Методическая разработка. План конспект урока теоретического обучения "Понятие морали и нравственности".
методическая разработка

Каравайчик Диана Владимировна
 
Данный план-конспект урока теоретического обучения на тему «Понятие морали и нравственности» является частью психокоррекционного адаптивного курса «Основы взаимодействия личности и общества», предназначенного для обучающихся, содержащихся в исправительных колониях.
 
Разработка направлена на формирование у обучающихся представлений о морали и нравственности, их сущности, принципах и нормах. В процессе урока ррассматривается связь морали с правовыми и религиозными нормами, а также ее роль в регулировании поведения человека.
 
План-конспект включает в себя подробный теоретический материал, задания для закрепления знаний, вопросы для обсуждения и практические упражнения, направленные на развитие этических суждений и нравственного сознания у обучающихся.
 
Использование данной методической разработки способствует социализации обучающихся, формированию у них этических ориентиров и позитивных нравственных установок, что является важным аспектом подготовки их к ресоциализации и успешной интеграции в общество после освобождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_teoreticheskogo_obucheniya.moratdocx.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка:

План-конспект урока теоретического обучения:

 на тему «Понятие морали и нравственности».

Аннотация:

Данный план теоретического обучения  разработан для  психокоррекционного адаптивного курса «Основы взаимодействия личности и общества».  

Предмет: Основы взаимодействия личности и общества.

Тема урока: 

Раздел 3: Социально-средовая ресоциализация

Т. 1 Духовная жизнь человека.

Т. 2 Понятие морали и нравственности.

Цель урока: сформировать понятия морали и нравственности, определить роль в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: знать и понимать основные функции морали и нравственности человека, понимать различия между этими понятиями, понимать неотъемлемость роли морали и нравственности в социуме, уметь отличать ханжество от морали и нравственности.  

Воспитательные:

Развивающие: развитие образного мышления, сформировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, видеть новую проблему в знакомой ситуации.

Длительность: 90 мин.

Ход урока:

  1. Организационный этап ( 2 мин.)

Проверка по журналу явки учащихся.

Проверка внешнего вида учащихся.

  1. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

Сообщение цели, задач урока .

  1. Актуализация знаний (5 мин.)

Вопросы:

  1. Что входит в понятие духовной жизни человека?
  2. Какие факторы влияют на формирование духовного мира?
  3. Что понимается под  термином «Воля»? Какую роль играет воля в духовной жизни человека?
  4. Что включает в себя …составляющая духовного мира человека?
  5. Чем определяется внутреннее человеческое достоинство человека?

  1. Объяснение нового материала. ( 65 мин)

Введение: 

Термин - мораль происходит от латинского «moralis», что означает нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Моральные законы устанавливаются обществом, они как бы очерчивают круг того, что человеку как члену социума позволено, а что — нет. Мораль включает в себя представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, разрешённом и запрещённом, приличном и неприличном и так далее.

Мораль меняется вместе с обществом. Она может быть как всеобщей, так и присущей только определённой группе людей: христианская и светская, городская и сельская, мораль раба и мораль рабовладельца.

Вопрос: Как вы считаете есть ли какие-то общие принципы морали для всех?

Запись в тетрадь: Понятие морали. Мораль— это нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Мораль контролирует отношение человека:

  • К другим людям
  • К животным
  • К природе

Антропологи из Оксфордского университета, которые провели сравнение 60 культур со всего света, считают, что есть.

Запись в тетрадь:

Моральные качества:

  • Помощь родным (семейные ценности).
  • Помощь своей социальной группе (групповые ценности).
  • Взаимовыручка.
  • Храбрость.
  • Подчинение вышестоящим (уважение к авторитетам, старшим).
  • Справедливое разделение спорных ресурсов.

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Запись в тетрадь: Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

Задание: Приведите примеры моральных поступков.

  • Например:
  • Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.
  • Уважение к собственности (имущественные права)

Некоторые, например австралийский философ Джон Мэки, считают, что от морали следует отказаться совсем. Потому что, согласно Мэки, это искусственная, созданная людьми абстракция, с помощью которой власть имущие манипулируют сознанием большинства.

В отличие от моральных принципов, нравственные нормы человек формирует в себе самостоятельно. Это могут быть как собственные взгляды, так и установки, усвоенные из окружающей действительности (как связанные с моралью, так и не зависящие от неё).

2) Давайте разберемся , что же такое понятие нравственности.

Запись в тетрадь: Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Задание: Приведите примеры проявления нравственности.

Проявление нравственности: честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность.

3) Сравнение морали и нравственности.

Мораль — это стандарт поведения, сформированный «вне» человека, а нравственность — «внутри» него. Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм.

4) Можно не соответствовать общественным представлениям о морали, но при этом оставаться нравственным человеком. Но наоборот это уже не работает. Человек не может считаться высокоморальной личностью, если внутри себя (на нравственном уровне) не разделяет ценности общества. Такое двоемыслие как раз характерно для ханжей.

Ханжой называют человека, который лицемерно прикрывается показной добродетельностью. Синонимами здесь можно назвать двуличность, двоемыслие, лицемерие и фарисейство.

Запись в тетрадь:

Ханжество, признаки:

  • Формальное восприятие постулируемых норм
  • Двойные стандарты
  • Предвзятость и крайности в оценках

Хотя моральные и нравственные принципы относительны, к ханжеству они имеют лишь опосредованное отношение. Ханжа, в отличие от нравственного человека, использует нормы для достижения своих целей, требует их исполнения от других, но считает необязательными для себя. Он непоследователен и ограничен, плодит ложь, затуманивает истину, манипулирует людьми и осуждает непохожих на него, скрыто презирая всех, кроме себя.

  1. Закрепление пройденного материала (5мин)

Вопросы:

  1. Какие качества называют моральными?
  2. Приведите примеры морального поступка.
  3. Что входит в понятие нравственности?
  4. В чем заключаются основные различия между моралью и нравственностью?
  5. Какие разрушительные последствия для общества несет ханжество?
  6. Подведение итогов. (3 мин.)

Объявление оценок, рефлексия пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока теоретического обучения

Методическая разработка плана - урока теоретического обучения МДК.08.01. Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.По профессии 19.01.17  Повар, кондитер. Те...

План - конспект урока теоретического обучения по теме «Водоросли и травы , виды, посмертные изменения»

План - конспектурока теоретического обучения Предмет : МДК  01.01 "Технология  производства     охлажденной  и мороженой продукции из рыбы и морепроду...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: план-конспект урока с методическими комментариями "Кодекс поведения в конфликте"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: план-конспект урока с методическими комментариями "Кодекс поведения в конфликте"...

План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Виды электропаяльников", по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

В профессиональной деятельности электромонтер периодически имеет дело с такими видами работ как пайка. Для качественного соединения электромонтажных проводов к клеммам их необходимо лудить, благодаря ...

Методическая разработка. План-конспект урока на тему: Основные понятия автоматизированной обработки информации

Данная методическая разработка предназначена для вводного курса по профессии: "Оператор вычислительных и электронно-вычислительных машин", "Оператор электронного набора и верстки"....

Методическая разработка. План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Человек в современном мире. Мировоззрение".

Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока теоретического обучения на тему "Человек в современном мире. Мировоззрение", специально разработанный для психокоррекцио...