«Подвиг и вера: Русская Православная Церковь, армия, народ на защите Отечества»
план-конспект урока

Тема: «Подвиг и вера: Русская Православная Церковь, армия, народ на защите Отечества»

Цель: расширить знания обучающихся о священнослужителях в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • выявить основные направления патриотической деятельности Православной церкви в Великой Отечественной войне;
  • воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию России;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся, гражданскую ответственность и духовность.

Инновационность проекта: урок «открытия нового знания» (комбинированный урок с элементами лекции и трудовой практикум)

Оборудование: презентация, раздаточный материал, КИМ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Подвиг и вера: Русская Православная Церковь, армия, народ на защите Отечества»

Цель: расширить знания обучающихся о священнослужителях в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • выявить основные направления патриотической деятельности Православной церкви в Великой Отечественной войне;
  • воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию России;
  • развивать коммуникативные способности обучающихся, гражданскую ответственность и духовность.

Инновационность проекта: урок «открытия нового знания» (комбинированный урок с элементами лекции и трудовой практикум)

Оборудование: презентация, раздаточный материал, КИМ.

Ход занятия.

#1054;рганизационный момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня наше занятие будет необычным и посвящено грядущему событию в нашей стране, а именно великой победе над немецко-фашистскими захватчиками.

II. Вводная часть.

В следующем году исполняется 79 лет окончания Великой Отечественной войны.

- Когда отмечается День Победы? (9 Мая)

В этот теплый весенний месяц мы с вами отмечаем великий праздник нашей Родины. Этот праздник очень торжественный и одновременно наполнен горечью, тех потерь, которые понесла наша страна в те тяжелые годы. А ещё этот праздник близок каждой семье. В этот день мы вспоминаем наших прадедушек, прабабушек, дедушек и бабушек, которые защищали нашу страну от врага, вспоминаем тех, кто пришел и тех, кто не вернулся с поля боя. С давних пор так велось: как только шёл на нашу землю враг, все русские люди, и стар, и млад поднимались на борьбу, также, как и Русская Православная церковь во все времена в горе и в беде была с народом своим. Издавна с благословения церкви вставали верные сыны Отечества на защиту священных пределов родной земли. И в годы Великой Отечественной войны патриотическая деятельность Русской Православной церкви стала достойным примером жертвенности и горячей любви к Родине.

III. Изучение нового материала.

22 июня 1941 года Митрополит Сергий (Страгородский), Патриарший Местоблюститель, только что отслужил Литургию; ему сообщили о начале войны. Он обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разослал по всем приходам, оно называлось «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором заявил, что Церковь всегда разделяла судьбу своего народа. Так было и во времена Александра Невского, громившего псов-рыцарей, и во времена Дмитрия Донского, получившего благословение от игумена земли Русской Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Не оставит Церковь своего народа и теперь, благословляя на предстоящий подвиг. «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу» - такими словами заканчивается его обращение.

26 июня 1941 года Сергий отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебствования.

Но Обращение «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», составленное и разосланное в первый день войны, «советские власти разрешили зачитать в храмах лишь 6 июля 1941 г., спустя два дня после того, как советские граждане услышали выступление И.В. Сталина. Который, выступил с обращением 3 июля 1941 года. с речью, начинавшейся весьма необычными для того времени словами: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья...»

Руководство страны не сразу оценило патриотический настрой Московского Патриархата. И это не удивительно. С начала революции 1917 года Православная Церковь в Советской России считалась чужеродным элементом и пережила немало тяжелейших моментов в своей истории. В гражданскую войну множество священнослужителей было расстреляно без суда и следствия, храмы разорены и разграблены.

Летом 41 года, в разгар так называемой безбожной пятилетки, в планах совнаркома было к концу пятилетки покончить в СССР с религиозным вопросом. К концу 43 года не должно было остаться ни одного храма, ни одного священника. Однако этим планам не суждено было сбыться. Разгул воинствующего безбожия остановила война. Прекратились гонения на верующих – люди снова могли свободно посещать церковь. На первую военную Пасху впервые за годы советской власти вновь было разрешено провести крестный ход во всех крупных городах страны.

В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне Не только на словах, но и на деле Церковь не оставила народа своего, разделила с ним все тяготы войны. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень разнообразны. Епископы, священники, миряне, верные чада Церкви, совершали свой подвиг независимо от линии фронта: глубоко в тылу, на передовой, на оккупированных территориях.

1941 г. застал епископа Луку (Войно-Ясенецкого) в уже третьей по счету ссылке, в Красноярском крае. Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он пришел к руководству райцентра и предложил свой богатый опыт, знание и мастерство для лечения воинов советской армии. Помощь Луки приняли и в октябре 1941 г. епископ Лука был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, и он с головой погрузился в работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходилось делать прославленному хирургу. В середине 1942 г. срок ссылки закончился. Епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. Но, возглавляя кафедру, он, как и раньше, продолжал хирургическую работу, возвращая в строй защитников Отечества. Напряженная работа архиепископа в красноярских госпиталях давала блестящие научные результаты. В конце 1943 г. было опубликовано 2-е издание «Очерков гнойной хирургии», переработанное и значительно дополненное, а в 1944-м г. вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти два труда святителю Луке была присуждена Сталинская премия I степени. Часть этой премии Владыка перечислил в помощь детям, пострадавшим в войне.

Столь же самоотверженно в осажденном Ленинграде свои архипастырские труды нес митрополит Ленинградский Алексий, большую часть блокады проведший со своей многострадальной паствой. В начале войны в Ленинграде оставалось пять действующих храмов: Никольский Морской собор, Князь-Владимирский и Преображенский соборы и две кладбищенские церкви. Митрополит Алексий жил при Никольском соборе и служил в нем каждое воскресенье, часто без диакона. Своими проповедями и посланиями он наполнял души исстрадавшихся ленинградцев мужеством и надеждой. В Вербное воскресенье в храмах было прочитано его архипастырское обращение, в котором он призывал верующих самоотверженно помогать воинам честной работой в тылу. Он писал: «Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъема и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружия правды, «спасающего» нас «от малодушия и от бури» (Пс.54:8). И само воинство наше сильно не одной численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет весь русский народ». Имевшую глубокое духовно-нравственное значение деятельность духовенства в дни блокады вынуждено было признать и советское правительство. Многие священнослужители во главе с митрополитом Алексием были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Аналогичной наградой, но уже за оборону Москвы был награжден митрополит Крутицкий Николай и многие представители московского духовенства. В «Журнале Московской Патриархии» читаем, что настоятель московской церкви во имя Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в тревожные дни не покидал Москву, хотя обычно он жил за городом. В храме было организовано круглосуточное дежурство, очень тщательно следили за тем, чтобы на кладбище по ночам не задерживались случайные посетители. В нижней части храма было организовано бомбоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях при храме был создан санитарный пункт, где имелись носилки, перевязочный материал и необходимые лекарства. Супруга священника и две его дочери принимали участие в сооружении противотанковых рвов. Энергичная патриотическая деятельность священника станет еще более показательной, если упомянуть, что ему было 60 лет. У протоиерея Петра Филонова, настоятеля московской церкви в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще, три сына служили в армии. Он также организовал в храме убежище, так же, как и все граждане столицы, в свою очередь стоял на постах охраны. И наряду с этим он вел большую разъяснительную работу среди верующих, указывая на вредное влияние вражеской пропаганды, проникавшей в столицу в разбрасываемых немцами листовках. Слово духовного пастыря было весьма плодотворным в те тяжелые и тревожные дни.

Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 г. на свободу, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии. Так, уже побывав в заключении, заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам войны С.М. Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Наместник Псково-Печерского монастыря в 1950–1960 гг. архимандрит Алипий (Воронов) воевал все четыре года, оборонял Москву, был несколько раз ранен и награжден орденами. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) на фронте был пулеметчиком. Когда в 1943 г. он вернулся к священнослужению, на груди его блестела медаль «За боевые заслуги».

На оккупированной территории священнослужители являлись подчас единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев, сами вступали в партизанские ряды. Священник Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района на Пинщине, в первый же месяц войны через подпольную группу партизанского отряда получил из Москвы послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, прочитал его своим прихожанам, несмотря на то, что фашисты расстреливали тех, у кого находили текст воззвания. С начала войны и до ее победного завершения отец Василий духовно укреплял своих прихожан, совершая богослужения ночью без освещения, чтобы не быть замеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания Церкви к тем, кто оказался в оккупации. Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента стал партизанским связным. Дом священника стал партизанской явкой. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 г. фашистам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля немцы сожгли. Чудом удалось спасти семью пастыря и переправить самого отца Василия в партизанский отряд, который впоследствии соединился с действующей армией и участвовал в освобождении Белоруссии и Западной Украины. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Личный подвиг сочетался со сбором средств по приходам на нужды фронта. Первоначально верующие переводили деньги на счет Комитета Государственной обороны, Красного Креста и других фондов. Но 5 января 1943 г. митрополит Сергий послал Сталину телеграмму с просьбой разрешить открытие Церковью банковского счета, на который вносились бы все деньги, пожертвованные на оборону во всех храмах страны. Сталин дал свое письменное согласие и от лица Красной Армии поблагодарил Церковь за ее труды. К 15 января 1943 г. в одном Ленинграде, осажденном и голодающем, верующие пожертвовали в церковный фонд для защиты страны 3182143 рубля.

Создание на церковные средства танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский» составляет особую страницу истории. Не существовало почти ни одного даже сельского прихода на свободной от фашистов земле, не внесшего свой вклад в общенародное дело. В воспоминаниях о тех днях протоиерея церкви села Троицкого Днепропетровской области И.В. Ивлева говорится: «В церковной кассе денег не было, а их надо было достать… Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть их имена будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрена Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ уже внес свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход – деревни, хутора и поселки, отстоявшие в 5–20 километрах от села, и в результате – 10 тысяч рублей, сумма по нашим разоренным немецкими извергами местам значительная».

Собирались средства на танковую колонну и на оккупированной территории. Примером тому – гражданский подвиг священника Феодора Пузанова из села Бродовичи-Заполье. На оккупированной Псковщине для строительства колонны он сумел собрать среди верующих целую котомку золотых монет, серебра, церковной утвари и денег. Эти пожертвования на общую сумму около 500000 рублей были переданы партизанами на большую землю. С каждым годом войны сумма церковных взносов заметно росла. Но особенное значение в заключительный период войны имел начатый в октябре 1944 г. сбор средств в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. 10 октября в своем письме к И. Сталину возглавлявший Русскую Церковь после смерти Патриарха Сергия митрополит Ленинградский Алексий писал: «Эта забота со стороны всех верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины». Духовенство и миряне оккупированных территорий после освобождения также активно включались в патриотическую работу. Так, в Орле после изгнания фашистских войск было собрано 2 млн рублей.

Историки и мемуаристы описали все битвы на полях сражений Второй мировой войны, но никто не в силах описать битвы духовные, совершавшиеся великими и безымянными молитвенниками в эти годы.

Война подвергла переоценке все стороны жизни советского государства, вернула людей к реальностям жизни и смерти. Переоценка происходила не только на уровне рядовых граждан, но и на уровне правительства. Анализ международного положения и религиозной ситуации на оккупированной территории убедили Сталина, что необходимо поддержать возглавлявшуюся Митрополитом Сергием Русскую Православную Церковь. 4 сентября 1943 г. митрополиты Сергий, Алексий и Николай были приглашены в Кремль для встречи с И.В. Сталиным. В результате этой встречи было получено разрешение на созыв Архиерейского Собора, избрание на нем Патриарха и решение некоторых других церковных проблем. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 г. Святейшим Патриархом был избран Митрополит Сергий. 7 октября 1943 г. был образован Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР, что косвенным образом свидетельствовало о признании правительством факта существования Русской Православной Церкви и желании урегулировать с ней отношения.

В начале войны Митрополит Сергий писал: «Пусть гроза надвигается, Мы знаем, что она приносит не одни бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет всякие миазмы». Миллионы людей смогли снова присоединиться к Церкви Христовой. Несмотря на почти 25-летнее господство атеизма, Россия преобразилась. Духовный характер войны заключался в том, что путем страданий, лишений, скорбей в конечном итоге люди вернулись к вере.

В своих действиях Церковь руководствовалась причастностью к полноте нравственного совершенства и любви, присущих Богу, апостольским преданием: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем» (1Фес.5:14–15).

IV. Итог

Сколько священнослужителей было на фронтах Великой Отечественной? Сколько погибло? Нет этих цифр. Никто в свое время не вел такого учета. Православная церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну.

Многие священники и монахи приняли непосредственное участие в войне. Они сражались на фонтах, перевязывали раненых прямо на поле боя и при этом не забывали молиться, многие из них получили боевые награды.

Православие - традиционная религия русского народа. Во время войны помощь православной церкви состояла из двух направлений - духовного и материального. На нужды фронта собирались немалые суммы.

Таким образом, Русская Православная Церковь не только спасла нашу страну от захвата её фашистами, но и определила дальнейшую её судьбу, смягчив гонения на православную веру и определив дальнейшее возрождение церковной жизни, без которой невозможны ни сохранение культурных ценностей, ни дальнейшее духовное развитие русского народа. Ведь именно православные традиции как основная часть русской культуры определяют то, кем мы являемся, нашу историю, прошлое и будущее.

V. КИМ

1. Что такое Православие?

2. Что значит быть патриотом?

#1050;акую помощь (профессиональную) оказал епископ Лука (Войно-Ясенецкий)?

4. Кто обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»?

5. Как назывались собранные на церковные средства танковая колонна и эскадрилья?

6. Какой наградой был награжден митрополит Ленинградский Алексий?

7. Какой наградой был награжден митрополит Крутицкий Николай?

8. Когда был образован Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР?

Источники и литература:

1. Дамаскин И.А., Кошель П.А. Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Красный пролетарий, 2001.

2. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 1994.

3. Ивлев И.В., прот. О патриотизме и о патриотах с большими и малыми делами//Журнал Московской Патриархии. 1944. №5. С.24–26.

4. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т.1. 1917–1970. СПб: Воскресение, 1997.

5. Марущак Василий, протод. Святитель-хирург: Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Даниловский благовестник, 2003.

6. Новопрославленные святые. Житие священномученика Сергия (Лебедева)//Московские Епархиальные Ведомости. 2001. №11–12. С.53–61.

7. Наиболее почитаемые Петербургские святые. М.: «Фавор-XXI», 2003.

8. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.

9. Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г.Штриккер. М.: Пропилеи, 1995.

10. Серафимово благословение/Сост. и общ. ред. епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова). 2-е изд. М.: Про-Пресс, 2002.

11. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Кн. 9. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997.

12. Шаповалова А. Родина оценила их заслуги//Журнал Московской Патриархии. 1944. №#1057;. 18–19.

13. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект на тему: Подвиг и вера: Русская Православная Церковь, армия, народ, на защите Отечества. Автор : Брусенцев В.И. г.о . Чехов ГБПОУ МО Чеховский техникум

Слайд 2

Цели и задачи Цель: расширить знания обучающихся о священнослужителях в годы Великой Отечественной войны. Задачи: выявить основные направления патриотической деятельности Православной церкви в Великой Отечественной войне; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию России; развивать коммуникативные способности обучающихся, гражданскую ответственность и духовность.

Слайд 3

Инновационность проекта урок «открытия нового знания» (комбинированный урок с элементами лекции и трудовой практикум) Оборудование: презентация, раздаточный материал, КИМ.

Слайд 4

План занятия I .Организационный момент . II. Вводная часть. III . Изучение нового материала . Начало войны Положение Церкви в 1941 г. Архиепископ Лука ( Войно-Ясенецкий ) митрополит Ленинградский Алексий митрополит Крутицкий Николай Церковь на оккупированной территории Сборы средств на нужны армии; танковая колонна «Дмитрий Донской» и эскадриля «Александр Невский » I V . Итог V. КИМ VI . Рефлексия

Слайд 5

Учебные материалы В ходе подготовки урока использовались следующие учебные материалы: https://foma.ru/slovom-i-mechom-podvig-tserkvi-v-godyi-voynyi.html https://valaam.ru/publishing/26905/ https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-v-period-velikoj-otechestvennoj-vojny/ Дамаскин И.А., Кошель П.А. Энциклопедия Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Красный пролетарий, 2001 . Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г.Штриккер . М.: Пропилеи, 1995. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999 .

Слайд 6

Учебный материал на этапе закрепления У учеников на столах лежат лекции с материалами урока, которые они изучают, слушая рассказ учителя и конспектируют необходимое у тебя в тетрадях.

Слайд 7

Учебное задание 1 . Что такое Православие? 2. Что значит быть патриотом? 3.Какую помощь (профессиональную) оказал епископ Лука ( Войно-Ясенецкий )? 4. Кто обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви»? 5. Как назывались собранные на церковные средства танковая колонна и эскадрилья? 6. Какой наградой был награжден митрополит Ленинградский Алексий? 7. Какой наградой был награжден митрополит Крутицкий Николай? 8. Когда был образован Совет по делам РПЦ при Совнаркоме СССР?

Слайд 8

Проблемный вопрос Почему Русская Православная Церковь все равно оказывала помощь Правительству СССР, несмотря на гонения?

Слайд 9

Примерный ответ учащихся Христианство всегда несло за собой нравственную силу это особенно важно в годы войны. В религии русский человек ищет утешение и силу для жизни и труда в тяжелых жизненных ситуациях. Русская православная церковь призывала к смирению и терпению, к милосердию и братству. Война дала русскому народу объединиться в борьбе с врагом и православие способствовало этому.

Слайд 10

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружеская встреча «Наши парни молодцы – станут армии бойцы» для учащихся 6-х классов, посвященная "Дню защитника Отечества" (Фирсова С.Н., Василюк О.Н. - учителя физической культуры 1 категории)

Дружеская встреча «Наши парни молодцы – станут армии бойцы»  для учащихся 6-х классов, посвященная  "Дню защитника Отечества" (Фирсова С.Н., Василюк О.Н. - учителя физической культуры 1 кате...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ...

Рабочая учебная программа дисциплины «Технология приготовления блюд русской кухни и кухни народов мира»

Рабочая учебная программа дисциплины «Технология приготовления блюд русской кухни и кухни народов мира» является частью основной профессиональной образовательной программы и вводится в соответстви...

Классный час "Великий подвиг русского народа.Победа в Отечественной войне 1812 года"

Основным итогом войны 1812 года явился разгром  наполеоновской армии русскими войсками и полное изгнание из страны.Отечественная война 1812 года имела огромное значение для  роста национальн...

План конспект урока "Иконографические каноны Русской Православной Церкви"

Конспект урока по теме "Православная культура" для студентов СПО....

Час истории «На защите Отечества», посвященный Дню победы русских воинов князя Александра Невского

Час истории «На защите Отечества», посвященный  Дню победы русских воинов князя Александра Невского...