Методическая разработка по русскому языку на тему: Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
методическая разработка

Гальченко Яна Александровна

Обобщение, углубление знаний учащихся о словосочетании; формировать умение представлять учебный материал в виде таблицы; формировать умение задавать вопросы к тексту и формулировать проблему текста;  отрабатывать умения выполнять синтаксический анализ словосочетания; совершенствовать умения анализировать и обрабатывать научную информацию; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА. СЛОВОСОЧИТАНИЕ»

2020

Тема: Основные единицы синтаксиса.  Словосочетание.

Вид занятия: обобщения и систематизации знаний ,совершенствования навыков и умений.

Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания учащихся о словосочетании; формировать умение представлять учебный материал в виде таблицы; формировать умение задавать вопросы к тексту и формулировать проблему текста;  отрабатывать умения выполнять синтаксический анализ словосочетания; совершенствовать умения анализировать и обрабатывать научную информацию; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

Методы: словесный, наглядный, самостоятельной работы, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование и материалы: Учебник Русский язык А.И.Власенко, Л. М. Рыбченко, Карточки. Раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть

Подготовка к уроку. Запись темы урока в журнал. Отметить отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

1.Наличие домашнего задания

2.Разбор допущенных ошибок

III. Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний студентов

В качестве эпиграфа к уроку возьмём слова известного английского драматурга, философа, прозаика, лауреата Нобелевской премии в области литературы Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность».

-Как вы понимаете эти слова?

-Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.

IV. Сообщение темы и цели занятия

На доске записать тему и план урока, которые студенты переносят в рабочие

тетради.

V. Работа по теме занятия.

1.Разбор основных единиц синтаксиса. Словосочетание

Заполнение таблицы коллективное.

Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Что называет

Отношения между явлениями

Событие

Отношения между событиями

Грамматическое значение

Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)

Значение лица, времени, наклонения (предикативность)

Отношения между предикативными единицами

Строение

Не менее двух слов

Наличие одной предикативной единицы

Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения

Нет, не является

Одна единица сообщения

Одна единица сообщения

2. Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

- Какие сочетание слов нельзя было выписывать и почему?

3.Составление логической схемы «Словосочетание»

Составление схемы производится учащимися коллективно вместе с преподавателем отвечая на наводящие вопросы.

Виды словосочетаний

Простые

Сложные

Именные

 Глагольные

Объектные

Определительные

Объектные

Обстоятельственные

Синтаксически свободные

Синтаксически несвободные

С согласованием

С управлением  

С примыканием

4.Синтаксическая разминка.

Определите вид подчинительной связи. Выпишите из предложенных вариантов словосочетания: 1группа-именные, 2 группа-глагольные, 3 груп-наречные, один ученик проводит орфографическую работу на доске.

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

5.Определительный диктант. Определите смысловые отношения в словосочетаниях.

Шелковое платье, письмо отцу, гулять в лесу, по-летнему жарко, мой дом, сидя на стуле, второй вагон.

-К какому из записанных словосочетаний можно подобрать синонимичную конструкцию?

6. Работа с учебником с.83 упр. № 111, 112.

7. Поисковая работа.

1. Найдите цельное (несвободное) словосочетание в данных ниже предложениях. Почему вы так думаете?

Мама беспокоилась о ребёнке. Сумерки спустились на землю. В сенях пахло свежим яблоком. Серёжа молчал пять минут.

2. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словосочетаний.

Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

8.Синтаксический разбор словосочетания. 

1.Выделить словосочетание из предложения. 2.Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3.Указать вид синтаксической связи (сочинительная, подчинительная).4.Построить схему. 5.Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное или наречное) 6.Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). 7.Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (Чей? Какой? – определительные. Кого? Чего? Кому? Чему? – дополнительные. Куда? Как? Когда? Зачем?- обстоятельственные). 8.Определить вид словосочетания по слитности компонентов (свободное, несвободное).

9. Работа с текстом. Учебник Власенко А.И. Русский язык и литература. Русскмй язык.10 —11классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень/ А.И. Власенко, Л.М. Рибченкова. — 3-е изд —М.:Просвещение, 2016. — 287с.

 с. 83 № 11

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. 2. Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль. 3. К какому типу речи относится этот текст? Докажите свою точку зрения. 4. Из предложения 4 выпишите три словосочетания с разными видами подчинительной связи. Выполните синтаксический разбор одного из них.5. Каким членом предложения является союзное слово который?

VI. Выдача задания для самостоятельной работы.

Карточка № 1 Игра «Третий лишний»

Среди словосочетаний отыскать «лишнее», т.е. то, в котором слова связаны иным видом связи, чем в других.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

3. тихо падают

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

3. брызги дождя

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром

Карточка № 2 Лингвистическая задача

- Ученик получил задание выписать из предложения словосочетания и сочетания слов. Он долго думал и решил, что в задании ошибка, ведь словосочетания и сочетания слов - это одно и то же! Помогите ему (мотивируйте свой ответ).

- А теперь отыщите в предложении словосочетания и сочетания слов.

Золотым дождем упадут листья на землю, зашуршат печально.

словосочетания

сочетания слов

Карточка № 3 Конструирование словосочетаний.

К данным словосочетаниям подберите синонимичные выражения. Укажите способы подчинительной связи в обоих случаях.

Осенние приметы, листья клены, парусная лодка, относиться с уважением, восторженно аплодировать, роман о приключениях, ожерелье из жемчуга, лунный свет, городские жители, вершины гор, взглянуть с негодованием –

Карточка № 4 Конструирование словосочетаний.

Составьте словосочетания, употребив заключённые в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение)

Карточка № 5 «Тренинг начинающего редактора»

 Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4) По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6) Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7) Это был характерный ему почерк. 8) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 9) Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространённых элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10) На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города 

VII. Итог занятия.

Каковы характерные признаки словосочетания? Для чего важны знания в области синтаксиса и пунктуации?

Выставление оценок

VII. Рефлексия.

В начале урока мы говорили об успешности. Постарайтесь оценить свою работу на уроке, поставив себя на лестнице успеха.

VIII. Домашнее задание

Учебник Власенко А.И. Русский язык и литература. Русскмй язык.10 —11классы: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень/ А.И. Власенко, Л.М. Рибченкова. — 3-е изд —М.:Просвещение, 2016. — 287с.

Упр. № 113 с.83


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Лексика русского языка" 10 - 11 класс

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Методическое обоснование темы Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 0...

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение".

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение"....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"

Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...

Разработка урока русского языка по теме: «Ведение дискуссии на заданную тему»

Урок , проведенный с опорой на данную работу поможет студентам развить творческие, коммуникативные, аналитические способности, а также научит обучающихся отставивать свою позицию....

Методическая разработка по русскому языку

Тема урока: Гласные буквы Ё, ё....

Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"

Тема  урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...

Методическая разработка. План-конспект урока на тему: Основные понятия автоматизированной обработки информации

Данная методическая разработка предназначена для вводного курса по профессии: "Оператор вычислительных и электронно-вычислительных машин", "Оператор электронного набора и верстки"....