Методический доклад на тему"Создание ситуации успеха на уроке-инновационный подход в обучении учащихся в ДШИ". 2016г.
учебно-методический материал

Смирновой Галины Валентиновны

Выдающиеся педагоги  считали, что музыка-это могучий стимулятор мысли,без него не возможно полноценное развитие ребенка. Как развивать творческие способности детей, прививать культурные ценности, каждый ребенок должен быть успешным, уверенным в своих сила, понимать и ощущать собственную значимость.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроке .

                                                      Верьте в талант и творческие силы каждого                    воспитанника!(В.А.Сухомлинский)

 

  Методы развития музыкальных способностей,  воспитания музыкального вкуса,  привития интереса к музыкальному исполнительству,   можно  использовать на любом  уроке в ДШИ,  эти методы  аппелируют к творческому началу детей, вовлекают их в различные музыкально-познавательные игры. В процессе занятий вырабатывается стойкий интерес к  музицированию, как   соло, так и в ансамбле. В непринужденной обстановке игры дети приобретают навыки исполнения на инструменте, а в классе ансамбля учатся «включаться» в общее звучание. Важность  заключается в предоставлении педагогам музыкальных школ возможности успешного проведения занятий  как со способными, так и с менее одаренными детьми.

Образование сегодня - не столько приобретение знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей. Особенно злободневной является проблема воспитания чувств, так как на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития нравственного сознания от роста знаний. Еще К.Д.Ушинский предупреждал, что общество, преимущественно заботящееся об образовании ума, совершает "большой промах", ибо человек "более человек в том, как он чувствует, чем в том, как он думает". Выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие ребенка.

Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования – принципу доступности, массовости обучения, коллектив преподавателей Детской Школы Искусств развивает творческие способности детей разной степени одаренности, делая акцент на том, что неспособных детей нет. Главная задача состоит в музыкально-педагогическом приобщении каждого из учащихся к богатым музыкальным традициям и к тем из новых музыкальных идей, которые исключают пошлость, цинизм, безграмотность. Важную роль в этом играют коллективные виды творчества: коллективное музицирование; ансамблевое, хоровое пение; индивидуальный подход к обучению игре на разных инструментах. Совместные концерты учащихся и преподавателей формируют духовный мир детей, стремление к добру, красоте, человечности.

Преподаватели ДШИ работают в направлении создания условий для успешности, максимального развития личности ребенка с учетом его интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности

педагога школы состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

 Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других школьников и т.д.). Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Если школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь. Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе. Опыт, среда дополнительного образования могут создать условия для развития и формирования потребностей и способностей каждого школьника, что позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной деятельность, которая является значимой для ребенка и педагога.

Показателем эффективности работы любого исполнителя солиста или ансамбля скрипачей служит конечный результат - это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями дети принимают активное участие на фестивалях, конкурсах, общешкольных и классных концертах для родителей, где дается возможность выступить абсолютно всем детям независимо от их музыкальных способностей. Всё это способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.

Важнейший принцип организации учебного процесса - уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, её воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективна, целесообразна, продиктована потребностями учебного процесса, задачами всестороннего развития личности.

В практической работе преподаватели делают требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, что нецелесообразно требовать выполнение тех или иных задач в категоричной форме по отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и безответственному. Требовательность, какой бы справедливой она ни была, не принесёт пользы, если она не рассчитана на определённый уровень развития личности ученика. Ребенку, как и взрослому, необходимо время от времени «обеспечить успех», который будет стимулировать его к дальнейшей деятельности.

Основные первоначальные усилия педагога направлены на создание доброжелательной окружающей среды, в которой ребенок освобождается от соревновательного стресса с другими учениками, от отрицательной критики и сарказма, что помогает юному скрипачу достичь высшего уровня исполнения в пределах своих способностей. Через игровую форму дети приучаются получать удовольствие, работая старательно, как обычно бывает, когда они делают что-то с большим желанием; тем самым воспитывается внутренняя дисциплина.  

Одновременно с этюдами, гаммами и трудными пьесами, которые способствуют усвоению различных навыков, задаются так же и лёгкие пьески, которыми ученик свободно и легко овладевает, что укрепляет уверенность в своих силах, вызывает желание работать и воспитывает у учеников с самого начала целеустремлённость, привычку добиваться намеченной цели и приучает преодолевать трудности.

 Цель преподавателя - сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех тех, кто ей обучается. Не зря слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»  - стоят эпиграфом к этой работе. Выявляя в ученике положительные качества, мы как бы предвосхищаем процесс становления и возвышения личности. Если ученик добивается успеха в преодолении трудностей, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нём укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти успехи усиливаются, если их замечают и отмечают педагоги и коллектив сверстников.

Учащиеся ДШИ кроме индивидуальных занятий, посещают и ансамблевые, которые дают возможность воздействия педагога на ученика,   где сила коллектива активно сказывается через соревнование, оценку достижений учеников своими товарищами. Чтобы звучание скрипичного ансамбля при исполнении двухголосных произведений было качественным  во всех голосах, желательно, чтобы в каждом голосе было равное количество продвинутых учеников и более слабых. Кроме того, такое распределение имеет и психологическое значение, т.к. оно исключает у исполнителя вторых голосов чувство неравенства по отношению к играющему партию первого голоса.

 Скрипичному ансамблю необходим хороший ведущий (концертмейстер ансамбля), который во время выступлений на концертах будет осуществлять творческое руководство ансамблем: поклон, одновременный подъем инструментов, начало и завершение игры и т.д. Поэтому выбирается один из лучших учеников, обладающий хорошим чувством ритма и умеющий уверенно показать все вступления, имеющий опыт игры в ансамбле, так же эту роль успешно может выполнять и преподаватель. Во время репетиционных работ роль ведущего выполняют другие  ученики по очереди. Такой подход пробуждает у ученика стремление к лучшему исполнению своей партии, даёт возможность почувствовать себя личностью, лидером.

Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. «В педагогике не должно быть насилия» (В.Б.Болдырев). С точки зрения преподавания - авторитарный подход неприемлем. Преподаватели стараются сохранить у детей желание учиться, стараются наладить психологический контакт с учащимися.

Обучение ребенка не должно быть принудительным, иначе оно не эффективно и мешает гармоничному развитию личности, поэтому очень важно добиться, чтобы желание работать старательно исходило от самого ребенка. Целью каждого урока должно быть познание музыки через исполнение на инструменте.  Надо стараться, чтобы между педагогом и учеником не было дистанции, т.к. настоящая продуктивная работа возможна лишь тогда, когда существует взаимное уважение друг к другу.

На практике преподаватель применяет такие методы обучения, которые соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру определённого ученика. Управление деятельностью учащихся требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуации ожидания завтрашней радости. Осознание ребёнком своего успеха в игре на музыкальном инструменте и ожидание перспектив его развития являются могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей.  

Таковы основные идеи и принципы педагогики успеха, которыми  руководствуются преподаватели ДШИ для совершенствования воспитательно-образовательного процесса  и достижения ее основных целей и задач.

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965.
  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010.
  3. Беленький Б. - Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990.
  4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006.
  5. «Вопросы совершенствования  преподавания  на оркестровых инструментах». Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978.
  6. В.Ю. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке» Классика -ХХI, Москва 2006г.

     7. Ю.Янкелевич Педагогическое наследие: Сборник / Сост. Е.И.             Янкелевич, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 2009.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

МАОДО «Новоаганская детская школа искусств

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Работа над интонацией в классе скрипки»

                                                                    Автор:

                                                                    Г.В.Смирнова,

                                                                    преподаватель по классу скрипки

                                                                    высшейквалификационной категории

                                                                    МАОДО «Новоаганская ДШИ»

                                              П.г.т.Новоаганск

                                                    апрель

                                                     2019г.

Работа над интонацией в классе скрипки


В.Ю.Григорьев: "Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая – выразительной". Верная интонация вырабатывается в результате внимания и обострения музыкального слуха, болезненно воспринимающего фальшь, т.е. отклонения от точной высоты звука.

Работа над интонацией должна быть подчинена режиму и плану в той же мере, как и другие отделы, являющиеся предметом наших занятий (ритм, динамика, различные виды техники). Переходим к рассмотрению основных положений, относящихся к работе над интонацией, и тех отдельных случаев наиболее значительных, характерных, так называемых общих дефектов интонирования, которые наблюдаются в учебном процессе в исполнительской практике.

1. Предварительная подготовка музыкального слуха есть основное условие правильного интонирования и корректирования фальшивых нот. Обычно учащийся тщательно настраивает скрипку, но не заботится о том, чтобы соответствующим образом «настроить» себя и этим вызвать необходимые и вполне определенные слуховые предощущение тональности мотива, высоты отдельного звука, величины интонирования. Недостаток такого предощущения вынуждает его непроизводительно затрачивать время на исправления интонации. Прямое отношение к этому обстоятельству имеют многочисленные указания в методических работах различных авторов на необходимость перед изучением этюда или пьесы проиграть гамму в соответствующей тональности, основное трезвучие.

2. Давление смычка при игре на одной струне и равномерное распределение нажима смычка на струны в двойных нотах.

Это условие, не имеющее на первый взгляд прямого отношения к вопросам интонации, тем не менее играет в некоторых случаях решающую роль.

Следуя ценному указанию П. Казальса, заниматься интонацией преимущественно в нюансе пиано, чтобы иметь возможность лучше вслушиваться в качество звука и точность интонации, мы склонны вначале придерживаться этого правила, но, по мере многократных повторений и исправлений разучиваемого отрывка нот, постепенно и незаметно для себя увеличиваем силу звука, доводя ее до форте или фортиссимо. Это форсирование звука изменяет качество и высоту его (что заметно особенно при сильном нажиме смычка на стальной струне ля), и результаты таких занятий оказываются неудовлетворительными.

3. Физическое состояние рук, пальцев, а также причины внутреннего характера – общее неудовлетворительное состояние, наряду с понижением слуховой впечатлительности, оказывают заметное влияние на точность интонирования.

4. Необходимо упражняться в транспонировании в различные тональности музыкального отрывка, начиная от несложной мелодии, путем дальнейшего постепенного усложнения материала и выбора тональности, что весьма содействует развитию нашего музыкального слуха и его приспособляемости к ощущению тональности в целом и к перемещению ее. Кроме того, транспонирование развивает в техническом отношении приспособляемость пальцев к овладению интервалами на различных струнах.

Целесообразно применять этот метод, начиная с гаммообразных движений и затем использовать его для изучения пассажей, секвенций и т. д.


5. В занятиях различными видами техники левой руки следует устанавливать для себя определенное направление: занимаясь так называемой гимнастикой пальцев, мы добиваемся устойчивости их на струне, цепкости их, проявления известной физической силы и надежности ощущения усилия. Левая рука не должна проявлять излишнего мышечного напряжения, во избежание переутомления пальцев, особенно в начальном стремлении к достижению верной интонации.

6. В педагогической практике приходится наблюдать следующее явление: при разучивании пьесы в медленном движении фальшивая интонация резко заметна у учащихся, в пьесах подвижного характера это отрицательное впечатление несколько сглаживается, не следует относить это явление к тому, что нам легче определить точную интонацию длительных звуков в медленной последовательности их, нежели интонации звуков быстро следующих один за другим. В данном случае имеет место следующее явление: при медленном движении пальцы ставятся на струне в более изолированном( разбросанном) положении по отношению ко всей группе пальцев, нежели в быстром темпе, когда мы склонны подготавливать пальцы к групповому положению, движению и чередованию их. В последнем случае пальцы находятся в собранном виде и состоянии над струнами наготове, что не имеет места при медленном чередовании их в мелодии. Поэтому нелишне проверить при игре в медленном темпе.

Добиваясь верной интонации и проверяя ее преимущественно в медленном темпе, мы тем самым проверяем и исправляем движения руки и пальцев, отбираем наиболее целесообразные движения их и вырабатываем должную степень мышечного усилия.

В своих занятиях мы должны руководствоваться существующим законом естественного развития двигательных функций, гласящем: "Развитию мышц содействует более всего постепенное и последовательное увеличение их деятельности, т. е. мышцы развиваются упражнениями".

Система длительных занятий в медленном темпе, вообще "в медленном темпе" безотносительно какому- либо плану и смыслу, вызывает отягощение и торможению аппарата, следовательно, утомлению его, а самое главное - мы усиливаем не те движения, которые нужны в настоящем подвижном темпе, теряя присущие именно этому темпу и характерные для него виды движения. Чтобы устранить эти явления, следует применять принцип постепенного замедления темпа, чаще сверяя результат работы в замедленном темпе с движением рук в настоящем темпе.

7. Обычно рекомендуемый педагогами способ проверки отдельных звуков в мелодии, в пассажах с открытыми струнами может рассматриваться как временный метод и не должен приобретать характера длительной привычки, т.к. при злоупотреблении им он перерастает в автоматический навык и излишнюю потребность без всякой необходимости сверяться с открытыми струнами.

8. Очень важным средством для развития музыкального слуха является изучение гаммы, особенно минорной, от различных ступеней ее. Этот метод, значительно облегчает преодоление большой интонационной трудности, когда требуется правильное представление о данной тональности.

9. Немаловажным является положение локтя левой руки. Рука, при переходе с одной струны на другую, играет роль руля, перемещающего кисть в положение, отвечающее новой струне. Таким образом, при каждом переходе со струны на струну рука активно движется. Размах направляющего рулевого движения левого локтя, особенно в нижнем регистре, содействует понижению интонации отдельных нот и целого звукоряда.


10. Нередко в учебной практике приходится наблюдать, что интонирование учащегося находится в прямой зависимости от степени заинтересованности его в исполняемом материале. Например, гаммы и упражнения учащегося склонен рассматривать как принудительный, «скучный» раздел. Однако, указание педагога на то, что в величайший образцах скрипичной литературы гамма и гаммообразные последования  нот, так же как и трезвучия, служили композитору материалом для создания бессмертных мелодий, может вызвать у учащегося иное отношение к гаммам и упражнениям, как к материалу музыкальному, подкрепляющему художественное направление в его работе.

11. Недостаточный нажим пальцев на струну, запоздалая, несвоевременная подготовка их и несовпадение движений их с движениями смычка тоже влияют на качество интонации. Эти дефекты наблюдаются преимущественно при переходах руки из одной позиции в другую, при перебрасывании пальцев с одной с одной струны на другую и через струны, когда мы склонны ускорять темп, при вытягивании пальцев.

12. Чрезмерное поднимание пальцев и высокое расположение их над струнами нарушает связь их с грифом, благодаря чему отпускание пальцев на струны становятся неподготовленными, напряженными, даже до некоторой степени судорожным, что затрудняет точность и чистоту интонирования.

Ю.И. Янкелевич говорил: «механизм интонации сложен и в тоже время прост. Для чистой интонации необходимо обладать достаточно развитым слухом, воспитанной активности слуха, координацией слуха с двигательной сферой, правильные двигательные навыки. Такое сочетание всех сторон обеспечивает совершенство художественной интонации.»

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965.
  2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010.
  3. Беленький Б. - Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990.
  4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006.
  5. «Вопросы совершенствования  преподавания  на оркестровых инструментах». Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978.
  6. В.Ю. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке» Классика -ХХI, МоскваЮ 2006г.
  7.  Ю.И.Янкелевич «Педагогическое наследие».
  8. П.Казальс «Педагогическое наследие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен...

Методическая разработка мини-тренинга для педагогов, воспитателей «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов, воспитателей приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке и вне урокаЗадачи:информирование педагогов о психолого-педа...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...

Доклад "Создание ситуации успеха в учебной творческой деятельности на занятиях в Цирковой студии"

Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.Ситуация — это сочетание условий, которые...