Методическая разработка
методическая разработка

Белевская Татьяна Викторовна

Методическая разработка "Приемы рефлексии на уроках русского языка и культуры речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное  автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области

 «Калужский технический колледж»

ГАПОУ КО «КТК»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

_____________В.А.Никитина

«____»  __________2022 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»

Подготовил:

Председатель ДЦК

__________________Т.В.Белевская

Рассмотрено на заседании

Дисциплинарно-цикловой комиссии

 «Общеобразовательных дисциплин»

Протокол № 7 от 13.03.2022

Председатель дисциплинарно-цикловой          

комиссии  ____________Т.В.Белевская

г.Калуга, 2022

Аннотация

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Обучающийся может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………

4

Глава I. Понятие рефлексии…………………………………………………….

6

Глава II. Классификация рефлексии……………………………………………

9

Глава III. Активные методы и приемы обучения, включающие этап рефлексии…………………………………………………………………………..

15

Глава IV. Урок-рефлексия по ФГОС…………………………………………

23

Заключение…………………………………………………………………………

28

Список использованных источников………………………………………….

30

Приложения………………………………………………………………………..

31

ВВЕДЕНИЕ

Английский философ Герберта Спенсера говорил: «Великая цель образования – это не знания, а действия. Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Мы должны  создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Поэтому в педагогическом процессе актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения. Есть и другие немаловажные причины для того, чтобы использовать на уроках новые технологии:

-желание развития творческого мышления;

-потребность в развитии письменной и устной речи;

-увеличение объема информации;

-низкая мотивация к познавательной деятельности;

-недостаточно высокий уровень развития мышления, прежде всего, критического.

Кроме того, перед современным учителем встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?» «Чему и как учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогали ученику стать конкурентоспособной личностью?» А какой учитель не мечтает о том, чтобы в классе были творческие ученики, мажорно познающие предмет на максимальном для каждого из них уровне успешности.

Постоянная необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования, образовательных процессов. Студент должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей студентов, может использование современных образовательных технологий и приемов.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РЕФЛЕКСИИ

Рассматривая примерную структуру каждого типа урока по ФГОС, мы увидим, что, обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Так что же означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Рефлексия деятельности необходима для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; студент должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы.

Рефлексия – залог развития.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность преподавателя и студентов, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность. Для того чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, студент вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.

Обязательным условием создания развивающей среды в процессе проблемного обучения на уроке является этап рефлексии. Она помогает студентам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка студентом целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами студентов», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов.

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «студент – преподаватель».

Цель рефлексии для студента – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сопоставить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Только активно действуя в конкретной ситуации и осознавая свои действия, студент осваивает программу формирования рефлексивных умений. Совершая ошибки и исправляя их, обучающийся вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. То есть рефлексия каждого обучающегося становится необходимой составляющей процесса образования и особым средством освоения программы.

Основными компонентами рефлексии являются: педагог – деятельность студентов, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие; студент – своя деятельность, деятельность педагога, педагогическое взаимодействие. Образно говоря, при таком подходе возникает некий «рефлексивный круг».

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

2. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия на уроке помогает развитию универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивных. Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.

2. Познавательных. Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию.

3. Личностных. Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности.

4. Коммуникативных. Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ

1.По содержанию:

• Устная рефлексия

• Письменная рефлексия.

Многие ученые-психологи и педагоги отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.

Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:

Эссе - произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Написание эссе призвано обратить студента к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

«Бортовой журнал» - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться студентами, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и «бортового журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет студентам осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).

Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.

2. По функции:

• личностная рефлексия (физическая (успел – не успел), духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других), сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно)).

• интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

3. По типу урока:

• После освоения ключевых компетенций

• Промежуточная рефлексия

• Контрольная рефлексия

• Итоговая рефлексия.

4. По способам проведения:

• Анкета

• Вопрос

• Символ

• Таблица

5. По форме деятельности:

•Фронтальная (выборочная)

• Индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа со студентом по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

• Групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

• Коллективная

Обращаясь к функциям рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная нужно отметить, что рефлексию можно применять на любом этапе урока:

• Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• Рефлексия содержания учебного материала;

• Рефлексия деятельности.

• Рефлексия как способ обратной связи.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) и в конце деятельности. 

В результате этой рефлексии предполагается формирование благоприятного микроклимата на уроке, снижение уровня психологических и физиологических проблем со здоровьем у обучающихся за счёт реализации здоровьесберегающей технологии.

Рефлексия содержания учебного материала имеет свою особую цель: выяснить, как студенты осознали содержание пройденного материала. Для этого применяются различные приемы: устная рефлексия (имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей). Часто студенты говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии студентами активно поддерживаются: диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия «Совместный поиск». Данный прием имеет своей целью обмен мнениями по изучаемой теме.

В результате этой рефлексии растет уровень осознания содержания пройденного материала, развивается речь обучающихся (речь становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной), студенты размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили, информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли.

Формируются и развиваются новые способы самовыражения обучающихся, повышается мотивация учения, получения новых знаний, растет активность каждого обучающегося.

Эффективен пример незаконченного предложения. Например:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Целью такой рефлексии является подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Варианты вопросов, которые можно задать в конце урока с целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого- то из одноклассников?

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

В результате этой рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Обучающиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом). Растет активность каждого обучающегося.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, выполнения заданий на уроке, изучения нового материала. Студентам предлагается ответить на вопросы:

В чем заключалось задание?

Выполнил ли ты его?

Самостоятельно или с помощью?

На какую отметку ты его выполнил?

Рефлексия как способ обратной связи стимулирует речемыслительную деятельность студентов. Дает возможность студентам по-новому взглянуть на проблему, формирует умение выдвигать свои предположения, гипотезы развития событий, способствует развитию гипотетического мышления обучающихся.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать: цель урока или занятия, содержание и трудности учебного материала, тип урока или занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:

- Что я делаю?

- С какой целью?

- Каковы результаты моей деятельности?

- Как я этого достиг?

- Можно ли сделать лучше?

- Что я буду делать дальше?

Пока преподаватель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только студента, но и преподавателя.

III. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Существует немало современных образовательных технологий и приемов, включающих в себя этап рефлексии.

1. ПОПС-формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

Участникам образовательного процесса предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» студента в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

А самое главное, мы предлагаем студентам выразить собственное мнение, собственную позицию.

2. Метод проектов позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность. На этапе защиты проектных работ можно использовать оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других.

3. Прием «Кластер». Эффективен при объяснении  нового материала. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Этот педагогический метод развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Последовательность действий логична и проста:

- посередине чистого листа (или доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Система кластеров позволяет охватить большой объем информации.

Кластер используется на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его, для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

При создании кластера не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Обучающиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей преподавателя и студентов. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый студент создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у студентов определенного опыта в его составлении.

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • у обучающихся не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Прием кластера развивает системное мышление, учит систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит студентов вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций,

4. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.

5. Сообщения и доклады студентов по отдельным проблемам темы урока. В течение одного урока можно прослушать 2-3 человека, доклады дополняются сообщениями преподавателя, привлекается видеоматериал. Организуются дополнительные консультации вне уроков для докладчиков, чтобы содержание выступления было не случайно. Выступления подвергаются устному рецензированию слушателей доклада.

Обязательным завершением беседы, дискуссии, обсуждения, выступления, игры или презентации является организация различных форм рефлексии, с точки зрения смысла, содержания, в форме речевой деятельности на уроке. Как известно, содержание неизбежно облекается в соответствующую «форму», то есть та самая культура речи, которую нужно формировать, меняется вслед за изменением уровня мышления, уровня знаний. Рефлексия организуется в двух возможных формах: устной и письменной.

Устная форма рефлексии – это рецензирование студентами развернутых ответов, сообщений, докладов, обсуждение игры или презентации. Содержание рецензии очень простое и ясное каждому: что ценное, хорошее было в ответе, что было ошибочным или не упоминалось вовсе. Здесь важно обратить внимание студентов на речь отвечающих, на ее ясность, правильность, выразительность. Рецензированию обязательно предшествуют вопросы отвечавшему. Яркие, содержательные вопросы всегда оцениваются, точно так же как и интересные, осмысленные рецензии. На один ответ лучше дать несколько рецензий, особенно если мнения ребят расходятся или им кажется, что предыдущий рецензент был необъективен или некомпетентен. Несомненно, нужно поощрять дискуссии, которые могут быть вызваны разным отношением к тому, что рецензировали ребята. Наиболее интересные и поучительные дискуссии разгораются при рецензировании ролевых игр или презентаций.

Письменная форма рефлексии – конспектирование содержания занятия в рабочих тетрадях. Конспект – это отражение мнений, размышлений самого студента по тем вопросам, которые поднимаются на уроке. В этом случае конспект становится прообразом творческой работы.

6. Технология развития критического мышления. Часто обучающиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить студента к активной работе на уроке и дома.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы.

На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет обучающемуся:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.

На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации студентом; формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

С точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что данные стадии не представляют исключительной новизны для педагога. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Существуют различные приемы, раскрывающие технологию развития критического мышления, такие как:

  • составление списка «корзина идей, понятий, имён…»
  • рассказ-предположение по ключевым словам;
  • составление синквейнов;
  • прием «инсерт» (чтение с метками на полях)

Технология критического мышления актуальна на современном этапе развития общества тем, что:

  • осуществляется направленность на практическое использование. Педагогу предлагается большой набор приемов, способствующих активизации учебного процесса.
  • акцент делается на формирование социальных навыков.
  • внимание обращается на способы, приемы, позволяющие добывать знания.
  • технология направлена на развитие собственного мышления.

технология направлена на формирование ответственности за собственное обучение, учит отслеживать собственное понимание и собственное продвижение.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов.

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

ГЛАВА IV. УРОК-РЕФЛЕКСИИ ПО ФГОС

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность обучающихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Преподавателю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить студента ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть обучающийся должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений?

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — обучающийся должен самостоятельно находить «трудные места», сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

Как правильно определить цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.

Цели для урока-рефлексии:

Содержательная: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала

Деятельностная: формирование у обучающихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Примерный план проведения урока-рефлексии

Для урока-рефлексии можно руководствоваться следующим планом:

I. Мотивация (самоопределение) и коррекционная деятельность

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый студент «включился» в работу. И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»! 

 Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: «А знаете ли вы, что…!»

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Этот этап предполагает повторение пройденного материала и фиксирование основных понятий, терминов, знаний, которые усвоены.

То есть, преподаватель готовит обучающихся к самостоятельному выполнению определенного задания. Заданий не должно быть много — 5-6. Но все задания должны подбираться с таким учетом, чтобы можно было применить все новые изученные правила и способы работы.

Примеры заданий для урока-рефлексии:

  • Кластер. Многие используют этот прием на этапе рефлексии. В начале урока составление кластера поможет быстро обобщить и структурировать теоретический материал.
  • Сорбонки. Карточки памяти позволяют выявить пробелы. Работу можно проводить индивидуально или в группах. Во втором случае обучающиеся могут помочь друг другу выявить пробелы по теме.
  • Текст с пропусками. Причем этот прием можно использовать не только на уроках по гуманитарным дисциплинам.
  • Блиц-опрос.
  • РАФТ. Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: «Представь, что ты — глагол. Расскажи о себе» и т.д.
  • Да/нет. Преподаватель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Студенты либо соглашаются, либо опровергают.
  • Корзина идей. Каждый студент в течение пяти минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: обучающиеся (в группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Сразу видно, кто активно «наполняет корзину», а кому требуется помощь. Можно также предложить студентам фиксировать те сведения, которые он не смог вспомнить сам и те, которые вообще не знал.
  • Лови ошибку. Студентам предлагается текст / задача / пример, содержащие некоторое количество ошибок.
  • Жокей и лошадь. Студенты делятся на две группы. Одна группа получает карточки с вопросами, другая — с ответами. Затем каждый ищет свою пару.

Завершается данный этап рефлексией, где преподаватель подводит студентов к выводу, что ошибки — это не «криминал», а повод задуматься.

III. Локализация индивидуальных затруднений

Цель данного этапа — научить обучающихся шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Удобнее всего работать по вопросам:

  • Какое задание я выполнял?
  • Какое знание я использовал / каким способом решал задачу?
  • Что делал сначала? Потом?
  • Где возникло затруднение?
  • Почему? Чего мне хватает для правильного решения?

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

На данном этапе составляется индивидуальный (или групповой) проект решения проблемы.

  • Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого обучающегося (или группы) цель будет конкретной: научиться различать приставки пре- и при-, научиться решать задачи по данной формуле, запомнить важные даты эпохи Петра I и т.д.
  • Определяем средства. Что поможет обучающимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д.
  • Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема (повторить правило, рассказать соседу по парте, выполнить практическое задание, пересказать текст, выписать ключевые слова и т.д.) Для начала студентам можно предложить тот план, который вы использовали на уроке получения новых знаний. В дальнейшем они должны научиться самостоятельно планировать свои действия.

V. Реализация построенного проекта

Проще говоря — самостоятельная работа по составленному плану. Преподаватель при необходимости направляет студента, задает наводящие вопросы. Студенты, быстро справившиеся с заданием, переходят к выполнению творческих заданий или выступают в роли консультантов и помогают другим.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи

Студенты фронтально, а затем в парах (группах) выполняют задания по тем правилам, применение которых вызвало наибольшее затруднение. При этом обязательно проговаривается порядок действий.

Важно! На данном этапе каждое действие сопровождается рефлексией (обдумыванием: как это делается, что именно нужно делать, все ли стало понятным).

Примеры заданий: распределительные, графические диктанты, творческий пересказ, мини-тестирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый студент работает самостоятельно, выполняет задание по новому, усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли вообще применять вновь усвоенное правило.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе студенты получают задания, которые связывают новое знание / умение с уже пройденным материалом или задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы. Лучшего всего подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Проводится один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут студентам оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут студентам не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осуществление рефлексивной деятельности делает возможным управление нравственными процессами. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

В чем ценность рефлексии для человека? Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача преподавателя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, студент вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.

Способность к рефлексии дает возможность человеку:

- осознать свои поступки, отношения, ценности;

- управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями;

- формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности;

- обеспечивать осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Кроме того, рефлексивная практика помогает избавиться от страха, способствует открытому общению людей, сплочению команды, коллектива.

Психологи и педагоги отмечают, что рефлексия возможна, если:

- студентам предоставляется максимальная свобода выбора тем и способов работы;

- студента привлекают к постановке личных целей и задач в образовании;

- учитывается индивидуальный темп, личный опыт, стиль и способности обучающихся;

- признается право обучающегося на собственное личностное отношение к происходящему;

- в основу оценки студента кладется не оценка преподавателя, а самооценка процесса своего образования, рефлексия и деятельностная взаимооценка всех субъектов образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Глушкова О.В. «Рефлексия на уроке: вопросы и ответы». Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: сб.ст. по материалам межрегион. науч.-практ. конф. / редкол.: Е.А. Рябухина. – Пермь, 2008.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
  5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
  6. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002.
  7. Рубцов В.В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Под ред. И.С. Ладенко.- Новосибирск, 1987.
  8. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005.
  9. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Пособие для учителя. – М.: «Интерпракс», 1994.
  10. Юнина Е.А. Лекции / Е.А.Юнина. – Лысьва, 2004.
  11. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996

Приложение

1. «Слова»

Преподаватель раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все студенты выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого студента разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению студента, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению студента, оказалась для него ненужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- студенты вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.

Плюс

Минус

Интересно

3. «Анкета»

Студентам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить студентов аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

4. «Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«+»

« - «

«П»

«Н»

«О»

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«0» - не ответил

5. Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

6. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

7. Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

8. «Три М».

Студентам предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

9. «График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.

10. Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

11. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

12. «Благодарю…».

В конце урока преподаватель предлагает каждому студенту выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Преподавателя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

13. Оценочный лист.

Выполнил ли я то, что задумал?

__________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

______________________________________________________________________________

Всё ли получилось так, как я задумывал?

______________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

______________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

______________________________________________________________________________

14. «Бортовой журнал» - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

15. «Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

16. «Одним словом» (закончите одним словом):

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я:

научился ...

было интересно ...

было трудно ...

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным ...

Я понял что ...

Урок:

заставил задуматься ...

навел меня на размышления ...

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я:

доволен;

не совсем доволен;

не доволен, потому что ...

я выбрал эти занятия на уроке, потому что:

они мне нравятся больше остальных;

я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

они легче остальных.

17. Наш день (урок, мероприятие, игра) подошёл к концу, и я хочу сказать

Мне больше всего удалось ...

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников? Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...