaya_rabota.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Мальцева

преподаватель английского языка

Санкт-Петербургский технический колледж

ФРОНТАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается фронтальная работа обучающихся  как одна из наиболее распространенных форм обучения. Описываются критерии интерактивной лекции. Предлагается описание видов интерактивных лекций и примеры их применения в образовательной работе учебного заведения.

Ключевые слова: фронтальная работа, интерактивное обучение, активизация слушателей, лекция.

Abstract. The article discusses the front work of students as one of the most common forms of education. Criteria for interactive lecture are described. It is proposed to describe the types of interactive lectures and examples of their use in educational work of the educational establishment.

Key words: frontal work, interactive teaching, students’ participation facilitation, lecture.

Интерактивное обучение определяется как специальная форма организации преподавателем познавательной деятельности обучающихся, как способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Что касается технологии обучения, то она представляет собой совокупность форм, методов, техник, а также средств обучения и контроля. Технология обучения включает в себя педагогическое конструирование занятия и само интерактивное обучение. Интерактивный конструкт позволяет решать разнообразные образовательные задачи (обучающие, развивающие) путём варьирования и сочетания на занятии нескольких форм обучения: фронтальной, индивидуальной, парной, групповой (работа в малых группах и работа в учебной группе).

В условиях фронтальной работы преимущественно реализуются цели обучения, рассчитанные на получение и запоминание новой информации, воспроизведение изученного материала. При этом у обучающихся происходит формирование и развитие таких компетенций, как:

1) управление информацией, включающей следующие умения и способности:

 приобретение новой информации в области предметной деятельности;

 способность к восприятию и анализу вербальной и невербальной информации;

 умение фиксировать и систематизировать информацию;

 способность использовать ранее полученную информацию для расширения знаний;

2) риторическая компетенция, включающая следующие умения и способности:

 умения формулировать и задавать вопросы;

 способность аргументировано, последовательно выстраивать устную речь;

 умение высказывать собственное мнение, суждения по рассматриваемой проблеме;

 умение вести диалогическую коммуникацию;

 умения самоуправления, саморегуляции и самосовершенствования.

В результате сформированности вышеназванных компетенций повышается учебно-профессиональная мотивация в целом, формируется толерантное отношение к иному мнению, обучающиеся приобщаются к гуманистическим ценностным ориентациям и этическим нормам в отношении других, что способствует формированию и развитию поликультурной личности обучающегося.

Фронтальная работа как одна из наиболее распространённых форм обучения ориентирована на одновременное взаимодействие преподавателя с большими группами (более 30-40 человек) обучающихся, которые в соответствии с учебной программой работают над единой задачей. Во время осуществления фронтальной работы не учитываются индивидуальные особенности развития обучающихся. Преподаватель предлагает единый для всех темп обучения. При традиционном фронтальном обучении доминирует односторонняя форма коммуникации в качестве способа передачи информации. Вся деятельность сконцентрирована в руках преподавателя. Основным недостатком этой формы является пассивность студента во время занятия.

Преподавателю сложно отследить процесс конструирования и усвоения знаний студентами. Пассивное слушание, слабая обратная связь снижают эффективность усвоения информации.

Интерактивное фронтальное обучение, в отличие от традиционного, предлагает смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента. При интерактивном фронтальном обучении происходит активация деятельности студента за счёт сочетания взаимодействия между преподавателями и студентом/студентами и между самими студентами. Многосторонняя форма коммуникации не только позволяет отказаться от одностороннего взгляда на учебную проблему и получать информацию в готовом виде от преподавателя, но и способствует конструированию студентом своего знания.

Лекция как форма и метод обучения играет до сих пор ведущую роль в вузовском обучении. При традиционной организации учебного процесса лекция рассматривается как монологический способ изложения объёмного материала, преимущество которого состоит в обеспечении восприятия учебной информации с учётом её систематизации и установления взаимосвязей между отдельными темами/разделами.

Критериями традиционной лекции являются: информативность, научность, проблемность, последовательность, систематичность, эмоциональность, связь теоретических положений с примерами. В дополнение к этим критериям, признаками интерактивной лекции являются: постоянная обратная связь, многосторонняя коммуникация. Учитывая большое многообразие видов лекций, следует отметить, что наиболее подходящими для интерактивного обмена информацией и знаниями являются: лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция вдвоем, лекция-провокация, лекция–пресс-конференция, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция-консультация, проблемная лекция, демонстрационная лекция.

Поиск новых методов ведения лекции показал, что возможны диалоговые лекции, способствующие преодолению пассивности слушателей за счёт усиления диалоговых функций лекционной формы обучения и развития умений слушателей анализировать факты, оценивать явления.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространённой и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учётом особенностей студентов. Активизировать участие слушателей в лекции-беседе можно различными приёмами, например, озадачивая студентов вопросами в начале лекции и по её ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомлённости студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест.

Тема «Миротворческие многонациональные операции»: What are the most important things for refugees? (составляем список из предлагаемых студентами предметов, совместно выводим на первое место самый необходимый – вода). Тема «Миротворческие многонациональные операции»: You are by an uncontrolled crowd of refugees. What actions should you undertake? Make up a list of standard operation procedures (составляем список необходимых действий, которые должен предпринять миротворец). Лекция-дискуссия вовлекает слушателей в активное обсуждение различных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмысливанию различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции.

По ходу лекции–дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить их. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Такая лекция активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением слушателей, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных суждений у некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии, проведении анализа высказанных мнений с формулированием выводов и целенаправленном управлении ею.

Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путём постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Начинается проблемная лекция с постановки проблемы, которую необходимо решать в ходе изложения учебного материала. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью проблемных и информационных вопросов, выдвижения гипотез, их подтверждения или опровержения, обращение к студентам за помощью преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредствен-но на лекции или на следующем семинаре. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Лекция-провокация, или лекция с заранее запланированными ошибками развивает у студентов умения оперативно анализировать учебно-профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, определять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в её содержание определённое количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые студентами ошибки. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Задача обучающихся заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Опыт использования лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что студенты, как правило, находят задуманные ошибки.

При изучении грамматической темы «Модальные глаголы и их эквиваленты» преподавателем было запланировано определённое количество ошибок при использовании глаголов “can”, “must”, “may” в Present Simple, Past Simple, Future Simple в утвердительной и вопросительной формах. В ходе анализа материала студентами и преподавателем (совместно) давались правильные ответы на вопросы и необходимость применения эквивалентов модальных глаголов для различных времен.

Лекция-пресс-конференция проводится для выяснения круга вопросов, недостаточно понятных студентами в ходе освоения учебного материала. Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать их на листе и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей. Опыт участия в лекции-конференции позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учёта позиции человека, задавшего вопрос. Если такая форма лекции используется при подготовке к промежуточной (контрольные работы, тестовые задания) или итоговой (зачёт, экзамен) аттестации, то она может рассматриваются как лекция-консультация – лекция, в ходе которой преподаватель(и) даёт(ют) развернутые ответы на вопросы, подготовленные слушателями по укрупнённому блоку пройденных на занятиях тем. Преподаватель не только уточняет материал по отдельным проблемам, ссылаясь на литературные источники, но и обозначает свою личностную позицию, отношение, суждение.

Лекция-визуализация (в частности, демонстрационная лекция) включает демонстрацию как основной метод обучения. Предварительный (до ознакомления с новым теоретическим материалом) просмотр видеосюжета, опыта, технической установки позволяет слушателям задать интересующие их вопросы, высказать свое мнение по предъявленному материалу до объяснения соответствующей темы преподавателем. Такая форма занятия позволяет привлекать студентов к формулировке выводов, подведению итогов занятия.

Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счёт систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись бы носителями информации. Чтение такой лекции сводится к связному, развёрнутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

При освоении темы «Физическая подготовка в армии» (занятие «Полоса препятствий») в процессе изучения видов препятствий предлагаем студентам обсудить фотографию (на слайде презентации) полосы препятствий: виды препятствий, расстояние между ними, размер препятствия, необходимые действия для преодоления конкретного вида препятствия, потенциальные ошибки при преодолении конкретного вида препятствия, ориентировочное время преодоления всей полосы и т.п. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

Итак, лекция (интерактивная лекция) является теоретической основой для самостоятельной работы студентов вследствие пробуждения интереса к самостоятельному изучению науки. Около 20% преподавателей считают, что она положительно влияет на правильную организацию самостоятельной работы.

Список использованной литературы

1. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

3. Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В. Практика интерактивного обучения// Казанский федеральный университет. Казань, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения

Учебный процесс в заочном обучении имеет свою специфику, обусловленную не только избранной специальностью, но и отсутствием ежедневного общения с преподавателем, преимущественно самостоятельной работы...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит"

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯпо специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский  учёт (по отраслям) ПО ДИСЦИПЛ...

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по дисциплине "Маркетинг"

Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский  учёт (по отраслям) по...

Методические указания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения по специальности 270841 - МДК 01.02, МДК 02.01, МДК 02.02, дисциплина «Основы строительного производства»

Методические указания и задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения для специальности  270841 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» (базовая подготовк...

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников

Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обо...