"Сражаюсь, верую..." Жизнь АСАДОВА
рабочая программа

Куварзина Ирина Владимировна

На примере жизни удивительного человека – Э. Асадова хотелось поговорить со своими ребятами  о любви,  ненависти, справедливости, о добре и зле. Огромное было желание, чтобы это занятие не прошло бесследно, оставило отпечаток в их, ещё формирующихся душах и  чтобы студенты извлекли для себя уроки нравственности:  задумались правильно или неправильно мы  поступаем в той или иной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная "Уроки нравственности Эдуарда Асадова"

Цели:

1. Краткое знакомство с биографией поэта, с  основными мотивами его творчества.

2. Совершенствовать навыки анализа лирических произведений,  выразительного чтения; развивать монологическую  речь обучащихся; способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей обучащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей.  

3. Воспитывать чувство патриотизма,  любви к ближним,  к животным; способствовать тому, чтобы подростки извлекли для себя уроки нравственности - это уроки порядочности, о правильных и неправильных поступках человека и их выборе; воспитывать интерес к современной поэзии;

Методическая цель: активизация мыслительной деятельности.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация
  • стихи

1-й слайд (высвечивается тема)

2-й слайд

           Слово учителя.


        Ребята, сегодня в нашей литературной гостиной мы встречаемся с Эдуардом Аркадьевичем Асадовым, поэтом ХХ века. (Рассказ о жизненном  и творческом пути поэта с использованием презентации).
 И поговорим мы сегодня о дружбе, любви, верности, уважении друг другу, о бережном отношении к природе.

3-й слайд

           «Сражаюсь, верую, люблю» – так назвал Асадов одну из своих поэтических книг. Думаю, что вряд ли можно было бы отыскать название, которое с большей точностью и емкостью отражало бы то главное и наиболее существенное, что определяет внутренний мир, душу и жизненное кредо как самого поэта, так и его стихов» – писал С. Баруздин

4-й слайд

Мне плевать на злобную спесивость

Пусть хоть завтра вздернут на суку!

Не могу терпеть несправедливость

И смотреть на подлость не могу!

      Одна из основополагающих черт его поэзии — обостренное чувство справедливости. Воспринимая буквально как своих личных врагов злейшие пороки на земле, ведя по ним шквальный огонь из всех поэтических “огневых средств”, он как бы протягивает дружескую руку испытавшему горе, оскорбленному или попавшему в беду. 
      Характерной особенностью поэтического письма Асадова является обращение к самым животрепещущим темам, тяготение к остросюжетному стиху, к балладе. Он не боится острых углов, не избегает конфликтных ситуаций. Напротив, стремится решить их с предельной искренностью и прямотой.
 

Чтение стихотворения учащимся.

Клеветники  (Гаврилов)

          Я не знаю, ну что это в нас такое

И какой это все приписать беде?

Только слыша подчас про людей дурное,

Мы легко соглашаемся, а порою

Даже верим заведомой ерунде!

Коли сплетня шмелем подлетит к плечу,

Не кивай, а отрежь, как ножом: - Не верю! -

Нет, не то чтоб: "подумаю" и "проверю"...

А: - Не верю, и кончено. Не хочу!

А случилось письмо тебе развернуть,

Где коварства - преподлое изобилие,

Ни обратного адреса, ни фамилии,

Плюнь, порви и навеки о нем забудь!

Если ж вдруг в телефонные провода

Чей-то голос ехидное впустит жало,

Ты скажи ему: - Знаешь иди куда? -

И спокойно и тихо пошли туда,

Где хорошего в общем-то очень мало...

И конечно же, если мы неустанно

Будем так вот и действовать всякий раз,

То без пищи, без подленького тумана

Все подонки, как черные тараканы,

           Перемрут как один, уверяю вас!

 Учащийся:

             «Сражаюсь, верую, люблю…”   Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, то есть без любви. И вот ради этого-то самого прекрасного чувства в мире живет, мечтает и трудится поэт Эдуард Асадов.

             Ну а начинается эта любовь с высоких и светлых чувств к тому, что ближе, важнее и дороже всего, а именно — к матери, отцу, Родине.

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась

5-й слайд

Учащийся:  (Лукьянчук)

      Эдуард Асадов - по линии отца - потомок карабахских армян. Его родители, участвовали в революции и Гражданской войне, при установлении советской власти стали учителями. Они горячо любили детей, отдавали им всю душу и, конечно, мечтали о собственном сыне. И эта мечта сбылась.  

       Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 года в древнем туркменском городе Мары (бывший Мерв).

6-й слайд

        Первые  впечатления детства поэта: громадное, раскаленное добела солнце, близкие звезды южного ночного неба, бурые пески Каракумов, красные халаты, высокие бараньи папахи, белые чалмы, сверкающие монисто,  семенящие под седлами ишаки, величественные верблюды, пестрые базары… Такова была средняя Азия тех лет. Экзотики хоть отбавляй! Все это будило воображение, врезалось в память навсегда.

                 В 1929 году умер отец Эдуарда, Аркадий Григорьевич. Мать с сыном переехали на Урал, в Свердловск (ныне Екатеринбург), где жил дедушка Иван Калустович Курдов. Здесь мама продолжала учительствовать, а сын пошел в первый класс. Тут он провел свое детство и отроческие годы.  

      Первые свои стихи Эдуард написал в восьмилетнем возрасте, когда они жили в Свердловске. Мечтал о поступлении в Литературный институт и с головой погрузился в книги и поэзию, полюбил театр, музыку .

7-й слайд

Учащийся:

 Навсегда в памяти остался строгая  и даже немного суровая красота уральской природы.

Не то я задумчивый стал с годами,

Не то где-то в сердце живет печаль,

Но только все чаще и чаще ночами

Мне видится в дымке лесная даль.

Вижу я озеро с сонной ряской,

Белоголовых кувшинок дым…

Край мой застенчивый, край уральский,

Край, что не схож ни с каким иным.

8-й слайд

         С переводом Лидии Ивановны в 1939 году на работу в Москву Эдуард становится московским школьником. Снова уроки, споры в школьных коридорах, новые друзья, и стихи, стихи. Эдуард читает и перечитывает любимых поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А Блока, С. А. Есенина. Именно их он всю жизнь считал своими учителями.

9 -й слайд

Учащийся:  

           14  июня 1941 года состоялся выпускной бал в 38 московской школе, где учился Асадов. А ровно через неделю - война. И Эдуард Асадов, не дожидаясь призыва, с первых же дней уходит на фронт добровольцем. Ему было тогда 17 лет.

             Вчерашний  школьник был отправлен в артиллерийские войска. Сначала он был наводчиком, а уже в 1943 году, став офицером, командовал батареей. В самую лютую и тяжелую пору войны 1941-1942 годов сражался, защищая. И сколько бы сил и нервов ни забирала война, поэзия  была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом. Стихи он писал всюду: в воинских эшелонах, в коротких перерывах между боями и в землянке на отдыхе при свете ночной коптилки.

10-й слайд

Он воевал, а дома его ждала мама.

Стихотворение «Письмо с фронта» (запись)

Учащийся:  (Евтенко)

             Так уж вышло, что фронтовая судьба Эдуарда Асадова была связана главным образом с двумя городами: Ленинградом и Севастополем – двумя бастионами славы и мужества Великой Отечественной войны

            В боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив редкую храбрость, самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Асадов был тяжело ранен.

11-й слайд

 Иван Семенович Стрельбицкий в книге «Ради вас, люди» пишет: «Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой – это подвиг. Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей – это подвиг… Любой врач уверенно бы сказал , что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполняя боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем. И блестяще выполнил задание. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню…»  

Взрывом мины Э. Асадову вырвало глаза.

12 -й слайд

       Эдуард Аркадьевич вспоминал: “Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. “Быть или не быть?” в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил…И вот самое трудное: приговор врачей – “Впереди будет все… Все, кроме света…”

           Двадцатилетним Э. Асадов вступил в мирную жизнь с черной повязкой на лице. Поэзия вернула его в строй, дала ему силы.

          Он поступил и успешно закончил Литературный институт имени М. Горького и никогда не жаловался, что ему трудно учиться, писать и жить в темноте.

13 -й слайд

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

     Эдуард Асадов — принципиально-страстный, самобытный, требовательный художник и удивительно жизнерадостный человек.

14 -й слайд

Учащийся:  

     Говорят, что любить все человечество легче, чем любить одного человека. Согласимся, что в этом шутливом афоризме есть немалая доля правды. Эдуард Асадов обладает способностью любить людей и человека. И любить не показной, а очень светлой и чистой любовью. Взволнованным и пристальным взглядом всматривается он в лица, в души и судьбы.
Эти волнения и эта любовь прямо или косвенно отражены в подавляющем большинстве его стихов: “Баллада о друге”, “Подруги”, “Неприметные герои”, “Чудачка”, “Золотая кровь”, “Песня о мужестве”.

15 -й слайд

Чтение стихотворения учащимся.  (Лихашов)

                         Чудачка

Одни называют ее чудачкой

И пальцем на лоб - за спиной, тайком.

Другие - принцессою и гордячкой,

А третьи просто синим чулком.

Птицы и те попарно летают,

Душа стремится к душе живой.

Ребята подруг из кино провожают,

А эта одна убегает домой.

Зимы и весны цепочкой пестрой

Мчатся, бегут за звеном звено...

Подруги, порой невзрачные просто,

Смотришь - замуж вышли давно.

Вокруг твердят ей: - Пора решаться.

Мужчины не будут ведь ждать, учти!

Недолго и в девах вот так остаться!

Дело-то катится к тридцати...

Неужто не нравился даже никто? -

Посмотрит мечтательными глазами:

- Нравиться нравились. Ну и что? -

И удивленно пожмет плечами.

Какой же любви она ждет, какой?

Ей хочется крикнуть: "Любви-звездопада!

Красивой-красивой! Большой-большой!

А если я в жизни не встречу такой,

Тогда мне совсем никакой не надо!"

Глубоко убежденный в том, что любовь высвечивает и выкристаллизовывает все самое лучшее в человеке, поэт в своей лирике со всем жаром души как раз и ратует за эту большую и настоящую любовь. Кто не знает среди почитателей поэзии такого известного стихотворения, как “Они студентами были!.” Стихотворение о самоотверженной, нежной, но гордой и бескомпромиссной любви.

16 -й слайд

Чтение стихотворения учащимся. (Шуньков)

Они студентами были

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната в восемь метров - чем не семейный дом?!

Готовясь порой к зачетам,

Над книгою или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

Она легко уставала,

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом, не шуметь стараясь

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью белье по ночам стирал.

Но кто соседок обманет -

Тот магом, пожалуй, станет.

Жужжал над кастрюльным паром

их дружный осиный рой.

Ее называли лентяйкой,

Его ехидно хозяйкой,

Вздыхали, что парень - тряпка и у жены под пятой.

Нередко вот так часами

Трескучими голосами

Могли судачить соседки, шинкуя лук и морковь.

И хоть за любовь стояли,

Но вряд ли они понимали,

Что, может, такой и бывает истинная любовь!

Они инженерами стали.

Шли годы без ссор и печали.

Но счастье - капризная штука, нестойка

порой, как дым.

После собранья, в субботу,

Вернувшись домой с работы,

Однажды жену застал он целующейся с другим.

Нет в мире острее боли.

Умер бы лучше, что ли!

С минуту в дверях стоял он, уставя

в пространство взгляд.

Не выслушал объяснений,

Не стал выяснять отношений,

Не взял ни рубля, ни рубахи, а молча шагнул назад...

С неделю кухня гудела:

"Скажите, какой Отелло!

Ну целовалась, ошиблась... немного взыграла кровь!

А он не простил".- "Слыхали?"-

Мещане! Они и не знали,

Что, может, такой и бывает истинная любовь!

Учащийся:

           У Асадова есть  такие, к примеру, стихи, как “Моя любовь”, “Сердце”, “Ты не сомневайся”, “Любовь и трусость”, “Я провожу тебя”, “Ее любовь”, “Я могу тебя очень ждать”.  Любое из этих стихотворений — это торжество смелых и благородных человеческих чувств, борьба за любовь, бескомпромиссную, трепетную и чистую.

17-18 -й слайды

Звучит песня “Я могу тебя очень ждать”.  

Учащийся:

     Любовь в поэзии Э. Асадова многогранна. Поэт с любовью  относится к Родине.  Верность, мужество, патриотизм – это основные понятия, связанные с темой Родины

19 -й слайд

         Со стихами о Родине самым теснейшим образом связаны и как бы являются их частью и продолжением стихи о природе. И надо сказать, что поэт не только знает и любит ее, но, что самое ценное, находит яркие, свежие и сочные краски для того, чтобы образно, взволнованно передать красоту родной земли.
       Стихи эти в большинстве своем драматичны, остросюжетны и несут в себе большой эмоциональный разряд. Их герои выписаны красочно, выпукло, зримо, согреты большим душевным теплом и вызывают у нас чувство горячей симпатии. Многие из них — своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности — это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле...

Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу.

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

20 -й слайд

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!

21 -й слайд

Учитель:

Каких бы тем ни касался Асадов, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко, это всегда волнует душу.

     Неоднократно поэт обращался и к теме общения людей, их культуре, манере говорить. Сейчас мы послушаем стихотворение, которое, на мой взгляд, надо написать большими буквами на рекламных щитах.

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то где-то
В кощунственную брань превращено? …

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,     
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Слово учителя:

    Вся  жизнь Асадова — это борьба, поиски и находки. Он мог просто призвать:

Храните свято классику, товарищи,
Которая в вас исстари заложена.
Ведь в душах, где ей быть всегда положено,
Дымят сейчас порой одни пожарища.

А мог и грубо потребовать:
Довольно калечить души детей!
Не смейте мучить животных, сволочи! («Яшка»)

       Вот и закончилась наша встреча с Эдуардом Асадовым. Я надеюсь. равнодушным не остался никто. Мне хочется, чтобы вы продолжили знакомство с его поэзией, чтобы у каждого из вас был хотя бы один томик его стихов. И настоятельно рекомендую прочесть его «Балладу о ненависти и любви»
     А сейчас послушаем стихи Эдуарда Асадова, которые вас чем-то потрясли и которые вам захотелось выучить наизусть.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык» (базовый уровень)

профиль обучения: технологический

для профессиональных образовательных организаций

МЛ

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык»        4
  2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины        8
  3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины        16
  4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины..............22

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:         

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.09 Машинист локомотива

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК1, ОК2, ОК4,ОК6, ОК 7, ОК8 по профессии 23.01.09 Машинист локомотива

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР)

Код личностных результатов реализации программы воспитания

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.  

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Личностные результаты

реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

ЛР 13

Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.

ЛР 14

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.

ЛР 15

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе.

ЛР 16

Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности.

ЛР 17

Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам.

ЛР 18

Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда.

ЛР 19

Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.

ЛР 20

Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.

ЛР 21

Приобретение навыков общения и самоуправления.

ЛР 22

Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.

ЛР 23

Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные (предметные)1

ОК 04. Эффективно

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и

- уметь создавать устные монологические и диалогические

взаимодействовать и

самоопределению;

высказывания различных типов и жанров; употреблять

работать в коллективе

-овладение        навыками        учебно-исследовательской,

языковые средства в соответствии с речевой ситуацией

и команде

проектной и социальной деятельности;

(объем устных монологических высказываний – не менее

Овладение        универсальными        коммуникативными

100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 7-

действиями:

8        реплик);        уметь        выступать        публично,        представлять

б) совместная деятельность:

результаты        учебно-исследовательской        и        проектной

- понимать и использовать преимущества командной и

деятельности;        использовать        образовательные

индивидуальной работы;

информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы

-        принимать        цели        совместной        деятельности,

для решения учебных задач;

организовывать        и        координировать        действия        по        ее

- сформировать представления об аспектах культуры речи:

достижению: составлять план действий, распределять

нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать

роли с учетом мнений участников обсуждать результаты

системы        знаний        о        номах        современного        русского

совместной работы;

литературного языка и их основных видах (орфоэпические,

- координировать и выполнять работу в условиях

лексические,        грамматические,        стилистические;        уметь

реального,        виртуального        и        комбинированного

применять        знание        норм        современного        русского

взаимодействия;

литературного языка в речевой практике, корректировать

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в

устные и письменные высказывания; обобщать знания об

различных        ситуациях,        проявлять        творчество        и

основных        правилах        орфографии        и        пунктуации,        уметь

воображение, быть инициативным

применять правила орфографии и пунктуации в практике

Овладение универсальными регулятивными действиями:

письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том

г) принятие себя и других людей:

числе академическими словарями и справочниками в

- принимать мотивы и аргументы других людей при

электронном формате;

анализе результатов деятельности;

- уметь использовать правила русского речевого этикета в

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

социально-культурной,        учебно-научной,        официально-

- развивать способность понимать мир с позиции другого

деловой        сферах        общения,        в        повседневном        общении,

человека;

интернет-коммуникации.

1Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение        универсальными        коммуникативными действиями:

а) общение:

  • осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • развернуто и логично излагать свою точку зрения с

использованием языковых средств;

  • сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно- нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку;
  • сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально- делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов);

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

  • наличие мотивации к обучению и личностному развитию;

В области ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
  • уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450-500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
  • обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,

  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

б) базовые исследовательские действия:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду

функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;

  • обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);
  • обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции

Код

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1.

Техническое обслуживание и ремонт локомотива    (электровоз).

ПК 1.1

 Проверять взаимодействие узлов локомотива.

ПК 1.2.

Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

80

в т.ч.

1. Основное содержание

80

в т. ч.:

теоретическое обучение

63

практические занятия

8

контрольные работы

2

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)

7

в т. ч.:

теоретическое обучение

6

практические занятия

1

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

  1. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально- ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

(при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Основное содержание

Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

4

ЛР 01, ЛР 04,

 ОК 05

Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе

Основное содержание

2

ЛР 01, ЛР 04,

ОК 05

Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии

2

Самостоятельная работа

1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

1

Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики

Основное содержание

1

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК 05

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности

1

Самостоятельная работа

2. Сообщение: «Из истории славянской письменности».

1

Тема 1.3. Язык как система знаков

Основное содержание

1

ОК 05

Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке

1

Самостоятельная работа

3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка»

1

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография

40

ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05

Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия

Основное содержание

5

ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05

Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Чередование гласных в корне

4

Практическое занятие:

1

1.

Орфография. Правописание корней. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

1

Самостоятельная работа

4.  Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове».

5. Сообщение «Новое в нормах ударения»;

6.  Презентация: «Орфоэпические словари»

7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных».

4

Тема 2.2. Морфемика и словообразование

Основное содержание

7

ОК 04; ОК 05

Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Формообразование. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-. Правописание  на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих.

6

Практическое занятие:

1

2

Правописание приставок и на стыке корня и приставки

1

Самостоятельная работа

8. Составление тестов: «Правописание приставок».

1

Тема 2.3. Имя существительное как часть речи.

Основное содержание

4

ОК 04; ОК 05

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,

вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

4

Самостоятельная работа

9. Презентация: «Несклоняемые существительные»

10. Доклад: «Существительные общего рода».

11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных».

3

Тема 2.4. Имя прилагательное как часть речи.

Основное содержание

6

ОК 04; ОК 05

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико- стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.

5

Практическое занятие:

3

Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных

1

Самостоятельная работа

12. Доклад: «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)».

13. Презентация: «Правописание сложных слов».

2

Тема 2.5. Имя числительное как часть речи.

Основное содержание

3

ОК 04; ОК 05

Разряды числительных.: количественные, порядковые, собирательные. Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных.

3

Самостоятельная работа

14. Презентация: «Особенности склонения числительных».

15. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи»

2

Тема 2.6. Местоимение как часть речи.

Основное содержание

2

ОК 04; ОК 05

Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Дефисное написание местоимений. Правописание местоимений

2

Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография»

1

Самостоятельная работа

16. Составление тестов: «Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений».

17. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как средства связи предложений»

2

Тема 2.7. Глагол как часть речи.

Основное содержание

2

ОК 04; ОК 05

Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов  глаголов

2

Самостоятельная работа

18. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

1

Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола

Основное содержание

7

ОК 04; ОК 05

Действительные и страдательные причастия и способы их образования. Правописание суффиксов  причастий. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.

7

Практическое занятие:

1

4

Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов.  Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями.

1

Самостоятельная работа

19. Презентация: «Особенности в образовании причастий»

20.Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов»

21. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями речи».

22. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ  с причастиями»

23. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение

5

Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи.

Основное содержание

10

ОК 04; ОК 05

Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования. Правописание производных предлогов и союзов. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

9

Практическое занятие:

1

5

  Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1

Самостоятельная работа

24. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи»

25. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов»

26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ

27. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями речи»

4

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация

18

ОК 04; ОК 05; ОК09

Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса.

Основное содержание

6

ОК 04; ОК 05

Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

        5

Практическое занятие:

1

6

Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном предложении. Знаки препинания в простом предложении

1

Самостоятельная работа

28. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»

1

Тема 3.2 Второстепенные члены предложения.

Основное содержание

7

ОК 04; ОК 05

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Предложения с обособленными определениями, обстоятельствами и приложениями. Построение предложения с деепричастным оборотом. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов. Обособление уточняющих членов предложения Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных  конструкциях. Знаки препинания при обращении

6

Практическое занятие:

1

7

Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами и  при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения

1

Самостоятельная работа

29.  Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи».

30. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в построении предложения с однородными членами»

31.  Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические особенности при употреблении причастных оборотов»(в формате ЕГЭ)

32. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ).

33.  Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления»

5

Тема 3.3. Сложное предложение

Основное содержание

7

ОК 05; ОК 09

Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи.

 Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.

Ошибки в построении предложения с косвенной речью

6

8

Расстановка знаков препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат

1

Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация»

1

Самостоятельная работа

34. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки».

35.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные ошибки».

36. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате ЕГЭ ).

3

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.

7

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2

Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).

Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет

1

Самостоятельная работа

37. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и речевые нормы»

1

Тема 4.2.

Коммуникативный аспект культуры речи.

Профессионально-ориентированное содержание

3

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2

Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь.

Употребление синонимв, омонимов, паронимов. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Сфера использования историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Художественные средства выразительности

3

Практическое занятие:

1

9

Лексические нормы. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Исправление ошибок в текстах.  Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства выразительности

1

Самостоятельная работа

38. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование явления паронимии в русском языке»

 39. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов»

40. Презентация: «Лексические ошибки»

3

Тема 4.3. Научный стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды

терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)

1

Тема 4.4. Деловой стиль

Профессионально-ориентированное содержание

1

ОК 04; ОК 05; ОК

09

ПК1.1,ПК1.2

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности

1

Промежуточная аттестация (Экзамен)

6

Всего:

80

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • комплект электронных видеоматериалов;
  • задания для контрольных работ;
  • профессионально ориентированные задания;
  • материалы экзамена.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор с экраном.

Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

Русский язык :10—11-е классы : базовый уровень : учебник / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 271, [1] с. : ил.

3.2.2. Дополнительные источники

  1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0

2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Москва: «Русское слово», 2022

3. Лобачева, Н.А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7

4.  Лобачева, Н.А.  Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.

5.  Лобачева, Н.А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.

6.  Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общая/профессиональная

компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5,

2.6, 2.7, 2.8, 2.9

Р 3, Темы 3.1., 3.2

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4

Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачи Деловые игры

Практические работы

Выполнение        экзаменационного

теста

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5,

2.6, 2.7, 2.8, 2.9

Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания

Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра

Деловая (ролевая) игра

Выполнение экзаменационного теста

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Р 3, Темы 3.3

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Сочинения/Эссе

 Аннотации

Тезисы Конспекты Рефераты Сообщения

Практические работы Выполнение экзаменационного теста

ПК1.1,ПК1.2

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль

Анализ публичного выступления Практические работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа студентов "Они сражались за Родину и прославили Белгородчину"

В исследовательской работе представлен документальный материал, который позволяет осмыслить события Великой Отечественной войны через призму подвигов земляков. В процессе изучения студенты пришли к вы...

«Сражаюсь, верую, люблю…" Литературный вечер, посвященный творчеству Э. А. Асадова

«…Алмаз не подчиняется годами никогда не превратится в малость»Э. Асадов...

Методическая разработка поэтического часа по творчеству Эдуарда Асадова

Внеклассное мероприятие по литературе проводится с целью познакомить обучающихся с творчеством Асадова и повышения интереса к  поэзии....