Методическая разработка. План-конспект урока на тему: Основные понятия автоматизированной обработки информации
план-конспект урока

Каравайчик Диана Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для вводного курса по профессии: "Оператор вычислительных и электронно-вычислительных машин", "Оператор электронного набора и верстки".

Предмет: Основы информационных технологий.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать понимание автоматической обработки информации, установить связь автоматизированной информации с другими информационными источниками.

Задачи урока:

Образовательные: понимать термин информация, знать процессы информатизации, критерии развитости информационного общества, познакомиться с возможностями автоматической обработки информации, её процессами, понимать роль информационных процессов в жизни человека.

Воспитательные: воспитать интерес к информационным технологиям, к процессу обучения, умение ориентироваться в общественной социальной жизни.

Развивающие: развить умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать знания ; стремление к расширению кругозора, развивать приемы мыслительной деятельности; развить познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

План-конспект урока теоретического обучения

Предмет:  Основы Информационных Технологий

Тема урока:

Тема 1 Операционные системы

Основные понятия автоматизированной обработки информации

Цель урока: сформировать понимание автоматической обработки информации, установить связь автоматизированной информации с другими информационными источниками.

Задачи урока:

 Образовательные: понимать термин информация, знать процессы информатизации, критерии развитости информационного общества, познакомиться с возможностями автоматической обработки информации, её процессами, понимать роль информационных процессов в жизни человека.

Воспитательные: воспитать интерес к информационным технологиям, к процессу обучения, умение ориентироваться в общественной социальной жизни.

Развивающие: развить  умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать знания ; стремление к расширению кругозора,  развивать приемы мыслительной деятельности; развить познавательный интерес к предмету на основных достижениях науки и техники.

Учебно-методические материалы: мультимедийный проектор, презентация.

Планируемые результаты.

Основные компетенции:

ОК-1 Способность анализировать и синтезировать основные понятия информационных технологий, обобщать и делать выводы.

ОК-2 Способность использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-3. Способность использовать полученные знания для формирования мировоззрения человека, как единицы информационного общества.

Длительность урока: 90 мин.

Ход урока:

  1. Организационный этап (3мин.)

Проверка по журналу явки учащихся.

Проверка внешнего вида учащихся.

  1. Актуализация знаний, мотивационный этап.  (5 мин.)

Объявление плана изучения предмета «Основы информационных технологий». Объявление темы урока. Сообщение цели, задач урока.

  1. Объяснение нового материала: (70 мин.)

Преподаватель: Если спросить ребенка что же такое информация? То он назовет слова, которые у него ассоциируются с этим понятием. Новости , газеты, слышать, видеть и так далее.Если углубится в понятие информация,  то окажется, что оно не имеет точного исчерпывающего определения.  Но это фундаментальные понятие, как например «точка» в геометрии или «масса» в физике. В употребление это слово вошло во второй половине 20 века, поэтому в толковых словарях Даля его определение мы тоже не найдем. В быту под информацией мы понимаем сообщения, сведения, новости, получаемые из внешнего мира при помощи чувств (глаза, уши, нос, язык). Основательно науки кибернетики Норберт Виннер дал такое определение информации:

Информация – это не материя и не энергия, информация – это информация.

Выделяют два подхода к определению информации:

(запись в тетрадь)

1. Традиционный (используется в информатике): информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств.

2. Вероятностный (используется в теории об информации): информация – это сведения об объектах, процессах, явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают степень неопределенности и неполноты знаний о них.

Знания – высшая форма информации. Знания подразделяются на декларативные («я знаю, что…») и процедурные («я знаю, как…»).

Преподаватель: Информация не может возникнуть из неоткуда, у нее должен быть источник, который называется информационный ресурс.

(Запись в тетрадь) 

Информационные ресурсы - это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности. Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Классификация информации: (запись в тетрадь)

1)  По области возникновения:

  • Элементарная
  • Биологическая
  • Социальная

2) По способу передачи: визуальная, аудиальная, органолептическая, машинная.

Свойства информации: объективность, дискретность, полнота, актуальность, точность, понятность. (запись в тетрадь)

Преподаватель:

Информация должна обладать определенными свойствами.

 Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.

Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.

Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.

Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п. Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.

Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.

Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.

 Преподаватель: С понятием информации тесно связано понятие информационного процесса.

 (Запись в тетрадь)

Информационный процесс – процесс, в результате которого осуществляется прием и передача (обмен), обработка и использование информации.

Преподаватель: Простейший пример информационных процессов естественного характера:

человек вышел из дома и с помощью своих органов чувств понял, какая погода стоит на улице. Если говорить о процессах в искусственной системе, то можно рассматривать работу любого технического средства как с участием человека, так и без него.
Информационный процесс можно определить как алгоритм последовательных действий с информацией.  При таком рассмотрении в нем имеет смысл выделить четыре основные составляющие: получение анализ сохранение коммуникация.

Задание: приведите пример информационного процесса в жизни.

Автоматизация информации (схема).

Сбор, регистрация –Обработка данных-Результаты (отчеты, решения)

Преподаватель: Информация в информационном обществе стала стратегическим ресурсом, ибо она определяет ключевые системы общества, системы, обеспечивающие жизнедеятельность, жизнеспособность общества. Поэтому мы напрямую сталкиваемся с таким процессом, как информатизация общества.

Информатизация - обеспечение повышения уровня удобства и поддержки потенциала и получения выгоды исключительно за счет применения информационных технологий».

(Запись в тетрадь)

Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Преподаватель: Другими словами, информатизация – это процесс преобразования индустриального общества в информационное.

(Запись в тетрадь)

Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

Преподаватель: «А что такое информационные технологии?». Сначала дадим простой ответ, а затем немного усложним.

Информационные технологии (ИТ) – это всё, что связано с обработкой, хранением и передачей информации.

Определение ну очень сокращенное, если есть желание перейти с нулевого уровня на первый, то советую разобраться с более полным определением:

(Запись в тетрадь)

Информационные технологии (ИТ или IT) – это множество взаимосвязанных научных и технических областей знания, которые изучают и применяют на практике методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью  вычислительной техники.

Преподаватель: Все элементы информационных технологий являются составными частями информационной системы.

Информационная система.

  • Достоинства ИС: освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  • обеспечение достоверности информации;
  • обеспечение более рациональной организации переработки информации на компьютере.

Информационное общество.

(Запись в тетрадь)

Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

Задание: попробуйте перечислить самостоятельно критерии развитости информационного общества.

  • ( Критерии развитости информационного общества: наличие компьютеров, уровень развитости комп. сетей, количество населения, занятого в информационной сфере.)
  1. Закрепление пройденного материала (10мин)

Вопросы:

  1. Какие бывают виды информации?
  2. Какое общество называют информационным?
  3. Исчерпаемы ли цифровые источники информации?
  4. Сформулируйте основные этапы процесса автоматизации информации.
  5. Как происходит передача и прием информации?
  6. Что входит в обработку данных?
  1. Подведение итогов. (3 мин.)

Объявление оценок, рефлексия пройденного материала.

  1. Домашнее задание (2 мин.)

 Повторение пройденного материала по конспекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по МДК 04.01 "Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы"

Подробный конспект урока по МДК 04.01. "Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: план-конспект урока с методическими комментариями "Кодекс поведения в конфликте"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: план-конспект урока с методическими комментариями "Кодекс поведения в конфликте"...

План-конспект учебного занятия по теме 1 Понятие и назначение уголовного процесса

План-конспект учебного занятия тема 1 "Понятие и назначение уголовного процесса"...

Методическая разработка урока по теме: "Основные виды научных источников информации". МДК 01.09 Основы учебно-исследовательской деятельности.

Дисциплина «Основы учебно-исследовательской деятельности»Тема: «Основные виды научных источников информации»Конспект: Ивановой М.А.Цель: сформировать представления обучающихся ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАН – КОНСПЕКТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01.01 «Тактико-специальная подготовка» Тема: "Организация и проведение специальной операции по пресечению угона транспортных средств"

Вопросы:1. Правовые основы проведения специальной операции2. Силы и средства применяемые в спец операции по пресечению угона транспортных средств3 Порядок составления графических служебных документов ...

Методическая разработка. План конспект урока теоретического обучения "Понятие морали и нравственности".

Данный план-конспект урока теоретического обучения на тему «Понятие морали и нравственности» является частью психокоррекционного адаптивного курса «Основы взаимодействия личнос...

Методическая разработка. План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Человек в современном мире. Мировоззрение".

Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока теоретического обучения на тему "Человек в современном мире. Мировоззрение", специально разработанный для психокоррекцио...