Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта
методическая разработка

Индивидуальный проект, является основным объектом метапредметных результатов, полученных в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимися в подготовке и защите индивидуального проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Г.С. БАРИНОВА

Н.Ю. ЗИБОРЕВА

А.В. КОМАЛУТДИНОВА

В.В. ТКАЧЕНКО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

учебно-методическое пособие

Допущено учебно-методическим объединением

Совета директоров среднего профессионального

образования Волгоградской области

в качестве учебно-методического пособия для

образовательных учреждений

среднего профессионального образования

Волгоградской области

Волгоград, 2023

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации
по выполнению и защите индивидуального проекта

для студентов специальностей:

Право и организация социального обеспечения

Правоохранительная деятельность

Документационное обеспечение управления и архивоведение

Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Реклама

Экономика и бухгалтерский учет

Страховое дело (по отраслям)

Туризм

Гостиничный сервис

Парикмахерское искусство

Прикладная эстетика

Стилистика и искусство визажа

Компьютерные сети

Программирование в компьютерных системах

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Волгоград, 2023

Организация разработчик:

ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»

Авторы-составители:

Баринова Галина Сергеевна;

Зиборева Наталья Юрьевна;

Комалутдинова Анна Валентиновна;

Ткаченко Виктория Валерьевна, преподаватели ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж»

Рецензенты:

Красильникова Ольга Михайловна, заведующая кафедрой, к.п.н., преподаватель ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж».

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей социально-экономического профиля очной и заочной форм обучения.

Рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г. и рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, утвержденных письмом Минобрнауки России № 06-259 от 17 марта 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Общие требования к выполнению индивидуального проекта 6

2. Структура и содержание индивидуального проекта 7

3. Требования к оформлению индивидуального проекта 15

4. Подготовка индивидуального проекта к защите 20

5. Подготовка презентации к защите индивидуального проекта 20

Приложения 23


ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.

Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся под руководством преподавателя в рамках нескольких изучаемых учебных дисциплин: математика, экономика, право и информатика, с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

- сформированность умений коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность умений проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели, формулирования гипотезы и задач исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение года в рамках самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного проекта.

Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося, обучающегося по ФГОС 3+.

Основными целями являются:

  1. Демонстрация достижений обучающегося в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и /или видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
  2. Развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Основными задачами являются:

  1. Обучение планированию. Обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы.
  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов. Обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
  3. Развитие умения анализировать и критически мыслить.
  4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом. Составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию, иметь понятие о библиографии.
  5. Формирование позитивного отношения к деятельности. Обучающийся должен проявлять инициативу, стараться выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Выполнение индивидуального проекта можно разделить условно на следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы, назначенной руководителем проекта.
  2. Поисковый и аналитический. Анализ, поиск, сбор и изучение информации в соответствии с темой проекта. Составление плана работы (обязательно утверждается научным руководителем).
  3. Практический. Выполнение запланированной работы; текущий контроль качества выполнения проекта; внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта.
  4. Подготовка презентации к защите. Подготовка презентационных материалов; презентация проекта; изучение возможностей использования результатов проекта.
  5. Защита проекта. Анализ результатов выполнения проекта; оценка качества выполнения проекта.

При написании работы необходимо соблюдать последовательность изложения и оформления материала в соответствии с обязательными требованиями.

Обязательно формулировать выводы после изложения каждой главы и выработать рекомендации по результатам выполненной квалификационной работы.

В план включаются все разделы индивидуального проекта: введение, теоретическая часть, практическая часть, с соответствующим разделением на главы и параграфы, заключение, список использованных источников информации, приложения.

Названия глав и параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта максимально полно и последовательно.

Теоретической базой для выполнения работы является учебная и научная литература, публикации в периодических изданиях, базы данных электронных научных библиотек, интернет-ресурсы.

Теоретические материалы должны быть систематизированы и обобщены; позиции и выводы должны быть аргументированными и обоснованными. Изложение вопросов темы должно быть конкретным, насыщенным ссылками на используемые источники информации, фактическими данными, сопоставлениями, расчётами и иллюстративным материалом (графики, таблицы, схемы, диаграммы).

Информационной базой для выполнения индивидуального проекта являются законодательные и нормативные документы по изучаемым вопросам, актуальные статистические данные, данные справочно-информационных систем («Гарант», «КонсультантПлюс» и др.) и другие источники.

Всю необходимую информацию (материалы) для выполнения индивидуального проекта студенты получают самостоятельно.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Содержание индивидуального проекта представляет собой составленный в определенном порядке развернутый перечень вопросов, которые должны быть освещены в каждом параграфе. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе обучающихся, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем, с учетом замысла и индивидуального подхода.

Индивидуальный проект студента начинается с титульного листа, оформленного в соответствии с требованиями (см. Приложение 1), а также задания на индивидуальный проект (см. Приложение 2). Индивидуальное задание содержит сведения о наименовании темы работы, срок утверждения и сдачи ИП, перечень вопросов, подлежащих разработке и исследованию.

Структура индивидуального проекта студента должна быть представлена следующими разделами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

ГЛАВА 2. (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим подробнее, какие аспекты необходимо учесть при написании каждого из разделов индивидуального проекта.

Содержание. Содержит название всех разделов, подразделов и параграфов работы, характеризует содержание и позволяет сориентироваться в тексте работы. В оглавлении также указываются все части работы в той же последовательности с указанием номеров страниц, что и в тексте. Названия основных разделов индивидуального проекта в содержании оформляется заглавными буквами. Названия параграфов – строчными буквами.

Введение. Введение – обязательный раздел. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, формулируются цель и задачи работы, объект и предмет исследования; теоретическая, методическая и информационная базы исследования. Объект – это, то что взято для исследования, изучения (например, магнит). Предмет – это отдельные стороны объекта, его свойства и особенности (например, свойства магнита). Характеризуется кратко степень проработанности темы исследования, структура и объём работы.

Рекомендуемый объём раздела 1-2 страницы.

Теоретическая часть. В теоретической части студент формирует основные теоретические аспекты, положения и подходы к рассмотрению изучаемой проблемы, к методам и средствам исследования (методика исследования).

В связи с необходимостью повышения эффективности и качества изучаемой проблемы, теоретическая часть индивидуального проекта должна опираться на конкретные нормативно-правовые документы, законодательные акты.

При выполнении задания необходимо исходить из следующего.

Обществознание. При выполнении индивидуального проекта формируется компетентность обучающихся, предполагающая не только правовую грамотность, но и гражданскую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем в обществе, ориентироваться в социуме.

При выполнении индивидуального проекта обучающиеся должны применять умения работы с информацией, необходимой для обеспечения защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

Математика. Раскрывается практическое значение работы, например, работа может быть использована для совершенствования чего-либо или может быть применена в практической деятельности в решении задач. Работа должна содержать от одной до десяти практических задач, непосредственно связанных с темой проекта. Задачи подбираются для каждой специальности индивидуально, учитывая принадлежность к будущей профессии. Решение задач должно быть полным, развёрнутым с иллюстрациями всех использованных формул и подробным математическим расчётом. Также по желанию можно включить графики, таблицы или диаграммы, наглядно иллюстрирующие выводы или статистические данные.

Информатика. При выполнении индивидуального проекта необходимо, используя информационно-коммуникационные технологии, с учетом специфики поставленных задач, уметь создавать, форматировать и редактировать электронные документы различного вида.

Иностранный язык. При выполнении индивидуального проекта особое внимание уделяется формированию современного мышления (с учетом тематики исследования); овладению иностранным языком, умением подходить к событиям общественной и политической жизни, используя различные источники информации; воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности; формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.

При работе необходимо учитывать требования к оформлению проекта (см. табл. 2). Нормоконтроль – это проверка соблюдений требований стандартов оформления. Лист нормоконтролера является обязательным приложением к индивидуальному проекту (см. Приложение 3). Нормоконтролер имеет право возвращать документацию без рассмотрения в случаях:

  • нарушения установленной комплектности,
  • отсутствия обязательных подписей,
  • нечёткого выполнения текстового и графического материала.

Примерный объём теоретической части – до 10 страниц печатного текста с обязательной разбивкой на параграфы (не менее трех параграфов). По тексту теоретической части обязательно указывать ссылки на источник информации в квадратных скобках (см. табл. 2. Требования к оформлению ИП, требования к ссылкам)

В конце каждого параграфа обязательно сформулировать выводы (без выделения отдельного параграфа)

Практическая часть. Вторая часть посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования.

Примерный объём практической части – до 10 страниц печатного текста с обязательной разбивкой на параграфы.

В конце практической части обязательно сформулировать выводы (без выделения отдельного параграфа)

Заключение. Данный раздел индивидуального проекта содержит выводы по работе в целом, а также ключевые положения, результаты, способы достижения цели и выполнения задач работы.

В заключении также кратко излагаются практические рекомендации и предложения, которые сформулированы в практической части.

Примерный объём заключения – 1-2 страницы печатного текста.

Список использованных источников. Оформляется и систематизируется в соответствии с общепринятыми правилами библиографического описания документа. Варианты расположения в списке:

- алфавитное;

- по типам документов;

- систематическое;

- по мере использования (по главам и разделам);

- хронологическое.

Список использованных информационных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ – 2008 Библиографическая ссылка. ГОСТ – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание (см. Приложение 5).

Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно. Количество источников использованной информации – не менее 10 источников.

Список использованных источников составляется в следующей последовательности:

  1. Нормативно-правовые источники должны приводиться в следующей последовательности:

1) Конституции (Российской Федерации, субъектов РФ);

2) законы (федеральные, субъектов РФ);

3) указы (Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ);

4) постановления (Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ);

5) государственные стандарты;

6) нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

7) письма, инструкции, распоряжения, приказы министерств и ведомств.

В списке использованной литературы нормативно-правовые акты одинаковой юридической силы располагаются в хронологическом порядке по мере их принятия (от ранее принятых к более поздним документам).

При библиографическом описании нормативно-правовых актов сначала указывается статус документа, затем его название, после чего приводится дата принятия документа, его номер и дата последней редакции.

Пример:

ГОСТ Р ;2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению. – Введ. 2003-07-01.

  1. Специальная (учебная и монографическая) литература в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям (научные статьи). Данный вид литературы должен быть актуальным, соответствовать тематике, и дата выпуска изданий не превышать 5 лет от текущего года (для фундаментальных источников допускается более ранняя дата выпуска).

Примеры:

Делопроизводство: образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов / под ред. И.К. Кореева, В.А. Кудряева. – М.: ТК Велби: Проспект, 2005. – 324 с.

Кузнецов И.Н. Делопроизводство: учеб-справоч. пособие. – М.: Дашков и К°, 2006. – 206 с.

Лагутина Т.М., Щуко Л.П. Деловое письмо: справочник. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2005. – 154 с.

Русская проза ХХ века: хрестоматия / сост. А. В. Петрова. – 2-е изд., доп. – М.: Akademia, 2009. – 640 с.

  1. Публикации в периодических изданиях с указанием года, месяца и номера журналов и газет:

Примеры:

Аннотирование // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб, 2002. – С.322–334.

Волков, В. Мыслящая Вселенная / В. Волков // Советская Сибирь. – 2009. – 29 сент. – С. 6.

Гаврилов, А. А. Вечная гармонь: рассказ / А. А. Гаврилов // Наш современник. – 2009. – № 7. – С. 66.

Отношение // Философская энциклопедия. – М. , 2008. – Т.2. – С. 156–158.

  1. Информация, размещённая в Интернете, является электронным ресурсом. В список источников следует включить адреса сайтов сети Интернет, которые были использованы в ходе сбора информации.

Примеры:

Андрианова, Т.В. Культура и технология [Электронный ресурс] / Т.В. Андрианова // Наука, технология, культура. – Режим доступа: http: // ru /, свободный. (Дата обращения: г.).

Бабурина, Н. И. 1917. Плакат в революции [Электронный ресурс]: из истории русского и сов. плаката: мультимед. компьютер. курс. – Электронные дан. – М.: 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD – ROM ).

Казанская, Л.В. Пушкинские мотивы в творчестве Артура Лурье: опыт музыкально-исторического исследования [Электронный ресурс] / Л. В. Казанская // Балт. сезоны: Интернет-альм. – 1999. – № 1. – Режим доступа: http: // ru /, свободный. (Дата обращения: г.).

Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], - - статья в интернете.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации: ФЗ РФ от № 149-ФЗ (в ред. от ) [Электронный ресурс]. – Доступ из информ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Щавелев, А.С. Теория С.М. Соловьева о «родовой власти» в Древней Руси: возможности актуализации [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-99»: [тез. докл.]. – Режим доступа: msc. ru /, свободный. (Дата обращения: г.).

Приложения. В данный раздел помещаются виды документации и материалов, на основании которых выполнялись все этапы работы: теоретическая, практическая. В приложении приводятся копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.

Приложения последовательно нумеруют (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.) либо обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует порядковый номер или буква, обозначающая его последовательность.

Приложения в общем объеме листов дипломной работы не учитываются. Количество их нормативно не ограничивается и определяется автором, исходя из задач работы.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Таблица 1

Структура индивидуального проекта

Стандартные листы (формы)
и разделы

Приложения образца и примерный объем раздела

1

2

  1. Титульный лист

1 стр., см. Приложение 1

  1. Задание на индивидуальный проект

1 стр., см. Приложение 2

  1. Нормоконтроль

1 стр., см. Приложение 3

  1. Содержание

1 стр., см. Приложение 4

  1. Введение

1-2 стр.

  1. Теоретическая часть

До 10 стр.

  1. Практическая часть

До 10 стр.

  1. Заключение

1-2 стр.

  1. Список использованных источников

1-3 стр., Приложение 5

  1. Приложения

1 и более стр.

  1. Диск с материалами

Структура диска:

Индивидуальный проект в формате doc или docx.

Презентация по проекту в формате ppt или pptx.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Таблица 2

Требование

Содержание требования

1

2

Объем

20-26 страниц компьютерного текста без учёта приложений.

Титульный лист

Обязательно указывается специальный шифр-идентификатор. Например, ИП17. ПЗ

  • где ИП17 – год защиты индивидуального проекта;
  • следующие 6 знаков – шифр специальности (для специальности Страховое дело - , для специальности Экономика и бухгалтерский учет - , для специальности Правоохранительная деятельность - и т.д.);
  • следующие 4 знака – номер зачетной книжки студента;
  • ПЗ – пояснительная записка.

См. Приложение 1.

Общее оформление

Текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4.

Рамки для оформления страниц

Начиная с титульной страницы, все листы должны содержать рамки.
См. Приложение 4.

Параметры страницы – поля

  • с левой стороны – 2,5-3 см;
  • с правой – 1,5 см;
  • сверху – 2 см;
  • снизу – 2 см.

Нумерация страниц

  • нумерация сквозная от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляется;
  • порядковый номер ставится в рамке, начиная со второй страницы;
  • прописывается арабскими цифрами;
  • точка в конце номера не ставится.

Шрифт

  • стиль оформления «Обычный»;
  • гарнитура Times New Roman;
  • размер (кегль) шрифта: 14 пт.;
  • подчёркивания в тексте не допускаются.

Абзац

  • междустрочный интервал – полуторный;
  • отступ красной строки в абзаце – 1,25 см.

Для оформления красной строки использование «пробелов» не допускается!

  • выравнивание текста – по ширине;
  • запрет «висячих строк».

Заголовки разделов, названия глав, список использованных информационных источников

  • пишутся с новой страницы;
  • обязательна сквозная нумерация арабскими цифрами;
  • размер шрифта заголовков – 14 пт.;
  • используются заглавные буквы;
  • выравнивание текста - по центру;
  • начертание шрифта - «полужирный»;
  • в конце заголовка точка не ставится;
  • переносы слов в заголовках не допускаются;
  • не допускается оформление названий параграфов и таблиц с текстом на разных страницах с основным текстом, т.е. помещать заголовок внизу одной страницы, а следующий за ним текст или таблицу на другой.

Пример оформления заголовков разделов, названий глав, списка использованных источников

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

Заголовок параграфа

  • размер шрифта – 14 пт.;
  • обязательна сквозная нумерация арабскими цифрами в пределах каждой главы, например, ; ; ;
  • прописывается строчными буквами;
  • выравнивание - по центру;
  • не допускается использование подчёркивания, курсива и полужирного шрифта;
  • в конце заголовка точка не ставится;
  • параграфы внутри глав на новые страницы не выносятся.

Отступы ОТ/ДО заголовков разделов, названий глав, параграфов

Оформляются с использованием свойств Абзаца, допускаемый диапазон отступа 12-18 пт., устанавливается единообразно для всего документа пояснительной записки.

В тексте работы рекомендуется использовать дополнительные заголовки различных уровней. Их вид задаётся автоматически и предопределяется соответствующим стилем.

Пример оформления заголовка параграфа

  1. Понятие страховых резервов. Классификация резервов и их значение для деятельности страховой компании

Знаки препинания

Должны применяться в соответствии с правилами русской пунктуации.

После любого знака препинания ставится пробел. При наборе текста необходимо соблюдать следующие требования:

  • все слова внутри абзаца разделяются только одним пробелом, так как в противном случае будут создаваться слишком большие интервалы, особенно при использовании режима выравнивания по ширине;
  • не допускается применение знака табуляции или тем более несколько пробелов для обозначения красной строки, которые приводят к «негибкому» форматированию (а порой текст с подобным обозначением красной строки не пригоден для форматирования);
  • дефис (-) используется только в сложных словах типа «все-таки», «50-процентный» и никогда не отбивается пробелами.

Чёрточка

Различают дефис и тире.

  • Дефис (короткая чёрточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами.
  • От дефиса отличается знак тире – знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Кавычки

«кавычки-елочки»

Представленные в работе схемы, рисунки, диаграммы, таблицы (иллюстративный материал) должны иметь название, а под иллюстративным материалом (графическим) могут прописываться уточняющие или поясняющие данные.

Все рисунки, таблицы, формулы нумеруются. Нумерация рисунков, таблиц и формул должна быть сквозной по всему тексту.

После каждой таблицы и рисунка необходимо сформулировать вывод.

Если рисунок или таблица продолжается на нескольких страницах, то каждая часть, начиная со второй, снабжается названием вида «Продолжение таблицы 3» (см. Приложение 7).

Иллюстрация (рисунок, схема, диаграмма)

Графический (иллюстративный) материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нём упоминается или на следующей странице (см. Приложение 6).

Если рисунок состоит из графических примитивов, то все части схемы должны быть сгруппированы.

Правила оформления рисунка

1 Номер иллюстрации:

  1. пишется под иллюстрацией с выравниванием по центру;
  2. знак № не пишется;
  3. шрифт названия Times New Roman, 14.
  4. после номера рисунка ставится «точка» или «тире»;
  5. допускается сокращение (Рис.1.);
  6. после названия иллюстрации «точка» не ставится.

Структура оформления иллюстрации (см. Приложение 6)

Таблица

Таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. Кроме того, над таблицей могут располагаться табличный номер и заголовок (которые могут и отсутствовать).

Структура таблицы (см. Приложение 8, 9)

Правила оформления таблицы

1. Табличный номер:

1) может отсутствовать;

2) имеет вид «Таблица – Число – номер»;

3) пишется справа вверху;

4) с большой буквы;

5) знак «№» не пишется;

6) точка не ставится.

2. Заголовок таблицы:

1) может отсутствовать;

2) пишется посредине;

3) с большой буквы;

4) точка не ставится.

3. Головка:

1) заголовок обязателен У ВСЕХ граф (в том числе у боковика!);

2) первый ярус — обязательно с большой буквы, остальные ярусы — по смыслу;

3) точка не ставится;

4) заголовки пишутся в именительном падеже, единственном числе («Член семьи», а не «ЧленЫ семьи»);

5) заголовки одного яруса должны быть выровнены по верхнему уровню;

6) единицы измерения (если они есть) записываются после заголовка графы через запятую или в круглых скобках; единицы измерения следует поднимать как можно выше (с нижних ярусов головки на верхние или даже в заголовок таблицы).

4. Боковик:

1) первая ступень - обязательно с большой буквы, остальные ступени — по смыслу;

2) точка не ставится.

5. Прографка:

1) как правило, с большой буквы, если только по смыслу таблицы не требуется маленькая буква как противопоставление большой;

2) точка не ставится;

3) данные одной строки должны быть выровнены по верхнему уровню;

4) в прографке используются следующие обозначения:

— данные неизвестны,

— данные невозможны,

— данные должны быть взяты из вышележащей ячейки;

5) числа записываются посередине и выравниваются по разрядам (так, чтобы единицы всегда писались под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями и т. д.).

В таблицах допускается применять меньший размер шрифта, чем в основном тексте (Times New Roman, 12), и одинарный междустрочный интервал.

Формула

  • выделяется из текста и выносится на отдельную строку;
  • располагаются по центру;
  • номер формулы располагается справа от неё (на уровне правой границы текста) в скобках;
  • ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например, «в формуле (1)»;
  • пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле;
  • значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки;
  • первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия:

, (1)

где x – переменная;

a, b, c – постоянные (числовые) коэффициенты.

Ссылка

оформляются следующим образом:

  • номер проставляется в квадратных скобках,
    например, [1] если указываются номера страниц – то [3, стр. 157], [5, п. ];
  • ссылки ставятся либо после цитаты (прямое цитирование), либо после предложения, абзаца.

Сокращение

ГПК РФ, ГК РФ, СК РФ и т.д.

НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии,

разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр

Список использованных информационных источников
(
см. Приложение 5)

  • количество источников не менее 10;
  • варианты расположения в списке:

- алфавитное,

- по типам документов,

- систематическое,

- по мере использования (по главам и разделам),

- хронологическое;

  • составляется в следующей последовательности:
  1. Нормативно правовые акты
  2. Учебная и монографическая литература
  3. Периодические издания
  4. Электронные ресурсы

Приложение

  • следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова "Приложение" и его обозначения;
  • нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака №, например, Приложение 1;
  • по центру следует располагать тематический заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;
  • нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста;
  • в тексте должны быть даны ссылки на все приложения, например, см. Приложение 6, рис. 2.


  1. ПОДГОТОВКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА К ЗАЩИТЕ

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения надо обсудить с руководителем.

Подготовив индивидуальный проект к защите, обучающийся готовит выступление, презентацию, наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты.

Результат проверки проекта на антиплагиат. Процент заимствования не должен превышать 50%.

График защиты индивидуальных проектов определяется заведующим кафедрой.

Для выступления по основным положениям индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений отводится не более 5 минут. После выступления обучающийся отвечает на заданные вопросы по теме.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

  1. ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Презентация индивидуального проекта представляет собой документ, отображающий графическую информацию, содержащуюся в проекте, достигнутые автором работы результаты и предложения по совершенствованию исследуемого предмета. Презентация индивидуального проекта содержит основные положения для защиты, графические материалы: диаграммы, рисунки, таблицы, карты, чертежи, схемы, алгоритмы и т.п., которые иллюстрируют предмет защиты проекта.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким, его лучше всего составить по такой схеме:

  1. почему выбрана эта тема;
  2. актуальность темы;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) объект проекта;

5) предмет проекта;

6) решая 1-ую задачу, мы сделали (указывается не более 3 задач);

7) какие выводы (заключение) были сделаны по итогам исследования.

Основное содержание презентации:

1 слайд – титульный лист

Титульная страница необходима, для того чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается следующая информация:

- полное название колледжа;

- полное название кафедры;

- тема индивидуального проекта;

- ФИО и группа обучающегося;

- ФИО руководителей и консультантов индивидуального проекта;

- год выполнения работы.

2 слайд - ВВЕДЕНИЕ

Должно содержать обязательные элементы индивидуального проекта:

- актуальность;

- цели и задачи проекта;

- объект проекта;

- предмет проекта;

- период реализации проекта.

3-9 слайды (основная часть) - непосредственно раскрывается тема работы на основе собранного материала, дается краткий обзор объекта исследования, характеристика основных вопросов индивидуального проекта (таблицы, графики, рисунки, диаграммы).

10 слайд (ВЫВОД/ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

- итоги проделанной работы (Решая 1 задачу, мы сделали …);

- обобщение результатов, формулировка предложений по их устранению или совершенствованию, цель достигнута.

11 слайд - СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Защита индивидуального проекта заканчивается выставлением оценок.

«Отлично» выставляется при условиях:

  • работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;
  • имеет положительные отзывы руководителя;
  • при защите работы обучающийся показывает достаточно глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследованиями, вносит обоснованные предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы;
  • требования нормоконтроля соблюдены не менее чем на 91 %
    (17-18 пунктов из перечня замечаний нормоконтролёра).

«Хорошо» выставляется при условиях:

  • работа носит практический характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;
  • имеет положительный отзыв руководителя;
  • при защите обучающийся показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения, во время выступления использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, электронные презентации и т.д.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы;
  • требования нормоконтроля соблюдены не менее чем на 75 %
    (14-16 пунктов из перечня замечаний нормоконтролёра).

«Удовлетворительно» выставляется при условиях:

  • работа носит практический характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором, в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;
  • в отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и оформлению;
  • при защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы;
  • требования нормоконтроля соблюдены не менее чем на 60 %
    (11-13 пунктов из перечня замечаний нормоконтролёра).

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Комитет образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский технологический колледж»

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

Методист кафедры
«Правоведение и экономика»

____________ Е.В. Назаренко

(подпись)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Совершенствование системы формирования и использования страховых резервов страховой компанией

ИП24. 0007. ПЗ

Разработчик _________________И.О. Фамилия

(подпись)

Группа _________________

(название)

Руководитель _________________ И.О. Фамилия

(подпись)

Консультанты:

_________________ И.О. Фамилия

(подпись)

_________________ И.О. Фамилия

(подпись)

_________________ И.О. Фамилия

(подпись)

Оценка работы __________________

Дата «___» ________ 20__ г.

Волгоград

2024


Приложение 2

Образец оформления индивидуального задания

Комитет образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Волгоградский технологический колледж»

УТВЕРЖДЕНО

Методистом кафедры
«Правоведение и экономика»

Е.В. Назаренко__________________

(подпись)

«__»____________________2023 г.

ЗАДАНИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

обучающегося_______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Специальность ______________________________________________________

(код, название)

Тема индивидуального проекта: ________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке или исследованию:

3. __________________________________________________________________

Дата выдачи задания: «__»___________2023 г.

Срок сдачи работы на кафедру «__»___________2024 г.

Руководитель работы _________________________ И.О. Фамилия

(подпись)

Рассмотрено на заседании кафедры: _____________________________________

____________________________________________________________________


Приложение 3

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАМЕЧАНИЙ НОРМОКОНТРОЛЕРА

к индивидуальному проекту

_____________________________________________________________________________,
ФИО

обучающегося(ейся) на 1 курсе в группе _______

№ п/п

Объект

Параметр

Соответствует или

не соответствует

Наименование темы работы

Соответствует утверждённой

Общий объем без приложений

20-26 стр. компьютерного текста

Объем введения

1-2 стр.

Объем основной части

не менее 16 стр., но не более 22 стр.

Объем заключения

1-2 стр.

Последовательность приведения структурных частей

Титульный лист. Задание на индивидуальный проект. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Список использованных источников. Приложения

Шрифт

  • размер: 14 пт.;
  • гарнитура: Times New Roman

Абзац

  • междустрочный интервал: 1,5;
  • выравнивание: по ширине;
  • до и после абзаца: 0 пт.;
  • красная строка: 1,25 см.

Страница

  • оформленные рамки;
  • поля:

левое – 2,5-3 см, правое – 1 - 1,5 см,
верхнее и нижнее – 1,5 - 2 см.

  • нумерация сквозная, на титульном листе номер страницы не проставляется

Оформление структурных частей работы (Глав, Разделов)

Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы)

Структура основной части

2-3 главы, соразмерные по объёму

Оформление текста

Согласно требований к оформлению индивидуального проекта

Оформление иллюстраций

Согласно требованиям к оформлению индивидуального проекта

Оформление таблиц

Согласно требованиям к оформлению индивидуального проекта

Оформление формул

Согласно требованиям к оформлению индивидуального проекта

Оформление ссылок и сокращений

Согласно требованиям к оформлению индивидуального проекта

Оформление списка использованных источников

Не менее 10, оформленных согласно методическим рекомендациям

Наличие оформленных приложений

при необходимости

Итого:

Нормоконтролер ____________ /________________/


Приложение 4

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

4

  1. Понятие международной торговли

4

  1. Основные категории международной торговли

7

  1. Государственные органы регулирования внешнеторговой деятельности в РФ

11

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

14

Состояние и структура экономических отношений стран Южной Америки и РФ

14

Перспективы и тенденции экономического сотрудничества

22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

25

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 5

Образец оформления списка используемых источников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Нормативно-правовые акты
  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [по сост. на N 11-ФКЗ] // Российская газета. – - № 237. – URL
  2. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: [федер. закон № 95-ФЗ: принят ГД ФС РФ : одобрен Советом Федерации , по сост. на N 186-ФЗ] // Российская газета. – – № 3534.
  1. Учебная и монографическая литература
  1. Аверченко, Н.Н., Абрамова, Е.Н., Сергеев, А.П., Арсланов, К.М. Гражданское право в 3-х томах / Н.Н. Аверченко, Е.Н. Абрамова, А.П. Сергеев, К.М. Арсланов. - М.: ТК – Велбм, 2009. – 880 с.
  1. Периодические издания
  1. Волкова Н.В. Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. - Самара: Изд-во Самар. гос. эконом. акад., 2003, № 1-2. - С. 164-169.
  1. Электронные ресурсы
  1. Андрианова, Т.В. Культура и технология [Электронный ресурс] / Т.В. Андрианова // Наука, технология, культура. – Режим доступа: http: // ru /, свободный. (Дата обращения: г.).
  2. Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс], - - статья в интернете.
  3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: ФЗ РФ от № 149-ФЗ (в ред. от ) [Электронный ресурс]. – Доступ из информ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Приложение 6

Пример оформления графического (иллюстративного) материала

Пример 1

Рисунок 1 – Динамика кредиторской задолженности поставщикам ООО «Июль» за анализируемый период

Пример 2

Рисунок 2 – Структура бухгалтерской службы ООО «Июль»


Приложение 7

Пример оформления таблицы

Таблица 3 – Стоимость работ по монтажу систем

Название системы

Описание системы

Стоимость работ

по монтажу, руб.

Примечание

1

2

3

4

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Окончание таблицы 3

1

2

3

4


Приложение 8

Структура таблицы

Пример 1

Пример 2

Таблица 4 – Моя семья

Член семьи

Имя

Отчество

Год рождения

Место работы

Мама

Ольга

Игоревна

1960

Университет

Папа

Иван

Петрович

1958

Университет

Я

Петр

Иванович

1989

ВТК

Любимая черепаха

Тортя

-

-

Пример 3

Таблица 5 – Количество пятерок, полученных учениками

старших классов в первой четверти


Приложение 9

Пример 4

Таблица 6 – Анализ показателей формы № 2 «Отчет о прибыли и убытках» за анализируемый период (2010–2012 гг.)

Показатель

Период

Изменения, +/-

2010

2011

2012

11/10

12/11

12/10

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от продажи, руб.

1411763

376608

646692

-1035155

270084

-765071

Себестоимость

продукции, руб.

119899

111186

301086

-8713

189900

181187

Валовая прибыль, руб.

1291864

265422

345606

-1026442

80184

-946258

Управленческие расходы, руб.

1459038

740740

491469

-718298

-249271

-967569

Прибыль (убыток) от продаж, руб.

-167174

-475318

-145863

-308144

-329455

-21311

Прочие доходы, руб.

185577

168513

3500

-17064

-165013

-182077

Прочие расходы, руб.

227254

58233

87554

-169021

29321

-139700

Прибыль (убыток) до налогообложения, руб.

-208851

-365038

-229917

-156187

-135121

-21066

Чистая прибыль, руб.

-208851

-365038

-229917

-156187

-135121

-21066


Приложение 10

Рисунок 3 – Опорная схема «Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ»


Приложение 11

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  1. Влияние психотипа на процесс обучения.
  2. Общение как особый вид деятельности подростка
  3. Проблема занятости населения в современных условиях
  4. Формула выбора профессии
  5. История возникновения и развития норм ГТО в нашей стране
  6. Ценностные ориентации и профессиональное самоопределение в жизни современного подростка
  7. Нанотехнологии на службе человека
  8. Исследование эффективности методов энергосбережения в современной квартире (доме)
  9. Влияние пищевых и биологически активных добавок на здоровье человека
  10. Изучение динамики развития тревожности и эмоционального состояния у подростков зависимости от длины светового дня
    Исследование причин ухудшения зрения у подростков
    Синдром безответственного отношения подростков к собственному здоровью (на примере мониторинга заболеваемости ОРЗ и ОРВИ)
  11. Гиподинамия и её влияние на организм человека
  12. Утилизация и переработка отходов электротехники
  13. Роль компьютерных игр в жизни школьника
  14. Проблемы утилизации бытового мусора
  15. Современное уличное искусство – вандализм или новый вид мышления?
  16. Выбор за тобой: книга или социальные сети
  17. Радиационный фон как продукт цивилизации
  18. Детские общественные объединения и их влияние на жизнь подростков
  19. Вторичное использование тетрадей
  20. Исследование взаимосвязи социальной среды и самооценки в разные периоды жизни подроста (школа, колледж)
  21. Роль хобби в жизни человека и его влияние на выбор будущей профессии
  22. Интеллект-карта («карта мышления») как способ систематизации материала по дисциплине «Обществознание»
  23. Атлас профессий
  24. Как привлечь внимание молодежи к чтению?
  25. Социальные проблемы современной молодежи
    Изучение музейных экспозиций с помощью технологий виртуальной реальности
  26. Роль физической культуры и туризма в развитии личности
  27. Исследование влияния информационного воздействия на воду и человека
  28. Язык граффити. Граффити — вандализм или искусство?!
  29. Эволюция общественного мнения по проблеме ядерного оружия на основе материалов медийного пространства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению и защите проекта по дисциплине "Налоги и налогообложение"

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов при выполнении учебных проектов. Содержат общие положения, выбор тематики проектов, объем и структуру, порядок оформления, защиты...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подг...

Учебно-методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подг...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА)

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 13.02.11 (140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборуд...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта Для обучающихся 1 курса всех специальностей

Для выполнения проектов, для обучающихся 1 курсов мною разработы методические рекомендации...

Методические указания по выполнению и защите индивидуального проекта

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей очной формы обучения.  Рекомендации разработаны в целях ока...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по физике

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по физике для всех специальностей...