Методическая разработка к конкурсу чтецов "Когда строку диктует чувство"
методическая разработка

Колосова Светлана Викторовна

Данная разработка была создана для проведения традиционного конкурса чтецов в учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chtetsov_2023_kogda_stroku_diktuet_chuvstvo.docx 53.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области «Сергиево-Посадский колледж»

Методическая разработка Конкурса чтецов

«Когда строку диктует чувство…»

Разработала преподаватель русского языка и литературы

__________С.В. Колосова

        

Краснозаводск, 2023 г.

                                                                                     

                                                                                                                                                                             

Содержание

Пояснительная записка                                                                  3

Ход мероприятия.                                                                   4 - 13

Заключение                                                                                     13

Список литературы                                                                        14

Приложение 1.  Положение о конкурсе                                      15-16

Приложение 2.  Стихи                                                                 17-29

Приложение 3. Протокол конкурса                                             30

Пояснительная записка.

Конкурс чтецов «Когда строку диктует чувство» проводится в кабинете русского языка и литературы и посвящён всемирному Дню Поэзии. Участники конкурса –все желающие студенты колледжа.

Цели: познакомить студентов с праздником Всемирным днем поэзии

Задачи:

        Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии, и прозы, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;

        Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;

        Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

        Воспитание любви к Слову;

        Воспитание художественного вкуса

Дата проведения: 23 мартa 2023 года.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование и оформление: экран, проектор, компьютер, презентации, выставка книг современных поэтов и классиков русской литературы.

Эпиграфы: Стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем.

И. Бродский.

Давайте друг другу всю душу дарит от души,

И наше добро к нам добром непременно вернется.  

          Р.Казакова

 

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью

Н.Рубцов  

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Василий Осипович Ключевский

Ход мероприятия.

Видео –ролик День поэзии -1

Обратите внимание на эпиграфы на нашей доске.

Вступительное слово преподавателя.

21 марта все мы отметили Всемирный день поэзии. Пожалуй, мало найдётся людей, совершенно равнодушных к волшебной силе стиха, к волнующей прелести чувства, к необыкновенной возможности человека так мелодично и красиво говорить о том, что волнует его душу. Поэзия – это целый мир, где нет места лжи, предательству и злу. Самый искренний способ – рассказать о своих ощущениях – это стихи.

Выходят ведущие.

Звучит музыкальный фрагмент из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Ведущий 1:

В чём волшебство поэзии?

Возможно, в обнаженье чувств?

В способности затронуть сердца струны?

Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмый.

А может, это просто наважденье?

И всё ж, покуда существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье,

Нанизывает медленно слова… поэт.

Ведущий 2: Всемирный день поэзии был учрежден делегатами 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. А первый Всемирный день поэзии прошел в Париже 21 марта 2000 года. С тех пор стало доброй традицией отмечать этот прекрасный праздник.

Ведущий 1:

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.

Ведущий 2:

В настоящее же время в честь Всемирного дня поэзии по всему миру — в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах — проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы.

Ведущий 2.

О жизни, о любви, о войне…О вечном.  Сегодня в рамках литературной гостиной пройдёт конкурс чтецов. Здесь будут звучать стихи на самые разные темы. Участники нашего мероприятия сами выбрали стихи, которые они хотят для нас исполнить. И время написания этих стихотворений, и тематика их достаточно многообразна. Но ведь тем и интереснее будет слушать!

Ведущий 2:         Так пожелаем же нашим участникам вдохновения! Вдохновение и, конечно же, ваша, дорогие зрители, поддержка им очень нужны. Ведь наши участники немного волнуются.

Ведущий 1:         Я предлагаю поддержать конкурсантов аплодисментами!

Ведущий 2:          А сейчас разрешите представить жюри конкурса:

Ведущий 1: Итак, мы начинаем. Как вы думаете – сложно это или легко – писать стихи? Многие скажут, что здесь всё зависит от таланта, способностей, вдохновения…Большинство лучших и признанных поэтов не считают и не считали писание стихов серьёзным занятием. Например, Анна Андреевна Ахматова писала об этом так:

Подумаешь тоже работа, -

Беспечное это житьё:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за своё.

И чьё-то весёлое скерцо

В какие-то строки вложив,

Поклясться, что бедное сердце

Так стонет средь блещущих нив.

А после подслушать у леса,

У сосен, молчальниц на вид,

Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.

Налево беру и направо

И даже, без чувства вины,

Немного у жизни лукавой

И всё - у ночной тишины.

Ведущий 2:

Да, по словам великой поэтессы, действительно, всё не так уж и сложно. И всё же, лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с поэзией. Конечно, к таким авторам можно отнести Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихотворение «Тростник» датировано 1832 годом. Оно написано в жанре романтической баллады.  Сказочный сюжет позволяет поведать рыбаку свою печальную историю одной девушки с помощью тростниковой дудочки.

Сегодня это стихотворение прозвучит в исполнении Шалыгиной Валерии, студентки группы ЛАБ-20. (Приложение 1.1)

 Ведущий 1:

Популярность этого поэта в шестидесятые годы прошлого столетия просто зашкаливала. Книги Эдуарда Асадова выходили 100-тысячными тиражами, а на прилавках книжных магазинов их нужно было еще поискать. Аншлагами сопровождались многочисленные литературные вечера поэта.

Это говорит о том, что это поэт на все поколения и времена. У него очень честные, проникновенные, во многом правильные стихи. Да, простые, да, порой даже наивные, но цепляющие. Обо всем – о войне, о любви к родной земле, о прекрасной природе России, о животных, о добре и зле, о человеческих недостатках, и, конечно, о любви.  Одно из них «Моя звезда» нам сейчас прочитает Исаева Любовь, студентка группы СП-027. (Приложение 1.2)

Ведущий 1:

Произведение «Падает снег» Эдуарда Аркадьевича Асадова – протянутая рука к человеку в беде, призыв сочувствовать щедрее.

Стихотворение датируется 1964 годом. Поэту-фронтовику в эту пору исполнился 41 год, он находится на вершине своего творческого успеха. К этому времени он автор множества лирических сборников, едва ли не самый популярный поэт так называемой устной традиции. Ему удается собирать полные концертные залы восторженных читателей. В жанровом отношении – поэтический рассказ неравнодушного человека, рифмовка перекрестная и парная, 9 строф. Лирический герой постоянно возвращается мыслями к одной мимолетной встрече. Как всегда, бывает, мир, природа и все окружающие люди не замечают чужую обиду, которая кажется им маленькой. В финале – апофеоз сопереживания, почти приказ, требование «рвануться» и обогреть каждое разбитое сердце, встреченное на жизненном пути. Отклик даже на безмолвный сигнал о помощи – лейтмотив стихотворения. Поэт словно возлагает ответственность за развязку любой похожей ситуации на читателя.

В стихотворении «Падает снег» Э. Асадов борется с извечным врагом – равнодушием, эгоизмом, суетой.

Стихотворение Эдуарда Асадова «Падает снег» читает студент группы АТП-014, Семковский Антон (Приложение 1.3)

Ведущий 2:

Каждый человек в определенные моменты жизни чувствует себя одиноким и никому не нужным. Одни испытывают подобное из-за неразделенной любви, другие – из-за собственных взглядов и убеждений, которые не находят понимания у окружающих. Иосиф Бродский впервые почувствовал себя изгоем в 19 лет, когда перед ним одна за другой стали закрываться двери литературных журналов. И все из-за того, что юный поэт попытался рассказать миру о своих мыслях и ощущениях, которые оказались весьма крамольными. В итоге летом 1959 году Бродский пишет стихотворение «Одиночество», в котором пытается переосмыслить все то, что с ним происходит в данный момент, и найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации.

Стихотворение «Одиночество» проникнуто мотивами разочарования и отчаяния. Бродский осознает, что у него очень рано выбивают почву из-под ног, лишают жизненных «перил». Ему неприятна советская действительность, но ее в любом случае нужно принять, чтобы не остаться в одиночестве навсегда. Учитывая будущую судьбу поэта, можно считать произведение пророческим. Бродский был вынужден эмигрировать, но и за рубежом не нашел твердой жизненной опоры и считал себя вечным странником.

Итак, звучит стихотворение Иосифа Бродского, которое исполнит студентка группы СП-027, Клевцова Анна (Приложение 1.4.)

Ведущий 1: У каждого человека есть мечта. Была она и у Сергея Есенина – познакомиться со своим идеалом, Александром Блоком, показать ему свои стихи. Для того, чтобы претворить её в жизнь, мартовским утром 1915 года он приехал в Петроград. В одной из книжных лавок узнал адрес Блока, пришёл к нему домой. Блоку понравился молодой рязанский парень, он дал ему несколько рекомендаций и стихи Есенина наконец появились в столичных журналах. О Есенине заговорили…А читал он «Гой ты Русь моя родная...», стихи о любви к Родине. И сегодня это замечательное стихотворение нам читает студент группы МА-20 Кондратьев Илья. (Приложение 1.5)

Ведущий 2:

О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии. И, конечно, стихи о любви по праву занимают достойное место в нашем конкурсе.

Стихами говорим мы о любви,

Пылаем дивной страстью между строчек,

Такое пламя жжет нас изнутри,

Но часто это рифмы одиночек.

Мы пишем, что боимся потерять,

А кто-то пишет, что уже потерян,

Кому-то трудно людям доверять,

А кто-то сам сидит, совсем растерян.

Наивные любовные стихи,

В них люди свою душу излагают,

А нужно лишь родные две руки,

Которые с любовью обнимают

О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями. О любви написано мало. Мало, потому что чувство — это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна, драматизм, прелесть и обаяние не могут быть исчерпаемы, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.

Ведуший 1.

Стихотворение Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню…» посвящено неудавшемуся роману поэта с актрисой А. Миклашевской. Оно было написано в 1925 году и вошло в знаменитый цикл «Любовь хулигана». Отношения Есенина и Миклашевской так и не переросли в серьезный роман. Поэт испытывал сильную страсть и настойчиво ухаживал за актрисой.

Поэт признается, что «грустно» любит другую женщину, но его сердце под впечатлением ярких воспоминаний вновь ожило. Автору бесконечно жаль, что его возможное счастье не сложилось. Сравнивая любимую с «грустной повестью», он утверждает, что никогда не забудет тех мгновений, которые провел наедине с ней.

Уже после смерти Есенина Миклашевская признавалась, что тоже жалеет о своем отказе, сильно повлиявшем на душевное состояние поэта. Возможно, он хоть на какое-то время смог бы обрести счастье и его жизнь не оборвалось бы так трагически рано.

Сегодня стихотворение Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню» читает Кузнецова Диана, студентка группы ТАК-012. (Приложение 1.6)

Ведущий 2:

Период с начала XIX в. и вплоть до начала Первой мировой войны - эпоха великолепных и грандиозных балов, описание которых многократно встречается в классической русской литературе. Данная тема не обошла стороной и творчества Афанасия Афанасиевича Фета - в 1857 г. в цикле "Мелодии" появилось стихотворение "Бал." Через всё творчества Фета проходит трагедии молодости - невозможность женитьбы из-за бедности обоих на любимой девушке, а затем ее скорая трагическая смерть. За несколько месяцев до написания "Бала" Фет женится по расчету, но семейного счастья брак не принес, о чем свидетельствует безрадостная фабула стихотворения.

«Бал» Стихотворение Афанасия Фета читает Глущенко Александра, студентка группы ТАК-012 (Приложение 1.7)

Ведущий 1.

И сейчас ещё одно стихотворение Эдуарда Аркадьевича Асадова. И снова о любви. Потому что его поэзия учит жизни…заставляет думать…делает нас добрее и лучше. Девочки, начиная со средних классов, переписывали его стихи в специальные тетрадки, украшенные виньетками и аппликациями из художественных открыток. Мальчики, желавшие проявить внимание к девочке, учили асадовские стихи наизусть и цитировали их в записках, сложенных конвертиками. И сегодня стихи Асадова не теряют своей актуальности. Они также популярны и среди молодого поколения.

Эдуард Асадов «Любовь, измена и колдун»» читает Анастасия Немухина, студентка группы ЛАБ-20. (Приложение 1.8 )

Ведущий 2.

В мае этого года наша страна будет отмечать 78-летие Великой Победы в войне с немецко-фашистскими захватчиками. И, конечно, военная тема – всегда занимает важное место  в нашем конкурсе.

Ведущий 1:

Время неумолимо движется вперед, отодвигая все дальше и дальше события 1941-1945 годы. Это были самые суровые годы для нашей страны, но они закончились Великой Победой.  Время не властно над памятью, передающей из поколения в поколение нравственную суть подвига, совершенного русским народом во имя спасения человечества от фашизма.

Ведущий 2.

Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского

народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые

моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью

выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига — самое важное

качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим

отречением от свойственной всему живому жажды жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие поэты сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига.

Ведущий 1.

Великая Отечественная война стала почвой для создания патриотической лирики. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?».

В июле 1941 года военкор Константин Симонов был направлен в командировку на Западный фронт, где под натиском гитлеровцев отступала наша армия. Растерянность и суматоха, досада солдат, вынужденных отходить в тыл, горе беженцев, спешно покидающих свои дома, потери и жертвы первых недель войны – всё это Симонов видел своими глазами. Попутчиком Симонова в той поездке был Алексей Сурков, поэт, журналист, старший и более опытный коллега. Именно к Алексею Суркову обращается лирический герой Константина Симонова в знаменитых строках. Герой Симонова в своих рассуждениях приходит к выводу, что сила народа – в вековых традициях, связи поколений и любви к Родине. Слушая стихотворение в 2023-м, спустя 78 лет после победного окончания Великой Отечественной войны, можно сказать, что именно эта сила помогла нашим дедам и прадедам завоевать Победу. А связь поколений не прервётся, пока жива и бережно хранится память о тех днях.

Давайте послушаем это популярное стихотворение в исполнении студентки группы СП-027 Людновой Валерии.  

 (Приложение 1.9 )

Ведущий 2: Ещё одно стихотворение Константина Симонова - «Жди меня» было написано в один из жарких июльских дней 1941 года. Сам автор рассказывал об этом так: «Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я написал ей письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением». Женщиной, к которой поэт обращался в своём стихотворении-письме, была его жена киноартистка Валентина Серова. Стихотворение быстро распространилось в тылу и на фронтах, и не было, наверное, ни одного солдата или офицера, у которого в кармане не лежал бы листок с текстом симоновского «Жди меня».

Впоследствии, из-за совершенно невероятной популярности этого стихотворения, в 1943 году Симонов написал на его основе пьесу и сценарий кинофильма с одноименным названием.

Ну а мы послушаем это произведение в исполнении Киселёва Александра, студента группы МА-10. (Приложение 1.10)

Ведущий 1:

В 2023 году мы отмечаем 100-летний юбилей со дня рождения Расула Гамзатова.

Стихи Расула Гамзатова отличаются необыкновенной проникновенностью чувств и простой риторикой, в них отсутствуют надуманные «красивости». Наверное, поэтому их так любил народ. В его поэзии – прославление родного Дагестана, гор и аварского языка. Сборники его стихов расходились миллионными тиражами, на творческих вечерах поэта в зале не было ни одного свободного места. Песни, написанные на его стихи, мгновенно переходили в разряд хитов. Если бы Гамзатов написал одних «Журавлей», он вошел бы в историю, как создатель бессмертного гимна солдатам во всем мире. Своей Родиной Расул Гамзатов считал Дагестан. Большая часть творческой биографии поэта базируется на национальном колорите Северного Кавказа и его простых жителях с их бытовыми проблемами. В своих стихотворениях о Родине Гамзатов описывает простую жизнь своих земляков, с уважением подчеркивая все традиции и культуры южного края. Творческое наследие Расула Гамзатова такое же бескрайнее, как и его родной край.

Ещё одно стихотворение «О Родине» Расула Гамзатова нам прочитает Илья Кондратьев, студент группы МА-20. (Приложение 1.11)

Ведущий 2:

Слово мама — особое слово. Оно родилось вместе с человеком, чтобы сопровождать его по жизни. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут

И сегодня стихотворение о маме Петра Григорьевича Сафонова читает Мальгин Владислав, студент группы АТП-024. (Приложение 1.12)

Ведущий 1:

По моему мнению, среди нас живут поэты, ведь почти каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо. Просто кто-то не стал развивать этот способ выражения самого себя, закрутившись в водовороте жизни и потеряв интерес к поэзии внутри своей души…

Ведущий 2:

Стихи — это способ в поэтических строках немного материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе…и не только. Стихи — это выражение философии автора, его взгляда на этот мир…

Ведущий 1:

Дана загадка на века -

гармонии необычайной, -

поэзия живёт, пока

её возникновенье - тайна.

Поёт народная душа,

высокой точностью томима.

Загадка - тем и хороша,

что

       может быть

                   неразрешима.  

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что нам удалось хоть немного пробудить у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.

А сейчас мы попросим наше жюри подвести итоги конкурса.

Заключительное слово преподавателя:

Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. Пишите стихи, не задумываясь о славе и бессмертии. Ведь даже маленькое, никому не известное стихотворение, написанное вами, - это тоже огромный духовный вклад в дело культурного и интеллектуального процветания всего общества.

Заключение.

Конкурс чтецов - интересная и эффективная игровая форма проведения внеклассного мероприятия по литературе, позволяющего привлечь внимание учащихся к сокровищам русской и зарубежной поэзии. Самостоятельный выбор участниками Конкурса произведения для чтения – прекрасная возможность реализовать свои способности в проявлении эстетического вкуса, ораторского мастерства, публичного выступления.  Конкурс чтецов мог бы стать хорошей традицией в ознаменовании всемирного Дня поэзии.

Список литературы.

1.        Давыдова, М. А. Турнир поэтов: сценарий поэтического конкурса / М. А. Давыдова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 5. - С. 62-64.

2. Степанова, А. А. Мастера пера: литературная викторина / А. А. Степанова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 3. - С. 79-81.

nsportal.ru

Приложение 1.

Положение о Проведении Конкурса чтецов

«Когда строку диктует чувство»

Конкурс чтецов «Давай поговорим о доброте» посвящён Всероссийскому дню поэзии, проводится в кабинете русского языка и литературы 23 марта 2023 года в рамках Недели комиссии общеобразовательных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и в рамках Года педагога и наставника. Участники конкурса – студенты 1 и 2 курса.

  1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса чтецов – «Когда строку диктует чувство» (далее – Конкурс)

1.2 Организатором Конкурса является ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж, УК-3»

1.3.Ответственным за организацию Конкурса является преподаватель литературы и русского языка Колосова С.В.

2. Цели и задачи   Конкурса.

  • Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии, и прозы, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма;
  • Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;
  • Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;
  • Воспитание любви к Слову;
  • Воспитание художественного вкуса

3.  Участники Конкурса.

3.1   К участию в Конкурсе приглашаются все желающие студенты Колледжа.

  4. Условия смотра-конкурса: 

 Исполнители представляют законченный фрагмент любого литературного жанра на свободную тему.

Время выступления не ограничено.

5.  Критерии оценки и требования к выступлениям:

  • Уровень исполнительского мастерства;
  • Индивидуальность исполнительской манеры;
  • Внятность и слышимость речи;
  • Артистичность и сценическая культура;
  • Своеобразие, оригинальность репертуара;
  • Умение удерживать внимание аудитории во время выступления;

6.  Регламент выступления:

Время выступления не ограничено

7. Подведение итогов Конкурса.

7.1 С целью проведения экспертизы и оценки конкурсных материалов участников, организаторами создаётся жюри конкурса.

7.2 Состав жюри: Осипова Т.А., (председатель цикловой комиссии общеобразовательных, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин), Колосова С.В. – преподаватель русского языка и литературы, Шорникова Ю.А. – преподаватель химических дисциплин.

7.3 Все решения жюри оформляются протоколом, результаты Конкурса размещаются на официальном сайте колледжа.

7.4 Жюри в своей деятельности руководствуется настоящим Положением и оценивает работы по заявленным критериям.

7.6 Победители Конкурса награждаются почётными грамотами и призами.

Приложение 1.1

Тростник

М.Ю.Лермонтов

Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
И перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважины проткнул,
Один конец зажал он,
В другой конец подул.

И, будто оживленный,
Тростник заговорил —
То голос человека
И голос ветра был.
И пел тростник печально:
«Оставь, оставь меня!
Рыбак, рыбак прекрасный,
Терзаешь ты меня!

И я была девицей,
Красавица была,
У мачехи в темнице
Я некогда цвела,
И много слез горючих
Невинно я лила;
И раннюю могилу
Безбожно я звала.

И был сынок любимец
У мачехи моей,
Обманывал красавиц,
Пугал честных людей.
И раз пошли под вечер
Мы на берег крутой
Смотреть на сини волны,
На запад золотой.

Моей любви просил он, —
Любить я не могла,
И деньги мне дарил он, —
Я денег не брала;
Несчастную сгубил он,
Ударив в грудь ножом,
И здесь мой труп зарыл он
На берегу крутом;

И над моей могилой
Взошел тростник большой,
И в нем живут печали
Души моей младой.
Рыбак, рыбак прекрасный,
Оставь же свой тростник.
Ты мне помочь не в силах,
А плакать не привык!»

1832 г.

Приложение 1.2.

Эдуард Асадов

Звезда

Наверно, так уж повелось от века,
В народе говорится иногда,
Что где-то есть порой у человека
Далекая, счастливая звезда.

А коль звезда по небу покатилась,
В глубокой тьме прочерчивая след,
То где-то, значит, жизнь остановилась
И что кого-то в мире больше нет.

Звезда моя! Прозрачно-голубая!
Всю жизнь воюя, споря и любя,
Как ты добра - я в точности не знаю.
Но с детских лет я верую в тебя.

Когда мне было радостно до боли
При свете милых удивленных глаз,
И в час, когда читал я в нашей школе
На выпускном стихи в последний раз,

И в час, когда шагал я с аттестатом
В лучах надежды утренней Москвой,
Когда я был счастливым и крылатым,-
Ты в полный жар сияла надо мной!

И в дни, когда под грохот эшелонов,
Под пенье пуль, навстречу воронью,
Я шел без сна в шинели и погонах
Сквозь сто смертей за Родину мою,

Когда я стыл под вьюгой ледяною,
Когда от жажды мучился в пути,
И в тихий час, и в самом пекле боя
Я знал, что ты мне светишь впереди.

Но так уж в мире, кажется, бывает,
Что дальняя счастливая звезда
Не всякий раз приветливо мигает
И полным жаром блещет не всегда...

И в том бою, когда земля горела
И Севастополь затянула мгла,
Ты, видимо, меня не разглядела
И уберечь от горя не смогла.

И вот, когда дыханье пропадает,
Уходят силы, а сознанье - дым...
Тогда для смерти время наступает,
И смерть пришла за сердцем за моим.

Да не сумела, не остановила.
То ль потому, что молодость жила,
Иль потому, что комсомольским было,
Но только зря старуха прождала!

Звезда моя! Я вовсе не стараюсь
Всего добиться даром, без труда.
Я снова сам работаю, сражаюсь,
И все же ты свети хоть иногда...

Ведь как порою нелегко бывает,
Когда несутся стрелы мне вослед
И недруги бранят не умолкая,
Тогда сижу, курю я и не знаю,
Горишь ты надо мною или нет!

А впрочем, что мне недруги и стрелы!
Звезда моя! Горячая звезда!
Да, ты горишь! А если б не горела,
Я не достиг бы счастья никогда!

А я достиг... Чего мне прибедняться!
Я знаю цель. Тверды мои шаги.
И я умею даже там смеяться,
Где слабый духом выл бы от тоски!

Звезда моя! Ты тоже не сдаешься,
Как я, таким же пламенем горя!
И в час, когда ты, вздрогнув, оборвешься,
Не скажут нам, что мы горели зря!

И я мечтаю вопреки примете,
Когда судьба нас вычеркнет навек,
Пусть в этот миг родится на планете
Какой-нибудь счастливый человек!

Приложение 1. 3

Падает снег

Эдуард Асадов

Падает снег, падает снег —
Тысячи белых ежат…
А по дороге идёт человек,
И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека — обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то ещё другой.

Случись катастрофа, пожар, беда —
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.

А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска —
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идёт человек,
И снег ему кажется чёрным…

И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!

 Приложение 1.4

И.Бродский

Одиночество

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.

Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

1959 г.

Приложение 1.5

Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная…

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914 г.

Приложение 1. 6

Сергей Есенин

Я помню, любимая, помню…

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

1925 г.

Приложение 1. 7.

А.А.Фет

Бал

 Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой! Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?

1857 г.

Приложение 1. 8.

Эдуард Асадов

Любовь, измена и колдун

В горах, на скале, о беспутствах мечтая,
Сидела Измена худая и злая.
А рядом под вишней сидела Любовь,
Рассветное золото в косы вплетая.

С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озер.
И вечно вели нескончаемый спор --
С улыбкой одна, а другая с презреньем.

Одна говорила: - На свете нужны
Верность, порядочность и чистота.
Мы светлыми, добрыми быть должны:
В этом и - красота!

Другая кричала: - Пустые мечты!
Да кто тебе скажет за это спасибо?
Тут, право, от смеха порвут животы
Даже безмозглые рыбы!

Жить надо умело, хитро и с умом,
Где -- быть беззащитной, где -- лезть напролом,
А радость увидела -- рви, не зевай!
Бери! Разберемся потом!

- А я не согласна бессовестно жить.
Попробуй быть честной и честно любить!
- Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха!
Да есть ли что выше, чем радость греха?!

Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик,
Великий Колдун, раздражительный дед,
Проспавший в пещере три тысячи лет.

И рявкнул старик: - Это что за война?!
Я вам покажу, как будить Колдуна!
Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена!

Схватил он Любовь колдовскою рукой,
Схватил он Измену рукою другой
И бросил в кувшин их, зеленый, как море,
А следом туда же -- и радость, и горе,
И верность, и злость, доброту, и дурман,
И чистую правду, и подлый обман.

Едва он поставил кувшин на костер,
Дым взвился над лесом, как черный шатер, -
Все выше и выше, до горных вершин.
Старик с любопытством глядит на кувшин:
Когда переплавится все, перемучится,
Какая же там чертовщина получится?

Кувшин остывает. Опыт готов.
По дну пробежала трещина,
Затем он распался на сотню кусков,
И... появилась женщина...

Приложение 1. 9.

Константин Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

1941 г.

Приложение 1. 10

Константин Симонов

Жди меня.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941 г.

Приложение 1.11.

Расул Гамзатов

О Родине

О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои —
О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои —
О Родине, только о Родине.

Приложение 1. 12.

П.Г. Сафонов

О маме

К кому бежать, когда нам грустно?
Кому кричим, когда болит?
На чьих коленях засыпаем,
когда в душе огонь горит?

И кто придумал слово "МАМА",
Кто первый произнёс его?
В нём ни печаль и ни утрата--
Оно важней для нас всего!..

Ну, что такого в этом слове?!
Произнесёшь, и замер дух.
Оно немыслимо родное,
В нём нежность самых нежных рук!

Ведь руки мамы словно крылья,
Оберегают и хранят
От боли, от невзгод, безсилья,
От неминуемых утрат.

Глаза у мамы--это небо,
Сияющее над землёй.
И где б не шёл, и где бы не был--
Она присмотрит за тобой.

Не важно, что бы не случилось,
В какое время б не пришёл--
Она утешит, скажет мило:
"Сынок, всё будет хорошо!"

И как бы сложно не бывало,
И сколько б ночью не спала,
Её душа нас озаряла,
Любовью сердца к нам текла...

"Ты всё поймёшь и не осудишь.
Ты всё простишь, прикрыв глаза.
Всегда обнимешь, поцелуешь,
Благословишь нас на дела.

Спасибо, мама, что терпела,
Вдали, без ропота, ждала,
Всегда на встречу к нам летела,
И тайны наши берегла.

Прости нас, мама, что порою
Нас невозможно выносить,
Что мало видимся с тобою,
Что нам всегда пора спешить..."

Приложение 2.

ПРОТОКОЛ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ

№ п/п

ФИО

участника

Произведение

Выразительность

Дикция

Артистизм

Оригинальность выбора

Сумма баллов

Особое мнение

1.

Шалыгина Валерия(группа ЛАБ-20)

М.Ю. Лермонтов

«Тростник»

2.

Исаева Любовь (СП-027)

Э.А. Асадов «Звезда моя»

3.

Семковский Антон (АТП-014)

Э.А. Асадов « Падает снег»

4.

Клевцова Анна(СП-027)

И. Бродский

«Одиночество»

5.

Кондратьев Илья (МА-20)

С.А.Есенин

«Гой, ты , Русь моя родная!»

6.

Кузнецова Диана (ТАК-012)

С.А.Есенин

«Я помню, любимая, помню…»

7.

Глущенко Александра (ТАК-012)

А.А.Фет «Бал»

8.

Немухина Анастасия

(ЛАБ-20)

Э.А.Асадов «Любовь, измена и колдун»

9.

Люднова Валерия (СП-027)

К. А. Симонов

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?»

10.

Киселёв Александр

(МА-10)

К.А. Симонов

«Жди меня»

11.

Кондратьев Илья (МА-20)

Р.Гамзатов «О Родине, только о Родине»

12.

Мальгин Владислав

П.Г. Сафонов

 «О маме»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка смотра-конкурса презентаций

Рассмотрены порядок выполнения работ обучающимися, требования к работам различного типа и приведены методические рекомендации по выполнению работы....

Методическая разработка к конкурсу

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями латинского языка для организации внеаудиторной работы студентов...

Методическая разработка урока-конкурса "Юный овощевод".

Данный материал разрабатывался в паре с Мироновой Еленой Юрьевной, мастером производственного обучения на группе овощеводов. Методическая разработка урока-конкурса на тему «Технология производства пос...

Методическая разработка урока-конкурса "Профи своего дела"

Методическая разработка включает этапы организации и проведения занятий по производственной практике в форме игры.Преимущество игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они тре...

Методическая разработка Смотра конкурса социальной рекламы

Конкурс проводится в целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, формирования ЗОЖ, поддержки и привлечения талантливой молодежи к реализации замыслов в области социальной рекламы...

Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"

Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к  уроку....

Методическая разработка к Конкурсу чтецов "Когда строку диктует чувство"

Конкурс чтецов «Когда строку диктует чувство…» проводится в кабинете русского языка и литературы и посвящён всемирному Дню Поэзии. Участники конкурса – студенты 1 курса коллед...