Ликвидация неграмотности в СССР в 1920-1930-е годы причины, методы и результаты.
статья

Проблемы ликвидации неграмотности в СССР в 1920–30-е гг. интересовали многих историков, поэтому историография данного вопроса является довольно обширной.

По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина обитателей Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.

В Советском Союзе безграмотности был объявлен бой! И борьба с переменным успехом шла вплоть до 40-х годов, а в самых отдалённых частях страны, таких, например, как Ямал, до конца 50-х. Началом этой борьбы стало создание в декабре 1917 года в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения) РСФСР внешкольного отдела (с 1920 года — Главполитпросвет) под руководством Надежды Константиновны Крупской — одного из главных идеологов ликбеза

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsia.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

Ликвидации неграмотности в СССР в 1920-1930 –е годы: причины, методы и результаты.

Проблемы ликвидации неграмотности в СССР в 1920–30-е гг. интересовали многих историков, поэтому историография данного вопроса является довольно обширной.

По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. При этом среди мужчин читать умели 29,3%, а среди женщин лишь 13,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина обитателей Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.

В Советском Союзе безграмотности был объявлен бой! И борьба с переменным успехом шла вплоть до 40-х годов, а в самых отдалённых частях страны, таких, например, как Ямал, до конца 50-х. Началом этой борьбы стало создание в декабре 1917 года в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения) РСФСР внешкольного отдела (с 1920 года — Главполитпросвет) под руководством Надежды Константиновны Крупской — одного из главных идеологов ликбеза.[1]

 Вторым важным событием стал декрет Совета народных комиссаров (СНК) ~О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР)), который был подготовлен в Наркомпросе по инициативе участников 1-го Съезда по внешкольному образованию  и принят 26 декабря 1919 года.

В декрете, подписанном председателем СНК В. И. Лениным, определялось, что обязано обучаться грамоте на родном или русском языке. Обучающимся сокращали рабочий день на два часа. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Предполагалась также уголовная ответственность для лиц, препятствующих неграмотным посещать школы. Под ликпункты предписывалось приспосабливать все имеющиеся помещения: здания предприятий, ведомств, частные дома, церкви, клубы, школы.[2]

В Советской России была поставлена задача ликвидировать неграмотность и малограмотность в предельно краткие сроки, подобного социально-педагогического эксперимента в ту пору не знала ни одна страна мира.  Таким образом, советское правительство не имело возможности использовать          чей либо опыт борьбы с массовой неграмотностью, кроме российского же дореволюционного.[3] 

Ликвидировать неграмотность значило научить неграмотного медленно, по слогам читать печатный и разборчивый письменный текст. Обученный должен был понимать прочитанное и уметь его пересказать, уметь написать свою фамилию, отчество, число, месяц и год. Он должен был знать цифры, основные меры времени, длины, веса и емкости. Ликвидировать малограмотность значило развить  у  учащихся навыки по чтению, письму и счету, чтобы дать им возможность самостоятельно работать с книгой, продолжать обучение на рабочих или крестьянских курсах и  т. д.[4] 

Можно предположить, что ликвидация неграмотности была направлена прежде всего на выработку социальных навыков. Ликвидация малограмотности уже могла позволить взрослому человеку продолжить свое обучение и овладевать знаниями, которые были необходимы для индустриального общества.

В практическом плане где имелись неграмотные (более 15 человек), должен был открыть школу грамоты, она же пункт по ликвидации неграмотности — ликпункт, обучение шло 3—4 месяца. Программа включала в себя чтение, письмо и счёт. Окончивший ликпункт (такой человек уже назывался не безграмотиым, а малограмотным).[5] 

Для активизации процесса, который разворачивался очень непросто, 19 июля 1920 года СНК создаёт Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), которая также подчинялась Наркомпросу. Все постановления ВЧК л/б имели обязательный характер.

Руководителем Всероссийской Чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК), был назначен нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов по ликвидации безграмотности (ликбезу), подготовку учителей, издание учебной литературы.

В одном из первых документов данной тематики — воззвание 1924 года: «Власть Советов, как Властъ рабочих и крестьян болеет его нуждами, страдает его горем. А не горе ли наша темнота беспросветная, благодаря которой старое правительство веками держало в рабстве».[6] 

Авторы воззвания в полной мере осознают важность решаемой государством задачи и призывают: «наши представители, съехавшись на ХI Съезд Советов в январе 1924 года, снова сказали, что нам необходимо учиться и ликвидацию неграмотности нужно кончить к 10-й годовщине Октябрьской революции, то есть к 1927 году. Учиться завещал нам и наш вождь, и старший товарищ Владимир Ильич Ленин».[7]

По данным переписи населения 1926 года, в СССР грамотными были 51,1 % населения, причем на долю городского населения приходилось 76,3 % грамотных, сельского – всего 45,2 %. По РСФСР уровень грамотности был выше и составлял 55 %. Острее всего проблема неграмотности проявилась в Дагестанской АССР, где в 1926 году грамотными были только 13,9 % населения. Самый высокий процент грамотного населения (75,7 %) был зафиксирован в Ярославской области.[8] 

В конце 1920-х годов необходимость решения проблемы массовой неграмотности населения государства осознавалась всеми партийными, общественными организациями. С этого момента неграмотность большей части населения начинает рассматриваться не только как социальная, но и как политическая, классовая проблема.

Ликвидация неграмотности приобрела еще одну задачу. Власть понимала: чтобы донести свою программу до народа, он должен быть хотя бы грамотным. Только одержав победу над неграмотностью, можно было построить новую культуру, отвечающую интересам социалистического развития и добиться максимального контроля над народом.[9] 

Кампания по борьбе с неграмотностью не предполагала жесткого раз‑ деления между собственно обучением и политическим воспитанием (пропагандой). Это отмечалось в официальных документах: «Политико‑просветительские учреждения всегда являлись активными участниками борьбы за ликвидацию неграмотности»,— констатирует Приказ народного комиссара просвещения РСФСР от 23 октября 1940 г.

В этом документе в ряду политпросвет учреждений фигурируют дома культуры, избы‑читальни, сельские и колхозные клубы, библиотеки и даже музеи. Проводили с крестьянами беседы о пользе чтения книг, авторы документа подчеркивали, что «в беседах необходимо рассказать о значении книг в жизни великих вождей — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина».[10] 

Основные формы по ликвидации неграмотности:

- Одной из важнейших форм был культурный поход. Основные задачи культпохода – ликвидация безграмотности, проведение культурной и просветительской работы. Данная форма ликвидации неграмотности решала основную задачу ликбеза – в процесс обучения на добровольных началах вовлекались огромные массы населения при минимальных затратах, приобрел политическую окраску, о чем свидетельствуют задачи, например: «дать решительный отпор классовым врагам пролетариата, пытающимся спекулировать на культурной отсталости некоторой части населения».

Инициаторы -московские комсомольцы. В Москве всего за месяц было мобилизовано 30 тыс. культармейцев, которые были тесно связаны с фабриками и заводами. - Социалистическое соревнование –  цель,  необходимая гласность, ценная инициатива, делая достижения общим достоянием. Основой договоров о соцсоревновании были такие показатели: учет неграмотных и малограмотных, охват сетью ликбеза определенного количества лиц, подлежащих обучению грамоте, посещаемость ликпунтов. Разновидностью соцсоревнования явилось соревнование промышленных предприятий, которое проходило под лозунгом «За грамотный завод».

- Экспериментальные методы борьбы с неграмотностью. Ярким примером может служить метод «плакатного букваря», который впервые был применен в Елецком округе Центрально-Черноземной области. По мнению разработчиков метода, плакаты должны были побуждать малограмотных и неграмотных людей к прочтению того, что написано на плакате.

- Обучение рабочих бригад до начала работы – в период с 6 до 8 часов утра, осуществляемое через день. Отмечалось, что такая форма борьбы с неграмотностью была достаточно эффективной,  так  как  обучение  проводилось с утра, в вечернее же время учащимся сложнее давалось усвоение материала.[11]

- Кроме ликпунктов, одной из интересных и довольно долго просуществовавших форм работы по ликвидации неграмотности, стали избы-читальни. В 20-е годы они получили самое широкое распространение на территории всей страны.

Избы-читальни рассматривались как центры всей политико-просветительной работы в деревне, на селе, как очаги пропаганды революционных идей и политической консолидации трудящихся рабочее-крестьянского государства. На эти учреждения делалась большая ставка. В 1928 году решали, что представить на знаменитой Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже как ростки новой культуры в первом в мире социалистическом государстве, были выбраны два объекта — рабочий клуб и избы-читальни.

Для массовой работы по ликвидации неграмотности потребовалось мобилизовать целую армию добровольцев, подготовив их для этой деятельности с помощью методических пособий, обеспечив соответствующей учебной литературой и букварями,  предназначенными для обучения взрослых.

Кандидат культурологии  Глущенко Ирина Викторовна, в своей работе попыталась  выяснить, насколько оригинальным для своего времени был подход советских «ликвидаторов неграмотности», можно сравнить буквари дореволюционного и послереволюционного периода. Дореволюционные буквари, безусловно, не были свободны от идеологии. В них постоянно встречаются упоминания о царе, Боге и всевозможных обязанностях верноподданного. Приводятся различные молитвы, самая подходящая для азбуки та, что произносится перед тем, как приступить к учению.

Совершенно другой мир возникает перед нами, когда мы читаем советские буквари. И не только потому, что после революции изменилась идеология. Дореволюционный букварь создает образ тоскливого, но стабильного и патриархального общества. Советский букварь агрессивно напоминает о социальных конфликтах и страданиях народа, но все время отсылает к переменам, которые уже начались: «На смену старому миру идет мир труда. Старые времена — работа на бар. Новые времена — работа на мир. Новые времена — мы сами в сове- ты идем, и сами дела там ведем».[12]

Авторы большинства букварей пытались обращаться одновременно к работникам города и деревни, и объединение этих двух аудиторий имело четкий идеологический смысл: ««Ликвидаторы» не просто учат рабочих и крестьян читать и писать, но и формируют из них новую общность «советских людей».

Кампания по ликвидации неграмотности освещалась и анализировалась во множестве книг и брошюр, а также периодических изданий: «Деревенский самоучка», «Листок просвещенца» (Псков), «Листок самообразования» (Брянск), «Листок самообразования для деревни» (Брянск), «Просвещенец» (Петроград), «Просвещение» (Вятка), «Просвещение» (Краснодар), Просвещение «Педагогический сборник» (Петроград) и т. д. Содержание этих журналов позволяет убедиться, что в процессе ликвидации неграмотности людям давались не только навыки чтения и письма, но и общие представления о мире, указывает Ирина Викторовна Глущенко.

Инструктивный сборник общества «Долой неграмотность», подготовленный для преподавателей и активистов, ведущих работу в деревне, очень четко и подробно объяснял, какие именно задачи решались в ходе кампании.

Единственная в истории проведения переписей в СССР и России однодневная перепись 1937 года фактически должна была окончательно подтвердить укоренившееся в газетах мнение, что СССР стал страной сплошной грамотности, однако ее предварительные итоги показали другой результат. В соответствии с данными этой переписи, несмотря на заниженность критериев, в Советском Союзе грамотные среди мужчин составляли 86 %, среди женщин – 66 %. Однако во всех возрастных группах сохранялся определенный процент неграмотного населения, и чем старше была возрастная группа, тем выше был процент неграмотных. Таким образом, перепись продемонстрировала значительный прогресс по сравнению с 1920-ми годами, однако грамотность оказалась не «сплошной».

Фишева А.А. указывает в своей работе,  статистический обзор результатов работы компании: Всесоюзная перепись населения 1939 года показала, что грамотность населения СССР достигла 81,2 %, по РСФСР эта цифра была чуть больше – 81,9 %. Основной процент грамотных приходился на мужчин, по РСФСР этот показатель составлял 92,1 %; грамотность женщин находилась на уровне 73 %. Наибольший процент грамотных был в  Крымской АССР – 89,8 %, хуже всего дело ликбеза было организовано в Якутской АССР, где уровень грамотности составлял 67,8 %. В СССР грамотных среди городского населения было 89,5 %, среди сельского – 76,7 %. В РСФСР доля грамотного городского и сельского населения была  выше  –  соответственно 90,3 и 77,2 %. По данным оперативного учета, на 1 января 1939 года в РСФСР насчитывалось 2 703 964 неграмотных, однако на 1 апреля того  же  года  числилось уже 3 246 453 неграмотных.[13] Такое значительное расхождение в цифрах Наркомрос РСФСР объяснял, во-первых, «очковтирательством» со стороны местных органов народного образования, во-вторых, частыми рецидивами: неграмотные, прошедшие курс обучения грамоте, переходили в категорию «малограмотные», однако спустя какое-то время из-за низкого качества полученных знаний они вновь возвращались в категорию «неграмотные.

В 1920–1930‑е годы в СССР была организована и проведена самая крупная культурная кампания в истории Европы. Она, разумеется, опиралась на опыт прошлого, начиная со знаменитой кампании Kulturkampf в Германии времен Бисмарка, но масштабы задач и размах работы, проводившейся в СССР, были совершенно беспрецедентны.

Ликвидация неграмотности в Советском Союзе происходила вместе с радикальным изменением всего образа жизни и труда населения, в результате чего приобретаемые навыки немедленно оказывались востребованы и задействованы.

Позднее советские образцы использовались при организации массовых кампаний по борьбе с неграмотностью в странах Азии и Африки. Однако масштабы и результаты этих кампаний существенно уступали тому, что имело место в СССР.

Проект ликвидации неграмотности однозначно удался. И не только в техническом, но и в идеологическом смысле. Внедрение в массовое сознание новой государственной идеологии было неотделимой частью этой кампании, которая опиралась на радикальные общественные преобразования, происходившие в стране. Процесс ликвидации неграмотности был формой конструирования новой культурно‑идеологической реальности, в которой жило и которую само творило население, прошедшее эту школу.[14]

Список использованной литературы и источников

1. Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности взрослого населения в 1920-1930-е годы// [Электронный  ресурс]  // Вопросы образования №3,  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-prosvetitelskiy-proekt-likvidatsiya-negramotnosti-sredivzroslyh-v-1920-1930-e-gody/viewer (дата обращения: 30.11.2022)

2. Кашмкова М. «Темнота беспросветная, или безграмотности бой», [Электронный ресурс] // «Северяне» 2021.,/ URL: https://gosarhivyanao.ru/uploads/images/publications/darkness.pdf (дата обращения: 01.12.2022)

3. Некрылова О.Г. Советская власть и система народного образования в 1920-е годы: практика эксперементов в условиях построения нового государственности [Электронный ресурс] // Научный диалог URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-vlast-i-sistema-narodnogo-obrazovaniya-v-1920-e-gody-praktika-eksperimentov-v-usloviyah-postroeniya-novoy  (дата обращения: 08.12.2022)

4. Павлова Л.В. Особенности и итоги ликвидации неграмотности в Оренбуржье в 20—30-е годы XX века [Электронный ресурс] // Вестник  Оренбургского государственного  педагогического университета. URL: http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 01.12.2022)

5. Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР  в  1930 е  годы  //[Электронный  ресурс]  //История  российского  социума.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-negramotnosti-i-malogramotnosti-vzroslogo-naseleniya-na-territorii-rsfsr-v-1930-e-gody/viewer  (дата обращения: 05.12.2022)


[1] Кашмкова М. «Темнота беспросветная, или безграмотности бой», [Электронный ресурс]// «Северяне» 2021.,/ URL: https://gosarhivyanao.ru/uploads/images/publications/darkness.pdf  (дата обращения: 01.12.2022)

[2] Там же.

[3] Павлова Л.В. Особенности и итоги ликвидации неграмотности в Оренбуржье в 20—30-е годы XX века [Электронный ресурс] // Вестник  Оренбургского государственного  педагогического университета. URL: http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 01.12.2022)

[4] Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР  в  1930 е  годы  //[Электронный  ресурс]  //История  российского  социума.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-negramotnosti-i-malogramotnosti-vzroslogo-naseleniya-na-territorii-rsfsr-v-1930-e-gody/viewer http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 05.12.2022) 

[5] Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР  в  1930 е  годы  //[Электронный  ресурс]  //История  российского  социума.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-negramotnosti-i-malogramotnosti-vzroslogo-naseleniya-na-territorii-rsfsr-v-1930-e-gody/viewer http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 05.12.2022)

[6] Кашмкова М. «Темнота беспросветная, или безграмотности бой», [Электронный ресурс]// «Северяне» 2021.,/ URL: https://gosarhivyanao.ru/uploads/images/publications/darkness.pdf (дата обращения: 01.12.2022)

[7] Там же.

[8] Ликвидация безграмотности в Советской России [Текст] // Русская речь. – 1967. – № 4.

[9] Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности взрослого населения в 1920-1930-е годы//[Электронный  ресурс]  //Вопросы образования №3,  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-prosvetitelskiy-proekt-likvidatsiya-negramotnosti-sredi-vzroslyh-v-1920-1930-e-gody/viewer (дата обращения: 30.11.2022)

[10] Там же.

[11] Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР  в  1930 е  годы  //[Электронный  ресурс]  //История  российского  социума.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-negramotnosti-i-malogramotnosti-vzroslogo-naseleniya-na-territorii-rsfsr-v-1930-e-gody/viewer http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 05.12.2022)

[12] Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности взрослого населения в 1920-1930-е годы//[Электронный  ресурс]  //Вопросы образования №3,  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskiy-prosvetitelskiy-proekt-likvidatsiya-negramotnosti-sredi-vzroslyh-v-1920-1930-e-gody/viewer (дата обращения: 30.11.2022)

[13] Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР  в  1930 е  годы  //[Электронный  ресурс]  //История  российского  социума.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-negramotnosti-i-malogramotnosti-vzroslogo-naseleniya-na-territorii-rsfsr-v-1930-e-gody/viewer http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 05.12.2022)

[14] Фишева А.А. Решение проблемы неграмотности и малограмотности взрослого населения на территории РСФСР  в  1930 е  годы  //[Электронный  ресурс]  //История  российского  социума.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-problemy-negramotnosti-i-malogramotnosti-vzroslogo-naseleniya-na-territorii-rsfsr-v-1930-e-gody/viewer http://vestospu.ru/archive/2013/articles/pavlova_2013_2.pdf (дата обращения: 05.12.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия «Индустриализация в СССР в 1920-1930-е гг.»

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования вводят новое для системы образования понятие: компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявл...

Советское государство и его аппарат в период строительства основ социализма (1920-1930-е гг.)

НЭПовская перестройка чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса. Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой Конституции РСФСР. Изменение государственног...

Народное просвещение в первые годы Советской власти. Ликвидация неграмотности в г. Саратове.

Рассматривается проблема неграмотности населения, вставшая перед новой властью России после Великой Октябрьской революции....

Народное просвещение в первые годы Советской власти. Борьба с безграмотностью и пути её ликвидации

Борьба с безграмотностью как одна из первостепенных проблем, вставшая перед Советской властью после революции....

СССР в 20-30-е годы ХХ века

СССР в 20-30-е годы ХХ века...

«СССР 70-начало 80-х годов»

Политические и экономические изменения в СССР...

Открытый бинарный урок по истории и литературе Тема урока: «Культура советского общества в 1920-1930 гг: Эпоха в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цели:Закрепить понятие о сатире, через «погружение в текст» показать мастерство и гражданское мужество М. Булгакова;Развивать навыки монологического высказывания через анализ художественно...