План конспект урока "Иконографические каноны Русской Православной Церкви"
план-конспект урока

Конспект урока по теме "Православная культура" для студентов СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikonograf_kanony.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Иконографические каноны Русской Православной Церкви. Символизм православной иконы. Чудотворность иконы. Мироточение.»

Цель: Познакомить обучающихся с историей появления Иконографического канона, основными приемами написания икон, символами иконы, понятием «чудотворность» и «мироточение».

Задачи:

Воздействовать на духовный мир обучающихся через соприкосновение со святынями Христианства, пополнить знания о вере и иконе как неиссякаемых источниках душевных и физических сил человека;

Формировать у обучающихся представление об иконе, иконографии, символизме икон, их чудотворности;

Расширить кругозор обучающихся, обогатить их словарный запас;

Воспитывать любовь к родному краю, русским традициям и обычаям, умение видеть прекрасное и духовное.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, флешка, ноутбук.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности к уроку.

II.Основная часть.

Добрый день, ребята!

Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Что же такое иконография? Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».

Икона (от греч. - образ -) – принятое Церковью и освященное изображение Христа, Богородицы, святых и различных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся по строго определенным правилам – канонам; иконы пишутся красками (темперой или маслом) на доске, могут иметь оклад.

Язык иконы- символика цвета, жестов, изображаемых предметов.

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».

К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.

После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».

Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда - главные канонические требования к иконографии:

1. образы на иконах должны подчеркивать их духовный, неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие;

2. поскольку сверхъестественный мир - это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными;

3. икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.

Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью канона закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной. Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. Некоторые мастера для усиления эффекта писали глаза так, что они словно следили за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону. Иконографический канон ограничивал свободу художника: он не мог свободно построить композицию и даже выбрать краски по своему усмотрению. А также, канон дисциплинировал живописца, заставлял тщательное внимание уделять деталям. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью. Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост. Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Богоматери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.

Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие. Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах, которые русские воины брали в боевые походы. Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель. Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц 17 века. На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец (головной убор) зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента. Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат. Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком. Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника.

В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гиматий(накидка). Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий.

Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями. На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов. Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи. Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом, щитом и другим оружием.

Канонические требования вошли в систему художественных средств византийского искусства, благодаря которым оно достигло такой отточенности и совершенства. Эти иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Получается, что годы иконоборчества не прошли даром - они способствовали напряженным размышлениям о сути священного образа и формах церковной живописи, а в конечном итоге - о создании искусства нового типа.

В православном мире очень много чудес. Они происходили в течение 2 тысячелетий, и продолжают происходить в настоящее время.

О каких чудесах в православии вы слышали? Если говорить о чудесах нашего времени, то нельзя не вспомнить о схождении Благодатного Огня в Великую Субботу в Иерусалиме, о феномене Туринской Плащаницы, о Благодатном Облаке, которое опускается в день Преображения Господня на гору Фавор, о Ланчанском Чуде, об остатках Ноева Ковчега на горе Арарат, о святых мощах, о мироточении от мощей и икон и о многом другом. Обо всем этом можно прочесть в книге «Непознанный мир веры» издательство Сретенского монастыря.

Но сегодня разговор пойдет именно о чудотворности православной иконы. Иконы всегда служили верующим для связи с духовным миром. Недаром их называют окнами в духовный мир. История Церкви знает множество явленных образов, т.е. чудесно обретенных, нерукотворных. Наверняка вы хорошо помните иконы «Спас нерукотворный», Казанскую икону Божией матери, образ Святителя Николая Чудотворца, икону Божией Матери «Знамение». Такие иконы почитаются как чудотворные, потому что их явления ознаменованы чудесами и они сами обладают способностью являть чудеса.

Вспомните пожалуйста, какая икона является главной святыней Руси. Владимирская икона Божией матери была написана самим евангелистом Лукой  при жизни Богородицы и привезена в дар русскому князю Юрию Долгорукому. О чудесах, явленных этой иконой напомнит видео.

Другая, не менее известная и почитаемая на Руси икона Божией Матери – Казанская. О ее обретении и помощи русским людям следующая видео.

Известен факт о чудесном явлении Державной иконы Божией Матери в день отречения от престола последнего русского царя Николая 2. Прославилась чудесами икона Богородицы «Споручница грешных» в Москве в Хамовниках. Там же описана чудотворная икона Николая Ратного, которой, по Преданию, русские войска во главе с фельдмаршалом Кутузовым благословлялись во время Отечественной войны 1812 года. Эта икона находится  в Преображенском соборе г.Белгорода. В главном Белгородском храме находится еще одна святыня. Это икона Божией Матери «Знамение», которая чудесным образом обновилась.

 

 Ребята,  как вы считаете, какую помощь получают верующие от чудотворных икон?

За всю историю Российского государства известно множество случаев помощи от икон в защите от врагов, они утешают людей в горе, укрощают стихии, дают дар пророчества людям, но больше всего чудес связано с исцелением через святые иконы людей от тяжелых болезней.

 

 И это еще не все чудеса, которые связаны с иконами. Известно множество фактов отображения иконы на стекле киота. Давайте вспомним, что такое киот?

Киот или кивот (греч.  ящик)  рама или ковчег (ящик) со стеклом (обычно деревянный), в котором помещается икона 

 III.Итог урока.

В заключении рассказа о чудотворности православной иконы вам предлагается  познакомиться с текстом одной из молитв Пресвятой Богородице перед иконой «Споручница грешных». чтобы понять всю глубину чувств верующего человека.

Наш  урок подошел к концу. Мы закрепили знания о символизме православной иконы и поговорили о ее чудотворности.

Что нового вы узнали?

Какие иконы самые почитаемые на Руси?

Какие чудеса происходят от икон?

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка

Урок посвящён теме "Проблема текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". Предполагает дифференцированный подход к организации работы студентов на уроке....

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ...

План-конспект по русскому языку на тему: «Чередование гласных О, А в корне ЛАГ, ЛОЖ»

План-конспект по русскому языку на тему: «Чередование гласных О, А в корне ЛАГ, ЛОЖ»...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...

Методическая разработка. ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия в 1классе по теме " Русская народная сказка «Курочка Ряба». Инсценировка"

Групповое логопедическое занятие в 11 классе для детей с интеллектуальными нарушениямиТема занятия: «Курочка Ряба. Инсценировка»Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализова...

«Подвиг и вера: Русская Православная Церковь, армия, народ на защите Отечества»

Тема: «Подвиг и вера: Русская Православная Церковь, армия, народ на защите Отечества»Цель: расширить знания обучающихся о священнослужителях в годы Великой Отечественной войны.Задачи:...