Рабочая программа по УВП. 01 Родная литература для специальностей СПО
рабочая программа

Федорова Юлия Генадьевна

Данная рабочая программа содержит материалы для осуществления реализации занятий по ППССЗ технологического профиля по УПВ. 01 Родная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_upv._01_rodnaya_literatura-sz-211s.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Грязинский технический колледж»

(ГОБПОУ «ГТК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПВ.01 Родная литература

общеобразовательного цикла

 по программе подготовки специалистов среднего звена

по специальности технологического профиля

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Грязи, 2021


ОДОБРЕНО

цикловой комиссией  

общеобразовательных дисциплин

Председатель

________________ Н.В. Лавровская

«___» _______________ 2021г.

Составитель:         Федорова Ю.Г., преподаватель ГОБПОУ «ГТК»

Амирян И.С., преподаватель ГОБПОУ «ГТК»

                

Эксперты:

Техническая экспертиза:

Сушкова О.В., ответственный исполнитель ГОБПОУ «ГТК»

Содержательная экспертиза:

Лавровская Н.В., председатель цикловой комиссии ГОБПОУ «ГТК»

Рабочая программа разработана на основе:

  • приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной         решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Требования к предметным результатам освоения базового курса родной литературы отражают:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;
  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культурыпроизведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
  • понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
  • навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
  • в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
  • приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
  • выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
  •  осуществлять следующую продуктивную деятельность:
  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Н.А. Некрасов

Стихотворения: «Блажен незлобивый поэт…», «В дороге», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин», «Пророк», «Родина», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

Ф.И. Тютчев

Стихотворения: «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Нам не дано предугадать…», «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим...», «Певучесть есть в морских волнах…», «Умом Россию не понять…», «Silentium!» и др.

А.А. Фет

Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Я тебе ничего не скажу…» и др.

И.С. Тургенев «Гамлет Щигровского уезда», «Степной корольЛир».

И.А. Бунин « Деревня», «Суходол», «Тень птицы», «Крещенская ночь», «На проселке», «Собака», «Вечер»,«Одиночество», «Листопад», «Призраки», «Слово».        

Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Красный смех», «Кусака», «Рождественские рассказы русских писателей», «Жизнь Василия Фивейского», «Бездна», «Мысль».

А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире», «Река Потудань», «Счастливая Москва», «Корова», «Возвращение», « Сокровенный человек», «Неизвестный цветок».

Е.И. Носов «Кукла», «Красное вино», «Усвятские шлемоносцы», «Яблочный спас», «В чистом поле»,  «На дальней станции сойду», «Памятная медаль», «Вечерние стога», «Костер на ветру», «Журавлиный клин».

Отражение событий Великой Отечественной войны в поэзии писателей ХХ века.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин»,

К.Симонов «Жди меня», О.Бергольц «Ленинградская поэма».

К.Г. Паустовский  «Нет ли у вас молока?»

Э.Н. Веркин «Облачный полк».        

В.С.Розов «В добрый час !», «Гнездо глухаря», «Вечно живые», «в поисках радости», «Перед ужином», «Неравный бой», «В московском ополчении».

А.Н. Арбузов «Мой бедный Марат», «Таня», «Жестокие игры», «Старомодная комедия», «Сказки старого Арбата».

А.В.Вампилов  «Утиная охота», «Прощание в июне», «Старший сын», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске», «Записные книжки».                        ПЗ № 4        

Б. Екимов «На хуторе», «Память лета», «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори», «Святочные рассказы русских писателей», «Мальчик на велосипеде», «Осень в Задонье», «Возвращение. Рассказы о живой жизни».

З.Прилепин «Санькя», «Грех», «Обитель», «Семь жизней».

Современная русская поэзия.                        урок        

                                зачетное занятие        


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебного предмета ОУП.01 Родная литература в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

  • по специальности СПО – 42 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 39 часов; самостоятельная работа студентов - 1; консультации – нет.

Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Модуль воспитательной программы

Количество часов

Всего

в том числе

ПЗ

КР

Концепция мира и человека в русской поэзии второй половины  XIX века.

День знаний

4

2

 И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», «Степной король Лир».

Всероссийский урок безопасности в сети Интернет

2

2

И.А. Бунин

Предметные олимпиады

4

2

Л.Н. Андреев в контексте современности.

2

А.П. Платонов. Мир и человек в произведениях

4

1

 Е.И. Носов. Осмысление опыта войны

2

Отражение событий Великой Отечественной войны в поэзии писателей ХХ века.        

4

2

К.Г. Паустовский «Нет ли у вас молока?» Тема сиротства в рассказе        

2

Э.Н. Веркин «Облачный полк». Образы детей-героев в повести Э

2

Особенности драматургии 50–80-х гг. XX века в контексте родной литературы.

4

2

Поэзия 50–80-х гг. XX века в контексте родной литературы.

2

Б. Екимов. Человек и время в творчестве

2

З. Прилепин. Художественная антропология

2

Современная русская поэзия

1

Итого:

37

8

Консультации

-

Рубежные формы контроля – контрольная работа

1

Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет – 1,2 семестр

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

Всего максимальной нагрузки:

42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины ОДБ.02. Литература для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа дисциплины ОДБ.02 Литература для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа СПО "История родного края" 34 часа. 2017 г.

РП "История родного края" СПО. 34 часа. 2017 год...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык» Программа разработана на основе: Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Родной язык". Специальность 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.

АННОТАЦИЯ к рабочей программе общеобразовательной дисциплины «Родной язык» Программа разработана на основе: Разработана на основе: 1.Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа по предмету Родной (русский) язык

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Родной(русский) язык 2 класс...

Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»...

Разработка рабочей программы по предмету «Родная литература»

Разработка рабочей программы по предмету «Родная литература»...