Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
методическая разработка

Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»А. С. Пушкина (урок литературы для учащихся 5 класса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpkpsgtx_otkrytyj-urok.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа–интернат среднего общего образования г. Алагир»

Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина.

(урок литературы для учащихся 5 класса)

                                                                                                        Разработала: Гамаева З. И.

                                                                                                        учитель русского языка и литературы

Алагир, 2018

Тема урока: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

       

Цель урока:

1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.                       Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи урока:  

• формировать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ художественных образов; проводить наблюдения и эксперимент, структурировать тексты, осуществлять расширенный поиск информации;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организовывать учебное сотрудничество, определять способы взаимодействия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку деятельности партнера;

• формировать умение соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• формировать умение планировать пути достижения целей, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование:

• Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных                           учреждений. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2017 г.;

• компьютерная презентация;

• проектор;

• видеоматериал «Притча о двух волках»

• видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

• фонохрестоматия, прилагающаяся к учебнику Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2012г. (фрагмент: обращение Елисея в Ветру)

• рисунки учащихся к сказочным произведениям А. С. Пушкина;

• портрет А. С. Пушкина;

                                                                                 

                                                                               

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Приветствие. Постановка проблемы.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Рада вас видеть, и надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание на нашем необычном уроке. Мы продолжим работу над текстом сказки, но тему урока я бы хотела предложить сформулировать вам самим. Для этого послушаем короткую притчу. (Видео)

– Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А. С. Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

– Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А. С. Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 1.

– Запишем тему урока  в тетрадях. Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (внимательному, вдумчивому, выразительному чтению текста, его анализу…)

2-ой этап. Актуализация знаний и мотивация. Подготовка к восприятию темы.

Слайд 2.

– Давайте посмотрим, каково лексическое значение понятий «добро» и «зло».

– Итак, добро и зло являются главными моральными понятиями в жизни. В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, они всегда лежат на поверхности.

– Хоть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и авторская, в основу ее легли народные мотивы. Как вы знаете, няня поэта, Арина Родионовна, рассказывала поэту сказки, пела песни. Пушкин был восхищен их красотой и поэтичностью. И вот на свет появились такие литературные сказки в стихотворной форме как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Эту сказку вы читали дома, с содержанием ее вы знакомы. Скажите, к какому типу сказки вы ее отнесете? Докажите.

– Интересный факт: лето 1831 года А.С. Пушкин и В.А. Жуковский проводили в Царском селе. Там они решили устроить «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский впоследствии написал «Сказку о спящей царевне», а  Пушкин «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».

Сказка о м. царевне была написана очень давно, поэтому в ней много устаревших слов. Возможно, некоторые из них остались непонятыми. Давайте узнаем их значение.

Слайд 3. Словарная работа (устаревшие слова) Вспомним, где в тексте мы с ними встречаемся.

3-ий этап. Работа над темой урока.

– Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

– Царевны и царицы.                                                                        

– Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

– Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  (Царицу-мачеху).

4-ый этап. Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Слайд 4.

– Кто из них олицетворяет добро, а кто – зло? Такой прием называется противопоставлением или (запишем новое слово) антитеза. Противопоставление = антитеза.

5-ый этап. Вопросы и задания. Сопоставительный анализ героев. Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

– Прежде чем перейти к работе с текстом, давайте запишем заголовок «Сравнительная характеристика царицы-мачехи и царевны». Теперь разделим тетрадный лист на две части. Слева подзаголовок «Царица», справа «Царевна».  В процессе анализа будем вписывать характеристики в те графы, к которым они имеют отношение. К концу урока у нас должна получиться сравнительная характеристика.

Слайд 5.

Ответьте на вопросы:

• Как автор описывает царицу? Найдите в тексте.

• На что Пушкин хотел обратить наше внимание, употребив союз «но»? Противопоставляет внешность и внутренние качества.

• Как раскрывает сцена с зеркалом характер героини? (Зеркало символизирует тщеславие, самомнение, самолюбование, гордыню, спесь)

Слайд 6.

• Как автор описывает царевну? Найдите в тексте.

• Есть ли прямая оценка ее красоты? Нет. Говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю  

• Как Пушкин дает нам понять о ее внешней красоте? Расцвела

• В каком сочетании чаще всего встречается этот глагол? В природе, цветок.

• Почему царица решила погубить царевну? Царица узнала от зеркала, что царевна красивее её. Зависть

• Что придумала злая царица, чтобы избавиться от соперницы? Найдите в тексте.

Чернавка жалеет бедную девушку и отпускает ее. Что происходит дальше? Она попадает в терем богатырей.

Слайд 7.

• Кто встречает её у ворот?  (Пёс Соколко)

• Как он себя ведёт при виде царевны? (Рад её появлению, ласкается, понимает, что это добрая гостья – животных не обманешь, у них особое чутьё.)

– Запишем в таблицу слово «добрая», относящееся к характеристике царевны;

• Чем занимается царевна, попав в терем богатырей? Найдите в тексте.

– Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых братьев. Впишем слова «трудолюбивая» и «простая»

– Давайте посмотрим, как произошла первая встреча царевны с богатырями. (Найти в тексте)

– На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать)

Какие слова подтверждают её воспитанность, порядочность, деликатность?

– Какое–то время она живет в тереме. За это время богатыри в нее влюбляются.

– Ребята, как вы думаете, почему царевна отказала богатырям, когда они пришли к ней свататься? О какой черте характера это говорит? (Преданность, верность данному слову)

– Нужно сказать, что в сказках добрым героям всегда помогают силы природы.

Давайте вспомним, как королевич Елисей искал царевну? К кому он обращался за помощью?

Слайд 8.

– Следуя традициям русских народных сказок, Пушкин одушевляет солнце, месяц и ветер.

6-ой этап. Физкультминутка:

Слайд 9.

•  Встаньте. Представьте, что вы в чистом поле.

•  Поднимите руки и потянитесь к солнышку.

•  Поймайте ветер, пошевелите пальчиками, почувствуйте дуновение ветерка…

•  Вдохните полной грудью аромат свежего воздуха

•  Опустите медленно руки и выдохните.

•  Сядьте, расслабьтесь…

•  Закройте глазки.

•  Представьте себе картину, как королевич Елисей скачет на своем верном коне в поисках невесты.

7-ой этап. Вопросы и задания.

– Теперь мысленно перенесемся во дворец царицы.

Узнав от зеркальца, что царевна жива, царица решает ее отравить. Давайте вспомним, как это произошло.

Слайд 10. 

Ответьте на вопросы:

• В кого переоделась чернавка? В черницу (в монахиню)

• Почему Пушкин называет черницу «старушонкой», а царевна – бабушкой? (Автор знает злой умысел черницы)

• Кто защищал царевну? (Пес Соколко)

– Коварный план царицы удался. Царевна умирает. Это, пожалуй, самый трагический эпизод сказки. Давайте посмотрим небольшой отрывок из мультфильма.

Видеофрагмент из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

– А разве в народной сказке зло побеждает добро? (Нет)

– Тогда и нам не стоит отчаиваться. Пушкин следует народным традициям. Значит, сказка не окончена, впереди счастливый конец.

Слайд 11.

– Так чем заканчивается сказка? Конечно же, по традиции волшебной сказки, добро побеждает зло. Мёртвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Злая царица умирает. Королевич и царевна играют свадьбу. За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбой.

– Теперь давайте зачитаем, что у нас получилось в сопоставительной таблице. Какая царевна? И какая царица?

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

8–ой этап. Рефлексия деятельности.

Слайд 12.

– Какое из качеств царевны вам кажутся наиболее важными?

– Чего нет в вас, и чему бы вы хотели научиться у нее?

– А что для вас самое большое зло в царице?

– Какое из качеств царицы вы находите в себе?

– Каждая сказка чему-нибудь учит. Чему научила вас эта сказка? Какой урок вы извлекли для себя? Какими нельзя быть?

– Злая мачеха как бы ни старалась, но ничего у неё не выходит. Доброта и верность царевны настолько велики, что все злые козни оканчиваются крахом. Значит, зло не всесильно. Красота сама по себе без прекрасных душевных качеств ничто, пустота.

9-ый этап. Работа с иллюстрациями.

– У вас было задание проиллюстрировать добро и зло отвлеченно и на примере нашей сказки. Посмотрим, что у нас получилось. Авторы рисунков по очереди представят свои работы и прокомментируют их.

Итог урока.

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы увидели, как на примере женских образов, на основе их противопоставления, автор поднимает вечную проблему: противостояние добра и зла в мире и в душах людей, а также воспевает настоящую красоту, которая заключается во внутренней – душевной красоте.

– На этом наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы из него извлекли что-то полезное.

Слайд 13.

– Закончить урок хочется словами поэта Низами.

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда
Добро – творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого – зло родится.

– Благодарю вас за работу. Благодарю гостей за внимание.

Домашнее задание.

Написать поздравительную открытку Елисею и Царевне по поводу свадьбы.

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Выведение оценок.

– Оцените свою работу на уроке и выставьте себе оценки (учитель контролирует).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Добро и зло в казке А.С. Пушкина Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

На уроке ставились цели:   1)  Раскрыть нравственный  смысл сказки Пушкина,     рассмотреть категории добра и зла  на  примере « Сказки о мёртвой цар...

Презентация к ур по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

В данной презентации показываются этапы урока по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях" Презентация красочная, интересная. Заставляет учащихся работать и с текст...

Литературная викторина по сказкам Пушкина 3 класс

Дети в игровой форме повторяют сказки Пушкина. Викторина проходит в виде соревнования между командами....

АС.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Открытый урок  для 4 класса включает физминутку. Дети на уроке учатся делать выводы,описывать героев,сравнивать,пересказывать....

Статья на тему: "Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"

Противостояние добра и зла в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»...

Интегрированное занятие «Добро и зло в сказках»

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только родители, книги, фильмы, но и старые, добры...

Презентация на тему "Нестандартные формы контроля" Викторина для 3 класса по сказке А.С.Пушкина : "Сказка о царе Салтане"

Презентация содержит викторину по сказке А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане и сыне его славном князе Гвидоне и прекрасной Царевне-лебедь"...