Презентация к занятию на тему: «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление»»
презентация к уроку

Гальченко Яна Александровна

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Б.Слуцкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon k_zanyatiyu_no44-45.ppt677.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы

Слайд 2

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но имеющие разные, не связанные друг с другом лексические значения.

Слайд 3

Объясните значение омонимов: Студеный ключ – стальной ключ Зеленый лук – тугой лук Праздничный наряд – срочный наряд Счастливый брак – заводской брак Строевая песня – строевой лес Залезть в норку – шуба из норки

Слайд 4

Некоторые писатели используют омонимию и многозначность для игры слов (каламбура) с целью создания комизма.

Слайд 5

Например: Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от некоторых людей, которые взятки берут, но не садятся. Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за её тряпок я не в состоянии. Трамвай представлял собой поле брани.

Слайд 6

Дети – цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся. Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы ударить ещё раз.

Слайд 7

Кроме омонимов существуют: Омоформы – слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме. Например: три друга – три морковь на терке; затопленная печь – печь пироги.

Слайд 8

Омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например: лу г – лу к ; моло д – моло т ; ве з ти – ве с ти; остро ва - остро го ; лет до ста р а сти нам без стар о сти ; у коло дца – уколо ться .

Слайд 9

Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Например: з  амок – замо  к; кру  жки – кружки  ; по  лки – полки  .

Слайд 10

Синонимы - это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Слайд 11

Подберите синонимы к слову: смеяться – хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, хихихать, прыскать

Слайд 12

Упражнение №2 Письменно. Спишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы. Подобранные слова подчеркнуть. 1) С увлечением рассказывать о чём-либо. 2) Восторгаться новой пьесой. 3) Путешествовать в течение длительного времени. 4) Предвидеть ход событий. 5) Отворить наружную дверь. 6) Воодушевить людей. 7) Смотреть на бушующее море. 8) Просить о помощи. 7) Возвращаться впотьмах . 8) Вмиг всё сделать. 9) Лестно отзываться о ком-либо. 10) Льстиво говорить.

Слайд 13

Антонимы - это слова, противоположные по лексическому значению.

Слайд 14

Подберите антонимы к словам: веселый – встреча – глубокий – полнеть – хвалить -

Слайд 15

Паронимы – это слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.

Слайд 16

Например: подпись – роспись, желанный – желательный, опечатки – отпечатки, веский – весомый, адресат - адресант

Слайд 17

Задание (устно) раскройте скобки, выберите нужное слово.

Слайд 18

1. В класс (вошли – зашли) ученики, приготовились к уроку. 2. У кассы предъявляли свои (командированные – командировочные) удостоверения. 3. На фабрике было много (бракованных – браковочных) изделий. 4. Сегодня холодно, поэтому я (одела – надела) дублёнку. 5. Обувь должна быть (практичной – практической). 6. Все его поступки говорили о непомерном самомнении и (гордости – гордыне). 7. В городе много (специальных – специализированных) магазинов. 8. Я не могу вспомнить (лица – личности) этого человека. 9. (Дипломниками – дипломантами) конкурса коллективов самодеятельности был признан коллектив нашего техникума. 10. Моя знакомая будет играть в фильме (главную – заглавную) роль. 11. (Плата – оплата) за коммунальные услуги производится в отделениях связи. 12. Войдя в автобус, нужно (оплатить – заплатить) за проезд.

Слайд 19

1. Всем необходимо одеть спасительные жилеты. 2. Этот человек абсолютный невежа в искусстве. 3. Отношение к технике должно быть бережливым. 4. Ученик стал с места и ответил на заданный вопрос. 5. Дефекты внешности можно скрывать при помощи косметики. 6. Юноша стеснялся своей бедноты, поэтому не приглашал друзей в гости. 7. Наше предприятие обслуживает более десяти тысяч абонементов этой телефонной сети. 8. Адресант дважды не ответил на наш запрос. 9. Зрелище обещало быть эффективным. 10. Обувная фирма «Окс» представляет скидки при покупке двух пар обуви новой коллекции. Задание (устно) Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Слайд 20

Упражнение №5 Письменно . Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов. 1)Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку. 3)Шуба была сшита из искусного меха. 4) В заглавной роли снялся известный актёр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по теме "Системы водяного отопления".

Материал представляет собой презентацию к занятию по профессиональному модулю ПМ.01 "Эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло и топливоснабжения" для специальности 13.02.02 «Теп...

Открытое учебное занятие на тему: "Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов" (РСК)

Понятие об информационных системах  и автоматизации информационных процессов...

Практическое занятие по теме «Анатомия органов мочевыделительной системы» Карта самостоятельной работы студента

Карта самостоятельной работы студента составлена для проведения практического занятия по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для студентов медицинских колледжей по специальностям...

Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по теме" Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения"

Данная методическая разработка может быть использованна в рабочей деятельности преподавателем дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности 34.02.01 - Сестринское дело, для II ку...

Задания к практическому занятию по теме "Анатомия органов дыхательной системы"

Задания для студентов к практическому занятию по теме "Анатомия дыхательной системы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.

Цели разработки занятия: Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия   студентами: Лечение заболеваний пищеварительной системыклинической картины различных забо...