Публичное выступление. Подготовка и структура выступления
план-конспект урока

Игнатова Мария Юрьевна

Как сделать так, чтобы вас завороженно слушали даже незнакомые люди? Как привлечь к себе внимание? Как говорить так, чтобы у собеседника не возникло желания вас "перемотать"? Урок развития речи посвящен ответам на эти и другие вопросы, а также нацелен на формирование навыков и умений публичного выступления учащихся, обретению свободы говорить, дносить свои идеи так, чтобы к ним прислушивались. Стоит отметить, что применяемая технология диалогового обучения  позволяет учащимся забыть об условностях и стереотипах построения урока, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне. Технология  диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения: новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie_gotovoe.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Публичное выступление. Подготовка и структура выступления.

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 8 класс

Тип урока: урок развития речи

Технология урока: диалоговое обучение

Тема урока: Публичное выступление. Подготовка и структура выступления

Цель: формирование навыка публичного выступления

Цели урока:                                   

Обучающие:

познакомить обучающихся с понятием «публичное выступление», его структурой и особенностями, продолжить отработку навыков самостоятельной работы с текстом, углублять знания по теории языка.

Развивающие:

развивать логическое мышление, устную речь; совершенствовать речевые умения; развивать умение высказывать свое мнение;развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию у школьников интереса к русскому языку, уважению и любви к малой родине, формировать положительные нравственные и эмоциональные качества; помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность заниматься совершенствованием своей речи.

                                                                                               

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- интерес к созданию собственного публичного выступления; умение высказывать свое мнение, отражая его в собственном тексте публичного выступления; стремление к совершенствованию устной речи. Способность к взаимооценке и самооценке.

Метапредметные результаты:

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в группе и парами: находить общее решение, формулировать, аргументировать свое мнение; умение преобразовывать информацию; соблюдение в процессе создания текста норм русского литературного языка.

Предметные результаты:

- знание правил построения выступления, умение создавать текст собственного выступления на заданную тему, понимать и формулировать тему и идею текста;

-умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы.

Коммуникативные результаты:  использовать языковые средства для выражения своих чувств; выступать перед аудиторией сверстников на заданную учебную тему; адекватно использовать жесты и мимику в процессе речевого общения; уметь вступать в диалог, высказывать свое мнение; владеть навыками монологической и диалогической убеждающей речи.

Организация пространства: ииндивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Подготовительный этап. Организационный

Поверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем.

Подготовка к работе на уроке

Мотивационный.

создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

проблемная ситуация

Учитель в начале урока после приветствия сообщает о том, что сегодня тему будет рассказывать один из учащихся. Просит обозначить желающих. Конспект в наличии.

Учитель благодарит учащегося за проявленную смелость, тактично обозначает выявленную проблему.

Вариант 1: учащиеся не изъявляют желания. Тогда учитель выясняет причины и подводит к мысли о том, что для публичного выступления необходима подготовка.

Вариант 2: один  из учащихся выходит, начинает читать. В этом случае учитель занимает роль ученика и начинает задавать уточняющие вопросы, на которые ученик также не отвечает, так как не знаком с материалом.

II. Ознакомительный этап Цель: Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

«Слова- это ключи(!!!), которыми можно открыть любую душу, и закрыть любой рот»

-Как вы понимаете эту фразу? Какова тема урока?

- Какие цели мы перед собой ставим?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Учащиеся размышляют, отвечают на поставленный вопрос

III. Актуализация знаний.

(Беседа с учащимися)

Публичное выступление - это ваше общение с аудиторией. В публичном выступлении - будь то доклад, лекция или выступление - перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать ее лучшему запоминанию.

Как часто вы выступаете публично? Где? По каким поводам?

Учащиеся отвечают на вопросы.

IV. Аналитический этап.

 Сбор информации по кейс-задаче

Кейс «Плохое и хорошее»

Цель: организация работы учащихся к выполнению учебного действия.

Учитель делит ребят на 2 команды.

Задача для 1 команды: вспомните самое плохое публичное выступление, которое вам доводилось слышать: лекцию скучного или сердитого учителя, неудачный доклад одноклассника. Напишите в список признаки ПЛОХОГО выступления. Опишите его? Как вел себя выступающий? А слушатели?

Задача для 2 команды: вспомните самое ХОРОШЕЕ публичное выступление, которое вам доводилось слышать. По каким признакам можно понять, что выступление удалось? Как ведет себя выступающий? А слушатели?

Ребята, вы молодцы! Как думаете, зачем вам в жизни пригодится публичное выступление? (обязательно сделать акцент и на простых бытовых ситуациях: рассказываешь интересный случай в компании друзей, говоришь поздравление/тост на дне рождения друга и т.д.)

Учащиеся работают в командах, фиксируют на доске ответы в 2 колонки, сравнивают, делают выводы – что нужно для хорошего выступления.

Примерные ответы учащихся:

Признаки хорошего публичного выступления:

Четкость цели: выступление имеет ясную цель и четкую структуру, легко воспринимаемую слушателями.

Логичность построения: речь строится последовательно, мысли плавно переходят одна в другую, отсутствуют лишние отступления.

Интересность содержания: информация представлена увлекательно, использованы интересные факты, метафоры, юмор, личные наблюдения.

Контакт с аудиторией: установлен зрительный контакт, спикер поддерживает внимание публики, активно вовлекает аудиторию.

Эмоциональная вовлеченность: эмоциональный настрой оратора соответствует содержанию выступления, голос живой, выразительная мимика и жестикуляция.

Поддержка голосом и телом: голос уверенный, громкий, дикция чистая, используется умеренная жестикуляция, движения плавные и осознанные.

Использование визуальных материалов: графики, таблицы, презентации помогают иллюстрировать материал, упрощают восприятие сложной информации.

Простота и доступность языка: избегаются профессиональные жаргонные выражения, аббревиатуры и длинные формулировки.

Концентрация внимания: нет перегрузки информацией, каждое высказывание подкреплено примерами, аналогиями или статистикой.

Завершение речи мощным финалом: итог подводится ясно и лаконично, формируется общее впечатление о выступлении.

Признаки плохого публичного выступления:

Отсутствие структуры: текст хаотичен, непонятен смысл выступления, отсутствует логика изложения материала.

Сложность восприятия: используются сложные конструкции предложений, много сложных слов, абстрактные понятия.

Невнимательность к публике: Отсутствие контакта глазами, отсутствие реакции на настроение аудитории, монотонный голос.

Недостаточная подготовка: много ошибок, оговорок, повторений, незнание материала.

Излишнее использование профессиональных терминов: аудитория теряет интерес, не понимая сути сказанного.

Нарушение этики: несоответствие поведения ситуации, агрессивность, излишняя эмоциональность, пренебрежительное отношение к аудитории.

Перегрузка информацией: обилие фактов, цифр, примеров мешает усвоению основного материала.

Нехватка эмоций: спикер выглядит равнодушным, скупы на мимику и жесты, звучит монотонно.

Неправильное распределение времени: выделение недостаточного количества времени на главные моменты, долгое вступление, затянутое заключение.

Незавершенность выступлений: недостаточное обобщение и выводы, неясное завершение речи.

Важно помнить, что качество публичного выступления зависит не только от мастерства говорящего, но и от уровня подготовленности аудитории, обстановки мероприятия и многих других факторов. Тем не менее соблюдение перечисленных рекомендаций помогает сделать любое выступление успешным и эффективным.

V. Усвоение знаний.

Мини-лекция

упражнение «Две речи»

 «Как подготовить публичное выступление?»

Сегодня мы с вами будем говорить о том, как создавать содержание вашего выступления.

ЧТО говорить?

Когда вы готовите выступление, вы должны ответить себе на 3 вопроса:

Кто мои слушатели?

Важную роли играют:

- пол (выступление перед группой, в которой одни девочки, сильно отличается от выступления перед смешанной группой и уж тем более от группы, состоящей из одних мальчиков),

- возраст (как возраст слушателей влияет на выступление?)

- количество (как влияет на выступление?)

уровень осведомленности ваших слушателей о том, чему посвящена ваша речь (как влияет на выступление?)

Какова моя цель?

От того, чего вы хотите добиться от аудитории зависит многое.

Какие могут быть цели? (развеселить, изменить отношение к чему-либо, побудить к действию (купить, проголосовать, вложить деньги в ваш проект и т.д.)

Где и когда я буду выступать?

Совсем по-разному будут звучать выступления в начале или в конце мероприятия, на уроке и на вечеринке и т.д.

Ответив на эти вопросы, вы легко сможете понять, ЧТО говорить.

Предположим, вам нужно подготовить две речь о своем лучшем друге. Одна речь – доклад для урока обществознания, вторая – поздравление с днем рождения друга на вечеринке.

Рисуем таблицу на флипчарте  или доске. Заполняем вместе.

Как вы думаете из каких частей состоит выступление?

Очень часто спикеры сосредотачиваются на основной части, им кажется, что это самое важно.

Но существует «правило края» - лучше всего слушателям запоминается то, что было в начале и в самом конце (особенно, если мы говорим про речь длиннее 10 минут). Во время конференции или череды поздравлений, слушатели запомнят самого первого, последнего и самого оригинального/смешного)

От вступления зависит очень многое! У вас есть 20 секунд, чтобы привлечь внимание слушателей или потерять его.

Как думаете, что можно сказать в начале? Чем зацепить слушателей?

Главное правило создания основной части – говори просто. Представьте, что ваша тема – это котлетка, которую нужно скормить малышу. Вся котлетка в рот не влезет. Нужно разделить ее на небольшие части и положить малышу в рот. Так и с вашей темой – выделите важные части, выстроите последовательность и помогите слушателем ее «съесть», понять.

Как думаете, чем можно закончить выступление?

Параллельно учащиеся выполняют упражнение «Две речи»

Доклад

Поздравление

Кто мои слушатели?

Одноклассники, педагог

30 человек

Не знакомы с моим другом

Друзья (ровесники)

5 человек

Близко знакомы с нашим общим другом

Какова моя цель?

Например: рассказать, как дружба изменила меня, чему научила; получить хорошую оценку; взбодрить одноклассников

Например: сделать приятно моему другу, показать как много он значит для меня и при этом всех развеселить

Где и когда будет выступление?

В классе, во время урока, есть тайминг на выступление, всем, скорее всего, не очень интересно, все зевают

На вечеринке, в кафе, где играет музыка, всем весело

Обсуждение: о чем вы будете говорить в первой речи? А во второй?

Упражнение «Выступление» 

Можно индивидуально или парами.

Представьте, что вам выпала честь открыть премию «Лучший ученик России» (произнести приветственную речь). Аудитория – школьники и их родители, 1000 человек. Цель – заинтересовать, взбодрить, зарядить на активное участие и голосование за участников.

Примерные ответы учащихся:

  1. О своих чувствах (Я рад быть здесь…, это важно для меня, потому что…, я мечтала сказать о… и т.д.)
  2. Удивительный факт (он может быть напрямую или косвенно связан с темой выступления) – подготовить пример!
  3. Анекдот или притча в тему – пример!
  4. Сделать анонс выступления так, чтобы у слушателей появилось желание узнать подробнее: сегодня будем говорить о том, как выступать публично, и я поделюсь одним секретом, который позволил мне произнести такую речь, после которой меня сразу пригласили работать диктором на радио/ предложили контракт на 1000000р.
  5. Краткая самопрезентация – почему вы можете говорить на эту тему и ваши слова заслуживают доверия (без бахвальства и ложной скромности) и др.
  6. Обратиться к опыту зала (бывало ли с вами такое, что…)

Примерные ответы учащихся:

  1. Пожелания аудитории,
  2. Благодарности слушателям и организаторам (Но не банальное – спасибо за внимание! Например: за вовлеченность, за вопросы, за поддержку и т.д.)
  3. Мотивирующий случай из жизни,
  4. Призыв к нужному действию (голосуйте за Машу! Она будет отличным президентом школы!)

VI.Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Предлагает учащимся на доске совместно составить схему-паутины.

Примерные вопросы для ответов:

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Учащиеся составляют схему-паутину на доске из ответов.

Учащиеся отвечают на вопросы, способствующие формированию критического мышления, развитию аналитических навыков

VII. Домашнее задание.

1.Организовывает обсуждение и запись домашнего задания. Домашнее задание (учащиеся выбирают один из вариантов самостоятельно).

2.Домашнее задание:

а)Приготовить рассказ о своем увлечении, хобби, любимом спорте и тд. Рассказ на 1,5 минуты. Продумать необычное, сильное начало и завершение.

б)Посмотреть видео о том, как преодолеть волнение, записать тезисы

https://www.youtube.com/watch?v=14diYB-mqy4 – Радислав Гандапас, как преодолеть волнение

Учащиеся выбирают задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка к концертному выступлению и проблема концертного волнения

В настоящей работе рассматривается концертное выступление уучащегося.как необходимый этап в системе обучения и становления музыканта. где многие компоненты( музыкальное мышление, творческое воображени...

Психологическая подготовка к концертному выступлению

Способы и методы психологической адаптации к сцене. Советы для возможности контролировать нервные процессы в организме....

Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта

Участие обучающихся в концертах – важная составляющая обучения юных пианистов в ДШИ. Согласно реализуемых образовательных программ, контроль успеваемости учащихся проводится не только на уроках, зачет...

«Вопросы подготовки музыканта к публичному выступлению»

В статье рассматриваются вопросы подготовки  учащихся к концерту ,выступлению на сцене....