Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов ОГСЭ.05 Культура речи по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
учебно-методический материал

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ» составлены для обучающихся по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_2022_ogse.05_kultura_rechi.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

 «Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ОГСЭ.05 КУЛЬТУРА РЕЧИ

специальность

среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Разработчик:

Титова Е.В., преподаватель

Чебоксары 2022


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

 Список литературы

        

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ» составлены для обучающихся по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.

        Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.  Объем самостоятельной работы для студентов по специальности СПО 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение определен федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом в количестве 16 часов. 

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Цель методических рекомендаций: обеспечить эффективность самостоятельной работы студентов в получении навыков грамотной устной и письменной речи.

Задачи методических рекомендаций:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развитию творческого отношения к искусству грамотной речи;

- расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов;

- выработка навыков пользования словарями;

- расширение и обогащение активного словаря, необходимого для повседневного общения;

- обеспечение содействия, управления и контроля в осуществлении самостоятельной работы.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Культура речи» могут быть:

-подготовка рефератов, презентаций;                                          

-работа со словарями;

-составление таблиц;   

-выполнение упражнений;

-работа с текстами разных стилей.

Перечень самостоятельных работ

Объем часов

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата: «Язык и его функции», «Русский язык в современном мире», «Культура речи», «Нормы русского языка», «Язык и культура речи».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентаций: «Речевой этикет», «Вербальное и невербальное общение», «Устное и письменное общение», «Виды речевой деятельности».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарями (подбор паронимов).

1

Самостоятельная работа обучающихся к Разделу 2.

составить таблицу ударений, соответствующих литературной норме.

2

Самостоятельная работа обучающихся к Разделу 3

Работа со словарями (подбор многозначных слов, синонимических рядов, толкование значения иностранных слов, толкование значения фразеологизмов), выполнение упражнений

3

Самостоятельная работа обучающихся к Разделу 4

Работа по словообразовательному словарю (определить способ словообразования в заданных словах)

1

Самостоятельная работа обучающихся к Разделу 5

 Выполнение упражнений

2

Самостоятельная работа обучающихся к Разделу 6

 Работа с текстами

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с текстами

1

Самостоятельная работа обучающихся

По заданному образцу написать резюме для устройства на работу

1

Итого

16


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

2.1. Методические рекомендации по подготовке реферата.

        1. Выбор темы реферата

        Работа над рефератом начинается с выбора темы. Избранная тема во многом определяет композиционное решение работы, в частности:

        - рассмотрение проблемы в исторической последовательности - от этапа - в этом случае говорят о хронологическом решении композиции реферата - тема расчленяется на отдельные части, элементы, каждый из которых описывается отдельно, но суммарно раскрывается одна общая проблема - описательное решение;

        - раскрытие темы в ее причинно-следственных связях - аналитическое решение;

        - показ позиций различных исследователей, занимавшихся изучением избранной проблемы - историографическое решение.

        2. Подбор литературы

        В подборе литературы большую помощь окажут справочно-поисковые аппараты библиотек. Речь идет о каталогах, картотеках, библиографических указателях. Особенно эффективно подобный аппарат действует там, где введены компьютерные системы хранения и поиска информации.

        3. Изучение литературы

        Составление плана реферата и изучение литературы - взаимовлияющие процессы. С одной стороны, заранее намеченный план, который является перечнем вопросов, рассматриваемых в реферате, позволит изучать литературу под углом зрения уже намеченных для раскрытия проблем. С другой стороны, прочитанные книги, статьи натолкнут на новые вопросы, уточнят постановку задач рассмотрения намеченного.                   Первым этапом изучения литературы может быть ее беглый просмотр: ознакомление с аннотацией к литературе, содержанием, знакомство с введением. Далее, если после беглого ознакомления вы пришли к выводу о полезности более тщательного изучения книги, статьи, начинается второй этап работы с литературой, который полезно проводить, ведя записи. Наиболее простой и краткой формой записи прочитанного является план. Планом книги, статьи будет перечень вопросов, которые в них рассматриваются. Другой формой записи прочитанного являются выписки. Выписки можно делать в рабочей тетради, в которой после указания всех данных о книге, статье (автор, точное название, указание места издания, издательства и года издания) следует текст, разбитый на разделы изучаемой работы, либо по рубрикам, нужным для написания реферата. Можно делать записи на специальные карточки или листочки с тем, чтобы их можно было быстро варьировать, соединять тематически выписки, сделанные из разных источников. Следующей формой записи прочитанного являются тезисы. При написании реферата может пригодиться и такая форма записи прочитанного как аннотация. Наиболее полным вариантом записи прочитанного является конспект. 

        4. Написание реферата

        После составления предварительного плана реферата, изучения литературы, систематизации изученных материалов, уточнения и детализации на основании этой работы плана, можно приступать к написанию текста реферата. Во-первых, работа открывается планом, который целесообразно представить в развернутом виде (каждый вопрос плана разбивается на подвопросы). Во – вторых, разрабатывается вводная часть (введение). Введение - это очень важная часть работы, которая обычно пишется, когда основное исследование проблемы завершено. Введение должно ввести читателя в мир исследуемой проблемы, показать и актуальность, и степень разработанности проблемы, и то, что собственно хочет внести в разработку этой проблема автор, и особенности выполняемой работы, в связи с этим во введении необходимо оговорить:

         актуальность темы;

         цель исследования;

         практическую значимость;

         какие направления (положения) предполагается исследовать;

         методологическую базу исследования;

         обзор литературы;

         структуру работы.

        В–третьих, далее разрабатывается основная часть реферата, которая несет главную смысловую нагрузку, составляет костяк реферата. Основная часть включает в себя несколько разделов или параграфов (как правило 3-4), логически связанных между собой. Каждый из разделов целесообразно завершать краткими выводами, которые, с одной стороны, покажут связь данного раздела с предыдущим и с последующим, а с другой стороны, будут вкладом в решении основной задачи реферата. Под основной задачей реферата понимается основная идея работы, выделенная во вступлении. Очень важно, что реферат не является простым сведением положений, которые взяты из разных книг и статей, в целое. Реферат предполагает показать ваше умение логически стройно изложить материал, продемонстрировать свое собственное понимание исследуемой проблемы. В-четвертых, составной частью реферата является заключение. Заключение также важная часть работы. Здесь надо еще раз подчеркнуть актуальное значение исследуемой проблемы в целом, взаимосвязь с практикой. Затем прейти к выводам. Здесь можно придерживаться структуры исследования и сфокусированно донести выводы по разделам или параграфам, или строго не придерживаясь структуры работы, сделать выводы исходя из проблемы в целом. Затем следует общий вывод. Поскольку автор владеет проблемой в результате проведенного исследования, то он может в заключении также высказать предложения по дальнейшим направлениям исследуемой темы. Заканчивают реферат списком литературы. При необходимости после списка литературы оформляются приложения. Приложения оформляются как продолжения реферата. В правом верхнем углу на первом листе отдельного образца, пишется слово Приложение. Каждое приложение нумеруется.

        5. Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • текст на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2 см, нижнего-2 см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
  • нумерация страниц текста
  • прямое заимствование текста без указания источника в реферате не допускается;
  • приводимая цитата из источника берется в кавычки (примеры оформления сносок приведены;  
  • термины и словосочетания, многократно применяемые в реферате после первого употребления, допускаются заменять аббревиатурой и текстовыми сокращениями, указав в сноске - далее по тексту.

        2.2. Методические рекомендации по подготовке презентации

        Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

        На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

        1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

       Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

        2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

        Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

        Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет.

Каждый слайд в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

        Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

        Подумайте, не отвлекаете ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Таблицы размещаются на светлом или белом фоне.

        Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

        Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

2.3. Методические рекомендации по выполнению упражнений.

При выполнении упражнения следует прочитать теоретический материал, затем тщательно прочитать задание. В некоторых случаях требуется использовать различные словари. По завершении работы необходимо перечитать написанное, в случае затруднений – сверяться с орфографическим словарем. Работу следует выполнять аккуратно, с соблюдением норм графики.

2.4. Методические рекомендации по работе с текстами.

При работе с текстами следует прочитать теоретический материал, затем тщательно прочитать задание. В некоторых случаях требуется использовать справочники. По завершении работы необходимо перечитать написанное. Работу следует выполнять аккуратно, с соблюдением норм графики.

Используя информацию из интернета, напишите резюме.

        Методические рекомендации для студентов по составлению резюме.

        Одно из самых эффективных средств самопрезентации на рынке труда хорошая автобиография (резюме). Резюме - это краткий вариант автобиографии. Это характеристика Вас как профессионала, специалиста в своей области.

        Профессиональное резюме – есть визитная карточка, содержащая информацию о профессиональных достоинствах, квалификации и трудовой биографии.

        Можно принести свое резюме на собеседование с работодателем, оно поможет ему быстрее сориентироваться в том, что за специалист перед ним.

        Можно приложить его к анкете для заочного ознакомления с Вами. Существует и почтовый вариант рассылки резюме по заинтересовавшему Вас объявлению. Ознакомившись с ним, работодатель может пригласить Вас на собеседование.

        Существуют различные способы составления резюме, но в любом случае должны быть соблюдены следующие правила:

        1. Краткость (не более двух страниц машинописного текста).

        2. Конкретность (не применяйте слишком общие фразы).

        3. Активность (используйте энергичные глаголы, показывающие вашу активность, никогда не пишите "участвовал", "оказывал помощь" и т.п. Это позволяет думать, что вы стояли в стороне, от случая к случаю оказывали разовые услуги).

        4. Избирательность (не считайте, что чем больше дано разношерстной информации, тем лучше резюме; отбирайте информацию, исходя из его цели).

        5. Аккуратность (отпечатано без ошибок и исправлений, четко, на хорошей бумаге).

        6. Ориентация на достижение (чего хотите достигнуть в профессиональном плане).

        В резюме должны быть отражены следующие моменты:

        1. Сведения личного характера. Каждое резюме должно начинаться с вашего имени и фамилии, точного адреса с почтовым индексом, по которому работодатель может выслать Вам ответ, и номера вашего телефона. Эта информация является обязательной.

        К необязательной информации относится информация о возрасте, семейном положении, иждивенцах, здоровье, гражданстве. Как правило, необязательную информацию следует включить лишь тогда, когда вы считаете, что она произведет благоприятное впечатление. Например, если у вас прекрасное здоровье, укажите это. Если нет, не упоминайте о нем.

        2. Цель. Здесь Вы должны описать, какую именно работу и какую должность вы хотите получить. Некоторые специалисты считают, что в резюме не следует упоминать, какую именно работу вы хотите получить, т.к. включение этой информации в резюме может сильно ограничить применимость вашего резюме. Если Вы не привязаны к одному-единственному варианту, не ограничивайте себя упоминаниями конкретного вида работы.

        3. Образование. В первую очередь внесите в список свое последнее образование. Например, если вы выпускник профессионального образовательного учреждения, необязательно упоминать среднюю школу. Перечислите все, что имеет отношение к вашей профессиональной подготовке. Укажите название учебных заведений, их местонахождение, время учебы, пройденный курс и достигнутый уровень. Перечислите все особые награды, стипендии, достижения (диплом с отличием) и т.д., но будьте избирательны и не растягивайте свой список. Если, помимо формального образования, Вы прошли какие-то курсы, имеющие отношение к искомой работе, также упомяните о них.

        4. Опыт работы. Выпускнику без опыта работы можно отразить характер временной работы, если он ее выполнял, подчеркнув при этом исполнительность, и хорошие отношения с коллегами. Можно указать место прохождения производственной практики, чего Вы достигли на рабочем месте, фамилию и телефон наставника. Этот раздел, не являясь обязательным, может содержать сведения, подчеркивающие Ваши сильные стороны.

        Иностранные языки. Укажите все языки, которыми владеете, и степень их знания.

        Особые навыки. Здесь Вы можете указать ваши конкретные навыки, имеющие отношение к вашей профессии (например, программы и типы компьютеров, которыми вы владеете).

        Публикации и те издания, в которых они вышли награды и стипендии. Отметьте все награды, грамоты, почетные дипломы, сертификаты, которые Вы имеете по данной специальности.

        Непрофессиональная деятельность. В этом разделе можно указать вашу работу в различных общественных организациях, ваши интересы за пределами профессии.

        Порядок, в котором были перечислены основные содержательные блоки резюме, наиболее применим при составлении традиционного, хронологического резюме.

2.5. Методические рекомендации по составлению таблиц

Таблица (от лат. tabula – доска) – способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

        Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.

        Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамке таблицы. Таблица – какой-либо материал, сгруппированный в виде нескольких столбцов (граф), имеющих самостоятельные заголовки и отделенных друг от друга линиями (чертами). Составление таблиц – группировка материалов какой-либо лекции или её раздела в отдельную таблицу (таблицы).

        Таблица должна содержать самые существенные сведения и характеристики, изложенные предельно кратко и понятно. При заполнении таблицы следует строго следовать тому, что спрашивается в ее «шапке». Размещение материала вне таблицы считается ошибкой.

2.6. Методические рекомендации по работе с Интернет-ресурсами

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

2.7. Методические рекомендации по работе со словарями

Словарь — важный помощник в освоении языка. Разные виды словарей позволяют получить самые разнообразные сведения о лексике и особенностях словоупотребления.

Каждый словарь — толковый, орфографический, синонимов, этимологический и т. д. — содержит большое количество информации. Чтобы извлечь ее адекватно вашим целям, необходимо придерживаться некоторых правил:

- Помните, что словарные статьи нужно искать по начальной форме слова. Если вам нужен глагол, ищите по инфинитиву, существительное — по форме в единственном числе именительном падеже (если такие грамматические категории есть в изучаемом языке) и т.д.

- Обращайте внимание на то, в каком контексте употреблено слово. Проблема новичков часто заключается в том, что они стремятся переводить и понимать пословно, не обращая внимания на остальную часть высказывания. Вполне может быть, что в словаре не найдется подходящего значения, потому что слово употреблено в составе фразеологизма или идиомы.

- Не игнорируйте примеры. Часто значение примерно соответствует тому, что должно быть в тексте, но не подходит на сто процентов. Оттенки смысла можно вычленить из примеров, которые помогают лучше понять закономерности словоупотребления.

- Не старайтесь запомнить всю словарную статью. Заучите только то значение слова, которое встретилось вам в тексте, это будет сделать гораздо проще, так как перед глазами у вас будет живой пример использования слова в речи.

- Сравнивайте и сопоставляйте. Язык — живой организм, который постоянно развивается, использование разных источников позволит получить наиболее полную и адекватную информацию об изучаемом языке.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники

1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ИЦ «Академия», 2016. – 320 с.

Дополнительные источники:

 1.Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс, Мир и Образование», 2020. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково-грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. – 648 с.

3. Шушков А. А. Толково-понятийный словарь русского языка. -  М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2003. -  768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В. Фразеологический словарь русского языка для школьников. -  М.: Астрель, АСТ, 2010. -  640 с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников. - «Астрель, АСТ», 2010. – 672 с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология. - ИД «АСТ», 2007. – 672 с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: ИД «АСТ- Пресс Книга», 2009. – 800 с.

8. Карпешин И. М., Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: ИД «АСТ- Восток- Запад», 2007. -  768с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

http://www.gramota.ru

 Интернет-ресурсы:

1. Сайт «Культура письменной речи»  http://www.gramma.ru/LNK/?id=2.0

2. Портал College.ru

3. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
   
http://www.gramota.ru

4. Культура письменной речи  http://www.gramma.ru

5. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная

    Ссистема http://www.ruscorpora.ru

6. Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
   
http://www.philolog.ru/dahl/

7.Российское общество преподавателей русского языка и литературы:    портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

8. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка   АН http://rusgram.narod.ru

9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

10.  Тесты по русскому языку  http://likbez.spb.ru

11. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по УД Информатика по специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Документационное обеспечение управления и архивоведе...

КИМ по предмету "Экономическая теория", 2 курс, по специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение

Контрольно-измерительные материалы по предмету "Экономическая теория" для специальности "Документационное обеспечение управления и архивоведение", 2 курс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 05 Иностранный язык (профессиональный) для специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Иностранный язык» 1.1.Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины  «Иностранный язык (профессиональный...

Сценарий конкурса профессионального мастерства по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Сценарий конкурса профессионального мастерства по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по ОУД.03 Физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОУД.03 Физическая культура специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хоре...

Программа государственной итоговой аттестации по специальности "Документационное обеспечение управления и архивоведения"

Программа государственной итоговой аттестации (далее – программа ГИА) со-ставлена в соответствии приказом Министерства просвещения Российской Федера-ции от 08.11.2021г. № 800 «Об утвержден...