Методические указания по выполнению и защите индивидуального проекта
методическая разработка

Ильиных Лидия Юрьевна

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей очной формы обучения. 

 

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu_po_napisaniyu_individualnogo_proekta_2019_itog.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение

Ленинск – Кузнецкий горнотехнический техникум

Методические указания

по выполнению и защите индивидуального проекта

Ленинск – Кузнецкий

2018


Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

общеобразовательных

и естественно-научных дисциплин

Протокол №1

«30» 08. 2018г.

Председатель

_______________ Н. А. Наймушина

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

 _____________Н. И. Шуварикова

 «30» 08. 2018г.

Разработчик:

Ильиных Лидия Юрьевна - преподаватель общеобразовательных и естественно-научных дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….

4

Введение ………………………………………………………………………

5

Определение темы индивидуального проекта….…………………………...

7

Этапы работы над проектом………………………………………………….

11

Разработка понятийного аппарата индивидуального проекта……………...

13

Состав, структура и содержание основных элементов индивидуального проекта…………………………………………………………………………

17

Оформление индивидуального проекта……………………………………..

21

Подготовка индивидуального проекта к защите……………………………

25

Критерии оценки индивидуального проекта………………………………..

28

Права и обязанности сторон………………………………………………….

30

Список использованных источников

32

Приложение 1 Форма индивидуального плана выполнения проекта……..

33

Приложение 2 Образец титульного листа…………………………………...

34

Приложение 3 Образец содержания…………………………………………

35

Приложение 4 Пример введения индивидуального проекта…………….....

36

Приложение 5 Образец оформления списка использованных источников.

38


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1 курса всех специальностей очной формы обучения.  

Рекомендации составлены в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями на 29 июня 2017 года);
  • приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите.  


Введение

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект – это самостоятельная учебно-познавательная, творческая деятельность по освоению и применению на практике полученных знаний, умений и навыков в рамках изученных одной или нескольких общеобразовательных дисциплин на основе междисциплинарных связей.

Цель выполнения индивидуального проекта:

  • демонстрация способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • формирование способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • развитие способности к сотрудничеству и коммуникации;
  • оценивание способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • определение уровня сформированности способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Задачи индивидуального проекта:

  1. обучить планированию (уметь четко определить цель, описать шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
  2. формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);
  3. развивать умения анализировать, развивать творчество  и критическое мышление;
  4. формировать и развивать навыки публичного выступления.  

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Выполнение индивидуального проекта обязательно, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любой учебной дисциплине.


Определение темы индивидуального проекта

Обучающимся предоставляется право выбора темы индивидуального проекта из представленных или предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. Основным критерием при выборе темы служит познавательный и практический интерес обучающегося к учебной дисциплине или конкретной теме, над которой он уже работали раньше.

Тема научного исследования — определение изучаемого явления, охватывающее определенную область (аспект) научной проблемы. Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. Основными требованиями, предъявляемыми к теме, являются ее актуальность и новизна. При формулировании темы индивидуального проекта можно воспользоваться схемами (Рисунок 1, Рисунок 2):

Рисунок 1. Алгоритм формулирования темы проекта

Рисунок 2. Формулирование темы практико-ориентированного проекта

Тема проекта определяет его тип и конечный продукт.

1) практико-ориентированный – заключается в практической деятельности в определенной учебно-предметной области. Цель – решение практических задач заказчика проекта. Конечным продуктом выступают учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п.;

2) исследовательский – предполагает деятельность, связанную с экспериментированием, логическими мыслительными операциями с целью доказательства или опровержения какой-либо гипотезы. Обучающемуся требуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, делать выводы, обосновывать и доказывать свою точку зрения. В конечном итоге формируется результат исследования, оформленный установленным способом;

3) информационный – деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении. По результатам разработки проекта получаются статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу;

4) творческий – предполагает творческую деятельность, связанную с получением обратной связи от публики, осуществляемую с целью привлечения интереса публики к проблеме проекта. Конечным продуктом являются литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы;

5) игровой (ролевой) – деятельность, связанная с групповой коммуникацией. Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. В итоге по результатам разработки проекта формируется мероприятие (игра, викторина, экскурсия, олимпиада и т.д.).

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад, пособие, сборник упражнений, практикум, мультимедийный продукт и др.);
  • творческая работа (инсценировки, сценарии, экскурсии, компьютерная анимация, видеофильмы и др.);
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчетные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.

Кроме этого:

  • анализ данных социологического опроса;
  • атлас, карта;
  • видеофильм;
  • выставка;
  • газета, журнал;
  • действующая фирма;
  • законопроект;
  • игра;
  • коллекция;
  • костюм;
  • модель;
  • мультимедийный продукт;
  • оформление кабинета;
  • справочник;
  • сравнительно-сопоставительный анализ;
  • учебное пособие;
  • экскурсия.

Этапы работы над проектом

В процессе работы над проектом обучающийся под контролем преподавателя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения.

1 этап. Организационно-подготовительный:

  • выбор темы и руководителя индивидуального проекта;
  • определение и анализ проблемы;
  • определение цели, формулирование задач;
  • определение способа представления результата (форма продукта);
  • поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;
  • определение источников информации;
  • пошаговое планирование работы над проектом.

2 этап. Исследовательский:

  • сбор и изучение информации;
  • поэтапное выполнение задач проекта;
  • систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями;
  • проведение экспериментов и опытов;
  • промежуточные отчеты, текущий контроль качества составления проекта;
  • внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта;

3 этап. Заключительный:

  • оформление результатов проекта;
  • подготовка презентационных материалов;
  • подготовка к публичной защите проекта;
  • предварительная защита проекта;
  • публичная защита проекта.

Проект выполняется в течение учебного года согласно индивидуальному плану (Приложение 1). Защита проектов осуществляется в апреле текущего учебного года.


Разработка понятийного аппарата индивидуального проекта

Понятийный аппарат индивидуального проекта описывают во введении. Понятийный аппарат включает в себя следующие составляющие:

  1. актуальность проекта;
  2. цель проекта;
  3. задачи проекта;
  4. объект исследования;
  5. предмет исследования;
  6. гипотеза исследования;
  7. методы исследования.

Актуальность исследования — это объяснение необходимости, нужности и полезности исследования в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. При описании актуальности необходимо решить, почему именно этот проект нужно в настоящее время выполнить. В описание актуальности проекта можно включать формулировки: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем… или актуальность проекта заключается (или проявляется) в следующем...или вопросы, касающиеся того-то и того-то, являются очень актуальными.

Пример актуальности индивидуального проекта приведен в Приложении 4.

Цель проектной работы показывает то, чего хочет достичь обучающийся в своей проектной деятельности. Определить цель — значит ответить на вопрос, зачем мы проводим исследование. Цель ставится на основе выявленной проблемы.

Нельзя сводить цель деятельности по проекту к получению продукта. Продукт является средством, указание на него может присутствовать в цели.

Цель в проекте одна. Формулировка цели начинается с отглагольного существительного: изучение, исследование, анализ, обоснование, обобщение и др.

Примеры формулировок цели индивидуального проекта:

  • Изучение экологического состояния природной среды.
  • Выявление влияния Интернета на психику человека.
  • Изучение возможностей применения триггеров в программе Power Point в процессе создания теста по дисциплине…
  • Выявление факторов, влияющих на поведение подростков.
  • Анализ причин и последствий насилия в семье.
  • Привлечение внимания общественности к проблеме бездомных животных нашего города.

Задачи исследования уточняют цель, описывают шаги исследователя для достижения цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава проектной работы, поэтому количество задач 3-4. Задачи в проекте нумеруются, формулировка задач начинается с глагола: выявить, раскрыть, изучить, разработать, исследовать, классифицировать, систематизировать, проанализировать, уточнить и др.

Примеры формулировок задач индивидуального проекта:

  • Провести анкетирование (опыт, эксперимент, наблюдение, измерение, оценку).
  • Определить состав исследуемых продуктов питания.
  • Рассмотреть различные архитектурные стили зданий и сооружений.
  • Разработать рекомендации по …
  • Выявить причины, вызывающие…
  • Сделать сравнительный анализ…
  • Составить карманный словарь.
  • Установить основные причины.

Объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Из имеющейся проблемы выделяют объект исследования как процесс, результат которого можно изменить (оптимизировать, улучшить, увеличить и т. д.) в ходе самого исследования. Объект существует независимо от исследователя.

Предмет исследования — это способ видения объекта, своего рода ракурс, точка зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, признаки, связи изучаемого.

Объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Предмет — это то, что находится в границах объекта (Таблица 1).

Таблица 1. Примеры объекта и предмета исследования:

Объект исследования

Предмет исследования

Озеро Лох-Несс

Легенды и мифы об озере

Студенты техникума

Зависимость студентов от Интернета

Английский предложения

Способы расположения слов в английских предложениях

Обычаи Германии

Историческая значимость обычаев

Семья

Взаимоотношения в семье

Гипотеза исследования — это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это предполагаемое решение проблемы. Практико-ориентированный проект гипотезу не имеет.

Схема формулировки гипотезы: «Если …, то …, так как ...». Логику формулирования гипотезы можно представить словесной конструкцией: «Если я сделаю то-то и то-то с помощью того-то и того-то, то получу то-то и то-то».

Методы исследования — это способы, приемы познания объекта исследования. В проектной работе можно использовать следующие методы:

  • методы для изучения конкретных явлений: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, сравнение;
  • методы сбора фактов, проверки, систематизации, зависимости и определения причины и следствия: эксперимент, лабораторный опыт, анализ, моделирование, исторический, логический, синтез, индукция, дедукция, гипотетический;
  • методы для исследования, обобщения и выводов: изучение и обобщение, анализ и синтез.

Состав, структура и содержание основных элементов индивидуального проекта

Структурными элементами индивидуального проекта являются:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения.

На титульном листе индивидуального проекта указывается полное наименование образовательной организации, учебная дисциплина, тема проекта, фамилия и инициалы руководителя, фамилия и инициалы обучающегося (Приложение 2).

Содержание отражает в строгой последовательности расположение всех составных частей работы: введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников, приложения. Правильно построенное содержание служит организующим началом в работе, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Содержание индивидуального проекта обучающийся составляет совместно с руководителем с учетом замысла и индивидуального подхода. По каждой из глав и параграфов в содержании отмечаются номера страниц, соответствующие началу конкретной части проекта (Приложение 3).

Введение проекта имеет объем не более 2,5 страниц. В нем отражаются следующие моменты (Приложение 4):

  • актуальность проблемы, темы, ее теоретическая значимость и практическая целесообразность, коротко характеризуется современное состояние проблемы в теоретическом и практическом аспектах: показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
  • цель проекта, то есть что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
  • задачи проекта, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
  • объект исследования, определенная область реальности, социальное явление, которое изучает исследователь и оно существует независимо от него;
  • предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта;
  • гипотеза – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления;
  • методы исследования, адекватные цели и задачам, которые использовались при разработке проекта.

Основная часть индивидуального проекта состоит из совокупности предусмотренных содержанием работы глав и параграфов. Основная часть должна содержать не менее 2-3 глав. Содержанием первой главы являются, как правило, теоретические аспекты по теме, раскрытые с использованием информационных источников. Здесь рекомендуется охарактеризовать сущность, содержание основных теоретических положений предмета исследуемой темы, их современную трактовку, существующие точки зрения по рассматриваемой проблеме и их анализ. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы расчета. Вторая глава посвящается общей характеристике объекта исследования, характеристике отдельных структурных элементов объекта исследования, порядку их деятельности и функционирования, а также разработке выводов и предложений, вытекающих из анализа проведенного исследования. В ней предлагаются способы решения выявленных проблем. Вторая глава является результатом выполненного исследования. Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из информационных источников. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна. Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. Проработка источников сопровождается выписками, конспектированием. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в индивидуальном проекте. Поэтому при выписке цитат и конспектировании следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы. Хотя индивидуальный проект выполняется по одной теме, в процессе ее написания необходимо использовать весь имеющийся запас знаний и навыков, приобретенных и приобретаемых при изучении смежных учебных дисциплин.

Заключение проекта имеет объем не более 2,5 страниц. Здесь в сжатой форме формулируются выводы по содержанию каждого вопроса индивидуального проекта, дается общая оценка полученным результатам исследования, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, выдвигаются предложения и рекомендации.

Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. (Приложение 5). Библиографический список нумеруется от первого до последнего названия. Подзаголовки к отдельным типам документов не делаются, каждый документ выносится отдельно.

В приложении могут приводиться копии документов, сравнительные таблицы, схемы и др.


Оформление индивидуального проекта

Индивидуальный проект должен быть надлежащим образом оформлен (Таблица 2).

Таблица 2- Требования к оформлению индивидуального проекта

Требование

Содержание требования

Объем

не более 25 страниц компьютерного текста

Оформление

текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4

Интервал

полуторный

Шрифт

Times New Roman

Размер

14пт

Параметры страницы

верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2,6 см (расстояние от края листа до номера страницы – 2 см), левое поле – 2,5 см, правое поле – 1 см.

Выравнивание

по ширине

Отступ

1см

Нумерация страниц

  • арабскими цифрами;
  • сквозная;
  • проставляется со второй страницы (Титульный лист считается первым, но не нумеруется);
  • порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки.

Кавычки

«кавычки-елочки»

Введение, заключение, список использованных источников, приложение

  • начинается с новой страницы;
  • строчными буквами, начиная с прописной, по центру жирным шрифтом;
  • в конце заголовка точка не ставится.

Названия глав

  • начинаются с новой страницы;
  • нумеруются арабскими цифрами;
  • строчными буквами, начиная с прописной, по ширине с абзацного отступа жирным шрифтом;
  • в конце названия главы точка не ставится.

Оформление глав

Глава 1. Процессор как основное устройство компьютера

Названия параграфов

  • начинаются с новой строки;
  • включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой;
  • строчными буквами, начиная с прописной, по ширине с абзацного отступа жирным шрифтом;
  • в конце названия параграфа точка не ставится.

Оформление параграфов

1.1 Виды процессоров

Расстояние между параграфами в пределах одной главы

одна свободная строка

Список использованных источников

не менее 10

Подпись рисунков, графиков, схем

  • рисунок и заголовок (подпись) выравниваются посередине листа;
  • заголовок рисунка всегда оформляется под рисунком;
  • заголовок пишется обычным шрифтом (без курсива и подчеркивания);
  • начинаются со обозначающего слова и порядкового номера в статье (согласно количеству).

Оформление рисунков, графиков, схем

Рисунок 1. Процессор

Таблицы

Таблица 3 - Местность проживания респондентов

Цитаты

Соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (в случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается). В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке источников).

Формулы

Формулы должны быть набраны в редакторе формул (Вставка – объект – Microsoft Equation). Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение или формула не вмещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства «=» или после знаков плюс «+», минус «-», умножения «×», деления «:», или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×». Ссылки

Ссылки

При ссылке в тексте на использованные источники информации следует приводить порядковые номера по списку использованных источников, заключенные в квадратные скобки, например: «... как указано в монографии [103]»; «... в работах [11, 12, 15-17]». При необходимости в дополнение к номеру источника указывают номер его страницы, например: [12, 2].

Сокращения

При многократном упоминании устойчивых словосочетаний, в ТД следует использовать аббревиатуры или сокращения. При первом упоминании должно быть приведено полное название с указанием в скобках сокращенного названия или аббревиатуры, например: «Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)», а при последующих упоминаниях следует употреблять сокращенное название или аббревиатуру. Расшифровку аббревиатур и сокращений, установленных государственными стандартами и правилами русской орфографии, допускается не приводить. Пример - ЭВМ, НИИ, АСУ, с. (страница), т. е. (то есть) и др. НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии на разных строчках, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр.

Проект, не отвечающий требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем.


Подготовка индивидуального проекта к защите

Закончив написание и оформление индивидуального проекта, его основные положения необходимо обсудить с руководителем. После просмотра и одобрения индивидуального проекта руководитель его подписывает и составляет отзыв.

Подготовив индивидуальный проект, обучающийся готовит выступление и наглядную информацию (схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал) для использования во время защиты. Защита индивидуального проекта является обязательным элементом разработки проекта. Процедура защиты включает выступление обучающегося с представлением основных положений индивидуального проекта, обоснования выводов и предложений. На выступление отводится не более 5 минут. После завершения выступления члены комиссии могут задать вопросы по теме проекта, на которые необходимо ответить.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст выступления. Он должен быть кратким.

Примерный план доклада для защиты индивидуального проекта:

  1. почему избрана эта тема (обоснование выбранной темы, доказательства ее актуальности);
  2. какой была цель исследования;
  3. какие ставились задачи;
  4. что выбрано объектом и предметом исследования;
  5. какие гипотезы проверялись;
  6. какие использовались методы и средства исследования;
  7. каким был план исследования;
  8. какие результаты были получены;
  9. описание продукта и возможностей его применения на практике;
  10. какие выводы сделаны по итогам исследования;
  11. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

При выступлении учитывается эмоциональное воздействие на слушателей, правильность речи, артистичность, уверенное владение материалом, умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ.

Презентация (электронная) для защиты индивидуального проекта служит для убедительности и наглядности материала, выносимого на защиту. Примерное содержание презентации:

  1. Первый слайд – титульный. Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории автора и тему его работы. На данном слайде указывается информация с титульного листа проекта.
  2. Актуальность проекта. Слайд должен отражать проблему исследования и содержать основные мысли актуальности исследования.
  3. Цель и задачи проекта. Допускается задачи исследования вынести на отдельный слайд для обеспечения их читаемости.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Гипотеза исследования и применяемые в работе методы.
  6. Основная информация по теме проекта. Можно отобразить главы и параграфы и озвучить их краткое содержание.
  7. Информация о продукте проекта.
  8. Выводы или заключение.
  9. Список использованных источников.

Оформление слайдов:

  1. Единый стиль оформления;
  2. Для фона следует применять более холодные тона (синий, зеленый);
  3. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста);
  4. Для фона и текста слайда следует применять контрастные цвета;
  5. Для представления информации на слайде можно применять возможности компьютерной анимации, но не следует злоупотреблять ими;
  6. Используйте короткие слова и предложения на слайдах;
  7. Если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней;
  8. Рекомендуется применять шрифты без засечек (например, Arial, Tahoma, Verdana);
  9. Размер шрифтов: для заголовков – 32-50пт, для основного текста – 24-32пт;
  10. Один слайд в среднем должен содержать 7-13 строк текста;
  11. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов;
  12. Текстовая информация в таблицах на слайдах должна хорошо читаться. Допускается отображение одной таблицы на нескольких слайдах, при этом следует повторять заголовки столбцов на каждом слайде;
  13. На одном слайде рекомендуется размещать не более одной схемы. Схему следует располагать в центре слайда;
  14. На одном слайде допускается размещать 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи. Фотографии рекомендуется сжимать для уменьшения «веса презентации».

После создания презентации и ее оформления необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на проекционном экране), насколько адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.


Критерии оценки индивидуального проекта

Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта. При оценке индивидуального итогового проекта выделяется 2 уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный, главное отличие которых состоит в степени самостоятельности обучающихся в ходе выполнения проекта. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которые отражаются в журнале и в ведомости.

Таблица 3 - Критерии оценивания индивидуальных проектов обучающихся

Критерии оценки содержания проекта

Содержание критерия оценки

Количество баллов

Актуальность поставленной проблемы

(до 4 баллов)

Аргументированность актуальности

От 0 до 1

Определение цели

От 0 до 1

Определение и решение поставленных задач

От 0 до 1

Новизна работы

От 0 до 1

Теоретическая и\или практическая ценность

(до 7 баллов)

Возможность применения на практике результатов проектной деятельности.  

От 0 до 2

Соответствие заявленной теме, целям и задачам проекта

От 0 до 2

Проделанная работа решает проблемные теоретические вопросы в определенной научной области

От 0 до 2

Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость

От 0 до 1

Качество содержания проектной работы

(до 6 баллов)

Структурированность и логичность, которая обеспечивает понимание и доступность содержания

От 0 до 2

Выводы работы соответствуют поставленным целям

От 0 до 2

Наличие исследовательского аспекта в работе

От 0 до 2

Оформление работы

(до 9 баллов)

Титульный лист

От 0 до 1

Оформление оглавления, заголовков разделов, подразделов

От 0 до 2

Оформление рисунков, графиков, схем, таблиц, приложений

От 0 до 2

Информационные источники

От 0 до 2

Форматирование текста, нумерация и параметры страниц

От 0 до 2

Презентация проекта

(до 7 баллов)

Структура презентации

От 0 до 2

Оформление слайдов

От 0 до 2

Представление информации

От 0 до 3

Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении (до 9 баллов)

Грамотность речи

От 0 до 3

Владение специальной терминологией

От 0 до 3

Ответы на вопросы

От 0 до 3

Итого

До 42

Таблица соответствия

Баллы индивидуального проекта

Оценка по пятибалльной системе

35-42

«отлично»

31-34

«хорошо»

26-30

«удовлетворительно»

Меньше 26

«неудовлетворительно»


Права и обязанности сторон

Руководитель индивидуального проекта:

должен:

  • совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту;
  • совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
  • оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
  • контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта;

имеет право:

  • требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
  • использовать в своей работе имеющиеся в техникуме информационные ресурсы;
  • обращаться к администрации техникума в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта.

Обучающийся:

имеет право:

  • на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта;
  • использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы техникума.

должен:

  • выбрать тему индивидуального проекта;
  • посещать консультации;
  • ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта:
  • подготовить проект и публично его защитить;

Обучающийся, не представивший в установленный срок индивидуальный проект или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.


Список использованных источников

  1. Индивидуальный проект: содержание, оформление, защита [Текст]: методические рекомендации / Т.А. Чекалина, Ю.П. Ашихмина, О.В. Белинская и др. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016.  – 54 с.
  2. ГОСТ 7.32-2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultantplus.ru/, свободный. – Загл. с экрана.


Приложение 1

Форма индивидуального плана выполнения проекта

Индивидуальный план выполнения проекта

Тема ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы

Вид деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата фактического исполнения

Подпись руководителя

Формулировка темы проекта

Предложение идеи и темы, формулировка целей, задач, гипотезы исследования

ноябрь

Создание развернутого плана проекта

Выполнение работы по созданию развернутого плана проекта, подбор литературы и источников

декабрь

Выполнение проекта

Выполнение теоретической части проекта

январь-февраль

Составление отзыва

Исправление замечаний (при наличии)

март

Обучающийся ____________________ ФИО

Руководитель_____________________ФИО


Приложение 2

Образец титульного листа

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ленинск – Кузнецкий горнотехнический техникум

Индивидуальный проект

по дисциплине

Информатика

на тему: «Исследование свойств графических информационных объектов»

Руководитель:

Ильиных Л. Ю.

Автор работы:

студент группы 1 ТЭО-18

Иванов И. И.

Ленинск – Кузнецкий

2020


Приложение 3

Образец содержания

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

2

Глава 1. Понятие юридической ответственности…...…………………………..

3

1.1 Признаки юридической ответственности……………………………………

3

1.2 Виды юридической ответственности………………………………………...

5

Глава 2. Понятие и содержание уголовной ответственности…….…………….

10

2.1 Задачи и принципы уголовной ответственности……………………………

10

2.2 Функции уголовной ответственности……………………………………….

15

Глава 3. Состав преступления как основание уголовной ответственности…....

18

3.1 Понятие состава преступления………………………………………………

18

3.2 Виды составов преступления………………………………………………...

21

Заключение………………………………………………………………………..

23

Список использованных источников …………………………………………….

24

Приложения……………………………………………………………………….

25


Приложение 4

Пример введения индивидуального проекта

по теме «Создание туристической брошюры Кузбасса»

Введение

Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занят каждый десятый работник в мире. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен.

В конце 90-х годов туризм в Кузбассе был обозначен одним из перспективных направлений социально - экономического развития. Анализ состояния и специфики туристического рынка Кемеровской области показывает: Кузбасс обладает богатым историко-культурным наследием. Значительный интерес представляют многочисленные геологические памятники природы, которые являются важными экскурсионными объектами, раскрывающими историю развития Земли, и могут быть включены в туристические маршруты. Таким образом, можно сделать вывод, что в наш родной край обладает богатыми ресурсами для привлечения туристов,  что может принести экономическую выгоду нашему региону.

Цель исследования: исследование инфраструктуры туризма в Кемеровской области в процессе создания туристической брошюры.

Задачи исследования:

  • Проанализировать современное состояние туристской инфраструктуры и туристский потенциал Кемеровской области;
  • Изучить перспективы развития туристкой инфраструктуры в Кемеровской области.
  • Разработать на основе полученной информации туристическую брошюру Кемеровской области.

Объект исследования - инфраструктура туризма в Кемеровской области.

Предмет - перспективы развития туристской инфраструктуры в Кемеровской области.

Методы исследования: анализ и обобщение информации законодательных актов, нормативных документов, изучение работ отечественных экономистов, занимающихся вопросами инфраструктуры туризма, анализ и обобщение информации интернет-источников о туризме Кузбасса.


Приложение 5

Образец оформления списка использованных источников

Характеристика

источника

Пример оформления

Один, два или три

автора

Кунаш, М. А. Информатика. 11 класс [Текст] :методическое пособие / М. А. Кунаш. – Москва : Дрофа, 2017. – 224 с.

Чаругин, В. М. Информатика. 10-11 класс [Текст] : учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – Москва : Просвещение, 2017. – 32 с.

Воронцов-Вельяминов, Б. А. Информатика. 11 класс [Текст]:учебник/ Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – Москва: Дрофа, 2018. – 238с.

Четыре и более

авторов

Производственные технологии : учеб.-метод. комплекс / В. И. Кулик [и др.]. – Москва : Академия, 2004. – 173 с.

Комментарий к Трудовому кодексу РФ / И. С. Андреев [и др.] ; под общ.ред. Г. А. Василевича. – Москва :Амалфея, 2000. – 171 с.

Многотомные

издания

Во имя Победы : эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в документах и материалах : в 3-х т. / отв. ред. Л. И. Снегирева. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. – Т. 3 : Спасенное детство. – 397 с.

Законы и законода-

тельные материалы

Конституция Российской Федерации : офиц. текст / Российская Федерация. – Москва : Маркетинг, 2001. – 39 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе :федер. закон : [принят Гос. думой 6 марта 1998 г. : одобрен. Советом Федерации 12 марта 1998 г.] / Российская Федерация. – 4-е изд. – Москва : Ось-89,2001. – 46 с.

Сборник статей,

трудов

Информационный вестник : сборник / ред. О. А. Осипова. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 1975. – Вып. 4. – 110 с.

Современные аспекты информационной культуры : материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 26–27 октября 2007 г. / отв. ред. С. Б. Нарзуллаев. – Томск, 2007. – 237 с.

Статья в журнале

Лебединец, В. Н. О некоторых аспектах преподавания информатики / В. Н. Лебединец // Информационный вестник. – 1991. – Т. 21. № 2. – С. 200-207.

Стандарты

ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. – Москва, 2001. – 35 с.

ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. – Москва, 2004. – 6 с.

СТБ 7.12-2001 Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила. – Москва, 2002. – 18 с.

Статья из научного

сборника

Казанская, Т. Д. Новые методики в преподавании информатики / Т. Д. Казанская // Аспекты современной педагогики : материалы I Всерос. науч.-практ. конф. Томск, 26–27 октября / отв. ред. С. Б. Нарзуллаев. – Томск, 2007. – С. 140–141.

Электронные

ресурсы

Лебедев, А. В. Информационные технологии и новые формы образования / А. В. Лебедев [Электронный ресурс]. – 2004. – Режим доступа : http://www. msses.ru/win/faculty/culture/distant.html (дата обращения : 20.04.2014).

Шатовская, Н. Е. Моя информатика / Н. Е.Шатовская [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.myastronomy.ru, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения : 20.10.2018).

Измиран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.izmiran.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

Космический Мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ. – Электрон.дан. – Москва : Рос.гос. б-ка, 1997. – Режим доступа : http://www.rsl.ru  (дата обращения : 15.04.2008).

Составная часть

тома (выпуска)

собрания сочине-

ний, избранных

сочинений

Иванов, Б. Ю. Информационная система / Б. Ю. Иванов // Информационная энциклопедия. – Москва, 1986. – Т. 2. – С. 118–119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

Методические указания по выполнению и защите ВКР

Для студентов специальности 100801 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров" (базовая подготовка)...

Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной работы

для студентов и преподавателей колледжа для специальностей Коммерция, Операционная деятельность в логистике, Право и организиция социального обеспечения, Товароведение и экспертиза качества потребител...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подг...

Учебно-методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).Рекомендации разработаны в целях оказания помощи обучающимся в подг...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта Для обучающихся 1 курса всех специальностей

Для выполнения проектов, для обучающихся 1 курсов мною разработы методические рекомендации...

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по физике

Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта по физике для всех специальностей...