Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»
картотека

София Артамонова

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в виртуальном мире, в то время как литературой, соответственно, не интересуются совсем. В условиях тотальной информатизации всех сфер жизни, уже недостаточно давать обучающимся готовый набор знаний и умений, необходимо развивать универсальные навыки с целью успешной адаптации во внешней среде.

Эмоциональное развитие ребёнка является важной частью учебного и воспитательного процесса. Чуткость, умение сопереживать, видеть красоту вокруг и другие духовно-нравственные качества играют особую роль в формировании нашего общества. Выразительное чтение – это средство, с помощью которого учитель в ходе работы может создать для детей те условия, в которых будут формироваться данные качества.

Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным способом эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.

Чтение играет огромную роль в процессе обучения, развития и воспитания ребенка и его будущей личности. В течение всех лет обучения учитель начальных классов должен находить возможность для развития у учащихся техники речи.

В методике выразительного чтения обычно выделяют четыре характеристики, указывающие на сформированность навыка чтения:

  • беглость, то есть скорость чтения;
  • правильность – чтение без искажения, нарушения смысла;
  • сознательность или понимание смысла прочитанного, замысла автора, а также осознание художественных средств, используемых им;
  • выразительность – способность с помощью устной речи передать главную мысль произведения, чувства, испытываемые при прочтении и в том числе чувства, испытываемые главным героем.

Сборник предназначен для педагогов начальных классов и призван оказать помощь в работе над формированием навыка выразительного чтения младших школьников. В нём раскрывается понятие «выразительное чтение», предлагаются методы и приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения при изучении поэзии первой половины ХХ века на уроках литературного чтения в начальной школе.

Предлагаемый сборник упражнений по формированию навыка выразительного чтения составлен в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Он содержит задания, подобранные по основным разделам программы по литературному чтению УМК «Школа России».

Данные упражнения универсальны, их можно использовать на уроках литературного чтения изучения как поэтических, так и прозаических произведений, для индивидуальной и коллективной работы, во внеурочной деятельности.

 

  •  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_uprazhneniy_mir_krasivoy_rechi.docx84.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»

Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»

1-4 классы

Методическое пособие для учителя

Преподавание в начальных классах

Составитель: Артамонова С. А.

Руководитель: Борисова Л. Н.

Дзержинск - 2024


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Понятие «выразительное чтение»…………………………………………5
  3. Упражнения на развитие дыхания………………………………………...9
  4. Упражнения на постановку логического ударения……
  5. Упражнения на развитие силы голоса……..
  6. Упражнения на развитие интонационных навыков……….
  7. Упражнение на развитие чувства ритма…….
  8. Упражнения на развитие артикуляции………
  9. Заключение…………………………………
  10. Список использованной литературы………….

Пояснительная записка

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в виртуальном мире, в то время как литературой, соответственно, не интересуются совсем. В условиях тотальной информатизации всех сфер жизни, уже недостаточно давать обучающимся готовый набор знаний и умений, необходимо развивать универсальные навыки с целью успешной адаптации во внешней среде.

Эмоциональное развитие ребёнка является важной частью учебного и воспитательного процесса. Чуткость, умение сопереживать, видеть красоту вокруг и другие духовно-нравственные качества играют особую роль в формировании нашего общества. Выразительное чтение – это средство, с помощью которого учитель в ходе работы может создать для детей те условия, в которых будут формироваться данные качества.

Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе, эффективным способом эстетического воспитания и духовного обогащения подрастающего поколения.

Чтение играет огромную роль в процессе обучения, развития и воспитания ребенка и его будущей личности. В течение всех лет обучения учитель начальных классов должен находить возможность для развития у учащихся техники речи.

В методике выразительного чтения обычно выделяют четыре характеристики, указывающие на сформированность навыка чтения:

  • беглость, то есть скорость чтения;
  • правильность – чтение без искажения, нарушения смысла;
  • сознательность или понимание смысла прочитанного, замысла автора, а также осознание художественных средств, используемых им;
  • выразительность – способность с помощью устной речи передать главную мысль произведения, чувства, испытываемые при прочтении и в том числе чувства, испытываемые главным героем.

Сборник предназначен для педагогов начальных классов и призван оказать помощь в работе над формированием навыка выразительного чтения младших школьников. В нём раскрывается понятие «выразительное чтение», предлагаются методы и приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения при изучении поэзии первой половины ХХ века на уроках литературного чтения в начальной школе.

Предлагаемый сборник упражнений по формированию навыка выразительного чтения составлен в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Он содержит задания, подобранные по основным разделам программы по литературному чтению УМК «Школа России».

Данные упражнения универсальны, их можно использовать на уроках литературного чтения изучения как поэтических, так и прозаических произведений, для индивидуальной и коллективной работы, во внеурочной деятельности.


Понятие «выразительное чтение»

Выразительное чтение является одной из наиболее активных форм обучения литературе. Передать слушателям живую мысль в прочувствованных образах искусства, чтобы в определенном направлении воздействовать на аудиторию, - основная задача чтеца-художника. Поэтому исполнение должно быть понятным, впечатляющим и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувство и волю слушателей, соответственно все это должно присутствовать у исполнителя.

Чтец должен определить тему произведения, т.е. обобщить в сжатой формулировке, о чем, о каком жизненно важном вопросе, проблеме идет речь.

В речи надо различать мысль и смысл. Первое определяется грамматически организованным сочетанием слов, а второе – намерением. Разные люди к одной и той же мысли могут присваивать разные смыслы в зависимости от того, зачем, в какой обстановке, с какой целенаправленностью она произносится.

Действенность и выразительность речи осуществляется в интонации. Под интонацией следует понимать всю совокупность звуковых средств речи: сила, высота, длительность, непрерывность звучания и окраска тембра голоса.

Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.

Ударения – это отдельные опорные слова, выделяющиеся в потоке речи. Количество, место и сила ударений зависит от таких факторов, как: содержание мысли и веса образующих ее понятий, грамматического строения, положения слова во фразе или отдельной ее части, психологических моментов.

Перемещение ударения придает различные смысловые оттенки сообщаемой мысли:

«Я говорю красиво». (Я не умею красиво петь, но говорю красиво).

«Я говорю красиво». (В случае, если это ответ на вопрос кто говорит красиво?).

«Я говорю красиво». (Утверждение, противоречие).

В некоторых случаях перемещение ударения может поменять даже смысл предложения, к примеру:

  1. «Офицер приказал выпороть старика, а солдаты выпороли его». (То есть солдаты послушались офицера).
  2. «Офицер приказал выпороть старика, а солдаты выпороли его». (То есть солдаты выпороли самого офицера, взбунтовались).

Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки соответственно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под воздействием разных психологических и психофизических состояний говорящего. Таким образом, различают логические, расчленяющие речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями, психологические, основанные на переживаниях героя, физиологические, вызываемые его физическим состоянием, межстиховые, цезурные и ритмические паузы.

Мелодика речи – повышение и понижение тона голоса. Мелодика различает повествовательное и вопросительное значение фраз и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей. Во многих случаях именно мелодика служит средством образной выразительности речи.

Повествовательная мелодика характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге, к примеру, можно привести стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной»:

В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши её голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.

И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.

Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.

Вопросительная мелодика представлена несколькими разновидностями, соответствующими видам вопросительных фраз. К примеру, вопросительные фразу, на которые можно ответить «Да» или «Нет» и спрашивающий не знает точно, какой ответ он получит – утвердительный или отрицательный. Например:

«Вы едете в Казань?» (Уточняется место).

«Вы едете в Казань?» (Кто?).

Все элементы интонационной выразительности находятся в тесном взаимодействии. Паузы принято обозначать вертикальной чертой, мелодическое повышение – стрелкой, направленной вверх, а понижение – стрелкой, направленной вниз. В качестве примера можно взять стихотворение «В чудной стране» В. Токмаковой:

В одной стране,/
В чудной стране,/
Где не бывать
Тебе и мне,/
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,/
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.//
Бутылка горлышком поет,/
Концерты вечером дает,/
А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.//
В одной стране,/
В чудной стране…//
Ты почему не веришь мне?//

При развитии навыка выразительного чтения у читающего формируется минимум умений, связанных с произносительной культурой речи. К ним относятся: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи, паузы, логические ударения. Данные умения подкрепляются общей техникой речи – дыханием, дикцией, орфоэпически правильным произношением.

Правильность дыхания при выразительном чтении заключается в равномерном расходовании воздуха. При неразвитом дыхательном аппарате речь учащегося может быть тихой. Ослабленный вдох и выдох вынуждает ребенка договаривать предложение шепотом или вовсе не договаривать его. В следствии чего речь ребенка становится нечеткой и неплавной.

Дикция – это четкое произношение звуков, слов, фраз в соответствии с фонетическими правилами русского языка. Основным условием четкой дикции является артикуляция, то есть совокупность работы отдельных органов, участвующих в образовании звуков речи. Соответственно при развитых органах речи – губ, языка, развит и артикуляционный аппарат человека.

Орфоэпия – это система единых норм произношения в литературном языке. Орфоэпические нормы – это образцовое произношение слова. Кроме определения норм произношения, в понятие орфоэпия выходит произношение отдельных слов или групп слов, когда их произношение не определяется фонетикой. К примеру, сочетание звуков [шн] на месте сочетания букв «чн» в слове «скучно».


Упражнения на развитие дыхания

Упражнение 1

Исходное положение: встать, плечи развернуть, голова прямо.

Одна рука на диафрагме, другая на ребрах (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания, плавный выдох на счет «1-2-3-4-5» вслух.

Упражнение 2

Исходное положение: то же.

Глубокий вдох на счет «1-5» про себя. Задержка дыхания на счет «1-3» про себя.

Плавный выдох на счет «1-5» вслух.

Упражнение 3

Исходное положение: то же.

Глубокий вдох на счет «1-2» про себя. Задержка дыхания на счет «раз» про себя. Плавный выдох на счет «1-10» вслух. Затем добирать воздух и продолжать счет до 15. Опять добирать и считать до 20,25,30.

Упражнение 4

Чтение стихотворной строки на одном выдохе.
После обычного выдоха на п – ф, паузы, короткого вдоха и задержки на “раз” читайте строку стихотворения, делайте добор дыхания и читайте следующую строку. После каждых четырех строк делайте полноценный вдох. Если после четвертой строки в легких остался излишек воздуха, сначала сбросьте его на п – ф, а потом делайте вдох межреберными мышцами и диафрагмой одновременно. После построчного чтения прочитайте выразительно стихотворение целиком.

С добрым утром!
Задремали звезды золотые,/
Задрожало зеркало затона,/
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.//
Улыбнулись сонные березки,/
Растрепали шелковые косы.//

Шелестят зеленые серёжки,/
И горят серебряные росы.//
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И,/ качаясь,/ шепчет шаловливо:/
«С добрым утром!»// (С. А. Есенин)

Упражнение 5

Чтение двух стихотворных строк на одном выдохе. Добор воздуха делается после каждых двух строк. После каждых восьми строк – сброс излишка воздуха и обычный вдох.

Гроза днем

По небу голубому
Проехал грохот грома,/
И снова всё молчит.//
А миг спустя мы слышим,/
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,/
По всем железным крышам,/
По цветникам, скамейкам,/
По вёдрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.// (С. Я. Маршак)

Упражнение 6

Чтение возрастающего количества строк стиха на одном выдохе.
После каждой части, отделенной паузой, сбрасывается излишек воздуха (при его наличии) и делается вдох.

Дом, который построил Джек

Вот дом,/
Который построил Джек.//
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек./
А это веселая птица – синица,/
Которая ловко ворует пшеницу,/
Которая в темном чулане хранится
В доме,/
Который построил Джек,/
Вот кот,/
Который пугает и ловит синицу,/
Которая ловко ворует пшеницу,/
Которая в темном чулане хранится
В доме,/
Который построил Джек.//(С. Я. Маршак)

Упражнение 7

«Свеча» - тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое пламя свечи. Медленно дуйте на «пламя». Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном состоянии.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см и длиной 10 см. Взять её в правую руку и дуть на неё спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится. Если выдох ровный, то она будет до конца находиться в отклонённом положении. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 8

«В цветочном магазине». Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Упражнение 9

«Скакалка». На 48 стоп – 48 прыжков. Стихи произносятся по слогам, чётко выделяется ударный слог. Вдох – начало строки, выдох – конец строки (4 прыжка на строчку). Во время прыжков дыхание не задерживается.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы:

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило,

Я скачу без передышки

И не чувствую одышки,

Голос звонкий льётся ровно,

И не прыгаю я словно,

Раз – два, раз – два, раз – два, раз!

Можно прыгать целый час…

Упражнение 10

«Егорки». Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором)

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка … (и т.д. до полного выдоха)

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.


Упражнения на постановку логического ударения

Упражнение 1

Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением ее смысла:

Катя купила платье в магазине. (Кто купил платье?)

Катя купила платье в магазине. (Что купила Катя?)

Катя купила платье в магазине. (Что сделала Катя?)

Катя купила платье в магазине. (Где Катя купила платье?)

Аналогично можно перемещать логическое ударение последовательно.

Упражнение 2

Чтение стихотворений с соблюдением всех пауз:

Воробей

Воробей мой,/ воробьишка!/
Серый-юркий,/ словно мышка.//
Глазки —/ бисер,/ лапки —/ врозь,/
Лапки —/ боком,/ лапки —/ вкось…//

Прыгай,/ прыгай,/ я не трону —/
Видишь,/ хлебца накрошил…//
Двинь-ка клювом в бок ворону,/
Кто ее сюда просил?/

Прыгни ближе,/ ну-ка,/ ну-ка,/
Так,/ вот так,/ еще чуть-чуть…//
Ветер сыплет снегом,/ злюка,/
И на спинку,/ и на грудь.//

Подружись со мной,/ пичужка,/
Будем вместе в доме жить,/
Сядем рядышком под вьюшкой,/
Будем азбуку учить…//

Ближе,/ ну еще немножко…//
Фурх!/ Удрал…// Какой нахал!/
Съел все зерна,/ съел все крошки
И спасиба не сказал.// (Саша Чёрный)

Упражнение 3

Чтение стихотворений с постановкой логических ударений:

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам,/ по пригоркам
Мы идем,/ бредем домой.//
Опостылеют салазки,/
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.//
И сидим мы,/ еле дышим.//
Время к полночи идет.//
Притворимся,/ что не слышим,/
Если мама спать зовет.//
Сказки все.// Пора в постели…//
Но,/ а как теперь уж спать?//
И опять мы загалдели,/
Начинаем приставать.//
Скажет бабушка несмело:/
«Что ж сидеть-то до зари?»//
Ну,/ а нам какое дело, —/
Говори да говори.// (С. А. Есенин)

Упражнение 4

  1. Прочитайте стихотворение, выделяя голосом (логическим ударением) подчеркнутые слова.

Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал...
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал...
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул...
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!

И. П. Токмакова

Упражнение 5

Учитель выразительно читает стихотворение. Ученики внимательно слушают и называют слова, на которые сделано логическое ударение.

Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.

Е. Ф. Трутнева

Упражнение 6

Постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителем в вопросе и учеником в ответе. Можно воспользоваться и написанным текстом. Например:

• Мальчик читает интересную книгу.

• Кто читает книгу? Мальчик читает книгу.

• Что делает мальчик? Мальчик читает.

• Что читает мальчик? Мальчик читает книгу.

Упражнение 7

Сопровождение стихотворения различными жестами. Жесты используются при прочтении того слова, на которое ставится логическое ударение.

Проталинки, проталинки —
Веснушки на снегу!
На них подснежник маленький
Проклюнется: ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима все упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну!
Все началось с проталинок,
И каждый солнцу рад,
Ботинки вместо валенок
Подковками стучат!

Упражнение 8

После изучения стихотворения учитель раздает карточки с текстом стихотворения. Обучающимся необходимо подчеркнуть слова, на которые ставится логическое ударение. После, стихотворение прочитывается одним учеником и идет обсуждение, сравнение постановки логических ударений.

Упражнение 9

Проверка правильности постановки логического ударения в стихотворении и исправление ошибок.

Бараны

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути»

Черный брат ответил: «Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

С. В. Михалков

Упражнение 10

В качестве упражнения можно использовать исполнение аудиофрагмента. В песнях особенно заметна постановка логических ударений, именно поэтому обучающимся будет довольно просто поставить логическое ударение.


Упражнение на развитие силы голоса

Упражнение 1

Прочитать слово в стихотворении так, чтобы тебя слышал только учитель, либо наоборот прочитать так, чтобы слышал весь класс:

Наши царства

Владенья наши царственно-богаты,/
Их красоты не рассказать стиху://
В них ручейки,/ деревья,/ поле,/ скаты
И вишни прошлогодние во мху.//

Мы обе —/ феи,/ добрые соседки,/
Владенья наши делит темный лес.//
Лежим в траве и смотрим,/ как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.//

Мы обе —/ феи,/ но большие (странно!)//
Двух диких девочек лишь видят в нас.//
Что ясно нам —/ для них совсем туманно:/
Как и на всe —/ на фею нужен глаз!//

Нам хорошо.// Пока еще в постели
Все старшие,/ и воздух летний свеж,/
Бежим к себе.// Деревья нам качели.//
Беги,/ танцуй,/ сражайся,/ палки режь!..//

Но день прошел,/ и снова феи —/ дети,/
Которых ждут и шаг которых тих…//
Ах,/ этот мир и счастье быть на свете
Ещe невзрослый передаст ли стих?//

Упражнение 2

Чтение предложения, постепенно увеличивая силу голоса:

Если

Мы сидим и смотрим в окна.//
Тучи по небу летят.//
На дворе собаки мокнут,/
Даже лаять не хотят.//
Где же солнце?//
Что случилось?//
Целый день течет вода.//
На дворе такая сырость,/
Что не выйдешь никуда.//
Если взять все эти лужи
И соединить в одну,/
А потом у этой лужи
Сесть,/
Измерить глубину,/
То окажется,/ что лужа
Моря Черного не хуже,/
Только море чуть поглубже,/
Только лужа чуть поуже.//
Если взять все эти тучи
И соединить в одну,/
А потом на эту тучу
Влезть,/
Измерить ширину,/
То получится ответ,/
Что краев у тучи нет,/
Что в Москве из тучи —/ дождик,/
А в Чите из тучи —/ снег.//
Если взять все эти капли
И соединить в одну,/
А потом у этой капли
Ниткой смерить толщину —/
Будет каплища такая,/
Что не снилась никому,/
И не приснится никогда
В таком количестве вода!// (С. В. Михалков)

Упражнение 3

Чтение стихотворений с увеличением длительности ударных букв гласных звуков:

Закружилась листва золотая…

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,/
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.//

Я сегодня влюблен в этот вечер,/
Близок сердцу желтеющий дол.//
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.//

И в душе и в долине прохлада,/
Синий сумрак как стадо овец,/
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.//

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,/
Хорошо бы,/ как ветками ива,/
Опрокинуться в розовость вод.//

Хорошо бы,/ на стог улыбаясь,/
Мордой месяца сено жевать…//
Где ты,/ где,/ моя тихая радость —/

Все любя, ничего не желать?// (С. А. Есенин)

Упражнение 4

Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

— Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

— Шо, шо, шо!

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Упражнение 5

«Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 6

Для этого упражнения необходимо проанализировать смысл произведения и подобрать подходящую к словам силу голоса. В ходе прочтения данного стихотворения лучше всего, если дети будут читать по ролям.

Кто кого?

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

-Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

В. Н. Орлов

Упражнение 7

Проговаривание текста с указанной силой голоса хором/индивидуально.

А что у вас?

Кто на лавочке сидел, громко тихо

Кто на улицу глядел, громко громко

Толя пел, тихо тихо

Борис молчал, тихо шёпот

Николай ногой качал. громко тихо

Дело было вечером, громко шёпот

Делать было нечего. шёпот тихо

С. В. Михалков

Упражнение 8

«Сосчитай свечки на торте»

Требуется сделать полный вдох, а на выдохе произнести с увеличением силы голоса: «Одна, две, три, четыре, пять — ура!»

Упражнение 9

«Ветер»

Осенью дует сильный ветер. Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

Упражнение 10

«Сосчитай зайчат»

Сосчитаем, сколько зайчат увидела Маша под кустиком. Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного добора воздуха с увеличением силы голоса: «Один зайчонок, Два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат»


Упражнение на развитие интонационных навыков

Упражнение 1

Чтение предложений только с вопросительной или восклицательной интонацией:

Весна, весна! Как воздух чист!..

Весна,/ весна!// как воздух чист!//
Как ясен небосклон!//
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.//

Весна,/ весна!// как высоко
На крыльях ветерка,/
Ласкаясь к солнечным лучам,/
Летают облака!//

Шумят ручьи!// блестят ручьи!//
Взревев,/ река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!//

Еще древа обнажены,/
Но в роще ветхий лист,/
Как прежде,/ под моей ногой
И шумен и душист.//

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.//

Что с нею,/ что с моей душой?/
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!// с ним журчит,/
Летает в небе с ней!//

Зачем так радует ее
И солнце и весна!//
Ликует ли,/ как дочь стихий,/
На пире их она?//

Что нужды!/ счастлив,/ кто на нем
Забвенье мысли пьет,/
Кого далёко от нее
Он,/ дивный,/ унесет!// (Е. А. Баратынский)

Упражнение 2

Чтение стихотворения разным по высоте голосом:

Кукушка

Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку —/
Простосердечный и отзывный,/
С утра до вечера:/

«Ку-ку!»/

То близко,/ то далёко где-то
Гуляет по всему леску.//
И тихо расцветает лето
Под это милое

«Ку-ку!»/

Чуть пахнет перегретой смолкой.//
Лицо подставив ветерку,/
Лежу,/ блаженствую под ёлкой
И слушаю

«Ку-ку, ку-ку!»// (Е. А. Благинина)

Упражнение 3

Прием с использованием мячика. Учитель и ученик становятся напротив и, проговаривая стихотворение, бросают мяч друг другу на каждое слово. Такой прием также можно использовать, стоя в кругу.

Ветхая избушка

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.//
Бабушка-старушка
Из окна глядит.//
Внукам-шалунишкам
По колено снег.//
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…//
Бегают,/ смеются,/
Лепят снежный дом,/
Звонко раздаются
Голоса кругом…//
В снежном доме будет
Резвая игра…//
Пальчики застудят, —/
По домам пора!//
Завтра выпьют чаю,/
Глянут из окна —/
Ан уж дом растаял,/
На дворе —/ весна!// (А. А. Блок)

Упражнение 4

Прочтение реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

• Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

• Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

• Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

• Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 5

Прочтение стихотворения, передавая интонацию и эмоции героев.

Телефон (в сокращении)

У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

— Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
— Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

К. И. Чуковский

Для повышения интереса и выразительности данное стихотворение лучше инсценировать, читать по ролям.

Упражнение 6

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

- Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

- Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

- Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

- Во, футбол! (восторженно)

А. И. Шибаев

Упражнение 7

«Качели»

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

Упражнение 8

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

• удивленно;

• радостно;

• испуганно.

Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

• восторженно;

• спокойно и благожелательно;

• категорическим тоном;

• вопросительно;

• задумчиво;

• скорбно;

• дерзко;

• иронически;

• с сожалением.

Упражнение 9

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

До чего красив закат!

Тренируйте голос на вопросительной интонации. Повышайте голос на выделенных словах.

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 10

Развитие восприятия ритмических структур. Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:

!!! — ; !!--!!--;!!!! !!; !-!-!-; — --- и т. д.

Учитель задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.


Упражнения на развитие чувства ритма

Упражнение 1

“Дирижёр и оркестр”
Один ученик читает стихотворение, другой дирижирует, а остальные играют на музыкальных инструментах (ложках, треугольниках, бубны).

Упражнение 2

Курочка и цыплята.

Учащиеся сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - «курочка клюет зернышки»; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - «цыплята клюют зернышки».

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп)

А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп).

Упражнение 3

«Барабанщик»

Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Упражнение 4

«Осенние листочки»

Учащиеся, сидящим за столом , предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Упражнение повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Упражнение 5

Чтение стихотворения сначала в медленном темпе, а затем ускоряя. Данное упражнение можно использовать при изучении скороговорок.

Кулинаки-пулинаки

Кулинаки-пулинаки,
Громко гавкают собаки,
Тихо тикают часы,
Чистят чижики носы.

Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.

Кулинаки-пулинаки,
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.

Кулинаки-пулинаки,
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберёт,
Кто ходит задом-наперёд.

И. М. Пивоварова

Упражнение 6

  1. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле (медленный темп)

Завертелись карусели. (медленный темп)

А потом, потом, потом (средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! (быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, (очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! (очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите (средний темп)

Карусель остановите. (средний темп)

Раз, два, раз, два (медленный темп)

Вот и кончилась игра. (медленный темп)

Упражнение 7

«Передай хлопок и слово» Дети стоят в кругу и, проговаривая любую скороговорку (на траве дрова..), передают по слову и хлопку по кругу друг другу.

Упражнение 8

«Весёлый дождик»

Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.

Дождик капнул на ладошку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он-

Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон-

Кап-кап, кап-кап-кап!

Упражнение 9

Читая текст, отбивать вместе с обучающимися ритм стихотворения хлопками. Затем учащиеся делают это самостоятельно, самостоятельно произнося стихотворение.

Осенние листья

Опустел скворечник —
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

И. П. Токмакова

Упражнение 10

Чтение стихотворений с выполнением заданных движений.

У маленькой Мэри Большая потеря ( прохлопай руками 7 раз)

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет,

И жалобно плачет,- (протопайте ногами 7 раз)

Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере. (пройдите вперед на 4 шага)

Ботинок для правой ноги. (прохлопайте руками 3 раза)

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый, (пройдите назад на 4 шага)

Да только смотри- береги! (прохлопайте руками 3 раза)


Упражнения на развитие артикуляции

Упражнение 1

«Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край

языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Я «чашку» выведу вперед,

С нее подую вверх.

И теплый воздух обдает

Мой носик, например.

Упражнение 2

«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Упражнение 3

«Домик открывается»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Упражнение 4

Чередование «Толстячки - худышки»

Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Упражнение 5

Использование скороговорок в качества артикуляционной разминки

Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.

Упражнение 6

«Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Упражнение 7

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Упражнение 8

«Орешки»

Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики – "орешки".

Упражнение 9

«Слон»

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Упражнение 10

«Лопаточка»

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...


Заключение

Выразительное чтениеэто одно из сильнейших средств, благодаря которому учитель в ходе работы над литературным произведением способен вызвать у детей сопереживание, тем самым помогая не только понять смысл прочитанного, но и передать его другим, обогатить свой внутренний мир, развить чувство эмпатии.

С целью формирования навыка выразительного чтения в данном сборнике были подобраны упражнения, направленные на:

  • развитие дыхания;
  • постановку логического ударения;
  • развитие силы голоса;
  • развитие интонационных навыков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие артикуляции.

В дополнение к сборнику упражнений было разработано пособие-руководство, в котором содержатся методические рекомендации по работе со сборником, показатели уровня сформированности навыка выразительного чтения и критерии оценивания уровня сформированности навыка выразительного чтения.


Список использованных источников

  1. Авдеева, А. В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А. В. Авдеева, М. В. Молькова. – Текст : электронный // Молодой ученый, 2015. - №(). – С. 44-46. – URL : (дата обращения: ).
  2. Куделькина, А. В. Формирование навыков выразительного чтения посредством театральной деятельности / А. В. Куделькина, А. А. Акимова // МАУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени Е. А. Евтушенко». – Братск, 2020. – 26 с. – Текст : непосредственный.
  3. Присяжнюк, И. В. Практикум по выразительному чтению для студентов специальности Преподавание в начальных классах / И. В. Присяжнюк, А. А. Усикова // ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж». – Шахты, 2022. – 90 с. – Текст : непосредственный.
  4. Салашникова, Т. В. Теоретические и методические аспекты выразительного чтения художественных произведений в начальной школе : уч.-метод. пособие для студентов факультета педагогики, психологии и начального образования / Т. В. Салашникова, Т. Г. Фирсова. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов, 2011. – 68 с. – Текст : непосредственный.
  5. Сааякян Е. А. Использование упражнений для развития техники выразительности речи младших школьников на уроках чтения / Е. А. Саакян. – Текст : электронный // Мультиурок, 2023. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать навы...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...