План-конспект внеклассного мероприятия «Родной язык, как ты прекрасен!»
методическая разработка

Шайдуллина Альфира Анусовна
Мероприятие посвящено Году родных языков и единства в Республике Татарстан и  великому татарскому поэту Габдулле Тукаю .  
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАПОУ «КОЛЛЕДЖ НЕФТЕХИМИИ И НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ

ИМЕНИ Н.В. ЛЕМАЕВА»

План-конспект

Внеклассное мероприятие «Родной язык, как ты прекрасен!»

(на русском и татарском языках)

Рассмотрено

Предметной (цикловой) комиссией

русских и татарских языков

председатель ПЦК ________ Н.Б.Шульгина

«_____»________ __20_____ г.

Разработал:

Преподаватели родного языка

Шайдуллина А.А.

Нижнекамск, 2021

Дата проведения: 26.04.2021 г.

Группа: гр. 5011, проф.18.01.27

Место проведения: кабинет №108 А

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Цели:

- способствовать развитию интереса к глубокому изучению родного языка, как на уроках, так и  во внеурочное время;

- расширить кругозор учащихся, развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность;

- прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Задачи:

- создание условий для развития и реализации интеллектуальных и творческих   способностей студентов;

-  сохранение   и   популяризация   родного   языка, литературы и культуры;

- формирование возвышенного чувства любви к родному краю, Отечеству.

Оборудование:  компьютерная презентация «Родной язык, как ты прекрасен!»

Ход мероприятия

В1

Здравствуйте, ребята, сегодня мы проводим мероприятие, которое называется «Родной язык, как ты прекрасен!» 2021 г. объявлен Годом родных языков и единства в РТ. Во всех колледжах, школах, вузах проводятся мероприятия, вот и мы сегодня посвящаем наше мероприятие этому событию.

В2

Ребята, сегодня 26 апреля. Знаменитая дата в Республике Татарстан. Кто из вас знает какой сегодня праздник?

студенты

Сегодня день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая и  еще одно знаменательное событие — День родного языка.

В1

Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа, поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. А день родного языка - очень важный и нужный праздник.

В2

Родной язык — народа достояние,
Он с детства каждому из нас знаком.
Стихи и проза, сказки и предания —
Всё мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить!

В1

Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания.

Татар теле - минем туган телем,

Сөйләшүе рәхәт ул телдә.

Шул тел белән көйлим.

Шул тел белән сөйлим

Милләттәшем булган һәркемгә.

Дөньялар киң, анда илләр бик күп,

Туган телем минем бер генә.

В2

Давайте послушаем песню на слова Г.Тукая “И туган тел”

видео

В1

На свете много стран больших,

И много малых есть

И для народности любой

Язык свой - это честь.

А сейчас мы проведем занимательную викторину по знанию русского языка и литературы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.

В2

 1 тур

Вопросы для 1 команды

  1. Кто написал стихотворение «Бородино»? Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
  2. Что стоит в слове перед корнем? (приставка). Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
  3. Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)
  4. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
  5. Сколько спряжений у глагола? (2)
  6. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
  7. К какому жанру относится «Евгений Онегин»? повесть, роман, поэма.
  8. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
  9. Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

В1

Вопросы для 2-й команды

  1. Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
  2. На какие вопросы отвечают слова в Предложном падеже? (о ком?, о чем? Назовите местоимения второго лица? (ты, вы) Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
  3. Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы) Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
  4. Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
  5. Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
  6. К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
  7. Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

В2

2 тур

Продолжите пословицу: (каждой участнику задается по 6 пословиц)

  1. - Не спеши языком, …      (торопись делом)
  2. - Одежда лучше новая, ….  (а друзья старые)
  3. - Под лежачий камень …       (вода не течет)
  4. - Волков бояться, …           (так и в лес не ходить)
  5. - Делу время, …                (а потехе час)
  6. - Дерево смотри в плодах, а ….     (человека в делах)

В1

  1. - Человек без друзей, что …              (дерево без корней)
  2. - Маленькое дело, …    (лучше большого безделья)
  3. - Терпение и труд, ….  (всё перетрут)
  4. - Родина-мать, …         (сумей за нее постоять)
  5. - Труд человека кормит, …   (а лень портит)
  6. - Не надобен клад, …     (коли в семье лад)

В2

3 тур. Загадки.

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет. (девять)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! ( буквы)

В1

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час (стрелки часов)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге ?(гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

В2

4 Тур. Конкурс «Фразеологизмы», слайды

 По рисунку угадайте фразеологизм. Внимание на экран. На слайдах рисунки для 1 команды. Минута на обсуждение.

  1. Водить за нос
  2. Волосы дыбом
  3. Лясы точить
  4. Козел отпущения.

В1

А теперь  на экране рисунки для второй команды.

  1. Дым коромыслом
  2. Шиворот-навыворот
  3. Бить баклуши
  4. Взять быка за рога

В2

5-й тур. Творческий.

Команда представляет команде сопернице инсценировку пословицы. Задача  другой команды угадать пословицу. 5 минут на подготовку.

распечатать

1 команда. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

2 команда. Любишь кататься — люби и саночки возить.

Музыкальная пауза 5 минут

В1

Молодцы. Это был последний конкурс. Пока жюри поводит  итоги мы посмотри видеоролик, посвященный великому татарскому поэту Г. Тукаю.

В2

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч, 
Люби его за то, что он могуч. 
Язык твой – щит, твоё общенье 
Не допусти к нему пренебреженья

В1

Не дай повесить родному языку чужой ярлык. 
Наследие твоё – твоя земля и твой язык 
И искажать его невеждам не давай, 
Об этом ты, дружок, не забывай.

В2

Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красив по-своему. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

 

В1

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

В1, В2

Живите дружно в мире и согласии с людьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья и доброты.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к внеклассному занятию

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: " Защитим родной язык"

Богатство народа - его язык.Русский язык сегодня свои плацдармы он теряет не только за границей - в самой России сегодняшние школьники в большинстве своем безграмотные.Мероприятие посвящено проблеме с...

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме «My college»

Представлен план-конспект открытого урока по английскому языку по теме «My college» в группе 101 «Сварщик» - 1 курс....

План - конспект открытого занятия по английскому языку для детей 5-7 лет старшая и подготовительная группы

План - конспект открытого занятия по английскому языку для детей 5-7 летстаршая и подготовительная группы...

План-конспект интегрированного урока (физкультура + анг.язык) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН»

Сегодня мы будем говорить о том. Как проходят уроки физкультуры в англоязычных странах – США и Великобритании, а также о тех спортивных играх, в которые играют американские и английские школьник...

План-конспект дистанционного урока по иностранному языку в профессиональной деятельности на тему "Social networks".

Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчи...