Урок "Конституция РФ"
план-конспект занятия

Людмила Панфилова

Предмет: Обществознание.

Тема: «Конституция Российской Федерации».

Цель: обобщение знаний по содержанию и функциям Конституции РФ, продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы.

Задачи:

- образовательная: обобщить представления и знания об основном законе государства, его функциях и традициях, ознакомить учащихся с этапами развития конституции;

- развивающая: развитие творческих способностей учащихся на примере работы с документами (Конституция РФ), развитие познавательной деятельности и умения формировать и отстаивать собственную точку зрения;

- воспитательная: воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам, формирование собственной гражданской позиции и самосознания в современной системе мировоззрений.

Тип и форма урока: Комбинированный урок.

Оборудование:

1. Конституция РФ;

2. Экран;

3. Проектор;

4. Компьютер.

Методы: словесные, наглядные, работа с документами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия)
АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Открытый урок по обществознанию

«День Конституции РФ»

Выполнила: Панфилова Людмила Николаевна, преподаватель

Алдан

2019

Предмет: Обществознание.

Тема: «Конституция Российской Федерации».

Цель: обобщение знаний по содержанию и функциям Конституции РФ, продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры, помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы.

Задачи:

- образовательная: обобщить представления и знания об основном законе государства, его функциях и традициях, ознакомить учащихся с этапами развития конституции;

- развивающая: развитие творческих способностей учащихся на примере работы с документами (Конституция РФ), развитие познавательной деятельности и умения формировать и отстаивать собственную точку зрения;

- воспитательная: воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам, формирование собственной гражданской позиции и самосознания в современной системе мировоззрений.

Тип и форма урока: Комбинированный урок.

Оборудование:

1. Конституция РФ;

2. Экран;

3. Проектор;

4. Компьютер.

Методы: словесные, наглядные, работа с документами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, готовность к занятию.

  1. Актуализация знаний (устный опрос по прошлой теме занятия).

- Что такое социальная мобильность? (переход человека из одной социальной группы в другую).

- Назовите основные виды социальной мобильности? (горизонтальная, вертикальная).

- Приведите примеры горизонтальной и вертикальной мобильности (учащиеся приводят примеры).

- Что такое социальный статус? (положение которое человек занимает в обществе).

- Приведите примеры социального статуса.

III. Изучение нового материала.

План:

  1. Что такое Конституция РФ;
  2. Этапы развития конституции;
  3. Устройство государства;
  4. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

  1. Что такое Конституция РФ.

Зачитать Преамбулу.

Мы, многонациональный народ РФ

соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, сохраняя исторически сложившееся единство государства,

исходя из общепризнанных принципов равноправия,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, возрождая суверенную государственность России, принимаем Конституцию РФ.

В школе на обществознании вы уже знакомились с основными характеристиками Конституции РФ. Сегодня  мы с вами узнаем подробнее о главном законе страны. Цель урока - обобщение знаний по содержанию и функциям Конституции РФ. Сегодня вы должны продемонстрировать знание основных положений Конституции РФ, показать, что вы выходите во взрослую жизнь со сложившейся гражданской позицией, достойными гражданами своей страны.

Для любой страны Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести, поэтому уважать и знать Основной Закон означает уважать свою страну и уважать самого себя.

А с чем у вас ассоциируется это слово? Составьте ассоциативный ряд к слову Конституция. 

Конституция РФ - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой на всей территории России. Она провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного и государственного строя, форму правления и государственного устройства (записать определение в тетрадь).

Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

  1. Этапы развития конституции.

Из истории. Впервые слово «конституция» употребляли римские императоры, которые так называли свои указы. Со временем значение этого понятия изменилось.

«Какие первые конституции вы знаете и в каких странах они были приняты?» («Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция»).

Эти две конституции и сформировали современное значение этого понятия. Конституция США составляет правовую основу Америки, а положения французской Декларации прав человека и гражданина является основой прав человека. Когда в истории нашего государства мы встречаемся с этим понятием?

Значительные шаги в направлении конституционного правления были сделаны в царствование императора Александра  II: отмена крепостного права, судебная реформа, демократизировавшая судопроизводство, учреждение земства. Александр  II склонялся к введению в России конституционных основ монархического правления, но процесс разработки и принятия конституции был прерван убийством царя в 1881 году.

В  годы первой русской революции император Николай II вынужден был предоставить народу юридически зафиксированные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством через представительную власть  Государственную Думу.

Манифест 17 октября 1905 г. явился началом буржуазного конституционализма. В нем содержались обещания незыблемых основ гражданской свободы на началах  действительной неприкосновенности личности. Демократизировался состав избирателей. Государственная Дума, решение о создании которой было принято ранее, приобрела законодательные полномочия.

Вскоре были разработаны Основные государственные законы, составившие неписаную конституцию Российской империи на манер конституционных законов Великобритании.

На протяжении нескольких столетий русские общественные деятели боролись за введение Конституции в России. Удалось реализовать идею о Конституции только после 1917 года.

1918 году была принята первая советская Конституция РСФСР, закрепившая "диктатуру пролетариата", в 1924 году- Конституция СССР, в 1936 году- Конституция СССР, закрепившая " победу социализма", в 1977 году- Конституция СССР, названная конституцией " развитого социализма".

А когда была принята ныне действующая Конституция?

 Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, относится к числу новейших. Конституция 1993 года обладает высшей юридической силой, составляя ядро правовой системы государства.

Что же представляет Основной Закон государства? Какова структура Конституции?

Конституция РФ - документ не очень объемный, но достаточно сложный. Он состоит из преамбулы, 9 глав и 137 статей, положения 1 главы последовательно развиты во всех последующих главах. 2 глава «Права и свободы человека и гражданина» раскрывает гуманистическую основу конституционного стоя (просматривают Конституцию).

  1. Устройство государства.

Теперь давайте попытаемся разобраться как устроено государство. Что же составляет основу российской государственности?

Давайте обратимся к Конституции. Перед вами лежат 2 листа. На первом листе выдержки из конституции. На втором – приложение для практической работы.

1)Используя текст Конституции главы 1 ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3;  заполните схему «Основы конституционного строя»:

                                     Основы конституционного строя

Форма правления          Форма государственного             Политический                

                                                   устройства                                 режим

Республика                                 Федерация                              Демократический

Разбор признаков: демократическое, правовое, республиканская форма правления, федеративное.

Что значит федеративное государство?

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Что значит федеративное государство?

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Республики – 22

Края – 9 Слайд

Области – 46 Слайд

Города федерального подчинения – 3

Автономная область –1 Слайд

Автономные округа – 4 Слайд

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

- г.Челябинск является субъектом федерации? (Нет) а Челябинская область – субъект Федерации? (Да)

Итак, мы выяснили, что Конституция - Основной Закон государства. С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти.

2)На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

3)На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ.

                                         Государственная власть

 Законодательная                                   Исполнительная                                Судебная

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:  

«Парламент в РФ называется __________________ , он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: ____________________

______________________________. Совет Федерации формируется ______

_______________________________________________________________

______________________________________________________________.

В Государственную думу входит_____________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а _________

______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)

Итак, основной деятельностью парламента является разработка, обсуждение и принятие законов.

4. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;
  • получать от государства гарантии соблюдения прав;
  • быть государству в чем-то обязанным.

И так если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать на гражданские (личные), политические, социальные, экономические, и культурные. 

Работа с Конституцией РФ, составление таблицы.

Основные

конституционные права

Статьи Конституции

Глава 2

1. Гражданские (личные)

2. Политические

3. Социальные

4. Экономические

5. Культурные

Обязанности граждан РФ

  1. Ст. 19-25; 45-54; 60, 62
  2. Ст.28-33, 63
  3. Ст. 38-43
  4. Ст. 34-37
  5. Ст.26, 44

       Ст. 15, 44, 57, 58, 59, 43

Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей  обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства.

Какие основные обязанности зафиксированы в Конституции? Давайте рассмотрим.

  • Граждане должны соблюдать  законы РФ (статья 15)
  • Граждане обязаны платить налоги и сборы (статья 57)
  • Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду (статья 58)
  • Обязанность защищать Отечество (статья 59)
  • Граждане обязаны заботиться о сохранение исторического и культурного наследия (статья 44 пункт 3)
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего среднего образования (статья 43)

IV. Рефлексия. А теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили материал занятия Работа с презентацией. Выполнение заданий на рефлексию.

Что нового узнали на занятии? Что запомнилось больше всего?

Сегодня на уроке мы узнали что:

Конституция это…………….

Основами конституционного строя России

являются…………….

Парламент РФ называется………

Верхней палатой парламента является…………………..

V. Домашнее задание. Подведение итогов.

Подводя итог нашей работы, предлагаю вам в качестве домашнего задания написать синквейн по теме: Конституция РФ.

Выставление оценок.

Итак, на сегодняшнем уроке вы показали, что вы не только знакомы с основными положениями Конституции нашей страны, но и готовы реализовывать их в вашей будущей жизни как достойные граждане своей страны! Вы находитесь на пороге взрослой жизни, какой она будет - зависит от вас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. М.: Русское слово. 2002.

2.  Конституция Российской Федерации.

9.  Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. . - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.



Предварительный просмотр:

Конституция РФ.

1). Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3;  заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции:

Форма государства

                             

Форма правления                         Форма государственного                        Политический                

                                                                  устройства                                           режим

2) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

3) На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ.

                                               Государственная власть

 

                                                  ________________                             _________                        

         

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:  

«Парламент в РФ называется __________________ , он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: _________________________________

______________________________. Совет Федерации формируется __________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________.

В Государственную думу входит_________________________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а _____________________

______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)



Предварительный просмотр:

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики; ------------------------------------------------------------------

В часть 1 статьи 65 Конституции РФ включены новые наименования субъектов Российской Федерации:

Указом Президента РФ от 09.01.96 № 20 — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия.

Указом Президента РФ от 10.02.96 № 173 — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч. ------------------------------------------------------------------

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало — Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 109

  1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 107 Конституции Российской Федерации.

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.