Методическая разработка учебного занятия по теме "Ненормативная лексика"
методическая разработка

Методическая разработка по теме "Ненормативная лексика" открытой вне учебной деятельности рекомендуется для студентов всех специальностей (профессий) колледжа в качестве практического занятия и посвящена знаменательной дате - Дню борьбы с ненормативной лексикой.

Открытый классный час направлен на реализацию концепции - популяризация русского языка и литературы среди студентов СПО и был проведен в группе ТР-1-1(19) специальности 21.02.12 "Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых".

Данная методическая разработка представляет практическую ценность и рекомендуется к использованию преподавателям, которые осуществляют классное руководство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_-_nenormativnaya_leksika.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Миасский геологоразведочный колледж»

Номинация: методическое  обеспечение проведения вне учебной деятельности студентов

Методическая разработка

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по теме

 «Ненормативная лексика»

по предмету Классный час

                                                               Автор: Хвалько Ольга Александровна

г. Миасс

2019г.

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме «Ненормативная лексика» открытой  вне учебной деятельности  рекомендуется для студентов всех специальностей (профессий) колледжа в качестве практического занятия и посвящена  знаменательной дате  – Дню борьбы с ненормативной лексикой.

 Открытый классный час направлен на реализацию концепции – популяризация русского языка и литературы среди студентов СПО и был проведен в группе ТР-1-1(19) специальности 21.02.12 «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых». 

Данная методическая  разработка представляет практическую ценность и рекомендуется к использованию преподавателям, которые осуществляют классное руководство.

«Ненормативная лексика, употребленная человеком в речи, - это большое невежество, а невежество никогда никому не помогло»   К. Маркс

Современна и  актуальна данная тема. Она затрагивает культуру речи и воспитанность современной молодежи, так как данное явление – сквернословие - приобрело вид эпидемии. К языку нужно относиться с большой осторожностью и уважением. При неумелом и небрежном отношении он может создать нам массу проблем, при правильном станет - другом.

«Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то, жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: Ненормативная лексика

     Специальность: 21.02.12 « Технология и техника  разведки МПИ »

     Группа ТР-1-1(19) 

     Тип урока: Классный час

     Вид занятия: практическое

Место проведения: кабинет № 19

     Количество часов: 45 минут

 Цель:

- выявить причины засорения русского языка сквернословием.

 Задача:

- узнать, как влияет брань на здоровье человека и окружающий мир.

     Цели урока:

Обучающая - формирование стремления к знаниям и умениям применять полученные знания на творческом уровне и совершенствовать навыки владения литературным языком.

Развивающая -  развитие чувства ответственности за свои мысли и поступки

Воспитывающая - воспитание профессионально важных личностных качеств обучающихся по принципу профессиональной направленности: любовь, доброту, понимание красоты. 

                                                                                                               

Формируемые компетенции:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии в социуме.

 2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

  3. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и воспитывать профессионально важные личностные качества по принципу профессиональной направленности: любовь, доброту, понимание красоты.

Межпредметные связи:

содержание материала тесно переплетается с содержанием смежных дисциплин, определенных Государственным образовательным стандартом для студентов указанной выше специальности и направлено на реализацию концепции – популяризация русского языка и литературы среди студентов СПО.

Организационные формы обучения:  групповая  

Методы обучения: информационно – сообщающий

Методические приемы: обобщение,  демонстрация          видеоматериалов

     

    Средства обучения:

  • Автоматизированное рабочее место
  • Презентация

Средства контроля: фронтальный опрос 

План урока

1. Вводная часть                                                                                           5 мин

1.1 Организационный момент

1.2 Сообщение темы, целей

2. Объяснение нового материала                                                              25 мин

3. Закрепление пройденного материала                                                  10 мин

4. Заключительная часть                                                                            5  мин

 итого:                                                                                                             45 мин

Организационная структура урока

п/п

Этапы урока

Дидактические моменты этапов урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

1.1

Вводная часть Организационный момент

Эмоционально – психологическая и мотивационная подготовка студентов к занятию.

Сориентированны на активное участие; стремятся хорошо учиться, правильно идентифицируют себя с позиций студента.

5

2

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих

Включаются в работу. Организуют свое внимание

 1.2.

Сообщение темы, целей и установление регламента

Сообщение темы «Ненормированная лексика» и плана урока

3

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Включаются в учебный процесс. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно сформулировать цель урока и задачу

2

 2.1.

  Объяснение нового  материала

1.Происхождение матерных слов

2.Что же такое матерная речь или как принято говорить в народе - мат? 

3.Влияние матерной речи на человека

4.Поэты о великом русском слове и речи

5.Современная наука о влиянии матерной речи на человека 6.Мат опасен для здоровья.

25

Выступает преподаватель.

Создает условия для усвоения информации, активизирует студентов  на мыслительную деятельность.

Организует просмотр видеоматериалов (показ слайдов). Задает вопросы.

Извлекают необходимую информацию из видеоматериалов, обсуждают полученную информацию, формулируют совместно с преподавателем учебную проблему, отвечают на вопросы.

3.

.

Закрепление пройденного материала    

Ознакомление с правилами духовного совершенствования человека - защита от заболевания - МАТ.

10

Знакомит с правилами от бездуховности –  основной причины, как психической, так и физической патологии.  Духовное совершенствование человека может явиться защитой от  заболевания – МАТ.

Задает вопросы, активизирует студентов  на мыслительную деятельность

Знакомятся с правилами от бездуховности. отвечают на поставленные вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке,

4.

Заключительная часть

Культура речи – культура нации

5

Произносит заключительное слово

Слушают, обобщают полученные на уроке сведения, оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Ненормативная лексика

Добрый день всем тем, кто задумался над  вопросом: «Чем опасна ненормативная лексика?»

Я рада, что вы смогли оценить важность темы, которую я  предлагаю вашему вниманию. 

1.Происхождение матерных слов

А начать наш разговор хочется с одной легенды:

«Жил в VI в. до н.э. в Древней Греции мудрец, сочинитель басен Эзоп. Он был рабом у богатого грека. Однажды хозяин сказал ему: «Ступай на рынок и принеси самую лучшую вещь на свете». Эзоп принёс язык. «Почему?» – спросил богач. Эзоп ответил: «А есть ли что на свете лучше и прекраснее языка? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить. Порядок в государстве законы, постановления-всё это существует лишь благодаря языку. Язык-основа всей нашей жизни; нет ничего лучше на свете». Тогда хозяин сказал: «А теперь принеси самую худшую вещь на свете». Эзоп снова принёс язык. «Что же на свете хуже языка? Язык несёт раздоры, заговоры, обманы, распри, зависть, войну. Разве может быть что-то хуже, чем язык?»

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим.

Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство -  неистощимы?

Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

К сожалению, наблюдается снижение уровня речевой культуры разных слоёв общества, расшатываются традиционные литературные нормы. Накопившаяся агрессия выплескивается в виде повышенной интонации, нервного поведения и матерных слов.

Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и в СМИ. Слушая, как разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас, как никогда, находится в большой опасности.

Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести «культуру» в массы. И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие. «Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе» - Леонардо да Винчо.

И.С.Тургенев  говорил: «Берегите наш язык…».

Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у него есть враги? Конечно, есть.

Это слова-сорняки, слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.

И именно эти слова относятся к ненормативной лексике. Именно с употреблением этих слов в речи нам нужно бороться, так как они влияют на здоровье.

Итак, поговорим о словах-паразитах, словах-сорняках и других, без которых вполне можно обойтись, они только «загромождают» сказанное.

Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления.

К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»:

  • так сказать;
  • значит;
  • короче говоря;
  • видите ли;
  • понятно;
  • да;
  • вот;
  • так;
  • ну;
  • в общем;
  • это самое;
  • как бы;
  • короче;
  • типа и т.д.

Слова-сорняки появляются от волнения, от неумения мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, от бедности индивидуального словаря.

        Слово «сволочь» означает мусор, который собирают, «сволакивают» в кучу, а потом выбрасывают за порог жилища. Для христианина духовный дом - это храм, а вечное жилище - Царство Небесное.

Поэтому слово «сволочь» - пожелание, чтобы человек был лишен своего дома, выкинут из вечного жилища, как мусор и отрепье, подобно тому,  как в евангельской притче хозяин приказывает своим рабам выбросить недостойного гостя за порог дома в ночную тьму. Итак, в мистическом значении «сволочь» означает: недостойный спасения, осужденный, выброшенный, изгнанный.

       «Мерзавец» - это слово мы слышим очень часто. Это слово означает: мерзлый, замерзший, холодный, безжизненный. Святые отцы говорили: «Бог есть огонь, который согревает сердца, а сатана - вечный холод, леденящий душу». «Мерзавец» - это человек, в котором нет Бога, который потерял любовь. В теле змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» то же самое, что и потерявший любовь демон, и гад, ползающий по земле. Здесь пожелание, чтобы человек потерял Бога и любовь и уподобился демону, который холоден, безжалостен и жесток.

         Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, означает: негодный, непригодный, несоответствующий своему назначению, испорченный. Слово «негодяй» в мистическом плане означает: «Пусть не исполнится цель его жизни, пусть он будет неспособен воспринять то, для чего сотворен человек. Здесь слово «негодяй» выступает синонимом слова «отверженный».

         Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо в христианском учении о воскрешении мертвых. Слово «стерва» в мистическом смысле означает: «Останься гнилью, не воскресни».

         Слово «подлец» означает  низкий,  ползающий,  находящийся под ногами. Это образ демона, который в преисподней  под всеми, и образ змея, который «подлез» к нашим праотцам. Здесь мистическое обращение к дьяволу и проклятие: «Будь подобен змею, будь под ногами у демона, упади в глубину преисподней, которая под всеми».

         Слово «паршивый» означает человека, заболевшего болезнью, от которой выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу отделяют' от других овец, чтобы она не заражала их. Парша - это грех, который, как заразу, легко распространяет вокруг себя развращенный и потерявший совесть человек. Паршивую овцу выгоняют из стада, её нельзя вылечить, мясо ее противно есть. И в мистическом смысле слово «паршивый» означает пожелание, чтобы человек был покинут своими друзьями, отлучен от своих близких, а самое главное - умер нераскаянным в грехах, как бы неизлеченным от духовной парши, и был изгнан навеки из стада Христова.

Из бранного лексикона  выбраны лишь наиболее «безобидные» слова, которые не особенно режут слух, но, сколько зла и боли они в себе несут.

А для некоторых людей они стали уже совершенно привычными.

Вопрос: «Когда мы произносим эти слова? Влияют ли они на наше здоровье?»

В свете этих размышлений особенно удручающим явлением выглядит самый безобразный враг языка -  нецензурная брань.

 Многие народы имели особые табу (запреты) на подобные слова, так как связывались они с именами темных духов и демонов. До революции за матерную брань публично секли, а после она безнаказанно распространилась по всей Руси и до сих пор отравляет наши умы и чувства.

К глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и даже детей вставляют в свою речь матерные слова.

2.Что же такое матерная речь или как принято говорить в народе - мат?

«Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат - это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи» - полагают учёные. Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А.Олянин  провёл целое научное исследование, посвящённое ненормативной лексике. Исследователь пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами.

Есть предположение, что это наследие досталось нам от монголо-татарского ига. Для кочевых племен было важно не нарушить деторождение, размножение, обеспечивающее господствующее преимущество. Поэтому, боясь сглазить, они обзывали и ругали интимные отношения. Матерная речь берёт свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Но есть и другое предположение - матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ничем иным как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем нецензурной бранью, проклинает как себя, так и окружающих людей.

Существуют и матерные слова - имена бесов. Произносящий подобное слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, состояние финансов, а также на взаимоотношения с другими людьми.

В статье Нины Велеховой «Что вы наделали, господа?» говорится: «Мы живем в эпоху воскрешения матерного лексикона, он становится законом для жизни и начинает новую эру в развитии русской культуры».

Специфика русского мата заключается в том, что наиболее сокровенные человеческие ощущения жизни, деликатные интимные части тела принято называть словами матерными, разрушающими в подсознании чувства любви, привязанности, уважения» Мат, как вирус, поселился в нашем языке и постепенно и неуклонно поглощает собой все.

Мат : (матерщина, матерный язык, матерная ругань, матюки (устаревшее) – наиболее грубая разновидность  ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках.

3.Влияние матерной речи на человека

А теперь обратимся к тому, что говорит современная наука о влиянии матерной речи на человека.

Помните: всё в мире держится на принципе целесообразности, нужного. Только то, что полезно.

Для того чтобы говорить, человек затрачивает определённое количество энергии. Сколько её уходит на ненормативную лексику? Может быть, если бы мы не говорили ничего лишнего, жизнь наша стала длиннее и уж точно красивее. А вместо этого силы уходят впустую, в никуда! Подумайте об этом.

Наполеон говорил: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает»

Учитесь говорить!

Хотите быть успешными? Учитесь говорить правильно!

Хотите быть здоровыми? Исключите ненормативную лексику! Шлифуйте язык! Обогащайте словарный запас!

4. Поэты о великом русском слове и речи

Н. Гумилев «Слово»

«Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин»

В. Шефнер

«Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,

Зависит оттого,

Чем наделил их ТЫ,

Какими к ним притронулся руками

И сколько отдал им»

Н. Д. Спирина

«Не оскверни свои уста

Ни осуждением, ни ложью,

Иначе будет невозможно

Святое слово «Красота».

И устремись, чтоб твой язык

Лишь к чистоте речей привык»

И. Бунин «Мужество»

«Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь

Но горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь.

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!»

Вызывает тревогу, что значительная часть россиян, по данным опросов, в своей речи используют матерные слова (часто- 13% , иногда- 52). Вообще используют их 35% граждан, т.е. меньшая часть населения страны. Мужчины чаще употребляют нецензурную брань, чем женщины. Старики бранятся реже, чем молодежь и люди среднего возраста. Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем россияне, имеющие средний достаток. В крупных городах матерная речь звучит реже.

Мат звучит практически везде, даже в местах, с которыми он несовместим:

- в образовательных учреждениях, в семейном кругу, в общественных местах.

«Есть слова пострашнее  чем порох, чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе и достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение, не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья, как от мелких, но острых осколков»

Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Извиняться перед человеком, которого оскорбил.
  2. Думать, прежде чем говорить.
  3. Подбирать альтернативу нецензурному слову.
  4. Сдерживать свои эмоции.
  5. Ставить себя на место того, кого оскорбил.
  6. Осознавать смысл сказанных слов.
  7. Придумать свой способ выражения чувств без употребления ненормированной лексики.

До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

«Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!»

Вывод:

Если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком.

Культура речи – культура нации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"

Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...