мастер-класс: «Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».
методическая разработка

Цель мастер-класс обрести  союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_.docx301.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса:

«Создание ситуации успеха учащимся на уроках истории».

    Цель мастер - класса: обрести в вашем лице союзников, заинтересованных в организации учебного процесса, при котором создается возможность достичь успешных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задачи:

- напомнить коллегам понятие «педагогический успех», «интерактивное обучение»;

- показать методы и приемы интерактивного обучения, применяемые на уроках истории, провоцирующие создание ситуации успеха для учащихся.  

                 Для начала предлагаю разобраться с терминологией.

СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают достижение цели.

УСПЕХ - это положительный результат деятельности. 

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

   Достичь ситуации успеха на уроках нам более всего помогают интерактивные методы обучения. А они требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Вашему вниманию хочу представить ряд приемов для организации учебного процесса на уроках истории. Они не требуют длительной подготовки, просты в организации и не нуждаются в особом реквизите.

Итак, как же создать на уроке ситуацию успеха? 

Основная задача работы учителя «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».

Цитата принадлежит древнегреческому философу, биографу, моралисту и писателю Плутарху из Херонеи.

Вот отрывок из его произведения:

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

   Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности, в следствии чего и настраивается на успех.

В помощь приглашается фокус - группа из 4 человек, в решении поставленных задач могут принимать активное участие и коллеги из зала.

Прежде, чем начать работу мы настраиваемся на позитив, желая друг другу успеха.

Задание 1. 

Приветствие “Здравствуйте!”

Участники фокус-группы поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте, имя соседа! (прикосновение всей ладонью)

   

Задание 2.    "Эпиграф". Прием «Умышленная ошибка». Я предлагаю вам задание с ошибкой.

Представьте себя в роли учеников: начало урока и вам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске, и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Суть этого приема заключается не только в определении темы урока, но и нахождении ошибки. 

О, мощный властелин судьбы! http://spbfoto.spb.ru/foto/data/media/15/P4227858.jpg

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

                                                                 

отрывок из поэмы   М.Ю. Лермонтова (ошибка, это отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник)

Задание 3. Прием «Час редактора» можно использовать на этапе закрепления учебного материала.

Группы получают исторический текст, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты.

Используя на уроке данный прием, вы не только можете проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально.

Тема: Усиление Московского княжества.

Задание: заполните пропуски в тексте.

Иван получил свое прозвище от …….. .

В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .

За что и получил ……… и право собирать ……  для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси

ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька(«калита» –денежная сумма).

В 1327 году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало сильнейшим в Северо –Восточной Руси.

Пока участники фокус группы выполняют задание.

Я поработаю с залом.

Вам нужно ответить на вопрос:

Вопрос: Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого? 

Ответ: Пришедшего последним.

Задание 4. Прием «Кольца Венна». Коллективная работа.

                                                         

                                                                       Невская битва                                                 Полтавская битва

                                                                                               

                                                                                                                           Ш

                                                                                                                            В            

                                                                         1240 год                                    Е                               1709 год                                

                                     Ц

                                                                                                                            И

                                                                 Александр Невский                         Я                                 Петр I

                                               

                                  Победа русского войска           Победа русского войска

                           

Какую информацию можно получить об исторических событиях применяя этот прием?

Задание 4. Метод ТРИЗ -  теория решения изобретательских задач.

Используя этот метод можно применять такие приемы как «Окончить начатое» или «Блиц - сочинение». Эти приемы можно использовать при работе с занимательными задачами по истории.

Какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие, разные пути решения, набор вероятных ответов.

Предлагаю Вам решить одну из таких задач: 

Задача. По всем нашим представлениям древний человек должен быть очень сильным и ловким – таковы были условия выживания. Но вот при раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было лет 50, а правую руку он потерял еще в юношестве. Как выжил этот человек?                             Оказывается, мужчина попал в плен на остров, где обитали только амазонки. Они сообщили ему, что его собираются казнить, но сначала выполнят любое его желание. Какое желание он должен загадать, чтобы остаться в живых? (один из вариантов: "пусть меня убьет самая некрасивая из вас").

Задание 5. Прием «Памятник».

Второе полугодие учебного года насыщено исторических событиями, празднование ключевых для нашей страны годовщин -  День снятия блокады города Ленинграда. годовщина разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, День Защитника Отечества и конечно День Победы.

Вопросы.

1. Как называется памятник, который вы видите на изображении?

2. Вы знаете, что этот памятник вторая часть композиции состоящей из трех элементов?

3. Назовите первую и третью часть композиции.

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов.

Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей).

Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.

Используя этот прием предложить идею оригинального памятника "Успешному человеку", нарисовав его, при этом не рисуя лица.

Наш мастер-класс подходит к завершению.

Представьте себе, что нам нужно придумать формулу успеха, чтобы вы включили в эту формулу?

Итак, в процессе мастер - класса мы выяснили, что ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности.

            Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он утверждал, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения и учителя. 

Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории с целью провокации ситуации успеха:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
  2. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.
  3. Количество учащихся не должно быть немного. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.
  4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.
  6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.

Подводя итог мастер - класса я хочу сказать, что использование данных методов и приемов - это не самоцель. Важен результат. Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в школьниках чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

И в завершении своего выступления, хочу привести своеобразную «мудрость в назидание»:

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться»

В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...

Мастер-класс «Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»

Мастер-класс для педагогов«Приёмы создания проблемной ситуации на уроках»...

Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности,...

Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...