Урок: "Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии".
методическая разработка

Светлана Владимировна Ульянова

Урок:  "Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии".

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы:

  • Содержательные: выявление уровня знаний студентов по теме «Правописание корней с чередованием гласных», высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки студентов, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
  • Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих  товарищей..

Задачи урока:

- развивать речь студентов, логическое мышление, коммуникативные возможности;

- обобщать и расширять изученные ранее знания о корнях с чередующимися гласными;

- воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме  и применять их на практике.

-привить любовь к истории родного (русского) языка..

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала на основе ЭОР(электронных образовательных ресурсов) и самостоятельной деятельности учащихся.

Форма работы: парная, индивидуальная

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой,  проблемный, словесно-наглядный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Александр Иванович Куприн

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы:

  • Содержательные: выявление уровня знаний студентов по теме «Правописание корней с чередованием гласных», высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки студентов, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
  • Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников. 

Задачи урока:

- развивать речь студентов, логическое мышление, коммуникативные возможности;

- обобщать и расширять изученные ранее знания о корнях с чередующимися гласными;

- воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме  и применять их на практике.

-привить любовь к истории родного (русского) языка.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала на основе ЭОР(электронных образовательных ресурсов) и самостоятельной деятельности учащихся.

Форма работы: парная, индивидуальная

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой,  проблемный, словесно-наглядный.

Ход урока.

1. Организационный момент (2 мин)

Прозвенел уже звонок –

Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

Проверяем: всё ль в порядке..

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

2. Проверка насколько студенты усвоили материал предыдущего урока

Взаимная проверка.

Акцентологическая дуэль. ( 5-4 сдают работы) ( 10 мин)

Вариант 1

1. Расставьте ударения.

Дремота, знамение, приданое, диоптрия, закупорить, облегчить, намерение, газопровод, договор, созыв, диспансер, гастрономия, ломота, статуя, иконопись, баловать, кашлянуть, принудить, феномен, искра, ракурс, мизерный, сливовый, похороны, на похоронах, эксперт, жалюзи, премировать, заплесневелый, мельком, некролог, телеграфия, стереография, творог, фетиш, позвонит, включит. ( 37 баллов-«5», 30-36-«4», 22-29-«3»)

__________________________________________________________________

Вариант 2.

1. Расставьте ударения.

Асимметрия, алкоголь, апостроф, туфля, упрочение, щавель, блокированный, валовой, каталог, кухонный, августовский, зубчатый, гербовый, украинский, сироты, христианин, умерший, флюорография,  полиграфия, цемент, обеспечение, с деньгами, балованный, корысть, мимикрия, опошлить, наверх, надолго, благовест, маркетинг, танцовщица, камбала, облегчить, свекла, принудить, звонишь, включишь. ( 37 баллов-«5», 30-36-«4», 22-29-«3»)

__________________________________________________________________

3. Формулирование темы урока.(2мин)

Проблемная задача.

Попробуйте сформулировать тему урока, проанализировав данные цитаты:

Зри в корень! (Козьма Прутков)

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин)

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой. (А.С. Пушкин)

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты. (А.С. Пушкин)

И Бога глас ко мне воззвал. (А.С. Пушкин)

Вопрос: можно ли проверить безударные гласные в корнях ударением? Как называются такие корни? Выскажите свое мнение. Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных.

4. Постановка учебной задачи, целей урока. (2 мин)

Сформулируйте цель нашего занятия: умение грамотно писать корни с чередованием гласных.

Пути достижения данной цели (задачи):

1.повторить правила.

2. Систематизировать материал.

3. Обобщить материал.

4. Отработать навыки написания корней с чередованием.

Молодцы! Таким путём и пойдём.

5. Мотивация к изучению данной темы. (1 мин)

Как вы думаете, зачем надо грамотно уметь писать корни с чередованием?

Знания развивают мышление.

Мы пришли учиться в колледж, чтобы пополнить ряды русской интеллигенции, а это самая образованная часть общества. Мы должны быть примером для других.

6. Актуализация знаний и выявление затруднений.

А) Мозговой штурм. (3 мин)

1. Какие принципы написания существуют в русском языке?

Морфологический, фонетический, традиционный (исторический), дифференцирующий.

2.Что такое морфологический? Примеры?

3.Что такое фонетический? Примеры?

4.Что такое традиционный? Примеры?

5.Дифференцирующий? Примеры?

6. Какой является ведущим? С какого века?

7. К какому принципу относятся корни с чередованием

8. Какие группы корней существуют в русском языке7 (проверяемые ударением, непроверяемые, корни с чередованием).

Б) Сообщение студента. Результат исследовательской работы по изучению происхождения корней с чередованием в русском языке. Презентация

Чтобы вам освежить в памяти знания, полученные в школе, Виктор Гордеев сделает доклад о происхождении корней с чередованием гласных. (Исследовательский проект) (5 мин)

Вывод, пожалуйста, запишите в тетради.

В) Тестирование (Задача студентов на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий).

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова» (5мин)

1. Найдите слово, где в корне пишется “и”.  

А)ум_реть ради защиты Родины

Б)ут_реть нос завистникам

В)отп_реть дверь отмычкой

2.. Найдите слово, где гласной в корне является “а”  

А)з_ревать около крыльца

Б)неконтролируемое г_рение

В)домашняя утв_рь

3. Найдите слово, где пропущена буква “е”  

А)бл_стательная карьера

Б)зам_рать от восторга

В)заст_лать кровать

4. Найдите слово, где пропущена буква “а”  

А)непром_каемые сапоги

Б)р_внина

В)сахар в крови подск_чил

Г)пол_г

5. Найдите слово с ошибкой  

А)вытирать

Б)равноправие

В)скочу

Г)выжигать

Д)стелиться

6. Найдите слово с ошибкой  

А)блестеть

Б)вымерать

В)равнина

Г)заря

Д)горение

7. Найдите слово с ошибкой  

А)промокший

Б)положиться

В)отпирать

Г)сочитание

Д)утварь

8. Найдите слово с ошибкой  

А)умирать

Б)растовщик

В)растение

Г)чета

Д)кланяться

9. Найдите слово с ошибкой  

А)удирать

Б)убераться

В)плавать

Г)выгарки

Д)зорька

Студенты делают вывод: плохо помнят условия выбора той или иной гласной в корнях с чередованием.

7. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений.

1. Отработать написание групп корней, которые вызвали затруднение.

2. Отработать правописание исключений.

3. Реализация выбранного плана Отработка трудностей.

Реализация стратегии.

Чтобы систематизировать ваши знания, давайте попробуем составить аналитическую таблицу «Корни с чередованием гласных»

Работа над аналитической таблицей (работа в парах)

Заполнить таблицу:

Корни с чередованием гласных

Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями

Корни, зависящие от суффикса –А-

Корни, зависящие от ударения

(безударная позиция)

Корни, зависящие от согласного

Смысловые корги

-оро-  -ра-

Е//И

О

О//А

О//А

-оло- -ла-

-ИРА-

-гор-

Искл.: изгарь (что-либо горелое), пригарь (привкус гари), выгарки (остатки от горения)

-раст-(-ращ-)

-рос-

Искл.: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик.

Отрасль.

-равн- одинаковый

-ровн-

Прямой. гладкий

-ере- -ре-

-бер- бир-А

-клон-

-скак-

-скоч-

Искл.: скачок

Глаголы 1л, ед.ч., наст. и буд. времени, повелит. наклонения, если соотносятся с глаголом скакать(прыгать)

Искл.:

равнина,

поровну,

ровесник, уровень.

Солдатский строй: равнение, равняйсь.

-рАвн-Дополнение с предлогом С

Поравняться с лесом.

-оло- -ле-

-пер-  -пир-А

-твор-

Искл.: утварь

Я заскачу от радости.

Я заскочу на минутку.

Я обскачу соперника.

Но:

Я перескочу через яму.

Устойчивое сочетание сровнять с землёй ( уничтожить):

Хиросиму сровняли с змлёй.

Прямое значение

-равн-:

Блиндаж сравнялся с землёй.

-дер- -дир-А

А

мак- опускать в жидкость

-тер- -тир-А

-зар-

Искл.: зоревать

мок- пропускать жидкость

-мер- -мир-А

(состояние покоя)

-плав-

Искл.: пловец, пловчиха, пловцы

-стел- -стил-А

-блест-

-блист-А

-жег- -жиг-А

-чет- -чит-А

Искл.: слова с приставкой и СО- и

–чет- сочетать

А(Я)//-ИМ-

(-ИН)

О//А

-кос- кас-А

-лож- -лаг-А

1 задание.

Обозначить корни и выписать полногласные и неполногласные сочетания:

Золото – злато, ворота- врата, дерево- древо,  молоко – Млечный Путь, порох- прах, голова- глава, облако- оболочка, привередливый =вредный.

2 задание.

Выписать корни с чередованием Е//И, зависящие от суффикса –А-. Какой корень имеет корни-омофоны? Определить значение корня с чередованием.

Упереться-упираться, перебирать-уберу, выдернуть- выдирать, вытирать-вытереть, умереть- умирать, примерять платье, помириться с другом.

_____________________________________________________________________________

3 задание.

Выписать корни с чередованием Е//И, зависящие от суффикса –А-. Какие корни имеют исключения?

Блестеть-блистать, расстелить-расстилать, выжечь-выжигать, вычитать-вычесть, сочетательный, сочетание, сочетать.

_____________________________________________________________________________

4 задание.

Выписать корни с чередованием А(Я)//ИМ (ИН), зависящие от суффикса –А-.

Нанять-нанимать, занять-занимательный, взять-взимать, начать-начинать, внять – внимательный.

5 задание.

Выписать корни с чередованием О//А, зависящие от суффикса –А-.

Касаться, прикасаться, коснуться, излагать, полагать, изложить, полог.

6 задание.

Выписать корни с чередованием О//А, зависящие от ударения. Какие корни имеют исключения?

Погорелец, загорать, изгарь, пригарь, выгарки, уклонист, склонение, творец, претворить мечту, утварь, заря, зарница, зорянка, зоревать, поплавок, плавучий, пловец, пловчиха, пловцы.

7 задание.

Выписать корни с чередованием О//А, зависящие от согласного. Какие корни имеют исключения?

Растение, сращение, прорастать, поросль, недоросль, Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отраслевой, отрасль.

8 задание.

Выписать корни с чередованием О//А, зависящие от согласного. Какие корни имеют исключения?

Заскочить, проскакать. выскочить, скакать, скачок, заскачу от радости, заскочу на минутку, обскачу соперника, перескачу через канаву(яму).

9 задание.

Выписать корни с чередованием О//А, написание которых определяется смыслом. Определите смысл корней. Какие корни имеют исключения?

Уравнение, уравнять шансы, выровнять площадку, выровненный участок, поравняться с колонной, равнина, поровну, ровесник, уровень, равнение на знамя, Хиросиму сровняли с землёй, блиндаж сравнялся с землёй.

10 задание.

Выписать корни с чередованием О//А, написание которых определяется смыслом. Определите смысл корней.

Непромокаемый плащ, вымакать сметану, промокашка, обмакнуть сухарь в чай, вымокнуть под дождём.

Ответьте на вопросы:

  1. Определите закономерность написания корней с полногласными и неполногласными сочетаниями.
  2. На какие 5 групп делятся чередующиеся гласные в корне?
  3. Перечислите корни, зависящие от суффикса –А-?
  4. В чём происходит зависимость от суффикса –А-?
  5. Перечислите исключения из этого правила.
  6. Перечислите корни, зависящие от согласного звука.
  7. Как происходит зависимость?
  8. Перечислите исключения из этого правила.
  9. Перечислите корни, зависящие от ударения.
  10. Расскажите правило.
  11.  Перечислите исключения из этого правила.
  12.  Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями.

 Перечислите исключения из этого правила

 20 минут перемена.

8. Закрепление с проговариванием во внешней речи (разноуровневое задание)

Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

На данном этапе можно используются следующие приемы:

  • Построение алгоритмов.
  • Работа по карточкам.

А)Алгоритм рассуждения:

1. Вижу безударную гласную.

2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

Проверяемая;

Непроверяемая;

Чередующаяся.

3. Вспоминаю условия написания данного вида.

4. Определяю, к какой группе относится корень с чередованием и условия написания.

Б) выпишите слова –исключения и придумайте словосочетания со словами- исключениями:

Сочетание, изгарь, пригарь, выгарки, утварь, зоревать, зорянка, пловец, пловчиха, Росов, росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачу, заскачу (заскочу), обскачу, равнина, поровну, ровесник, уровень, равнение(равняйсь), поравняться с____, сровнять с…., сравнять с……

В)Выполнение упражнений ( по карточкам)

Вариант 1

Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне и определите, к какой группе они относяятся:

1.Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.

2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.

3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.

4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.

5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.

6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.

7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.

9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.

10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание. (слово 1 балл)

Вариант 2

Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне и определите, к какой группе они относятся:

1.Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.

2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их

предположение не оправдалось.

3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.

4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.

5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.

6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.

7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.

8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.

9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.

10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался .

слово 1 балл

Вариант 3.

Из данных предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне и определите, к какой группе они относятся:

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой:

ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг,

зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою

свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного солнца.

слово 1 балл.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

Г) Выполните упражнения по карточкам.

Карточка № 1. 

Заг..рать на берегу моря, перекл..нить колена, затв..рять дверь, оз..рять пламенем, м..кать, р..внение в рядах, буйная пор..сль, изл..жение, ск..кать, к..снуться, нан..мать - нан..ть, уб..рать комнату - уб..ру, уд..рает без оглядки -  уд..рёт,  бл..стеть на солнце - бл..стать, разж..чь костер - разж..гать, зам..рать от страха - зам..рать, отп..рать замок -  отп..реть, раст..реть сахар – раст..рать, расст..лать скатерть - расст..лить скатерть, выч..тать числа – выч..сть, пл..вательный, спл..влять, пл..вец, пл..вун.

Карточка № 2.

Заг..релый юноша, откл..нение в сторону, чудесное тв..рение, оз..рить солнцем, разм..кшие, разр..внять грядки, р..сти вширь и вглубь, изл..гать, переск..чить, к..сательная, нан..мать - нан..ть, уб..рать комнату - уб..ру, уд..рает без оглядки -  уд..рёт,  бл..стеть на солнце - бл..стать, разж..чь костер - разж..гать, зам..рать от страха - зам..рать, отп..рать замок -  отп..реть, раст..реть сахар – раст..рать, расст..лать скатерть - расст..лить скатерть, выч..тать числа – выч..сть, пл..вательный, спл..влять, пл..вец, пл..вун.

Карточка №3. 

Хорошо заг..реть, накл..нить голову, раств..рять ворота, яркие з..рницы, непром..каемый, подр..внять кусты сирени, неправильное ср..щение кости, предл..гать, ск..кать, соприк..сновение, нан..мать - нан..ть, уб..рать комнату - уб..ру, уд..рает без оглядки -  уд..рёт,  бл..стеть на солнце - бл..стать, разж..чь костер - разж..гать, зам..рать от страха - зам..рать, отп..рать замок -  отп..реть, раст..реть сахар – раст..рать, расст..лать скатерть - расст..лить скатерть, выч..тать числа – выч..сть, пл..вательный, спл..влять, пл..вец, пл..вун.

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

9. Обобщение и систематизация знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Прочитайте отрывок и докажите, что данный отрывок является текстом.

Он обладает содержательной, смысловой и структурной целостностью.

Тема: Бобр Ростислав.

Идея: С юного возраста Ростислав, имея хорошую память, поклонялся наукам и художественному творчеству и почитал любое прикосновение к знаниям

- Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы.

Связь: параллельная.

Пл..вец Р..стислав.

Недалеко от города Р..стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р..стислав. У него было безопасное непром..каемое жилище со всей необходимой для бобра утв..рью. Вход в жилище распол..гался ниже ур..вня реки, в месте, где не было почв-пл..вунов. Время от времени Р..стислав подб..рал пл..вучие бревна и обд..рал ветки р..стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку.

С юного возр..ста Р..стислав, имея хорошую память, покл..нялся наукам и художественному творчеству и поч..тал любое прик..сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур..внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч..тания, изл..гать события из своей жизни.

Однажды на рассвете Р..стислав решил пост..рать и направился по зар..ставшей травой тропинке к зар..слям камыша. Разг..ралась з..ря. Расст..лавшийся ночью туман медленно раств..рялся в воздухе. Пор..внявшись с озером, в зар..слях прибрежной травы Р..стислав заметил удочки с попл..вками, зам..ршими среди водор..слей и р..стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р..внине заг..релых туристов, которые разж..гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам..чила роса.

Работа в паре.  Выполняют задание, выбирают правильный ответ. Проводят самопроверку

10.. Контроль усвоения.

 Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная работа по заданию А5

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) перильце      2) берите   3) побежал       4) выговорил

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) блестели        2) выпрашивал   3) расстрелять   4) решили

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) огород   2) обещания    3) зарослями         4) стоят

4.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) танцуют            2) положила   3) развеселилась  4) компьютер

5.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) озарило          2) издали   3) казалось         4) промахнув

6.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) голубые   2) растениями    3)набивают     4) удивил

7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) горели       2) телевизор   3) разрешили 4) посмеялись

8. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.

1)  коса 2)  одолеет   3) памятная   4) убирала

9.  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) вливая  2) укреплялись  3) загорелся  4) примеряла

10. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) изложения   2) рассказывала  3) цветы           4) пробудил

11. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) хризантема   2) запах    3) гора    4) творить

Оценка:

за 11 правильных ответов – «5»

9-10----------------------- -  «4»

7-8------------------------- - «3»

менее 7 ------------------------ - «2»

Ответы: 1- 2,   2 – 1,   3 – 4,   4 – 2,   5 – 1,   6 – 2,   7 – 1,   8 – 4,   9 – 3,   10 – 1,   11 - 4

Работа вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа проводится в парах. Студенты проверяют работу друг друга, оценивают ее. Сверяют с эталоном. Затем сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

Оценка в журнал: «4» и ;5;, остальные по желанию студентов.

11.Выставление оценок.

12.. Домашнее задание:

1. Выучить таблицу.

2. Составить диктант ( выписать не менее10 предложений на правило «Правописание корнкй с чередованием гласных» из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

3. Подготовиться к проверочной работе.

12. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Студенты должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку.  

Заполнить таблицу:

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Структура урока

Этап урока

Использование  дидактического материала, названия ЭОР,

№ слайдов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Используемые современные образовательные технологии

2

3

4

5

6

7

Организационный этап

Слайд №1

Здоровается, сажает детей парами в три ряда

Включает слайд №1, просит всё подготовить

Дежурный до урока проветрил кабинет, включил освещение, подготовил экран и доску.

Внимательно читает содержание слайда №1, пересаживается и готовит необходимое.

1 мин.

Здоровьесберегающая

Воспроизведение ЗУН учащихся, необходимых для творческого выполнения  поставленных задач

Слайд №2

Просит каждому ряду прочитать внимательно своё задание и выполнить устно. Ответить на вопрос: «Какое слово лишнее и почему?»

Работает в паре с соседом по парте. Читают задание и устно отвечают на вопрос. Ответ: «Лишним является четвёртое слово, потому что его можно проверить ударением, а остальные слова – нельзя, т.к. они на правило «Правописание корней с чередующимися гласными в корне».

1 мин.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд №3

Просит сформулировать тему и цель урока, основываясь на приведённые примеры,

затем переключает слайд

Формулирует тему и цель урока

Проверяет свою работу и при необходимости корректирует её.

Выставляет отметку в «Листе самооценки»

1 мин.

Создание проблемной ситуации

Обращает внимание учащихся на задание А5 из книги В.В.Маслова «ГИА 2013. Русский язык, 9 кл.», стр.22 и задаёт вопрос:

Как быстро и безошибочно найти верный ответ?

Открывает указанную страницу и знакомится с текстом задания. Выдвигает свою гипотезу.

Выставляет отметку в «Листе самооценки»

4 мин.

Актуализация знаний. Составление алгоритма

Записывает алгоритм на доске:

1.Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.

2.Вспомнить корни с чередованием и их значения.

3.Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

Переписывает алгоритм в тетрадь для правил. Приводит пример на орфограмму и прорабатывает ее по записанному алгоритму

5 мин.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Карточки, правила-схемы (приложения 2, 3)

Пересаживает учащихся по 4 человека. Просит выделить корни в словах, записанных на карточке, используя правила-схемы.

Работает в группе из четырёх человек. Читает слова, выделяет в них корни, подчеркивает чередующиеся гласные. Самопрверка. Выставляет отметку в «Листе самооценки»

8 мин

здоровьесберегающая

Физкультминутка

Движения для глаз и позвоночника

Движения для глаз и позвоночника

Дежурный проводит физкульминутку

2 мин.

здоровьесберегающая

Обобщение и система-тизация зна-ний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Обучающий тест

http://fcior.edu.ru/card/12405/cheredovanie-glasnyh-e-i-v-korne-1.html 

Открывает ЭОР. Объясняет порядок работы.

Отвечает на вопросы. Выступает в роли консультанта

Работа в паре.  Выполняет задание, выбирает правильный ответ. Проводит самопроверку.

Выставляет отметку в «Листе самооценки»

5 мин.

Здоровьесберегающая

Контроль усвоения

Контрольная работа

(приложение 4)

Отмечает ответ, выбранный учениками.

Контролирует выполнение задания. Если необходимо, приходит на помощь.

Выставляет ученику отметку в «Листе самооценки»

Работает самостоятельно. Читает задание и выбирает верный ответ. При необходимости обращается к учителю.

5 мин.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет домашнее задание.

Задание А5 из книги В.В.Маслова «ГИА 2013. Русский язык, 9 кл.».

Записывает домашнее задание.

1 мин.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Слайд №5. Ответить на вопросы, взаимопроверка.

Организует подведение итогов урока. Задаёт вопросы ученикам: «Достиг ли урок цели?

 На какой балл каждый научился выполнять задание А5»? Просматривает оценочные листы, выставляет отметки за урок и комментирует их. Благодарит за урок.

Отвечает на вопросы товарища.

Оценивает свою работу и работу товарища.

7 мин.

Здоровьесберегающая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Происхождение корней с чередованием гласных Исследовательская работа с тудента группы 1ОСАП-7 Гордеева Виктора О. сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух. А.С. Пушкин

Слайд 2

Цель: 1 . Изучение истории происхождения корней с чередованием гласных. З адачи : 1.собрать необходимый материал; 2.выявить исторические изменения в словах; 3.объяснить современные орфограммы(чередования) с точки зрения исторической грамматики. Этапы работы: 1.изучение теоретических сведений о чередованиях в русском языке; 2.анализ слов; 3.систематизация полученной информации, формулировка вывода.

Слайд 3

Развитие славянских языков можно представить следующим образом Глава 1. История языка Русский язык относится к индоевропейской семье, восточнославянской группе, сюда входят еще белорусский и украинский языки. Ученые-лингвисты считают, что славянские языки восходят к общему языку, который условно называется праславянским языком.

Слайд 4

Особую роль в развитии славянского языка сыграло появление письменности и первого книжного языка- старославянского. Это была заслуга Кирилла и Мефодия , которые создали на основе древнеболгарского языка, который входит в группу южнославянских языков, старославянский язык и перевели на него Евангелие с греческого..

Слайд 5

Самым ярким примером развития чередований является образование в языке неполногласных и полногласных сочетаний. Дифтонгические сочетания гласных с сонорными изменялись, если находились перед согласными. Образовывалось полногласие. В праславянском языке было: ⃰ оl → ла, оло ⃰ оr → ра , оро ⃰ er → ре, ере.

Слайд 6

В старославянском языке преобладало неполногласие – ра , ла, ре, а, в древнерусском (русском) - полногласие - оро , оло , ере. Старославянский Древнерусский (русский) врата ворота град город брег берег страж сторож глава голова глас голос млечный молочный

Слайд 7

Мы можем отметить, что эти слова в языке употреблялись в то время практически одинаково. Однако слова с неполногласием все-таки больше книжные. Сначала они употреблялись в житиях, поучениях, где древние проповедники, используя, например, слово «брег» - край земли около воды, - предостерегали верующих от ошибок. В современном русском языке тоже есть слово «брег», и оно сохранило высокую поэтическую окраску и употребляется в поэтической речи.

Слайд 8

А . С. Пушкин «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»: 1.Вот открыл царевич очи; Отрясая грёзы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой… Мать и сын идут ко граду. Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон… ( оро // ра ) 2. Вот не берег вышли гости; Царь Салтан зовёт их в гости… Расплеснётся в шумном беге, И очутятся на береге , В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря… (ере //ре)

Слайд 9

Корни , в которых правописание зависит от наличия суффикса -а-. ( кас -/кос-, лаг-/лож- и другие) Многие лингвисты связывают это с разными по долготе звуками в корне, которые раньше, в праславянском языке, указывали на вид глагола (например, прилагать – несовершенный вид, приложить – совершенный). Сейчас такая закономерность встречается не везде, а современные носители русского языка не делят звуки [а] и [о] на краткие [ă], [ŏ] и долгие [ā], [ō]. Из праславянского языка. В нём гласные были краткие и долгие. Со временем это явление исчезло, а следы остались . Это корни, которые зависят от суффикса –А-: - бер - - бир -, -пер- -пир-, -дер- - дир -, -тер- -тир-, -мер- -мир- ( состояние покоя) Пример такого чередования: приложить — прилагать . Краткость действия –длительность действия. скак-скоч в связи с древнейшим качественным чередованием индоевропейских гласных а/о;

Слайд 10

Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница, пожимать такое разнообразие в корне — следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных . Исчезновение носовых гласных привело к чередованию А(Я)//ИМ(ИН): -А_ нанять-нанимать, занять- занимать . <

Слайд 11

КОРНИ -ЗАР- И -ЗОР-. Корень - зор - у восточных славян он имел следующую семантическую направленность: даёт свет, светит, освещает. Например, зорить - о молнии, зареве - сверкать, блестеть. А корень - зар - обозначал «отражать свет». зарево - огненный свет или отблеск на небе, на небосклоне, от небесных явлений или от пожара и огней на земле. Заря - видимый свет или освещение от солнца, находящегося под небосклоном; отражательный свет до восхода и по закате солнца; время это и самая продолжительность его. Узнать это помогли труды великого учёного-языковеда Владимира Ивановича Даля. Значит, в общеславянском языке морфемы - зор - и - зар - не были корнями с чередованием гласных.

Слайд 12

КОРНИ -ГОР- И -ГАР-: Не менее увлекательна история появления в нашей речи корней -гор- и - гар - . Слова «горе» и «гореть» в современном русском языке не являются родственными. А ведь этимологически «горе» связано с общеславянским « горъти », древнерусским – гор(ять) ти , старославянским – гор(ять) ти , украинским – горiти , сербохорватским – горети , польским – gorzec . Первоначальное значение слова «горе» - «то, что жжёт, мучает». Таким образом, существительное «горе» неожиданно находится в близком родстве с глаголом «гореть». Слово «гореть» известно в древнерусском и старославянском языках, таким образом, оно уже было распространенным в речи в XI в. Оно восходит к индоевропейскому корню guher , поэтому имеет родственные аналоги во многих языках: литовское garas (пар, дух), garbti – «жечь», ирландское gorim (согреваю), новоирландское gor (жар), древнеиндийское gharmah (жара, зной), а также hasar – «жар». Та же основа и в существительном «горе». Древнерусское прилагательное «горячий» в значении «жаркий», «знойный» впервые появляется только в «Слове о полку Игореве», а в значении «раскаленный» – в «Повести временных лет» (Лаврентьевской летописи). Производные: горячий, горелый, горе

Слайд 13

раст -/ ращ -/рос-, равн -/ ровн - Эти корни появились в современном русском языке разными путями. Корни рос-/рост- (вырос, Ростов) и ровн - (ровный) с буквой О – исконно русские, а корни раст -/ ращ - (растение, выращивать) и равн - (равный) с буквой А заимствованы из старославянского языка. Причём до XIII века разницы в значении не было. С XIII века прослеживается расхождение в смыслах: - равн - - одинаковый, - ровн - - прямой, гладкий. Так же как родственные слова с неполногласием ра , ла – старославянские, а с полногласием оро , оло – русские. Город, холод (исконно русские) – град, хлад (старославянские).

Слайд 14

мак-/мок- На разное написание гласных букв в корне могла повлиять деэтимологизация. Слова с этими корнями произошли от общей основы, но позже корни перестали считаться родственными, ведь слова с ними имели разные значения (мак- «погрузить в жидкость» обмакнуть, мок- «впитать жидкость» намокнуть). Затем эти корни снова объединили и стали считать разными вариантами одного и того же корня.

Слайд 15

Из вышесказанного можно сделать вывод: -корни с полногласными и неполногласными сочетаниями, -корни , зависящие от ударения, -корни , зависящие от согласного, -смысловые корни появились в результате влияния старославянского на древнерусский (русский) язык. Чередование корней, зависящих от суффикса –А-, возникло в результате процессов, происходящих в языке , начиная с праславянского языка; - скак-скоч в связи с древнейшим качественным чередованием индоевропейских гласных а/о.

Слайд 16

Заключение На уроках русского языка и литературы нам часто приходится сталкиваться с такими фактами языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. Экскурсия в историю языка, сравнение языковых процессов показывают, что современные нормы языка являются результатом его развития и совершенствования. Рассмотрев историю некоторых чередований, мы можем объяснить правила современной орфографии. Обращение к фактам исторической грамматики позволяет нам более сознательно и прочно усвоить правила современного русского языка, понять пути его развития, объяснить некоторые явления в современном правописании, происхождение того или иного слова, поможет грамотно писать. Наконец, это просто интересно…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии . Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

Слайд 2

Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. Открываем все тетрадки, Проверяем: всё ль в порядке.. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться!

Слайд 3

№1 Акцентологическая дуэль. Вариант 1 1 . Расставьте ударения. Дремота, знамение, приданое, диоптрия, закупорить, облегчить, намерение, газопровод, договор, созыв, диспансер, гастрономия, ломота, статуя, иконопись, баловать, кашлянуть, принудить, феномен, искра, ракурс, мизерный, сливовый, похороны, на похоронах, эксперт, жалюзи, премировать, заплесневелый, мельком, некролог, телеграфия, стереография, творог, фетиш, позвонит, включит. ( 37 баллов-«5», 30-36-«4», 22-29-«3 ». Проверьте и к арандашом поставьте + или -. Проверяем правильность: ручкой зачёркиваем неправильный ответ, ставим +,-. Считаем +, ставим оценку товарищу. Считаем зачёркнутое, отнимаем от 37, ставим оценку себе. _______________________________________________________________________ Акцентологическая дуэль __ Вариант 2. 1. Расставьте ударения. Асимметрия, алкоголь, апостроф, туфля, упрочение, щавель, блокированный, валовой, каталог, кухонный, августовский, зубчатый, гербовый, украинский, сироты, христианин, умерший, флюорография, полиграфия, цемент, обеспечение, с деньгами, балованный, корысть, мимикрия, опошлить, наверх, надолго, благовест, маркетинг, танцовщица, камбала, облегчить, свекла, принудить, звонишь, включишь. ( 37 баллов-«5», 30-36-«4», 22-29-«3»)

Слайд 4

Попробуйте сформулировать тему урока, проанализировав данные цитаты: Зри в корень ! ( Козьма Прутков) И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин) Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой. (А.С. Пушкин) Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. (А.С. Пушкин) И Бога глас ко мне воззвал . ( А.С. Пушкин)

Слайд 5

Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных .

Слайд 6

Цель занятия: умение грамотно писать корни с чередованием гласных. Пути достижения данной цели (задачи): 1.Повторить правила. 2. Систематизировать материал. 3. Обобщить материал. 4. Отработать навыки написания корней с чередованием.

Слайд 7

Как вы думаете, зачем надо грамотно уметь писать корни с чередованием? - Знания развивают мышление. Мы пришли учиться в колледж, чтобы пополнить ряды русской интеллигенции, а это самая образованная часть общества. Мы должны быть примером для других . Эпиграф к уроку: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

Слайд 8

В основе орфографической системы языка лежат некоторые принципы, которые основаны на правилах языка. Выделяют четыре принципа русской орфографической системы: - морфологический; - фонетический; - традиционный, или исторический; дифференцирующий . Расскажите о каждом принципе русской орфографии. Приведите примеры.

Слайд 9

Чтобы вам освежить в памяти знания, полученные в школе, Виктор Гордеев провёл небольшую исследовательскую работу и сейчас сделает доклад о происхождении корней с чередованием гласных. (Исследовательский проект ). Основные тезисы необходимо записать. Внимательно слушайте: Группы корней, откуда пришли.)

Слайд 10

Проверь себя (№2). Составление плана, стратегии по разрешению затруднений. 1. Отработать написание групп корней, которые вызвали затруднение. 2. Отработать правописание исключений. 3. Реализация выбранного плана. Отработка трудностей.

Слайд 11

Аналитическая таблица №3. Ответьте на вопросы и заполните таблицу: 1. Сколько групп корней с чередованием? На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне ?. 2. Определите закономерность написания корней с полногласными и неполногласными сочетаниями . 3. Перечислите корни, зависящие от суффикса –А-? 4. В чём происходит зависимость от суффикса –А- ? Перечислите исключения из этого правила. 6. Перечислите корни, зависящие от согласного звука. Как происходит зависимость? Перечислите исключения из этого правила. 9. Перечислите корни, зависящие от ударения . Расскажите правило. Перечислите исключения из этого правила. 12. Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями. Перечислите исключения из этого правила

Слайд 13

Алгоритм рассуждения: 1. Вижу безударную гласную. 2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной: Проверяемая; Непроверяемая; Чередующаяся. 3. Вспоминаю условия написания данного вида. 4. Определяю, к какой группе относится корень с чередованием и условия написания .

Слайд 14

Составьте словосочетания со словами-исключениями. Сочетание , изгарь( паровозная), пригарь (каша с), выгарки (масла), утварь, зоревать, зорянка , пловец, пловчиха, Ростов , росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачу, заскачу (заскочу), обскачу, равнина, поровну, ровесник, уровень , равнение(равняйсь ), поравняться с____, сровнять с…., сравнять с……

Слайд 15

№ 6: Докажите, что данный отрывок является текстом. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы. Пл .. вец Р.. стислав . Недалеко от города Р.. стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р.. стислав . У него было безопасное непром .. каемое жилище со всей необходимой для бобра утв .. рью . Вход в жилище распол .. гался ниже ур .. вня реки, в месте, где не было почв- пл .. вунов . Время от времени Р.. стислав подб ..рал пл .. вучие бревна и обд ..рал ветки р.. стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку. С юного возр ..ста Р.. стислав , имея хорошую память, покл .. нялся наукам и художественному творчеству и поч ..тал любое прик .. сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур .. внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч .. тания , изл ..гать события из своей жизни. Однажды на рассвете Р.. стислав решил пост..рать и направился по зар ..ставшей травой тропинке к зар .. слям камыша. Разг .. ралась з.. ря . Расст .. лавшийся ночью туман медленно раств .. рялся в воздухе. Пор.. внявшись с озером, в зар .. слях прибрежной травы Р.. стислав заметил удочки с попл .. вками , зам.. ршими среди водор ..слей и р.. стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р.. внине заг .. релых туристов, которые разж .. гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам.. чила роса. Работа в паре. Выполняют задание, выбирают правильный ответ. Проводят самопроверку

Слайд 16

Самостоятельная работа №7.. Ответы : 1- 2 , 2 – 1, 3 – 4, 4 – 2, 5 – 1, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 4, 9 – 3, 10 –1 , 11 - 4 Оценка: за 11 правильных ответов – «5» 9-10- ------ «4» 7-8- -------- «3» менее 7 ---« 2»

Слайд 17

Домашнее задание: 1. Выучить таблицу. 2. Составить диктант (выписать не менее10 предложений на правило «Правописание корней с чередованием гласных» из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») 3. Подготовиться к проверочной работе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по разделу "Морфология и орфография"

Материал предназначен для студентов первого курса среднеспециальных учебных заведений. В форме теста проверяются знания по разделу "Морфология и орфография"и закрепляются навыки правописания знаменате...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ»

Для студентов 1-х курсов сервисных специальностейУрок – соревнование проводится в столовой, либо в актовом зале по заранее разработанному плану. Творческие задания раздаются по группам за две недели д...

Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку

1. Актуальность проблемы, поднимаемой автором.2. Тема и идея (основная мысль) текста.3. Обоснование точки зрения автора.4. Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи. 5. Выраже...

Презентация урока "Фонетика"

Презентация к уроку русского языка по теме "Фонетика"  на этапе закрепления и обобщения изученного...

Презентация к уроку "Фонетика и орфография. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии"

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы: • Содержательные: выявление уровня знаний студентов по теме «Правописание корней с чередованием гласных», высокая степень...

Рабочая программа предмета ОДВ.03 Русское правописание: орфография и пунктуация

Рабочая программа предмета ОДВ.03 Русское правописание: орфография и пунктуация...