Учебно-методическое пособие «Правописание причастий»
учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся первого курса технологического профиля ППКРС и ППССЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie_kak_chast_rechi.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Озерский технический колледж»

(ГБПОУ «ОзТК»)

Учебно-методическое пособие

«Правописание причастий»

(для студентов первого курса

технического профиля ППССЗ и ППКРС)

Разработчик: преподаватель

русского языка и литературы

А.М. Фахриева

Озерск, 2022


Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………….3

Причастие как часть речи……………………………………….……………….5

Действительные причастия………………………….…………………………..6

Страдательные причастия………………………..………………………….…..7

Синтаксическая роль причастий……………………………………………..…10

Суффиксы действительных и страдательных причастий……………………..14

Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных……………………………………………………………………..18

Правописание НЕ с причастиями…………………………………….………...24

Список литературы…………………………………………………………..…27


Пояснительная записка

Изучение данной темы подготовлено повторением имени прилагательного и глагола, знание которых необходимо для того, чтобы ученик смог понять новую тему и умел отличать причастия от глагола и прилагательного.

При повторении глагола особое внимание уделено следующим вопросам: понятия личных и неличных (неопределённой) форм глагола, категории вида, времени, переходности и непереходности, спряжения, возвратности. Личные формы глагола в предложении всегда являются сказуемыми (то, что глаголы в неопределённой форме могут выступать в роли разных членов предложения, пока не изучалось). Из глагольных словосочетаний особого внимания требуют словосочетания с зависимыми словами – существительными. Повторяется понятие связи управления.

При повторении имени прилагательного подчёркивается его связь с существительным. С этим тесно связано понятие согласование. Разбирается, что основным видом словосочетания для данной части речи является словосочетание «прилагательное + существительное», имеющее общее грамматическое значение «предмет и его признак». Необходимо повторить и словосочетания с главным словом – прилагательным, так как именно оно послужит основой при объяснении причастных оборотов.

Изучение материала направлено на формирование умений, способствующих качественному усвоению темы «Причастие».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет программу развития личности ребенка через формирование универсальных учебных действий (УУД). На первый план в процессе обучения выходят личностные и метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) умения, которые, будучи подкреплены учебной мотивацией ребенка (личностные УУД), приводят учащегося путем применения общеучебных способов действия (метапредметные УУД) к умению учиться, т.е. к успешному усвоению новых знаний (самостоятельное овладение предметными умениями).

Следовательно, при составлении учебно-дидактического материала по теме «Причастие» (как и по любой другой теме) учитель будет использовать те упражнения, которые помогут формировать общеучебные умения (метапредметные), влиять на повышение учебной мотивации ребенка (личностные УУД) и приведут к самостоятельному открытию нового знания учеником (предметные УУД), т.е. обеспечат формирование важнейшей компетенции личности – умения учиться.


Причастие как часть речи

Причастие — это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (что делающий? что делавший? что сделавший?)

Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного (прочитавший, взволнованный) и несовершенного вида (читавший, волнуемый). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный — от глагола совершенного вида взволновать, волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать).

Как и глагол, причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего (слушавший) и настоящего времени (слушающий). Причастий будущего времени не бывает!

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся (тянущийся).

Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям. Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён.

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид

Совершенный – прозвеневший

Несовершенный – звенящий

Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Цветущий сад, скошенная трава

Время

Прошедшее – выросший

Настоящее – растущий

Относится к существительному и согласуется с ним в числе, роде и падеже: открытое окно, смеющиеся дети, под зеленеющей березой

Переходность

Переходные – пишущий письмо

Непереходные – летящий по небу

Изменяется по родам, числам и падежам (склоняется), имеет окончания прилагательных: в цветущем саду, на скошенных лугах

Возвратность

Невозвратные – строящий

Возвратные – строящийся

Страдательные причастия имеют краткую и полную форму: скошенные травы – травы скошены. Причастия в краткой форме изменяются по родам (в ед.ч.) и числам

Могут управлять падежной формой и иметь примыкающие слова: бегущий по дорожке, высоко сияющее солнце

Синтаксическая роль – определение или именная часть составного именного сказуемого: Сорванный цветок увял. Цветок был сорван.

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;

рисовавший — действ. прич. пр. вр.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Причастие

От какого глагола образовано

Суффикс

Пример

Действительное настоящего времени

Глагол несовершенного вида, от основы настоящего времени

-ущ- (-ющ-) от глаголов 1 спр

Тающий (таять)

-ащ- (-ящ-) от глаголов 2 спр

Клеящий (клеить)

Действительное прошедшего времени

От всех глаголов, от основы неопределенной формы или основы прошедшего времени

-вш- от основы на гласный

Таявший

Клеивший

-ш- от основы на согласный, от глаголов на -чь, -ти,

Несший (нести)

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;

рисованный — страдат. прич. пр. вр.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый.

Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умолить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не— (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия -нн- (засеять — засеянный, замешать —замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на —итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный). Суффикс -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый).

Нужно различать!

Выкаченная из подвала бочка — от глагола выкатить

Выкачанная из бочки нефть — от глагола выкачать

Пристреленный зверь — от пристрелить

Пристрелянное ружьё — от пристрелять (выстрелами определить правильный прицел)

Развешенная мука — от развесить (разделить на части по весу)

Развешанные картины — от развешать

Обвешенный покупатель — от обвесить

Обвешанные портретами стены — от обвешать

Смешенное тесто — от смесить

Смешанный лес — от смешать

Замешенное тесто — от замесить

Замешанный в преступлении — от замешать

При помощи суффикса -т- образуются причастия от глаголов с суффиксом -ну- (покинуть — покинутый), от глаголов на -оть (колоть — колотый), на -ереть (запереть — запертый), от односложных глаголов (бить — битый, мыть — мытый, взять — взятый), в том числе и от односложных с приставками (прожить — прожитый).

От некоторых переходных глаголов страдательные причастия прошедшего времени образовать нельзя: гнать, знать, брать, жить, искать, полюбить, хотя есть причастия: изгнанный, узнанный, избранный, прожитый, разысканный.

От большинства глаголов нельзя образовать все четыре типа причастий.

Образование причастий

Переходные глаголы

Непереходные глаголы

Несов. вид

Сов. вид

Несов. вид

Сов. вид

Желать

Объездить

Летать

улыбнуться

Действительные

Наст. вр.

Желающий

Нет

Летающий

Нет

Прошед. вр.

Желавший

Объездивший

Летавший

Улыбнувшийся

Страдательные

Наст. вр.

Желаемый

Нет

Нет

Нет

Прошед. вр.

Желанный

Объезженный

Нет

Нет

Синтаксическая роль причастий

В предложении причастия выполняют функцию:

  • определения (полная форма). Сорванный девочкой цветок вскоре увял.
  • именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорван девочкой сегодня.

Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением. В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового. (М.Горький).

Нужно различать!

Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причастие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.

Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; смелый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий. Также причастия образуются при помощи свойственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).

Образовано от существительных

Образовано от глагола

Прилагательные (полная и краткая форма)

Прилагательные (полная форма)

Причастия (полная форма)

Причастия (краткая форма)

Прилагательные от причастий (краткая форма)

  1. Выделить корень: ледяной.
  2. Опознать суффиксы:
  1. -ан-/-ян- (сделанный из чего-то, на чем-то, для чего-то): песчаный, стеклянный.
  2. -ин- (= чей-то): соловьиный.
  3. -енн-/-онн-: торжественный.
  4. -н- + -н-: туманный
  1. Нет зависимых слов.
  2. Нет суффикса -ова-.
  3. От глагола несов. вида: крашеный.
  4. Теряет значение действия, приобретая значение постоянного качества: любимая книга
  1. Есть зависимое слово: крашенный краской пол.
  2. Есть суффикс -ова-: асфальтированный.
  3. От глагола сов. вида: покрашенный

Обозначает действие, можно заменить глаголом: комиссия собрана – комиссию собрали.

Можно подставить вопрос «Кем?»:

Комиссия собрана (кем?)

Обозначает качества, состояния, можно подставить наречие очень: девочка (очень) собранна.

Что мы узнали?

  1. Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию.
  2. Причастие сочетает признаки глагола и имени прилагательного.
  3. Причастия бывают действительными и страдательными, полными и краткими.
  4. В предложении может быть определением или именной частью составного сказуемого.
  5. Как отличить причастие от прилагательного.


Правописание причастий

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (если причастие является формой глагола I спряжения): бег-ущ-ий, бега-ющ-ий, и суффиксов -ащ-, -ящ- (если причастие является формой глагола II спряжения): леж-ащ-ий, сто-ящ-ий.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-), если причастие является формой глагола I спряжения: уважа-ем-ый, увлека-ем-ый, вед-ом-ый и при помощи суффикса -им-, если причастие является формой глагола II спряжения: видимый (видеть, видит); хранимый (хранить, хранят).

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени (инфинитива) глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффикса -вш-: лелеять — лелеял — лелея-вш-ий; дышать — дышал — дыша-вш-ий и суффикса -ш- (после согласной): нести — нёс — нёс-ш-ий; увязнуть — увяз — увяз-ш-ий. Особо образуется причастие прошедшего времени от глагола идти — шед-ш-ий.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида (причастия от глаголов несовершенного вида немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

-н(н)- — от глаголов на -ать, -ять и -еть: прочита-нн-ый;

-ен(н)- — от основ на согласный и -ить: унес-ённ-ый, постро-енн-ый;

-т- — от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголов любить, искать, брать.

У некоторых глаголов на -сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: украденный, обретённый.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением суффикса -ся к форме действительного залога: хорошо прода-ющ-ие-ся (продава-ем-ые)/(продава-вш-ие-ся) книги.

Суффиксы причастий

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст. вр

Прошед. вр.

Наст. вр

Прошед. вр.

I спр

-ущ- бегущий

-ющ- думающий

-вш- бежавший

-ш- несший

I спр

-ом- ведомый

-ем- читаемый

-енн- распиленный

-нн- просеянный

-т- тронутый

II спр

-ащ- кричащий

-ящ- клеящий

II спр

-им- гонимый

Искл: движимый

Что мы узнали?

  1. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола, от которого причастие образовано.
  2. Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени не зависят от спряжения глагола.
  3. Нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени у глаголов любить, искать, брать.

Упражнения

Упражнение 1. Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ – укажите спряжение глагола, от которого образовано причастие.

Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, пристрел..нное ружьё, стрел..ный воробей, пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто.


Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных

  1. В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от совершенного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется НН, например: купленный, исправленный, названный, спаренный, срезанный, решённый, высушенный, брошенный, пленённый, данный, заставленный, наказанный, проработанный, встроенный.

Исключения: с Н пишутся полностью утратившие связь с причастиями отглагольные (образованные от совершенного вида) прилагательные, входящие в состав фразеологизмов, например: прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец.

Примечание. Вышеприведенные страдательные причастия могут употребляться и в значении прилагательного, но это не влияет на их написание, например: выдержанный человек (с выдержкой), данный случай (именно этот), заинтересованный разговор (представляющий интерес), изможденный старик (очень уставший).

  1. В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется Н, например: правленый, вяленый, жареный, варёный, мочёный, кипячёный, глаженый, кованый, кошеный, стриженый, стираный, ломаный, мощёный, плетёный, гружёный, плавленый, мороженый, а также раненый (хотя образовано от двувидового глагола ранить). С Н пишется прилагательное смышленый.

Исключения: С НН пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный

Примечание 1. Вышеприведенные отглагольные прилагательные при наличии зависимых слов переходят в разряд причастий и пишутся с НН, например: мощенные булыжником улицы, груженные лесом вагоны, раненный в ногу боец, стриженный парикмахером мальчик.

Примечание 2. С НН пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -ован (-ёван-), например: балованный, рискованный, корчёванный, линованный. В отглагольных прилагательных кованый, жёваный сочетания ов (ев) входят в состав корня, а не суффикса.

  1. Не влияет на написание страдательных причастий и отглагольных прилагательных наличие частицы НЕ-, например: нерешенные проблемы, незаинтересованные лица, неизведанный край; нехоженые тропы, некрашеная стена, непрошеный гость, некошеный луг.
  2. Разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных (тем самым выяснение вопроса о написании нн–н) иногда производится не по формальному признаку, а по смысловому. Например, в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю. Слово раненный – причастие и пишется с НН, несмотря на отсутствие при нем приставки и пояснительных слов: оно сохраняет глагольное значение.

Примечание 1. В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм, стираное-перестираное белье, читаная-перечитаная книга, штопаные-перештопаные чулки и т.п оба слова в целях единообразия следует писать с Н. Кроме того, вторая часть сложных образований, несмотря на то, что образована от глаголов совершенного вида, подчиняется слову в целом, имеющему значение прилагательного.

Примечание 2. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, цельнокроеный, домотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосоленый, мелкодробленый, свежегашеный, свежемороженый и др. (ср. с подобными прилагательными, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, малонаезженный, свежезамороженный и др.).

  1. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется НН или Н в соответствии с производящей основой, например:

1) бесприданница, воспитанник, данник, избранник, священник, ставленник, утопленник;

2) вареник, копчености, мороженое, мученик, труженик, ученик.

  1. В наречиях, образованных от отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько в полных формах прилагательных, например: деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться, путано объяснять.
  2. В кратких формах страдательных причастий, в отличие от полных всегда пишется Н, в кратких формах отглагольных прилагательных пишется столько н, сколько в полных формах. Ср.:

Демократическая общественность взволнована (причастие: ее взволновали) сообщениями о межнациональных столкновениях.Игра актера была проникновенна и взволнованна (прилагательное: полна волнения).

Многие из них были приближены ко двору и возвышены (причастие: их возвысили). – Их идеалы и стремления были возвышенны (прилагательное: благородны и глубоки).

Их дети воспитаны (причастие: их воспитали) в духе передовых идей. – Манеры этой девушки свидетельствуют о том, что она тактична и воспитанна (прилагательное: умеющая хорошо себя вести).

Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны (причастие: их запутали). – Сюжеты этих произведений сложны и запутанны (прилагательное: трудны для понимания).

Вам всегда везет, вы, по-видимому, избалованы (причастие: вас избаловали) судьбой.При неправильном воспитании дети обычно капризны и избалованны (прилагательное: испорчены баловством, капризны, изнежены).

Эти выводы обоснованы (причастие: их обосновали) самой логикой исследования. – Предъявленные нам требования произвольны и необоснованны (прилагательное: неубедительны).

Масштабы работ были ограничены (причастие: их ограничили) отпущенными средствами. – Его возможности ограниченны (прилагательное малы).

Врачи были озабочены (причастие: их озаботило) состоянием больного. – Шторм усиливался, и лица моряков были серьезны и озабоченны (прилагательное: беспокойны).

Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправданы (причастие: их оправдали). – Чрезвычайные меры в этих условиях были необходимы и вполне оправданны (прилагательное: имеющие объяснение).

Все варианты дальнейшей игры шахматистом до конца продуманы (причастие: он их продумал). – Ответы экзаменующихся были содержательны и продуманны (прилагательное: разумны, обоснованны).

Примечание 1. Некоторые отглагольные прилагательные в составе сложных слов пишутся в полной форме с НН, а в краткой – с Н, например: общепризнанное превосходство – превосходство общепризнано, свежезамороженные ягоды – ягоды свежезаморожены.

Примечание 2. В некоторых отглагольных прилагательных допускается двоякое написание в краткой форме в зависимости от значения и конструкции: при наличии зависимых слов пишется одно н, при отсутствии – два н, например: Сестра намерена вскоре уехать. — Его дерзость намеренна. Мы преданы Родине.Старые друзья всегда преданны. Наши легкоатлеты уверены в победе.Движения гимнастов легки и уверенны. Она не заинтересована в успехе этого начинания. — Лица слушателей заинтересованны.

Что мы узнали?

  1. Количество букв н в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных зависит от
  1. способа образования слова;
  2. полной или краткой формы.
  1. Не забываем про исключения и фразеологизмы!

Упражнения

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец.


Правописание НЕ с причастиями

НЕ с причастиями пишется слитно или раздельно в зависимости от определённых условий.

НЕ пишется слитно

с причастиями, которые не употребляются без НЕ

негодующий, недоумевающий, ненавидящий

с полными причастиями, не имеющими зависимых слов

несостоявшейся (встречи), неявившимся (другом)

с причастиями, образованными от глагола с приставкой НЕДО-

недооценённый, недосоленный, недожаренный

с причастиями, при которых есть наречия меры и степени

весьма необдуманное решение, явно неподходящие условия, очень невыгодное предложение

НЕ пишется раздельно

с причастиями, имеющими зависимые слова

не собиравшийся пропускать встречу с другом, не ведающий преград

с причастиями, к которым относится противопоставление с союзом А

не обдуманное, а спонтанное решение; не вымышленная, а реальная история

с краткими причастиями

часы не заведены, картина не написана, книга не прочитана

Одно и то же причастие, в зависимости от условий, может писаться с НЕ по-разному (если оно употребляется без НЕ).

Сравните:

  • незаконченная повесть (Пишем слитно, так как причастие полное, не имеет зависимых слов.)
  • не законченная автором повесть (Пишем раздельно, так как есть зависимое слово автором)
  • не законченная, а только начатая повесть (Есть противопоставление с союзом А.)
  • повесть не закончена (Причастие краткое.)

Алгоритм правописания НЕ с причастиями:

  1. Определить, может ли это причастие употребляться без НЕ.
  2. Если причастие не употребляется без НЕ, то оно пишется с НЕ слитно.
  3. Если причастие употребляется без НЕ, то оно может писаться с НЕ и слитно, и раздельно.
  4. НЕ с полными причастиями, не имеющими зависимых слов, пишется слитно.
  5. НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  6. Если при полных причастиях есть зависимые слова, то НЕ с такими причастиями пишется раздельно.
  7. Если при полных причастиях есть наречия меры и степени (очень, весьма, явно и др.), то НЕ с такими причастиями пишется слитно.
  8. НЕ всегда пишется раздельно с причастиями, которые стоят в краткой форме.

Что мы узнали?

  1. Слитое или раздельное написание НЕ с причастиями зависит от:
  1. Полной или краткой формы;
  2. Наличия зависимых слов;
  3. Наличия противопоставления с союзом А;

Упражнения

Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки. Объясните свой выбор.

(Не) забываемый подвиг, (не)скошенное поле, (не) глубокая речонка, (не)приятель (не) обнаружен, задача (не)решенная, (не) исправленная вовремя ошибка, телефон (не) отремонтирован, (не) исследованные пространства. (не) исследованные учеными пространства, (не)оправданное волнение, (не)остывший ещё пирог, (не) успокоившееся море, (не) отправленная домой телеграмма, (не) погашенный костер, (не) с кем поделиться, скамейки (не) покрашены, письмо (не) отправлено, (не) брани и (не) хвали.


Список литературы

  1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Академия, 2018. – 319 с. (Среднее профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины)
  2. Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // РЯШ. – 1993, № 3.
  3. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Диктанты с заданиями для старшеклассников. – М.: Чистые пруды, 2005.
  5. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006.
  6. Рябушкина С.В. Морфология современного русского языка. Практикум / С.В. Рябушкина. – М.: Флинта, 2009. – 256 c.
  7. Современный русский язык: Словарь-справочник / Пособие для учителя. – Под ред. П.А. Леканта. – М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык

Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обуча...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...