Методическая разработка урока: "Эпоха Павла Первого"
методическая разработка

Баженова Елена Павловна

Методическая разработка урока "Эпоха Павла Первого" для студентов первого курса СПО включает в себя методические рекомендации, план и конспект урока, рассчитанного на 2 академических часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_uroka_epoha_pavla_pervogo.docx232.14 КБ

Предварительный просмотр:

Название ресурса

Методическая разработка урока, план и конспект к теме:

 «Эпоха  Павла I (1796 – 1801 гг.)»

Планируемые результаты

- формируется

Способность выделять главную мысль при получении новой информации;

Умение сопоставлять исторические факты и находить причинно-следственные связи.

Умение самостоятельно работать с материалом

Представление о роли России в освобождении Европы от французских войск.

Представление об общей картине происходящих событий в мире на рубеже 18 – 19 веков и об особенностях развития Франции, России и Великобритании в эпоху войн второй антифранцузской коалиции.

Умение применять знания о главных действующих лицах: Павле 1,  Александре I, Суворове А.В., и т.д. в поликультурном общении.

Умение вести диалог, обосновывая свою точку зрения в дискуссии, например, на тему «О неоднозначности оценки личности Павла I ». Сопоставлять исторические события и портреты с их литературными и живописными образами. Например:

- сюжет картины В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году»;

Научное представление о важности тактики, разумного компромисса и системы ценностей в условиях ведения войны.

Патриотизм и чувство ответственности пред Родиной за ее настоящее.

Уважительное отношение к православной культуре и нравственным ценностям прошедшей эпохи.

Способность критически оценивать информацию, полученную из разных источников.

Умение прогнозировать последствия экономических и политических решений.

-развивается

Абстрактное и ассоциативное мышление;

Умение обобщать;

Навык самостоятельной работы;

- улучшается

Возможность восприятия информации;

Зрительная память;

Повышается интерес к теме урока.

Дисциплина

История России

Место проведения

Кабинет 304

Группа

111

Тип

Комбинированный урок

Автор

Баженова Е.П.

Образовательное учреждение

СПБ колледж информационных технологий

Используемая технология

технология проблемного обучения

Рекомендации поиспользованию

Использование ЭОР на уроке позволяет:

- предоставить материал в наглядной игровой  форме;

- составить вопросы разного уровня сложности.

Краткое описание

Цель:

1. Сформировать представление о Российской империи конца 18 века.

2. Получить информацию об исторических личностях  в контексте событий внешней политики империи.

 

Задачи:

-  запомнить  основные  приметы эпохи.

-  научиться формировать собственное мнение, невзирая на «исторические штампы», на примере личности императора Павла I.

- продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой;

- развивать умение анализировать и обобщать изучаемый материал;

- формировать самостоятельность мышления и творческий подход к работе;

- вызвать интерес и уважение к историческому прошлому России.

Оборудование:

- учебник «История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей» (авторы В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков), 2 ч. Москва, «Академия», 2018 г.

- компьютер, ТСО, экран.

Описание ЭОР:

В данном ЭОРе  4 видеосюжета из документального сериала: «Романовы».

Оценка степени достижения

- опрос по принципу «Домино»: студенты составляют вопросы по ходу получения нового материала. В конце урока они задают свои вопросы и отвечают на вопросы одногруппников, преподаватель координирует и оценивает ответы.

- опрос - игра «Ассоциации»: студенты придумывает исторические ассоциации на название, событие или термин, произнесенный на уроке. Преподаватель оценивает сложность и глубину ассоциации.

План открытого урока

Тема урока: «Эпоха  Павла I (1796 – 1801 гг.)»

Тип урока - комбинированный урок.

Аудитория-  304.

Время – 2 академических часа.

Группа -  111.

Преподаватель – Баженова Е.П.

Цели:

1. Получить представление о Российской империи конца 18 века.

2. Научиться формировать собственное мнение, невзирая на «исторические штампы», на примере личности императора Павла I.

Задачи:

1. Запомнить  основные  приметы эпохи.

2. Получить информацию об исторических личностях  в контексте событий внешней политики империи.

  1. Вступление к теме – 10 мин

 Неоднозначность личности императора Павла I.

Задание для студентов:

-   составить по 7 вопросов  по ходу изложения темы;

-   сформулировать законченную мысль на тему  услышанного материала.

        Фрагмент видео  (личность Павла). – 5 мин.

  1. Отношения Павла с матерью - Екатериной Великой – 10 мин.
  2. Основные преобразования внутри страны – 10 мин.

       Фрагмент видео (преобразования внутри страны) – 5 мин

  1. Внешняя политика –  10 мин.

       Фрагмент видео (заграничный поход А.В. Суворова) – 5 мин.

  1. Разминка  - ассоциации – 7 мин.

       Фрагмент видео: ( убийство Павла Первого)  – 5 мин.

  1. Работа студентов с вопросами, составленными во время урока– 15 мин.
  2. Подведение итогов – выставление оценок -  8 мин.

Конспект

Эпоха  Павла I (1796 – 1801 гг.)

                                                     «Приятно видеть и похвально Гамлет,

                                 Как отдаешь ты горький долг отцу…»

                                                                                                  В.Шекспир

     Павел I  пришел  к  власти  после  смерти  своей матери  Екатерины II, когда  ему было  уже  42 года.

 Во время правления Екатерины Великой  Павел был отстранен от государственных дел, жил, в основном,  в Гатчине со своей семьей,  испытывая  пренебрежительное отношение со стороны двора.  Мать и сын  не любили друг  друга: Екатерина,  потому  что  видела в  сыне  претендента  на  власть;  Павел,  потому что  не  мог простить  матери убийство отца  –  Петра III и череду  фаворитов – любовников  императрицы. За границей,  в Европе  Павла Петровича  называли  «русским Гамлетом»,  усматривая  схожесть  его  судьбы  с  судьбой   принца датского (мать принца  была  женой  убийцы его отца).

 Возможно, все эти жизненные обстоятельства сформировали в  порядочном и  благородном человеке такие черты, как   вспыльчивость и неуравновешенность. Под влиянием эмоций Павел мог  принять непродуманное или странное решение (указ о запрещении  ношения круглых шляп и жилетов, указ о том, чтобы все ложились спать в 9 часов вечера,  начало военного похода на Индию и т. д.).

 Деятельность Павла Петровича была направлена против политики его матери Екатерины II, с  одной стороны из чувства личной неприязни, а с другой стороны, потому что государственные дела  действительно пришли в беспорядок, а во властных структурах и в армии наблюдалось злоупотребление  и  разгильдяйство  при стареющей императрице.

Основные преобразования Павла I:

  1. восстановление допетровского указа о престолонаследии: отныне  трон будет передаваться  по мужской линии от отца к старшему сыну (1797 г.);
  2. ограничение дворянских  привилегий:

-  восстановление телесных наказаний для дворян за уголовные преступления,

-  ограничение власти помещиков над крестьянами: крестьян запретили продавать  с молотка без земли и заставлять их работать в выходные и праздничные дни.  Срок барщины был ограничен тремя днями в неделю,  что не означало намерения отменить крепостное право вовсе. Потому что Павел наряду с этими мерами  устанавливает крепостное право в Новороссии. Раздает  государственные земли, населенные крестьянами  в частные руки,  тем самым превращая казенных крестьян в крепостных.

- реформы в армии и  наведение порядка  на воинской службе (при Екатерине новорожденных мальчиков дворянского происхождения  часто записывали в полк, чтобы к совершеннолетию они получили  офицерский чин, что было явным злоупотреблением);

        3.    улучшение положения крестьян:

             -  отмена многих повинностей в пользу государства (хлебная повинность, обязанность держать лошадей для армии…);

             - возможность перехода в мещанское и купеческое сословие для казенных крестьян;

             - запрещение жестокого обращения с крепостными;

             - льготная продажа соли.

         4.  восстановление коллегий;

         5.  восстановление прежних форм управления вновь приобретенными  территориями;

         6.  контроль за  работой  административных  учреждений,  в  том числе Сената.

         7. свобода вероисповедания для католиков и старообрядцев.

Внешняя политика.

Вступая на престол, Павел надеялся удержаться от военных действий против Франции, но в 1799 году он вынужден был примкнуть ко второй антифранцузской коалиции, состоящей из Великобритании, Австрии, Турции и  Неаполя.

Русская эскадра под командованием  вице-адмирала Ф.Ф.Ушакова  участвовала в освобождении  от французов  островов Средиземного моря и южной Италии вместе с турецким и английским флотом.

Русский корпус совместно с австрийцами под командованием фельдмаршала  А. В. Суворова

Картинка 8 из 411

                                            «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Василий Суриков.

освободил от французов северную Италию и через Альпы, преодолев перевал Сен-Готард  и Чертов мост, с боями вступил в Швейцарию,  где, несмотря на отчаянное положение, при  нехватке боеприпасов  и продовольствия Суворову удалось вырваться из окружения  в Мутенской долине и уйти в Австрию.

Отступая, французы частично разрушили Чертов мост над горным потоком. Мост представлял собой узкую каменную арку без перил, длиной 20 метров. Русские солдаты разобрали сарай на склоне, связали бревна офицерскими шарфами и восстановили разрушенную часть моста. По связанным бревнам на высоте около 23 метров над бурлящим потоком нашим войскам удалось перебраться на другой берег, а затем выйти из ущелья.

Второй  русский корпус,  воюющий в Швейцарии под командованием Александра Михайловича Римского-Корсакова, был разбит  французами. Причиной неудач, во многом, были действия союзников – австрийцев, которые вовремя не поддержали наши войска.

Английскими союзниками Павел тоже был не доволен:

- русский экспедиционный корпус совместно с англичанами под командованием герцога Фредерика Йоркского воевал в занятой французами Голландии и нес большие потери, в основном, по вине Англии;

- остров Мальта, находящийся под покровительством Павла  с 1797 года, заняли англичане  в 1800 году, чтобы превратить в свою колонию.

Австрия и Англия постарались воспользоваться успехами наших войск, занимая освободившиеся от французов территории, сами при этом  не выполняли союзнических договоренностей, возможно, опасаясь усиления российского влияния в Европе.

Результатом этих событий был разрыв России с союзниками, мир с Францией и подготовка войны с Англией: казачье войско выступило в поход против Индии – английской колонии (1801 г.)

Смерть Павла I.

Павел Петрович был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке. Во главе заговора стоял генерал- губернатор Петербурга граф Петр Пален, о заговоре знал  старший сын  императора – наследник Александр Павлович.

3760.jpg

          Михайловский замок  (1797 – 1801 гг.).  Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна.

Причины заговора:

- недовольство дворян  сокращением их привилегий;

- стремление английской дипломатии  (лорд  Чарльз Уитворт) остановить военные приготовления против  Англии и предотвратить конфликт из-за острова Мальта;

 Павел с 1798 года по просьбе рыцарей Мальтийского ордена взял под защиту изгнанников с острова Мальта и стал главным  магистром ордена. Резиденция Мальтийского ордена  находилась в Петербурге до 1801 года;

- личная неприязнь  и потеря положения при дворе братьев Зубовых, один из которых Платон был последним фаворитом Екатерины II;

- жажда власти со стороны сына Александра.

Культура.

Начало строительства Казанского собора (1800 – 1811 гг.)

Возведение Михайловского замка  (1797 – 1800 гг.)

Тенденция к сближению католической и православной церкви, которая ничем не проявилась кроме личного интереса Павла к католичеству.

Вопросы:

  1. Почему  преобразования Павла I были  направлены против реформ предыдущей эпохи?
  2. В чем заключались реформы в армии?
  3. Причины возведения Михайловского замка.
  4. С чем связаны итальянский и щвейцарский походы  А.В. Суворова?
  5. Расскажите о переходе  русской армии через «Чертов мост» в Альпах.
  6. Почему  Россия вышла из второй антифранцузской коалиции?  
  7. Причины заговора  против Павла?
  8. Личность Павла Петровича.
  9. Почему Павла называли в Европе «русским Гамлетом»?
  10. Почему Казанский собор напоминает собор Святого Петра в Риме?

Примечание. Если читать подряд, только. выделенный текст, то  вы увидите краткую версию изложенной темы. Минимум информации - на оценку «3».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.

1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...

Методическая разработка урока "Россия в Первой мировой войне"

Методическая разработка открытого урока по истории "Россия в Первой мировой войне".На основе "каркасной" презентации построен урок. Студенты отвечают на вопросы, возникающие на экране. Вопросы поставл...

Методическая разработка урока по теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»

Методическая разработка открытого бинарного урокаОБЖ и биологияПо теме: «Первая доврачебная помощь при травмах»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) приуроченная к юбилею Петра Первого — последнего русского царя и первого российского императора. Тема: «Императорская кухня»

Данное внеклассное мероприятие даёт возможность студентам, ближе познакомится с российской кухней времен Петра первого, изучить особенности русского стола XVI – XVIII веков.  Совершить...

Методическая разработка мастер-класса «Мой первый спутник»

В методической разработке систематизирован материал по подготовке и проведению занятия по компетенции «Инженерия космических систем», отражены цель и задачи, оснащенность, приведена подробная методика...