Внеаудиторная работа обучающихся по иностранному языку с использованием проектной технологии
статья

Статья посвящена применению метода проектов в преподавании иностранных языков. Рассматриваются примеры реализации данного метода при изучении определенных тем, этапы работы над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеаудиторная работа обучающихся по иностранному языку с использованием проектной технологии

 "Скажи мне – я забуду,  

покажи мне – я запомню,  

дай мне сделать это,  

и это станет моим навсегда”

(китайская пословица)

Иностранный язык в среднем профессиональном учебном заведении выступает как средство коммуникации, его главная цель – развитие коммуникативной компетенции. Один из важных моментов в преподавании – сохранение интереса к предмету, создание положительного настроя к изучению иностранного языка. Решить в определённой степени эту проблему позволяет проектная методика. Она характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение собственного мнения, активное включение в речевую деятельность. Кроме того, повышается профессиональная компетентность самого преподавателя. Данную форму работы можно использовать на всех курсах.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?        

Прежде всего,  преподаватель иностранного языка обучает студентов способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность обучающихся, а педагогическая роль преподавателя приобретает патронажный характер. Не обязательно, чтобы организация учебной деятельности строилась исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом, различными источниками, в том числе с Интернетом.  Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Итак, если решено использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, необходимо все тщательно продумать, разработать, просчитать; четко определить учебные задачи; продумать, какую помощь можно оказать обучающимся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию занятий, на которых предполагается использовать метод проектов.

На первом этапе я разрабатываю план проектной работы, продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Обучающиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Привлечение местного материала при обучении иностранного языка расширяет кругозор студентов, развивает их познавательный интерес, помогает в изучении профессии. Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к иному опыту обучающихся, позволяет им оперировать теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно.

Организуя  работу  над  проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

2. Обучающихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (прежде всего, немецкоговорящих).

3. В работу над проектом вовлекаю всех обучающихся группы, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

4. Предлагаемую проблему формулирую так, чтобы ориентировать обучающихся на привлечение фактов из смежных областей знаний, в том числе из спецдисциплин.

Проекты отличает четко обозначенный результат деятельности. Это могут быть презентации, произведения изобразительного  и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

Реализация метода проектов очень хорошо осуществляется при знакомстве с традиционными немецкими праздниками Weihnachten (Рождество), Ostern (Пасха) и другими. Студенты  1-2 курсов очень охотно изготавливают национальные атрибуты праздников: рождественские венки и календари, пасхальные открытки, пишут письма Николаусу, рисуют иллюстрации к сказкам. Студенты колледжа дважды участвовали в конкурсах видеороликов на немецком языке, организованных Гете-институтом в Москве: «Моя профессия - лучшая» и «Немецкий в моей профессии». В первом видеоролике говорилось о студентах специальности «Архитектура» , их творческих работах и о реконструкции входной группы нашего колледжа (т.е. реальный проект). Второй проект был связан с памятниками архитектуры родного города. Студенты 3 курса собрали информацию из предметных областей «Архитектура», «История», «Немецкий язык». Объектом исследования стало культурное и архитектурное наследие немцев Поволжья в Саратове. Ребята с увлечением работали над данным проектом и заслуженно стали призерами конкурса. Эта же идея была положена и в основу следующего проекта, на этот раз индивидуального. Весной прошлого года мы приняли участие во II Всероссийской исследовательской практической конференции студентов и преподавателей образовательных учреждений профессионального образования по иностранному языку «Иностранный язык как средство формирования профессионально-значимых компетенций». Наша работа «Немецкий Саратов» стала «Лучшим информационным проектом на немецком языке». Были соблюдены основные требования к проекту:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения: влияние зодчих и промышленников немецкого происхождения на архитектурный облик нашего города конца 19 – начала 20 века, проблема сохранения архитектурных памятников.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов: материал можно использовать на учебных занятиях по истории архитектуры.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на занятии или вне его (работа с различными источниками информации).
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: были определены проблема, вытекающие из нее задачи исследования (определение важнейших признаков «немецкой» архитектуры Саратова и характеристика памятников архитектуры, возведенных архитекторами немецкого происхождения); выдвинута гипотеза их решения (российские немцы внесли большой вклад в развитие культурной жизни нашего города).
  6. Оформление конечных результатов: был проведен анализ полученных знаний, данных, оформлены конечные результаты; подведены итоги, сделаны выводы.

В период выполнения проектов у обучающихся развиваются следующие умения:

-  общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана, доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

-  специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

-  собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

В заключение хочется подчеркнуть, что необходимость применения проектной методики обусловлена тем, что у обучающегося появляется возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, приобрести необходимые навыки работы с ресурсами Интернет, а самое главное, совершенствовать навыки самообучения и самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МУЛЬТИМЕДИА

Возможные интернет ресурсы для уроков английского языка...

Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, я использовала два основных направления: использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных мо...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

"Использование проектных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении спец.дисциплин"

              Совменные образовательные технологии формируют у будущих специалистов умения  ставить и решать задачи - не только  профессиональн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации предназначены для обучающихся  Университетского колледжа ОГУ и составлены с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об...

Внеаудиторная работа обучающихся по иностранному языку с использованием проектной технологии

В данной статье речь идет о принципах работы с проектом на занятиях немецкого языка, рассматриваются условия реализации данного метода, основные требования к проекту....

Доклад на тему «Принципы организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку»

Доклад на тему «Принципы организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку»...