План-конспект по русскому языку на тему: «Чередование гласных О, А в корне ЛАГ, ЛОЖ»
план-конспект урока на тему

Шумарина Виктория Александровна

План-конспект по русскому языку на тему:

«Чередование гласных О, А в корне ЛАГ, ЛОЖ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект по русскому языку на тему:

«Чередование гласных О, А в корне ЛАГ, ЛОЖ»

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

-Доброе утро/день, ребята! Сегодня нам предстоит с Вами изучить интересную и очень важную тему для грамотного правописания. 

Задание 1.

На доске есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова.

Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х,

с…реневый, к…бинет, в…лшебник.

-Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова).

А теперь давайте обратим внимание на следующую группу слов. Прочитайте внимательно. Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь «работает» какое-то другое правило.

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением. Запишите тему урока.

        

Задание 2.

приЛАГАется                                                   приЛОЖить

изЛАГАть                                                  изЛОЖить

возЛАГАть                                                  поЛОЖение

приЛАГАтельное                                          сЛОЖение

Вопросы и задания учащимся:

                - В какой морфеме находится орфограмма?

                - Какие гласные пишутся в корнях?

-Кто  догадался, в каком случае пишется гласная а, в каком - о?

1.В корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ- пишутся  перед Г - А, перед  Ж - О.

2.В корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ- пишется А, если после корня суффикс А; 

О, если этого суффикса нет.

3. В корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ- пишется перед ударным ГА гласный А, если нет ударного ГА, пишем О.

-Ребята, теперь самостоятельно сделайте вывод, сформулируйте правило.

(Выслушать детей, помочь подобрать слова, записать в тетрадь правило).

-Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне –лаг-.

2. Выявление цели урока.

      - С правилом мы ознакомились.

Вопросы:

1) Какая проблема стоит перед нами теперь?

2) Какой цели мы должны достичь на уроке?

3. Тренировочные упражнения.

1. Распределительный диктант (класс делится на две команды. Первая команда выписывает слова с корнем лож, вторая – с корнем лаг).

(Записать слова под диктовку, распределяя их в два столбика в зависимости от варианта корня. Корень обозначить графически).

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное,  предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать

2. Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

-ЛАГ-А –ЛОЖ-О

Исключение: полог

-У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами А, О. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить,  предпол…гать, предпол…жение, сложение, слагаемое, разложить, излагать.

- Молодцы! Вы очень меня порадовали.

3. Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о»- встаем.

- Прил…гать усилия.

- Сл…жить вещи.

- Отл…жить празднование.

- Возл…гать надежды.

- Предл…жить блины.

- Безотл…гательное дело.

- Радостное предпол…жение

- Распол…житься у костра.

Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ.

За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж.

4.Загадки.

Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а.

  1. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке) 
  2. В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь)
  3.  Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран)
  4. Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо)
  5. Весёлое стихотворение:

На опушке в избушке

Расположились старушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке расположилась кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

4. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-? Повторите правило.


5. Домашнее задание.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока английского языка. Тема:Искусство. Глаголы в страдательном залоге.

План-конспект урока английского языка. Тема: «Искусство.  Глаголы в страдательном залоге»  Цели урока:Обучающая: активизировать выученную лексику по теме.Развивающая: развивать умение учащих...

План-конспект занятия по английскому языку для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок IV курс Тема "Bunkering"(Бункеровка)

Данный конспект разработан для проведения урока-обобщения и систематизации знаний по теме Бункеровка на IVкурсе специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок.Большое внимание на...

План-конспект урока по английскому языку "Thanksgiving Day"

Происходит формирование лексических навыков, развитие умений трансактивной речи на основе полученной информации, развитие информационной культуры и навыков работы на компьютере....

План-конспект урока по русскому языку на тему "Лексика и фразеология"

Урок по русскому языку по теме "Лексика и фразеология" разработан для обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер". Материал содержит методическую разработку плана-конспекта...

План-конспект внеклассного мероприятия «Родной язык, как ты прекрасен!»

Мероприятие посвящено Году родных языков и единства в Республике Татарстан и  великому татарскому поэту Габдулле Тукаю ....

План-конспект по родному(татарский) языку, 4 класс (русская группа) , "Уйный башлады төзелмәсе"

План-конспекта по родному (татарскому) языку по теме "Уйный башлады". 4 класс, русская группа...

План-конспект проблемного урока английского языка в группе 1ООП. “My Future Specialty”

План-конспект проблемного урока английского языка в группе 1ООП.“My Future Specialty&rdquo...