Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
методическая разработка
Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»А. С. Пушкина (урок литературы для учащихся 5 класса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpkpsgtx_otkrytyj-urok.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа–интернат среднего общего образования г. Алагир»
Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А. С. Пушкина.
(урок литературы для учащихся 5 класса)
Разработала: Гамаева З. И.
учитель русского языка и литературы
Алагир, 2018
Тема урока: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Цель урока:
1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
2. Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Задачи урока:
• формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты, осуществлять расширенный поиск информации;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организовывать учебное сотрудничество, определять способы взаимодействия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности партнера;
• формировать умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• формировать умение планировать пути достижения целей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование:
• Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2017 г.;
• компьютерная презентация;
• проектор;
• видеоматериал «Притча о двух волках»
• видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
• фонохрестоматия, прилагающаяся к учебнику Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2012г. (фрагмент: обращение Елисея в Ветру)
• рисунки учащихся к сказочным произведениям А. С. Пушкина;
• портрет А. С. Пушкина;
Ход урока
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Приветствие. Постановка проблемы.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Рада вас видеть, и надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание на нашем необычном уроке. Мы продолжим работу над текстом сказки, но тему урока я бы хотела предложить сформулировать вам самим. Для этого послушаем короткую притчу. (Видео)
– Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А. С. Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.
– Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А. С. Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Слайд 1.
– Запишем тему урока в тетрадях. Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (внимательному, вдумчивому, выразительному чтению текста, его анализу…)
2-ой этап. Актуализация знаний и мотивация. Подготовка к восприятию темы.
Слайд 2.
– Давайте посмотрим, каково лексическое значение понятий «добро» и «зло».
– Итак, добро и зло являются главными моральными понятиями в жизни. В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, они всегда лежат на поверхности.
– Хоть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и авторская, в основу ее легли народные мотивы. Как вы знаете, няня поэта, Арина Родионовна, рассказывала поэту сказки, пела песни. Пушкин был восхищен их красотой и поэтичностью. И вот на свет появились такие литературные сказки в стихотворной форме как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Эту сказку вы читали дома, с содержанием ее вы знакомы. Скажите, к какому типу сказки вы ее отнесете? Докажите.
– Интересный факт: лето 1831 года А.С. Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне», а Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
Сказка о м. царевне была написана очень давно, поэтому в ней много устаревших слов. Возможно, некоторые из них остались непонятыми. Давайте узнаем их значение.
Слайд 3. Словарная работа (устаревшие слова) Вспомним, где в тексте мы с ними встречаемся.
3-ий этап. Работа над темой урока.
– Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
– Царевны и царицы.
– Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.
– Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? (Царицу-мачеху).
4-ый этап. Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Слайд 4.
– Кто из них олицетворяет добро, а кто – зло? Такой прием называется противопоставлением или (запишем новое слово) антитеза. Противопоставление = антитеза.
5-ый этап. Вопросы и задания. Сопоставительный анализ героев. Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
– Прежде чем перейти к работе с текстом, давайте запишем заголовок «Сравнительная характеристика царицы-мачехи и царевны». Теперь разделим тетрадный лист на две части. Слева подзаголовок «Царица», справа «Царевна». В процессе анализа будем вписывать характеристики в те графы, к которым они имеют отношение. К концу урока у нас должна получиться сравнительная характеристика.
Слайд 5.
Ответьте на вопросы:
• Как автор описывает царицу? Найдите в тексте.
• На что Пушкин хотел обратить наше внимание, употребив союз «но»? Противопоставляет внешность и внутренние качества.
• Как раскрывает сцена с зеркалом характер героини? (Зеркало символизирует тщеславие, самомнение, самолюбование, гордыню, спесь)
Слайд 6.
• Как автор описывает царевну? Найдите в тексте.
• Есть ли прямая оценка ее красоты? Нет. Говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю
• Как Пушкин дает нам понять о ее внешней красоте? Расцвела
• В каком сочетании чаще всего встречается этот глагол? В природе, цветок.
• Почему царица решила погубить царевну? Царица узнала от зеркала, что царевна красивее её. Зависть
• Что придумала злая царица, чтобы избавиться от соперницы? Найдите в тексте.
Чернавка жалеет бедную девушку и отпускает ее. Что происходит дальше? Она попадает в терем богатырей.
Слайд 7.
• Кто встречает её у ворот? (Пёс Соколко)
• Как он себя ведёт при виде царевны? (Рад её появлению, ласкается, понимает, что это добрая гостья – животных не обманешь, у них особое чутьё.)
– Запишем в таблицу слово «добрая», относящееся к характеристике царевны;
• Чем занимается царевна, попав в терем богатырей? Найдите в тексте.
– Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых братьев. Впишем слова «трудолюбивая» и «простая»
– Давайте посмотрим, как произошла первая встреча царевны с богатырями. (Найти в тексте)
– На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать)
Какие слова подтверждают её воспитанность, порядочность, деликатность?
– Какое–то время она живет в тереме. За это время богатыри в нее влюбляются.
– Ребята, как вы думаете, почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься? О какой черте характера это говорит? (Преданность, верность данному слову)
– Нужно сказать, что в сказках добрым героям всегда помогают силы природы.
Давайте вспомним, как королевич Елисей искал царевну? К кому он обращался за помощью?
Слайд 8.
– Следуя традициям русских народных сказок, Пушкин одушевляет солнце, месяц и ветер.
6-ой этап. Физкультминутка:
Слайд 9.
• Встаньте. Представьте, что вы в чистом поле.
• Поднимите руки и потянитесь к солнышку.
• Поймайте ветер, пошевелите пальчиками, почувствуйте дуновение ветерка…
• Вдохните полной грудью аромат свежего воздуха
• Опустите медленно руки и выдохните.
• Сядьте, расслабьтесь…
• Закройте глазки.
• Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне в поисках невесты.
7-ой этап. Вопросы и задания.
– Теперь мысленно перенесемся во дворец царицы.
Узнав от зеркальца, что царевна жива, царица решает ее отравить. Давайте вспомним, как это произошло.
Слайд 10.
Ответьте на вопросы:
• В кого переоделась чернавка? В черницу (в монахиню)
• Почему Пушкин называет черницу «старушонкой», а царевна – бабушкой? (Автор знает злой умысел черницы)
• Кто защищал царевну? (Пес Соколко)
– Коварный план царицы удался. Царевна умирает. Это, пожалуй, самый трагический эпизод сказки. Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.
Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
– А разве в народной сказке зло побеждает добро? (Нет)
– Тогда и нам не стоит отчаиваться. Пушкин следует народным традициям. Значит, сказка не окончена, впереди счастливый конец.
Слайд 11.
– Так чем заканчивается сказка? Конечно же, по традиции волшебной сказки, добро побеждает зло. Мёртвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Злая царица умирает. Королевич и царевна играют свадьбу. За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбой.
– Теперь давайте зачитаем, что у нас получилось в сопоставительной таблице. Какая царевна? И какая царица?
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.
8–ой этап. Рефлексия деятельности.
Слайд 12.
– Какое из качеств царевны вам кажутся наиболее важными?
– Чего нет в вас, и чему бы вы хотели научиться у нее?
– А что для вас самое большое зло в царице?
– Какое из качеств царицы вы находите в себе?
– Каждая сказка чему-нибудь учит. Чему научила вас эта сказка? Какой урок вы извлекли для себя? Какими нельзя быть?
– Злая мачеха как бы ни старалась, но ничего у неё не выходит. Доброта и верность царевны настолько велики, что все злые козни оканчиваются крахом. Значит, зло не всесильно. Красота сама по себе без прекрасных душевных качеств ничто, пустота.
9-ый этап. Работа с иллюстрациями.
– У вас было задание проиллюстрировать добро и зло отвлеченно и на примере нашей сказки. Посмотрим, что у нас получилось. Авторы рисунков по очереди представят свои работы и прокомментируют их.
Итог урока.
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы увидели, как на примере женских образов, на основе их противопоставления, автор поднимает вечную проблему: противостояние добра и зла в мире и в душах людей, а также воспевает настоящую красоту, которая заключается во внутренней – душевной красоте.
– На этом наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы из него извлекли что-то полезное.
Слайд 13.
– Закончить урок хочется словами поэта Низами.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда
Добро – творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого – зло родится.
– Благодарю вас за работу. Благодарю гостей за внимание.
Домашнее задание.
Написать поздравительную открытку Елисею и Царевне по поводу свадьбы.
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Выведение оценок.
– Оцените свою работу на уроке и выставьте себе оценки (учитель контролирует).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
На уроке ставились цели: 1) Раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере « Сказки о мёртвой цар...
Презентация к ур по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
В данной презентации показываются этапы урока по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях" Презентация красочная, интересная. Заставляет учащихся работать и с текст...
Литературная викторина по сказкам Пушкина 3 класс
Дети в игровой форме повторяют сказки Пушкина. Викторина проходит в виде соревнования между командами....
АС.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Открытый урок для 4 класса включает физминутку. Дети на уроке учатся делать выводы,описывать героев,сравнивать,пересказывать....
Статья на тему: "Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
Противостояние добра и зла в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»...
Интегрированное занятие «Добро и зло в сказках»
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, книги, фильмы, но и старые, добры...
Презентация на тему "Нестандартные формы контроля" Викторина для 3 класса по сказке А.С.Пушкина : "Сказка о царе Салтане"
Презентация содержит викторину по сказке А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане и сыне его славном князе Гвидоне и прекрасной Царевне-лебедь"...