План-конспект к внеклассному занятию
план-конспект урока по теме

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie_3.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление народного образования г. Дубны

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»

                                                 

План-конспект итогового занятия

Тема: Космическое путешествие

К 50-летию первого полета в Космос

                                                                                               

 Участники:

 учащиеся 3-го года обучения (12-15 лет)                                                                                                                                                                                    

                                                                                               

                                                                                               

                                                                                               Руководитель творческого

                                                                                                объединения

                                                                                               «Художественная роспись ткани»                                                                                                                                                                       

                                                                                                        педагог дополнительного образования

                                                                                                        II квалификационной категории

                                                                                               Морозова Мария Викторовна

                                                             

                                                              г. Дубна

   2011

            Дата занятия: 19 мая 2011 г.

Возраст учащихся: 12-15 лет. Год обучения: третий

            Тема занятия: «Космическое путешествие. К 50-летию первого полета в Космос»

            Тип занятия: объяснение нового материала.

Вид занятия: 1) Подача знаний об астрономии в игровой форме.

                                     2) Тематическое рисование на ткани.

Форма занятия: комбинированная

Методы обучения: 1) словесный (беседа)

                                  2) наглядный (знакомство с иллюстративным материалом)

                                  3) практический (выполнение тематической работы)

Цель занятия: закрепление основных умений и навыков росписи ткани, полученных за 3 года обучения через творческую работу, посвященную 50-летию первого полета в Космос.

Задачи занятия:

   1) учебные: познакомить детей с полезными и интересными фактами астрономии, способствовать становлению разносторонней личности; формировать у учащихся потребность получения новых знаний; научить грамотно использовать в работе определенные методы, принципы и технические приемы росписи ткани; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

             2) развивающие: развивать любознательность, художественно - творческую активность, художественные способности детей;

3) воспитательные: воспитание чувств патриотизма, уважительного отношения к подвигу Ю.А. Гагарина; воспитать интерес к искусству, любовь к прекрасному, аккуратность в работе, эстетический вкус.

Оборудование и материалы:

Для педагога: иллюстрации и фотографии на тему Космос; выставка детских работ; доска для рисования схем.

Для учащихся: принадлежности для росписи ткани: подрамники, пяльцы, нагреватель для воска, парафиновые свечи, кнопки, ткань, краски, цветные контуры, карандаши, бумага, булавки для крепления эскиза к ткани.

План занятия:  1) организационная часть, сообщение темы, цели и содержания занятия.

              2) беседа с детьми в игровой форме об астрономии.

  3) опрос детей о том, что они узнали о батике за время обучения в творческом объединении

               4) Техника безопасности

 5) Физкультминутка

 6) самостоятельная работа детей.

            7) подведение итогов, анализ работы детей. Рефлексия.

Ход занятия: 1. Приветствие. Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к занятию. Сообщение темы и цели занятия. Краткое описание содержания занятия.

2. Беседа с детьми:

- С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находится. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок, звёздам, созвездиям и даже целым галактикам. Но все же, я уверена, эти слова больше относятся к взрослым людям, а вы все еще очень любознательные и поэтому сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам, не вставая с ваших мест, совершить небольшое путешествие… в космос. Но до этого я бы хотела немного вернуться в прошлое. Давайте вместе вспомним, какой праздник мы отмечаем с вами 12 апреля? (Ответ детей: День Космонавтики)

- А чем он знаменателен именно в этом году? (Ответ: 50 лет со дня первого полета)

- Правильно, ребята, в нынешнем году состоялся юбилей события планетарного масштаба. Ровно 50 лет назад, 12 апреля наш соотечественник, молодой космонавт Юрий Гагарин (демонстрация портрета Гагарина) совершил первый полет в Космос, облетев вокруг земли на космическом корабле «Восток» (демонстрация корабля Гагарина).

 Я бы хотела прочитать вам небольшой отрывок из послания Гагарина людям перед стартом (чтение отрывка)

Полет первого космонавта продолжался 1 час 48 минут. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. После своего полета Гагарин написал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!».

Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.

- А сейчас, ребята, устройтесь поудобнее... Представьте, что вы сидите в креслах на космическом корабле и мы, со скоростью 28000 км летим в открытый Космос. Посмотрите, как красиво смотрится наша Земля с такой высоты (показ фото). Но вот мы все дальше и дальше от нее, и поэтому в нас начинает действовать невесомость, потому что отсутствует земное притяжение. Мы становимся легкими и можем летать. Стало темно, потому что в Космосе нет атмосферы. Знаете ли вы, что такое атмосфера? (Ответ детей, затем краткий рассказ об атмосфере).

Пока мы с вами летим дальше, хотелось бы вам поведать одну интересную историю. (увлекательный рассказ о том, как молодой Ньютон открыл Закон всемирного тяготения)

 - Итак, мы с вами покинули земные пределы и оказались в Космосе. Что вы видите вокруг? (Ответ детей. Далее - демонстрация фотографий Космоса). Перед нами открывается целая Вселенная, в которой миллионы галактик. Ребята, кто из вас может сказать, что такое галактика?  (Ответ детей). Солнце, все звёзды, которые мы можем наблюдать в небе, и ещё миллиарды других – всё это представители огромной системы под названием Галактика. Говоря простым языком, Галактика – это дома, в которых живут звезды, и таких домов по всей Вселенной очень много. Наш  звездный дом, наша галактика носит название «Млечный путь» (показ фото галактики и краткий рассказ о том, почему наша галактика носит такое название).

- Итак, наша Земля принадлежит Солнечной системе. Кто скажет, что же это такое? (Ответ детей).  Со́лнечная систе́ма — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.  Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. (демонстрация фото Солнца и рассказ о нем) Множество различных объектов наполняет Солнечную систему. И все они взаимосвязаны друг с другом и одной звёздой, а именно нашим Солнцем.  Среди этих объектов множество астероидов, пыли и комет. Так же в нашей системе есть по меньшей мере 8 планет. Назовите, какие?   (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Давайте посмотрим на них, поглядев в иллюминатор нашего космического корабля. Вокруг Солнца есть несколько типов планет. Те, что расположены ближе к Солнцу – небольшие, каменные и очень плотные . А те, что удалены сильнее, как привило, большого размера и состоят из газа, льда и жидкостей (демонстрация иллюстраций расположения планет относительно Солнца). Сейчас, например, мы пролетаем мимо Марса (показ фото Марса и рассказ о нем).

А вот эту красивую планету узнают все. Как она называется? (Ответ детей: Сатурн. Далее-демонстрация фото Сатурна и рассказ о планете).

- Ребята, а вы знаете, что наша звезда Солнце, можно сказать, кроха, по сравнению со звездами-гигантами, существующими во Вселенной? Есть звезды, которые в миллиарды раз больше нашего Солнца (демонстрация иллюстраций сравнительного размера звезд)

- К сожалению, время нашего космического полета  заканчивается  и пора возвращаться на Землю. Однако чудеса продолжаются! Сейчас из космонавтов мы с вами превратимся в художников, чтобы в своих работах передать всю красоту Космоса. Мы будем рисовать то, что видели в космосе. Многие художники использовали космическую тему в своих произведениях. Давайте посмотрим эти картины (показ репродукций картин художников на тему Космоса).

- Друзья, расскажите о своих впечатлениях от полета и о том, что бы вам хотелось нарисовать. (Ответ детей). Молодцы, вы многое увидели: огромное воздушное пространство, где живут планеты, звезды, инопланетяне. Вы увидели космонавтов в открытом космосе… Сколько простора для творчества, не правда ли? Все это вы сможете сегодня воплотить в батике. Тем более, что многие из вас уже делали работы на тему Космос, а некоторые даже участвовали в выставке. (обращаю внимание детей на выставку работ)

3. Опрос детей

- Друзья, за время 3-х летнего обучения в нашем творческом объединении, вы многое узнали, многому научились, и можете уже самостоятельно, без помощи педагога, создавать уникальные вещи. Давайте подведем итоги и расскажем, чему вы обучились.

           Что же такое батик? (Ответ детей)

Откуда произошел этот древний вид искусства? ( Ответ детей)

Какие виды росписи вы можете назвать (Ответ детей)

Каковы особенности каждой техники, чем они отличаются друг от друга? (Ответ детей)

Что же необходимо знать при создании декоративной работы на ткани? (Ответ детей: правила и законы композиции и  цветоведения)

Назовите основные законы композиции (Ответ детей)

Что основное в цветоведении вы можете выделить, что помогает нам в работе? (Ответ детей)

А теперь повторим некоторые законы росписи ткани, без которых нам не сделать хорошую работу. (Ответ детей: перед росписью нужно намочить ткань, роспись надо вести от светлого к темному, расписывать поэтапно, вначале нужно сделать эскиз, а затем аккуратно перевести его на ткань)

И, напоследок: что может привнести в нашу работу «изюминку», сделает ее действительно уникальной и декоративной? (Ответ детей: использование дополнительных декоративных элементов)

4. Техника безопасности

- Сейчас мы с вами приступим к работе, однако для начал необходимо вспомнить правила техники безопасности. Итак, для начала со стола необходимо убрать все лишнее, приготовьте только то, что вам понадобится для работы, наденьте фартуки. Помните, что краски, которыми вы рисуете на ткани – ядовиты и не смываются с одежды. Поэтому, ни в коем случае не подносите их близко к лицу и не разбрызгивайте по сторонам, раскрашивайте изделие очень аккуратно! Не мешайте соседу, старайтесь работать друг от друга на расстоянии не менее 50 см, чтобы случайно не опрокинуть краску или не поранить товарища кисточкой. Как вы уже знаете, воск является легко воспламеняемым материалом. Неосторожное обращение с ним может привести к возгоранию. Если воск закипел и появился резкий запах, необходимо вытащить вилку из розетки, чтобы воск немного остыл. Никогда  не  гасите  воспламенившийся  воск  водой. К нагревателю подходите по очереди, не более 3-х человек. Не прикасайтесь к нагревателю, не трогайте горячий воск руками, т.к. можно обжечься. Не  разбрасывайте  кнопки  и  булавки.

5. Физкультминутка

Руки в стороны — в полёт

 Отправляем самолёт,

 Правое крыло вперёд,

 Левое крыло вперёд.

 Раз, два, три, четыре —

 Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

6. Самостоятельная работа детей.

- Как вам уже известно, перед тем, как начать работу на ткани, лучше сделать предварительный эскиз, что значительно упростит вам задачу.  Сегодня мы с вами совершили удивительное космическое путешествие. Пожалуйста, мысленно еще раз совершите полет на одну из планет и нарисуйте то, что бы вы могли там увидеть. Желаю удачи и оригинальных идей! Во время работы над эскизами предлагаю детям образцы композиций на космическую тему. Однако для второго и третьего годов обучения предпочтительно делать работы по собственным эскизам. Если ребенок сталкивается с трудностями в создании эскиза (нет вдохновения, не может реализовать идею и т.д.) рекомендую рассмотреть несколько вариантов композиций, а также использовать иллюстрации картин художников на космическую тему, и на основе увиденного  сделать свой рисунок, не забыв привнести в работу что-то свое.

Итак, материалы готовы, эскизы сделаны. За работу! Расписывать изделие вы можете в любой технике, какая вам больше по душе: свободная роспись, холодный батик, горячий батик, или в смешанной технике, которая может сочетать в себе элементы всех техник. Старайтесь расписывать ткань аккуратно, не спеша. Не переживайте, если не успеете закончить работу сегодня. Мы продолжим ее на следующем занятии. Пока ученики рисуют, подхожу к каждому, помогаю устранить недочеты в работе. В группах второго и третьего годов обучения для создания работы желательно использовать дополнительные декоративные элементы (блестки, бисер, стразы, ткань и др.). Работы учащихся третьего года обучения должны отличаться сложностью исполнения (оригинальность идеи, многослойность, большой формат)

4. Подведение итогов анализ работы детей. Рефлексия: После самостоятельной работы вместе с учениками складываем работы в один ряд и проводим анализ. Анализ результатов проводится по четырем направлениям: 1) Соответствие теме работы, оригинальность сюжета. 2) Выразительность придуманной композиции; 3) Уровень овладения приемами декоративной росписи;  3) Аккуратность в выполнении работы.

Предлагаю детям высказать свое мнение по поводу работ. Затем сама отмечаю лучшие работы, объясняю, что верно в них, и к чему нужно стремиться. Обязательно надо похвалить всех, кто работал. А с тем, кто по какой-либо причине не выполнил работу, спокойно поговорить, спросив, что именно у него не получилось. Напоминаю, что лучшие работы впоследствии попадут на выставку.

Уборка рабочих мест.

В самом конце занятия интересуюсь, понравился ли детям сегодняшняя тема, что они узнали нового, интересного.

                             

                                                  Список литературы:  

  1. Левитан Е. П. «Твоя вселенная. Книга для любителей необычных путешествий». М.: Просвещение, 2007

1)        Левитан Е. П. «Малышам о звёздах и планетах». М.: Педагогика, 1986 г.

3) Порцевский К.А. “Моя первая книга о Космосе”. М.: Росмэн, 2005

4) Синеглазова М.О. Батик.  М.: Издательский Дом МСП, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект внеклассного мероприятия на тему: «Делопроизводитель (секретарь), оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы должен уметь работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями».

Представленная работа показывает приемы и методы отработки ОК (общепрофессиональной компетенции) 06 «работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями». ...

План - конспект внеклассного мероприятия «Музыкальный аукцион»

План - конспект внеклассного мероприятия с  использованием игровых технологий  «Музыкальный  аукцион»...

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...

План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»

         Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...

План-конспект внеклассного мероприятия «Родной язык, как ты прекрасен!»

Мероприятие посвящено Году родных языков и единства в Республике Татарстан и  великому татарскому поэту Габдулле Тукаю ....

План конспект внеклассного мероприятия

План- конспект внеклассного мероприятия...

План-конспект и сценарий внеклассного мероприятия: "Терроризму- нет!"

Внеклассное мероприятие с такой темой, как "Терроризму нет!", может быть очень полезным для образовательных целей и поднятия осведомленности учащихся о важности мира и безопасности....