Презентация конкурсной работы "А.С. Пушкин и наука"
презентация к уроку

Презентация подготовлена на Международный  конкурс  "Ступени мастерства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_konkursnoy_raboty_a.s._pushkin_i_nauka.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы преподавателей Букиной Н.В., Морозовой Л.Ф. 201 8 Департамент образования и науки Кемеровской области государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Томь-Усинский энерготранспортный техникум I V Международный конкурс педагогического творчества «Ступени мастерства» Номинация 5.3 Методическая разработка воспитательного мероприятия Воспитательное занятие – викторина по теме: «А.С.Пушкин и наука»

Слайд 2

О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А.С.Пушкин,1829г . Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, утвержденный Указом президента РФ от 7 июня 1999 года. Проведение Дня науки связано с датой основания Академии наук в России. Русские ученые известны всему миру, в 21 веке Россия занимает лидирующие позиции в физике, химии, биотехнологиях, нанотехнологиях , в производстве атомной энергии и в других областях науки, искусства и техники. Искусство пробуждает жажду творчества, помогает развивать интерес к науке . В связи с 180 летием(10 февраля) со дня гибели А.С.Пушкина, великого русского поэта и пропагандиста научных знаний 19 века, проведено воспитательное занятие –викторина «А.С.Пушкин и наука».

Слайд 3

Актуальность В федеральных государственных образовательных стандартах для СПО подчеркивается значимость духовно – нравственного развития личности, её творческих возможностей, самоорганизации, самоконтроля в поведении и деятельности, рефлексивных способностей. Исходя из этого, в свой педагогической деятельности мы организуем и проводим внеаудиторные воспитательные занятия. Они углубляют и расширяют знания обучающихся, повышают интерес к изучаемым дисциплинам, приобщают к научному и культурному наследию исторического прошлого, что способствует их интеллектуальному развитию. Использование межпредметных связей обеспечивает повышение познавательной активности и мотивации учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся. Раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира помогает творчество Александра Сергеевича Пушкина -гения русской литературы.

Слайд 4

Цели занятия: создать условия для формирования представлений о творчестве А.С.Пушкина как прогрессивного поэта и писателя, отобразившего не только нравственные качества человека, красоту природы, но и естественно – научное познание мира (компоненты ОК1,ОК2,ОК3, ОК4); обеспечить развитие представления о значении искусства и научно – технического прогресса для следующих поколений; стимулировать интерес к самостоятельному поиску решения задач(компоненты ОК1,ОК 2,ОК3, ОК4); воспитывать патриотизм и любовь к Родине, духовно – нравственные качества, гражданскую позицию, коммуникативные навыки работы в коллективе, позитивный стиль общения(компоненты ОК6,ОК7).

Слайд 5

На актуализацию знаний была заявлена проблема: можно ли считать А.С.Пушкина гением ?

Слайд 6

Рекомендации по подготовке к викторине Участниками викторины являются обучающиеся 1 курса всех специальностей ТУ ЭТТ. Тема занятия - викторины была задана обучающимся заранее, за две недели до проведения. Викторина проводится в два этапа: А) Подготовительный этап во всех группах первого курса – мотивировать обучающихся изучать культурно - исторический контекст, связанный с вопросами викторины «Пушкин и наука»: поиск научных явлений и открытий в произведениях Пушкина, подготовка рисунков, рефератов, сообщений и презентаций не только по биографии, научно-просветительской деятельности А.С.Пушкина, но и о его потомках.

Слайд 7

Роль преподавателя 1 .Подготовка сценария, где объединены 3 составляющие: наука и литературное творчество поэта и его современников, культурно-исторический контекст пушкинской эпохи; 2 .Помощь в подборе литературы и материалов интернет-ресурсов ; 3 . Консультации по подготовленным к занятию материалам (коррекционные действия по содержанию сообщений и слайд-презентаций ); 4 . Приглашение гостей: Н.П.Неунывахиной , руководителя музея А.С.Пушкина ЦДТ «Лира»; 5 .Подготовка технических средств: проектор, интерактивная доска, презентации, музыкальное сопровождение; 6 .Подготовка сертификатов; таблицы и критериев -для жюри; 7 . Приобретение цветов для гостей.

Слайд 8

Рекомендации по проведению занятия-викторины Б). Проведение занятия – викторины Организуется работа обучающихся 4 учебных групп в подгруппах. Этапы проведения: 1. Вступительное слово преподавателей, сообщение цели мероприятия, посвященного 180-летию со дня гибели А.С.Пушкина и Дню российской науки - демонстрация презентации и чествование ветерана труда Н. П.Неунывахиной , руководителя музея А.С.Пушкина ЦДТ «Лира»; 2. Проверка домашнего задания членами жюри; 3. Объяснение хода работы, критерии оценивания и время, отведенное на выполнение 4. Демонстрация презентации «Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина» 5 .Выступление Н. П.Неунывахиной , руководителя музея А.С.Пушкина ЦДТ «Лира» -демонстрация музейной экспозиции «Живая связь времён»; 6. Сообщения обучающихся о физических явлениях в произведениях А.С.Пушкина, о его пропагандистской деятельности и интересе к научным открытиям современников; 7. Викторина «Пушкин и наука»; 8. Просмотр видеофрагментов из кинофильма «Пушкин. Последняя дуэль»; 9. Работа в подгруппах по маршрутным листам; 10. Анкета на рефлексию; 11. Подведение жюри итогов работы подгрупп, награждение сертификатами; 12. Выдача домашнего задания: написать сочинение: « А.С.Пушкин-литературный гений, пропагандист науки, патриот России»или синквейна , диаманты(по желанию); 13 . Заключительное слово преподавателей.

Слайд 9

Выступление Н. П.Неунывахиной , руководителя музея А.С.Пушкина ЦДТ «Лира» -демонстрация музейной экспозиции «Живая связь времён» Знакомство с творчеством Пушкина происходит у нас ещё в раннем детстве. Нет в России человека, который бы при имени и фамилии этого поэта не смог бы вспомнить и назвать хотя бы одно из его произведений. Современники А.С. Пушкина говорили, что он - это солнце русской классической литературы.

Слайд 10

«Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нами им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?..» А.С.Пушкин(1799-1837 ) Музейные экспонаты ЦДТ «Лира»

Слайд 11

Обучающиеся были вовлечены в каждый этап занятия: представили творческие рабо ты, которые они готовили предварительно к данному занятию (презентации, рисунки, сообщения) .

Слайд 12

Использовался частично-поисковый метод В ходе подготовки к викторине обучающиеся проанализировали фрагменты из произведений А. С. Пушкина и поставили возможные вопросы к ним, на которые затем отвечали во время занятия.

Слайд 13

Представляем некоторые физические явления, которые описаны великим поэтом : Законы Ньютона. Силы в природе Смачивание – явление , возникающее при соприкосновении жидкости с поверхностью твёрдого тела или другой жидкости. Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит …( Возрождение) Пример силы трения. Вследствие очень малой силы трения лапки гуся проскальзывают на льду. Блистает речка – (отражение …речка), льдом одета – агрегатные состояния вещества (твёрдое) … Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед. На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает …( Евгений Онегин) Гидро - и аэростатика. Гидро - и аэродинамика Прообраз современного самолёта. … Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря …( Руслан и Людмила ) Крупные птицы могут парить в воздухе за счёт конвекционных потоков. … Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины: Орёл , с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне …( Кавказ )

Слайд 14

Просмотр видеофрагментов из кинофильма «Пушкин. Последняя дуэль» : 1. «Ахиллесова пята» А.С.Пушкина –честь 2. Разговор А.С.Пушкина с Николаем I 3. Дуэль А.С.Пушкина и Ж.Дантеса 4. Слова М.Ю.Лермонтова о А.С.Пушкине

Слайд 15

Работа в микрогруппах по маршрутным карточкам После обсуждения в командах ответить на вопросы по теме: Каждая из 4-х команд получает свой «черный ящик» на 3 вопрос. Задача: правильно ответить, угадав по предлагаемому тексту, о ком из потомков А.С.Пушкина идёт речь. (1 минута для обсуждения, после чего нужно озвучить ответ). Маршрут №1 1) Какие великие открытия 19 века Вам известны? 2) С кем из этих учёных мог общаться А.С.Пушкин? 3) «Чёрный ящик» (Приложение 5)

Слайд 16

Дополнительные сведения о потомках А.С.Пушкина – детях и внуках обучающиеся продемонстрировали в игре ( Черный ящик ), отвечая на вопрос: «О ком из потомков А.С.Пушкина идёт речь?»

Слайд 17

При обсуждении вопросов викторины, а также в ходе работы микрогрупп (маршрутные листы) формировались коммуникативные навыки работы в коллективе, позитивный стиль общения. Живейший интерес вызвали презентации, подготовленные обучающимися - о Дне науки, о робототехнике, а также о пропагандистской деятельности А.С.Пушкина. Обучающиеся продемонстрировали не только умение самостоятельно работать с художественными текстами, информационными источниками, но и способность донести материал до слушателей. Благодаря данной форме совместной работы преподавателей и обучающихся, когда процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности, достигается успешность по цели занятия. Обучающиеся расширили знания о физических явлениях, об открытиях учёных – современников А.С.Пушкина, нашедших отражение в его произведениях, а также - о потомках великого поэта, познакомились с музейными экспонатами ЦДТ «Лира», проявили творчество, создавая презентации и рисунки по произведениям А.С.Пушкина . Информацию, полученную в ходе мероприятия, обучающиеся смогут применить на занятиях, а также поделиться ею со знакомыми и родными.

Слайд 18

Подведение итогов занятия Анкета Рефлексия « Мои впечатления » 1.Я узнал(а), что … 2.Больше всего мне понравилось … 3. В следующий раз мне бы хотелось … 4.Удачным было … 5. В целом … Сегодняшнее занятие мне понравилось. Оно было необычным и познавательным. Я даже не подозревала о том, что Пушкин пропагандировал и занимался наукой. Мне было интересно смотреть фильм и презентацию о жизни поэта, еще раз послушать стихи и познакомиться с общественной атмосферой, которая окружала Пушкина накануне гибели. Некрасова Светлана- студентка ТУЭТТ, группа ТЭО -1-17

Слайд 19

Отзывы о мероприятии Встреча с Ниной Петровной Неунывахиной , которая в нашем посёлке руководит музеем « Пушкин в сердцах поколений » , очень мне понравилась: я поняла, что практически ничего не знала ни о детях поэта, ни о его потомках. Оказывается, они тоже прославляли Россию, даже вдали от родины (я имею в виду его Наташу, самую младшую дочь). Надеюсь на то, что удастся побывать ещё не раз в музее, а возможно и в Санкт – Петербурге, чтобы воочию увидеть памятные места, связанные с Александром Сергеевичем Пушкиным, гением русской литературы. ( Колосова Мария – студентка ТУЭТТ, группа ЭССС -1-12) Я узнала, что в произведениях А.С.Пушкина описаны физические явления. Пушкин – гений: он учил тянуться к знаниям как к основе научного познания мира . Больше всего мне понравились презентации, видео и викторина. Было очень интересно, я бы хотела вновь поучаствовать. Удачным было всё, хотелось бы повторить. ( Абросова Ирина – студентка ТУЭТТ, группа ПКС-1-17) Благодаря данному мероприятию я узнал, что наука и литература связаны между собой. Больше всего мне понравился материал о научном прогрессе в роботостроении. Мне бы хотелось больше конкурсов. Неожиданно узнал, что в «Сказке о золотом петушке» описан прообраз радара . ( Романов Михаил– студент ТУЭТТ, группа ПКС-1-17)

Слайд 20

Демонстрация итогов занятия (достигнутые результаты) Творческие работы обучающихся: сообщения о научно-пропагандистской деятельности А.С.Пушкина, рисунки или эссе по научной тематике, синквейн и диаманта Наука Точная, необходимая Развивает, исследует, обогащает Способ познания мироздания Прогресс Наука Точная, необходимая Развивает, исследует, обогащает Способ познания мироздания Прогресс и процветание – регресс и экологический коллапс Разрушает, убивает, истощает Смерть Пушкин Честолюбивый, дерзкий Спорит, думает, созидает Солнце русской поэзии и культуры Гений Пушкин Великий, гениальный Пишет, изумляет, создает Светлое и прекрасное – чёрное и красное Ненавидит, интригует, убивает Дантес

Слайд 21

Заключение Проведённое занятие помогает обучающимся понять, что русская классическая литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность. Литература дает огромный простор не только работе ума, но и души, способствует духовно – нравственному развитию личности, её творческих возможностей, самоорганизации, самоконтролю в поведении и деятельности. Практическая значимость этого занятия: данный материал может быть использован как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина или при обобщении знаний по физике и литературе. Подобные мероприятия способствуют приобщению обучающихся к культурным и музейным ценностям. Планируется дальнейшая работа: изучение физических свойств и явлений в творчестве С.А.Есенина и других поэтов Серебряного века. Вовлекая студентов в процесс познания научного творчества поэтов, писателей, художников и учёных, способствуем формированию духовно -нравственных и патриотических чувств у молодого поколения.

Слайд 22

« Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» А.С.Пушкин В произведениях Александра Сергеевича Пушкина соединились блестящее использование слова и знания законов физики

Слайд 23

Спасибо за внимание! Искусство - двигатель прогресса! А посему: все ставьте пять! встречайте весело и гордо- И будет вечно благодать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ур по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

В данной презентации показываются этапы урока по сказке А.С Пушкина " Добро и зло в сказке о мертвой царевне и семи богатырях" Презентация красочная, интересная. Заставляет учащихся работать и с текст...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина "Метель".

Презентация сопровождает конспект занятия по литературе по повести Пушкина "Метель"....

Презентация студента СПО Соколова Данилы по истории для научно-практической конференции "Юность. Наука. Культура". Тема презентации: «Иван Грозный- спаситель или губитель России»

Презентация создана как дополнительный материал- исследование по истори,  для выступления на научно-практической конференции "Юность.Наука. Культура". Цель: Выяснить роль Ивана IV Грозного в...

Презентация "Тамбовская тропинка к Пушкину"

Прадед поэта, Алексей Фёдорович Пушкин,родился в 1717 году.Прапорщиком участвовал в русско-турецкой войне 1735-1739 годов.В1746 году в чине капитана ушёл в отставку и поселился в имении своей жены в с...

Презентация к классному часу "Да здравствует наука"

Презентация к классному часу "Да здравствует наука!"...

Конкурсная работа "А.С.Пушкин и наука"

Работа подготовлена к Международному конкурсу "Ступени мастерства" 2018 г....