Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса
план-конспект урока

Сафонова Любовь Петровна

Цели урока :

обучающие - сформировать понятие об относительной атомной массе.

- закрепление рассмотренных понятий при решении упражнений .

-повторение написания и произношения знаков химических элементов;

- рассмотреть понятие «химическая формула», «индекс»;

-сформировать понятие о постоянстве состава веществ.

развивающие - развитее памяти;

- развитие мышления;

- развитее внимания.

воспитывающие - формирование диалектико- материалистических представлений.

Оборудование: - периодическая система химических элементов;

- Химия 8 класс

Тип урока: комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса

Всякое вещество – от самого простого
до самого сложного – имеет три различные,
но взаимосвязанные стороны:
свойство, состав, строение...

Б.М.Кедров

  Цели урока :    

обучающие      -  сформировать понятие об относительной атомной массе.                       

                           -   закрепление рассмотренных понятий  при решении  упражнений .

                         -повторение написания и произношения знаков химических элементов;

                            - рассмотреть понятие «химическая формула», «индекс»;

                             -сформировать понятие о постоянстве состава веществ.

развивающие     - развитее памяти;

                            - развитие мышления;

                             -  развитее внимания.

воспитывающие  - формирование диалектико- материалистических представлений.

Оборудование: - периодическая система химических элементов;

                           - Химия  8 класс

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Орг. момент (1-2мин)

II. Проверка домашнего задания (10 мин)

III.Объяснение нового материала (20)

IV. Домашнее задание (2-3 мин)

V. Закрепление (6-7 мин)

 II. В начале и в конце урока проводится психологическая разминка. Ее цель – определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика имеется табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния. Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

УЧИТЕЛЬ. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клетку влево. Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить неинтересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

Химическая разминка

1) Проверка знаний химических элементов.
2)  УЧИТЕЛЬ. Вася и Петя любят составлять и разгадывать слова-анаграммы (обычно фантастические), в которых порядок букв переставлен. Попробуйте разгадать некоторые из химических анаграмм.
            Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня,
сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут,
мникрей – этот элемент ищите среди камней,
орребес – блестит, а не золото.
УЧИТЕЛЬ. Если вы легко справились с этим заданием, скажите себе: «Я – умница».

.☺ Химическая формула - условная запись количественного и качественного состава вещества

NH3 - эн аш три (записываем и проговариваем)

CuSO4- купрум эс о четыре

2. цифра 2 после водорода и 4  после  кислорода называется  индекс.

☺ Индекс-число атомов химического элемента в формуле.

 FeBr3—

Ag3PO4—

AlCl3—

NaOH—

BaCO3—

3.3Н2О (проговариваем формулу). Число 3- коэффициент.

☺ Коэффициент показывает  число молекул вещества.

2Н2-2 молекулы водорода

3S—

4H2O—

5O2—

2Fe—

8 P—

3 H2S—

8CO2—

Относительная атомная масса

Относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода.

Относительная атомная масса обозначается: Ar 

r – означает «относительная»

Пользуясь ПСХЭ, вычислите относительные молекулярные массы веществ.

Mr (Cu2O)=

Mr (Na3PO4)=

Mr (AlCl3)=

Mr (Ba3N2)=

Mr (KNO3)=

Mr (Fe (OH)2)=

Mr (Mg(NO3)2)=

Mr (Al2(SO4)3)=

Закон постоянства состава веществ был открыт французским ученым Прустом в 1808 г. Вот как этот закон звучал в его изложении: «От одного полюса Земли до другого соединения имеют одинаковый состав и одинаковые свойства. Никакой разницы нет между оксидом железа из Южного полушария и Северного. Малахит из Сибири имеет тот же состав, как и малахит из Испании. Во всем мире есть лишь одна киноварь».

Современная формулировка закона: каждое химически чистое вещество с молекулярным строением независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный качественный и количественный состав.

УЧИТЕЛЬ. Во-первых, известны вещества немолекулярного строения с переменным составом. Во-вторых, закон постоянства состава веществ справедлив для веществ молекулярного строения. В-третьих, существует категория веществ молекулярного строения, для которых закон постоянства состава неверен. Это полимеры, с ними мы познакомимся на уроках химии позднее.
Что же подразумевается под количественным и качественным составами веществ? На основе закона Пруста можно записать химические формулы веществ при помощи химических знаков.
Рассмотрим в качестве примера состав молекулы воды. Она состоит из атомов водорода и кислорода (качественный состав), причем по массе в воде содержится водорода – 11,19%, а кислорода – 88,81% (количественный состав).

Есть несколько способов выражения состава воды.
1-й способ. В состав молекулы воды входят два атома водорода и один атом кислорода (используем слова).
2-й способ. Эту же мысль можно выразить рисунком (используем условные обозначения):
3-й способ. Формула воды – Н2О (используем химические знаки и индексы).


IV   Закрепление:

  1. Кем и когда был открыт закон постоянства состава веществ?
    2. Дайте определение этого закона.
    3. Что отображает химическая формула вещества?
    5. Что показывают коэффициент и индексы в химической формуле?
    6. Есть ли разница в составе веществ, имеющих формулы: СО и СО2, Н2О и Н2О2?
    7. Используя химические знаки, индексы и коэффициенты, запишите обозначения двух молекул воды, трех молекул оксида азота (если известно, что в молекуле оксида азота на один атом азота приходится два атома кислорода),трех молекул сероводорода (в его молекуле на два атома водорода приходится один атом серы),четырех молекул оксида фосфора (в каждой молекуле этого оксида на два атома фосфора приходится пять атомов кислорода).

Домашнее задание: §9,10 упр.1-3 с.31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие №1: "Вычисление относительной молекулярной массы вещества. Вычисление массовой доли элементов в веществе. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей элементов"

Практическая работа №1 содержит указания (примеры) по выполнению заданий, содержащихся в работе. Работа может выполнятся как по вариантам самостоятельно, так и под руководством преподавателя (учителя)...

Практическая работа. Решение задач на нахождение М.Ф. (Молекулярной формулы)

В помещаемом материале приведены задачи разного уровня сложности. Алгоритм решения задач разбирается на уроке. Задание выложено для домашней тренировке и подготовке к итоговой контрольной работе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеурочного мероприятия для специальности 18.02.11 «Технология пиротехнических составов и изделий» на тему: Исследование химического состава чая

Чай как напиток настолько всем знаком и известен, что, казалось бы, ничего необычного в нем уже не обнаружишь. Мы решили посмотреть на чай с химической точки зрения. Целью нашего исследования является...

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Содержание учебного материалаОткрытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система...

Конспект урока в 8 классе по химии на тему "Составление химических формул бинарных соединений по валентности" по учебнику авторов Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Данный урок имеет творческий подход в рассмотрении понятия валентность по химии в 8 классе, легко запоминать и главное понимать образование химических связей между элементами....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...