План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс
методическая разработка

Мамышева Ирина Юрьевна

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», проведённого во 2 –А классе Мамышевой Ириной Юрьевной

Цель: познакомить учащихся с сатирическими  русскими народными сказками;

развивать речь, память, фантазию, воображение;

воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование: презентация, выставка книг-сказок, народные костюмы для инсценирования сказок, медаль «Знаток сказок».

Волшебство народного слова

I.Организационное начало

Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Собрались со всех сторон наши все, родные.

Я смотрю на ваши лица, хорошо, отрадно мне.

Словно я в огромной, дружной и приветливой семье.

- Удобно ли вам, гости дорогие?

- Всем ли слышно?

- Всем ли места хватило?

- А в тесноте – не в обиде!

II. Работа по теме

  1. Беседа о сказках

- Ребята. А какой месяц стоит на дворе?

- В старину апрель называли снегогон – ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще – цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна. Апрель – время пахоты и удобрения земли золой сожженных деревьев. Появление первых всходов.

7 апреля – Благовещение. Весна побеждает зиму. Какая погода в этот день, такая будет и в конце месяца.

- Ну, да поживём, увидим.

-Ребята. А что дольше всего живёт на земле?

- История говорит: народная память и родноё её дитя – сказка. В сказках можно увидеть живую душу народа в его исторической судьбе, мечтах, бедах,  свершениях.

 - Когда сказка вошла в вашу жизнь?

 - На этот вопрос вам, наверное, трудно ответить, потому что с тех пор, как вы себя помните, помните вы и сказки. Сперва их вам рассказывали бабушки и дедушки, папы и мамы, укладывая вас спать. Совсем простенькие сказки про всяких там зверюшек, говорящих по-человечески. Потом, когда вы стали чуть старше, у вас появились книжки в завораживающими картинками, которые хотелось подолгу рассматривать, и вы бегали за взрослыми. Прося почитать вслух, причём вы не уставали слушать одну и ту же сказку сотни раз. Да, да. Сотни раз. Вспомните! Это были уже более сложные истории, от них замирало сердце. Вы твердили про себя новые слова – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, фея, гном, и ваш мир обретал другое измерение, в нём творились чудеса, превращения, он был полон волшебства. Вашим первым чтением, едва вы научились складывать слоги тоже были сказки, разные сказки. Эти сказки живут в этих книгах.

- Итак, мы отправляемся в гости к сказкам.

-А что такое вообще сказка?

- Скорее всего, вы скажите, что это история, в которой происходят чудеса. Таково распространённое мнение. Ну, а как же сказка про бравого солдата или ловкого купеческого сына, где герой добивается своей цели безо всякой волшебной фантастики, а исключительно благодаря уму и необыкновенной находчивости?

Или, скажем,  русские народные сказки, похожие, на анекдот, про бедного крестьянина или работника, где как правило, высмеиваются барин или поп, в них тоже дело обходится безо всяких чудес.

- Иными словами,  сказка повествует о заведомо невозможном. Того же мнения придерживался и Пушкин. Помните: «Сказка  - ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!» Именно Пушкин ввёл сказку в большую литературу. Действительно, в сказке есть намёк, ориентир, путеводная нить, шкала ценностей.

Вы сами, наверное, заметили, что от чтения сказок вы лучше понимаете окружающий вас мир. Вы становитесь смелее, находчивее.

  1. Разгадывание кроссворда

- А сейчас мы отгадаем кроссворд и узнаем имя одной из самых страшных героинь сказок.

  1. Ласковое название избы (избушка).
  2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди (Иванушка).
  3. Второе название скатерти (самобранка).
  4. Как зовут дочь Кащея Бессмертного? (Кащеевна).
  5. Кто из обитателей болот стал женой царевича (лягушка).
  6. С помощью каких инструментов Коту удалось спасти Петуха? (гусли)
  7. Аппарат, на котором летала одна из страшных героинь сказок (ступа)

1и

з

б

у

ш

к

а

2и

в

а

н

у

ш

к

а

3с

а

м

о

б

р

а

н

к

а

4к

а

щ

е

е

в

н

5л

я

г

у

ш

к

а

6г

у

с

л

и

7с

т

у

п

а

  1. Инсценирование сатирических сказок

Бабя Яга

- Это кто ж меня звал? Кто ж меня величал? Сколько здесь мальчиков и девочек! Есть чем поживиться! Сейчас всех съем!

- Баба Яга, не надо нас есть. Послушай,  лучше, какие ребята тебе сказки расскажут.

- Ну что ж послушаю. Понравятся сказки – не буду вас есть, а если нет – всех слопаю!

Привычки

Ехали три молодых парня по реке в лёгоньком стружке. У одного была привычка утирать под носом указательным пальцем, у другого – постоянно зачёсывать волосы рукою, а у третьего – почёсывать бока.

Разговорились они между собой. Тот, который утирал под носом пальцем, сказал:

- Братцы! Не худо бы нам отстать от своих привычек! Другие согласились с ним. Посидели так какое-то время, а у каждого рука так и чешется: у одного тянется к носу, у другого – к голове, у третьего – к бокам. Тут увидели, что к ним подплывает лодка. Первый парень крепился, крепился, да и сказал, подтирая под носом:

- А воно наши-то едут, воно!

Другой, зачёсывая волосы, крикнул:

- Сюда, наши! Сюда, наши!

А третий привскочил радостный и, почёсывая бока, сказал:

- Наши едут, скоро будут!

Да, трудно бороться с вредными привычками. Но, тем не менее, человеку с большой силой воли, это доступно. Мы с вами тоже боремся с нашими вредными привычками: с качаниями на стульях, с выкрикиваниями во время урока. Но не всем это ещё удаётся.

Послушайте сказку об одной вредной привычке – упрямстве.

Брито-стрижено

Мужик обрил бороду и говорит:

 - Смотри, жена, как я чисто выбрился.

- Да разве это брито? Это так только – стрижено!

- Говори: брито!

- Нет, стрижено!

- Говори: брито!

- Нет, стрижено!

Муж сказал:

- Говори: брито, не то утоплю!

- Что хочешь, делай, а стрижено!

Повёл её топить6

-Говори: брито!

-Нет, стрижено!

Ввёл её в глубину по самую шею и толкает, скажи да скажи: брито!

Жена и говорить не может, подняла руку из воды и двумя пальцами показывает, что стрижено.

Да. Ребята, упрямым быть плохо. Да и глупым тоже.

- Послушаем сказку «Глупый жених».

Глупый жених

Раз один жених свататься пошёл. Он очень нескладно говорил. Вот сват ему и даёт совет:

- Ты, брат, с невестой-то так покруглее говори.

Ну, он пришёл в дом  к невесте. Помолчал, помолчал, а как наелся, напился, развеселился, так невесте и говорит:

- Колесо.

Да помолчит, помолчит и опять:

- Колесо.

Ведь круглое колесо-то, а ему «покруглее» говорить велели, вот он круглое и выбрал.

Невеста увидала, что жених глуп и не пошла за него.

В сказках-сатирах часто высмеиваются жадные люди.

Послушаем сказку «Куда, миленький,  снаряжаешься?»

Куда, миленький,  снаряжаешься?

Куда, миленький, снаряжаешься?

-Не скажу.

- Скажи, мой дорогой, куда снаряжаешься?

- В город на ярманку.

- Миленький, возьми меня с собой!

- Не возьму.

-  Возьми, мой дорогой, меня с собой.

- садись на самый краешек.

- Что у тебя, миленький, в возу?

- не скажу.

- Что, мой дорогой, в возу?

- Яблоки.

- Дай мне, миленький, яблоко.

- Не дам.

 - Дай, дорогой, яблочко.

- Возьми одно – с бочком, да не ройся.

Снегурочка

Мы расскажем сказку вместе вшестером.

Жили-были дед и бабушка вдвоём.

Вот однажды на озябший, на лужок

Выпал свежий, молодой, густой снежок.

Дед и баба, чтоб тоску свою забыть

Стали снежную красавицу лепить.

Наводили брови, чёрным угольком.

Натирали щёки докрасна снежком.

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло-голубых.

Вдруг красавица взглянула, ожила,

Тонкой бровью удивлённо повела…

Снегурочка:

- Я зимою, я зимою рождена.

Я из снега, я из снега создана.

Мои косы из пушинок из седых,

А глаза мои – из льдинок голубых.

Дед:

- Ни одни теперь на свете мы живём.

Дочку ласково Снегурочкой зовём.

Бабушка:

- Ты расти, расти, Снегурочка,

В добры час.

Будь послушной дочкой, ласковой у нас.

Вот живут теперь они уже втроём,

Но и мы заглянем с вами в этот дом.

Вот наш дедушка всё трудится, всё шьёт.

И бабуся от него не отстаёт.

А Снегурочка всё убрала, подмела,

Взяла вёдра – за водицею пошла.

Дедушка:

Ты, поди, бабуся, дочку позови.

Сделал я для дочки чудо-сапожки.

Бабушка:

- Я сейчас её покликну, дед, постой.

Побежала наша дочка за водой.

Эй, Снегурочка, домой скорей беги,

На обновку, на сапожки погляди.

Я ведь тоже много ночек не спала.

В косы ленты ей атласные ткала.

Я связала тебе варежки, платок.

Сделал батюшка нарядный кожушок.

Снегурочка:

- Вот «спасибо» я сердечное скажу.

За добро я вас всегда благодарю.

Но пришили с весною солнечные дни.

А Снегурочка под берёзою в тени.

Песню ласково берёзонька поёт.

Собираются подружки в хоровод.

Наплясались. Погулять пошли гурьбой.

И Снегурочку решили взять с собой.

Через садик, через поле в лес пришли.

Там костёр из тонких веток развели.

Вот задумали они в игру играть.

Через пламя захотелось поскакать.

Ловко прыгнула подруженька одна,

И другая перепрыгнула тогда.

Подружки:

- Ты боишься, что ли прыгать, говори?

Снегурочка:

- Не боюсь я, посмотрите.

Раз, два, три.

Вот подпрыгнула Снегурочка моя

И растаяла, исчезла навсегда.

Над костром остался чуть заметный след

И Снегурочки на свете больше нет.

Баба Яга:

- Снегурочку жалко! Сердце моё злодейское заболело даже. Я вот что думаю: ребята больно хорошие у вас. Не буду я их есть. Пусть они дальше в этой школе учатся. Только вы уж, касатики, на пятёрки и четвёрки учитесь. А не то рассержусь и всех разом на одной сковородке зажарю, да слопаю.

- Не сердись, бабулечка, посмотри, какие ребята у нас ещё и смышлёные.

- Ай, правда?

- Сейчас мы проведём викторину по сказкам . Прошу внимательно слушать отрывки до конца.

- А у меня для самого вумного мядалька припасена. Ну начинайте. Слухаю.

  1. Викторина по сказкам
  1. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный. Росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.

(Иван-царевич и серый волк)

  1. Есть у меня такое пёрышко, да оно заветное; но для доброго человека, куда ни шло, отдам. Вынул дедушка пёрышко, и подаёт, а оно самое обыкновенное. Едет крестьянин и думает: «Что в нём Марьюшка нашла хорошего».

(Финист-ясный сокол)

  1. Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

(Царевна-лягушка)

  1. Сел столяр на орла и повернул винтик. Поднял его орёл и мигом вылетел по воздуху из царской палаты. Кинулись все к окнам, смотрят, рты разинули, а столяр над царским двором в воздухе разные фигуры делает.

(Деревянный орёл)

  1. Садись теперь в свой корабль, -говорит старичок, - лети, куда тебе надобно. Да смотри, помни мой наказ6 по пути сажай в свой корабль всякого встречного.

(Летучий корабль)

  1. Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный и спрашивает:

- Чего велишь?

- Иван коня погладил, влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.

(Сивка-бурка)

  1. Доченька, - говорит мать, - мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

(Гуси-лебеди)

  1. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.
  2. – Вези, вези её, старик, - говорит мужу, куда хочешь, чтобы глаза её не видели! Вези её в лес, на трескучий мороз.

(Морозко)

  1.  Шли-шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  1.  А были у её хозяйкм три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.

(Хаврошечка)

  1.  Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку. Вдруг слышит – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а ней лежит мальчик.

(Мальчик с пальчик)

  1.  Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

(Лиса и заяц)

  1.  Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу. Так всё и съела.

(Лиса и журавль)

  1.  Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела.

(Петушок-золотой гребешок)

  1.  Слышим, слышим – да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонюсеньким голосом и не так причитает. Волку делать нечего. Пошёл он в кузницу и велел  себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом.

(Волк и семеро козлят)

  1.  Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

- Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

- ко-ко-ко, петушок, ешь сам.

Съел петушок зёрнышко и подавился.

(Бобовое зёрнышко)

Бабя Яга  награждает самого активного.

- Самого умелого и красноречивого оратора в народе называют златоустом.  Оратор – это человек, обладающий даром красноречия.

  1. Работа с пословицами (по группам)

Быль за сказкой не угонится.

Всякая прибаутка в сказке хороша.

Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.

Всякой сказке бывает конец.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

Сказка-складка: послушать сладко.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Нельзя поверить в красивую сказку, пока не расскажут страшную.

 Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

III. Итог

Так в чём же волшебство народного слова? – спросите вы.

- Да в том, что оно заставляет людей задуматься над очень серьёзными вещами, а значит, воспитывает, причём не только на положительных, но и на отрицательных примерах.

А самок главное – сказка любого народа сложена так складно, что она доставляет истинное наслаждение и маленьким детям, которые безоглядно верят её каждому слову. И взрослым, которые чётко отделяют вымысел от правды, но тем не менее, продолжают любить эти нехитрые, на первый взгляд, повествования.

Тысячелетия отделяют нас от времени, когда повелось рассказывать сказки. Сказочников называли бахарями. Сказкой тешились и цари. Иван грозный держал при себе слепцов-рассказчиков. У царя Михаила были сказочники Клим Орефин, пётр Сапогов и Богдан Путята. За умение рассказывать им было положено по 4 аршина сукна и по кафтану.

 Читайте сказки, они многому вас научат.

Обыкновение рассказывать сказки перед сном сохранилось и до наших дней. Искусство весёлое, затейливое и пленительное, сказки донесли до нас народное свободомыслие.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к внеклассному занятию

План-конспект к внеклассному занятию "Космическое путешествие", посвященное 50-летию первого полета в Космос. Использованы игровые, компьютерные, здоровьесберегающие технологии....

Внеклассное занятие по русскому языку 1 класс

Разработку можно использовать как для внеклассной работы, так на уроках русского языка...

Методическая разработка. ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия в 1классе по теме " Русская народная сказка «Курочка Ряба». Инсценировка"

Групповое логопедическое занятие в 11 классе для детей с интеллектуальными нарушениямиТема занятия: «Курочка Ряба. Инсценировка»Цель: коррекция произносительной стороны речи в театрализова...

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко».  3 б класс...

Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...

14.09.2020.Задание для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль"

Задание по теме "Функциональные стили литературного языка, сфера их использования, языковые признаки. Официально- деловой стиль" предназначено для самостоятельной работы в рамках дистанционн...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературного чтения-формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащихся»

Одним из преимуществ использования новых технологий в процессе обучения является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и...