План - конспект урока теоретического обучения по теме «Водоросли и травы , виды, посмертные изменения»
план-конспект урока на тему

Клецина Ирина Александровна

План - конспект

урока теоретического обучения

 

Предмет : МДК  01.01 "Технология  производства     охлажденной  и мороженой продукции из рыбы и морепродуктов

Группа  ОР 1720 « Обработчик рыбы и морепродуктов»

Тема : 1.1 « Рыба и морепродукты  как промышленное сырье»

Тема урока № 33-34  «Водоросли и травы , виды, посмертные изменения»  Практическое занятие  «Составление таблицы виды  водорослей и трав»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka_teoreticheskogo_obucheniya.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

урока теоретического обучения

Предмет : МДК  01.01 "Технология  производства     охлажденной  и мороженой продукции из рыбы и морепродуктов

Группа  ОР 1720 « Обработчик рыбы и морепродуктов»

Преподаватель :  Клецина  И. А

Тема : 1.1 « Рыба и морепродукты  как промышленное сырье»

Тема урока № 33-34  « Водоросли и травы , виды, посмертные изменения»  Практическое занятие  «Составление таблицы виды  водорослей и трав»

Цели урока:

Образовательная - формирование у обучающихся знаний о водорослях и травах ;

-умения работать с учебным материалом и использовать знания при  заполнении таблицы.

Развивающая - развивать память, мыслительную деятельность,

грамотную профессиональную речь, самостоятельность.

Воспитательная - воспитывать интерес к предмету и выбранной профессии

Тип урока: комбинированный, практическое занятие

Вид урока: сообщения новых знаний, практическое занятие

Методы обучения: словесный ( объяснение, беседа), наглядный, ИКТ

Формирование компетенций:

Общие компетенции:

- понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять

к ней устойчивый интерес  

- организовывать собственную деятельность в решении профессиональных задач

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения самостоятельной работы

грамотно организовывать свою деятельность, правильно используя

трудовые приемы при выполнении практических заданий  

-брать на себя ответственность за результаты выполнения задания.

Средства обучения : плакаты,  , учебник  М.Тюльзнер, М. Кох  « Технология рыбопереработки»,  презентация.

Ход урока:

1.Организационная часть урока-5 мин.

- приветствие

- определение отсутствующих

2.Сообщение темы  

1.Водоросли, виды.

2.Бурые водоросли

3.Красные водоросли

4.Одноклеточные водоросли

5.Посмертные изменения

3.Опрос по пройденной теме « Иглокожие  и двухстворчатые моллюски, виды, посмертные изменения-15мин

1. Виды иглокожих ?

2.Строение  морских ежей?

3.Как передвигаются  иглокожие?

4. Строение двухстворчатых моллюсков?

5. Какие изменения происходят с иглокожими после вылова?

 6. Какие изменения происходят с двухстворчатыми моллюсками  после вылова?

 7. Транспортировка и хранение  моллюсков?

4.Изложение нового материала с демонстрацией презентации «Водоросли» -

 45 мин

1.Водоросли, виды.

Морская вода содержит многие неорганические вещества, необходимые для развития растений. С помощью солнечной энергии растения превращают их в органические, за счет которых существуют некоторые морские животные. Они питаются водорослями, в их зарослях укрываются от врагов, подстерегают добычу, выводят потомство. Водоросли также являются очистителями воды, а отмирая, способствуют образованию грунта.

Дальневосточные моря очень богаты растительностью, в них насчитывается около 600 видов водорослей. Они распространены от прибрежной полосы до глубины примерно 200 м, куда проникают световые лучи. Крупные водоросли (макрофиты) ведут прикрепленный образ жизни благодаря корнеобразным выростам (рилоидам), мелкие одноклеточные свободно плавают в толще воды, составляя морской фитопланктон.

В зависимости от содержания в клетках особых пигментов Boat.водоросли имеют различную окраску и различную потребность в  освещении.

Зеленые водоросли — наиболее светолюбивые, они держатся на мелководье (ульва, энтероморфа).

Красные (багрянки) самые теневыносливые и растут как в верхних горизонтах, так и на значительной глубине (родимения, порфира, анфельция).

Бурые водоросли (ламинария, костария лессония, агарум) населяют различные горизонты, но особенно обильно — верхнюю сублитораль (до глубины 15 м), часто образуя ♦подводные леса».

Промысел водорослей у жителей Приморья развит с давних времен. По набору витаминов и химических элементов водоросли не имеют себе равных среди растений.

Первое место по пищевым качествам занимают ламинария, родимения, порфира и ульва. Ламинариевые водоросли издавна применялись и в лечебных целях. Кроме того, из бурых водорослей получают вещества альгинаты и маннит, а из красных — агар.

2.Бурые водорослиВ эту группу водорослей входит очень много видов морских растений, из которых промысловое значение имеют ламинариевые (морская капуста) и фукусы. Ламинарии в большом количестве произрастают в прибрежной части морей Дальнего Востока, Белом и Баренцевом морях; фукусы типичны для Белого, Баренцева и Балтийского морей.Промысловое значение имеет несколько видов ламинарий. На Дальнем Востоке в основном заготавливают япономорскую ламинарию (Laminaria) Водоросль состоит из слоевища, переходящего в стволик, который заканчивается разветвленными органами прикрепления – ризоидами. Весь запас полезных веществ сосредоточен в слоевище.

Ламинарии имеют двухлетний (некоторые виды трехлетний) цикл развития. На первом году развития водоросль имеет тонкое слоевище небольшой массы, ткани которого содержат большое количество воды и минеральных солей и мало полезных органических веществ. В связи с этим водоросль первого года развития имеет малую технологическую ценность. На втором году развития водоросль имеет крупное мясистое лентообразное слоевище (длина 100 – 500 см, ширина 10 – 20 см) темной оливково-коричневой окраски. Химический состав ламинарий очень непостоянен и зависит от вида водоросли и стадии ее развития.В тканях растущих бурых водорослей содержится от 75 до 82 % воды. На втором году жизни к концу лета, когда водоросль достигает наибольшей массы, завершается процесс накопления в ней органических веществ. Содержание минеральных веществ бывает максимальным в начале года (февраль-март), а органических – в конце лета. Состав минеральных элементов существенно изменяется в зависимости от вида и стадии развития водоросли, а также от условий их произрастания. В фукусах содержится несколько меньше минеральных веществ, чем в ламинариях. Полноценный комплекс важных в биологическом отношении минеральных элементов присутствует в водорослях как в виде минеральных солей, так и в виде металлоорганических соединений. Отличительной особенностью бурых водорослей является высокое содержание растворимых в воде солей, среди которых преобладают хлористые и сернокислые соли калия.  

  Углеводы устойчивы к действию пищеварительных ферментов. Клетчатка бурых водорослей отличается от клетчатки наземных растений более низким содержанием целлюлозы и более высоким содержанием пентозанов и метилпентозанов. Основная часть содержащегося в бурых водорослях азота относится к азоту б Специфичным для состава органических веществ бурых водорослей является присутствие в них альгиновых кислот и маннита. Альгиновые кислоты извлекаются из водорослей растворами щелочей; при подкислении щелочных растворов альгиновые кислоты выделяются из них в виде аморфной массы. Основное пищевое значение из водорослей имеет ламинария (морская капуста). Ее реализуют в свежем, мороженном, сушеном виде, используют для производства консервов, пресервов и салатов.

3.Красные водоросли. В эту группу входят многочисленные виды водорослей, используемых для получения агара и агароподобных студнеобразующих веществ (анфильция, фурцеллярия и филлофора).

Ткани растущих красных водорослей содержат от 70 до 82% воды. Биохимической особенностью многих видов красных водорослей является присутствие в них природных полимеров – полиуглеводов, белковых веществ, поэтому азотистые вещества плохо усваиваются (30-50%). состоящих из остатков галактозы и галактана, связанных глюкозидными связями и содержащих сульфоксильные группы. Полиуглеводов, содержащихся в отдельных видах водорослей, различаются по химическому составу и структуре молекул, что предопределяет их различные коллоидные свойства. В связи с этим среди них выделяют группу собственно агаров и агароподобных веществ или агароидов и группу клееподобных веществ. Эти группы разделяются по способности набухать и растворяться в холодной воде, а также по способности их растворов превращаться в прочные студни (желирующая способность).

4.Одноклеточные водорослиИз многочисленных видов одноклеточных водорослей значительный интерес для культивирования и промышленного использования представляет водоросль хлорелла (Chiorella vulgaris). В зависимости от условий культивирования этой водоросли можно получать массу, содержащую от 10 до 30 % сухих веществ. Изменяя температуру, солевой и газовый состав среды, освещенность и другие условия, можно получать водоросль либо очень богатую жиром      либо богатую белком   и с малым содержанием жира (4-5%).Белковые вещества хлореллы содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются полнее, чем другие растительные белки.

Жиры хлореллы близки по своим свойствам и усвояемости к обычным растительным жирам. Хлорелла представляет большую ценность как источник витаминов группы В (содержит В1, В2, В6, В12, биотин, никотиновую, пантотеновую и фолевую кислоты), каротина и витаминов С, D и К.

5.Посмертные изменения

В тканях водорослей извлеченных из воды  нарушаются обменные процессы под действием  ферментов и микроорганизмов , влияющие на  углеводные составляющие. На глубоких  стадиях образуется аммиак и сероводород.

У ламинарии изменяется вид поверхности: тускнеет  эпидермис, появляется слизь, при  глубоко зашедших процессах могут разрушаться  даже ткани .

При складировании сырой анфельции в ней под действием  ферментов и микроорганизмов повышается температура, выделяются аммиак и сероводород, за счет обесцвечивания  ксантофилла  изменяется окраска, снижается его желирующая способность

Закрепление нового материала -20 мин 

Задание   Заполнить таблицу:

№ п\п

наименование

характеристика

1

Бурые водоросли

2

Красные  водоросли

3

Зеленые  водоросли

4

Морские травы

6. Домашнее задание -5мин

  учебник  М.Тюльзнер, М. Кох  « Технология рыбопереработки»  стр. 54-60

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока теоретического обучения

Методическая разработка плана - урока теоретического обучения МДК.08.01. Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.По профессии 19.01.17  Повар, кондитер. Те...

План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Виды электропаяльников", по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

В профессиональной деятельности электромонтер периодически имеет дело с такими видами работ как пайка. Для качественного соединения электромонтажных проводов к клеммам их необходимо лудить, благодаря ...

План-конспект урока теоретического обучения на тему: Индукционный нагреватель

План-конспект урока теоретического обучения на тему: Индукционный нагреватель...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО МДК 02.01 ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ по профессии 29.01.08 Оператор швейного оборудования

План – конспект урока теоретического обучения по МДК 02.01 Технология обработки текстильных изделий из различных материалов /авт. – сост. Д. М. Рева; ГБПОУ «Курганский техникум серви...

Методическая разработка. План конспект урока теоретического обучения "Понятие морали и нравственности".

Данный план-конспект урока теоретического обучения на тему «Понятие морали и нравственности» является частью психокоррекционного адаптивного курса «Основы взаимодействия личнос...

Методическая разработка. План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Человек в современном мире. Мировоззрение".

Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока теоретического обучения на тему "Человек в современном мире. Мировоззрение", специально разработанный для психокоррекцио...