Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Воспитание и социализация личности: готовим профессионалов вместе"
статья
Конференция проводилась в целях обобщения опыта и совершенствования учебной, научно-методической работы в профессиональных образовательных организациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.11 МБ | |
| 25.9 КБ | |
| 634.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи колледжа
в условиях интеграции в Российскую Федерацию
Прохорова Оксана Сергеевна, практический психолог ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства», г. Луганск, Луганская Народная Республика
Ковалев Андрей Викторович, преподаватель истории и обществознания ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства», г.Луганск, Луганская Народная Республика
Молодое поколение - это особая социальная группа, находящаяся в стадии формирования структуры ценностной системы, становления и выбора профессионального и жизненного пути. Данная группа является группой риска, ценности которой формируются под воздействием жизненного уклада, идеологии, в течении долгих периодов, на индивидуальном уровне и на уровне государственной политики. Социализация молодежи - сложный социальный процесс. В политически и экономически неустойчивом обществе молодежь все меньше опирается на опыт предыдущих поколений, теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, который формирует поведение современной молодежи. В настоящее время современным молодым людям многие нормы морали кажутся устаревшими, обременительными, ограничивающими их свободу, индивидуальность и волю. Следует отметить, что представления, полученные в период молодости, сохраняются неизменными практически в течении всей жизни. Известно, что ценностные предпочтения оказывают влияние на выбор места личности в обществе.
Что касается определения моральных ценностей, то оно варьируется в разных работах, но в основном сводится к тому, что мораль - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Моральные качества – это совокупность всего, что характеризует сознательную личность. Именно ценности являются важной составляющей формирования общества. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества. Все это представляет большой интерес в изучении этой социологической темы, т.к. в настоящее время ценности молодежи подвергаются значительным изменениям. Свое становление нынешняя молодежь проходит в условиях формирования новых социальных отношений, информатизации общества и в период социокультурных перемен.
Важность формирования жизненных ценностей у подрастающего поколения подчеркивается систематически. Понятие «ценность» в социологии появляются уже у классиков: О. Конта, М. Вебера, и Ф. Знанецкого. В XX столетии ценностная проблематика рассматривается в трудах таких известных социологов, как Ф. Адлер, Г. Беккер, М. Рокич.
В современной науке возросла роль социологических исследований жизненных ценностей молодежи, по результатам которых можно проследить взаимосвязь ценностей и модели поведения подростков, понять механизм формирования профессиональных предпочтений, а также изучить социальные условия, в которых формируется и раскрывается молодая личность. Изучение личных ценностей молодежной группы в период интеграции в Российскую Федерацию дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, охарактеризовать инновационный потенциал, от которого во многом зависит будущее состояние общества, понять отношение молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, изучить самосознание студенческой молодежи.
Учитывая важность всех факторов, влияющих на формирование моральных ценностей молодежи в период интеграции в РФ, стало необходимым провести исследование и опираясь на его результаты скорректировать направления воспитательной работы колледжа. Объектом исследования являлись обучающиеся 1-3 курсов Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства», которые поступили на обучение на основании аттестата об основном общем образовании (9 классов). Выборка составляла 101 человек, обучающиеся в возрасте от 15 до 17 лет. Предметом анализа исследования являлись моральные качества подростков. Метод исследования: анкетирование и тестирование.
Анкета на выявление уровня сформированности нравственной воспитанности включала в себя такие критерии: гуманизм, активность, принципиальность, великодушие, верность, благородство, достоинство, тактичность, щедрость, скромность, честность, духовность, бережливость, осознанность. По результатам данного анкетирования лишь у 6% обучающихся эти качества развиты на высоком уровне, у 38% подростков развитие моральных качеств на среднем уровне и у 56% респондентов на низком уровне.
С обучающимися дополнительно были проведены тесты на выявление установок «альтруизм-эгоизм» и «совестливость». По результатам теста «Выявление установок на «альтруизм-эгоизм» только 10% обучающихся показали результат, который говорит о способности бескорыстно помочь товарищу, поддержать его в сложное время, уступая собственным интересам. В свою очередь 65% подростков периодически помогают своим близким, но при этом не исключают и личной выгоды. У 25% респондентов присущи корыстные мотивы. Они могут помочь в исключительных случаях, но при условии, если это не противоречит их собственным интересам и результат будет в их пользу. Они отдают предпочтение материальным ценностям, собственному благополучию и комфорту.
Показатели «совестливости» несколько иные. У 45% респондентов имеются нестойкие моральные принципы, подростки периодически могут нарушать этические стандарты, правила, иногда могут позволить себе не подчиниться требованиям. Доброжелательных, ответственных, со стойкими моральными принципами респондентов насчитывается около 35%. Для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство долга, добросовестность, стойкость моральных принципов и убеждений. В своем поведении они строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем. И 20% респондентов имеют низкий уровень самоконтроля и склонность к систематическим нарушениям социальных требований. Меньше всего эти подростки ценят красоту природы и искусства, творчество, культурный досуг, трудолюбие и толерантность. В силу возраста обучающиеся смотрят на будущее немного иллюзорно. Не имея еще опыта в решении сложных жизненных задач, подростки идеализируют свой образ и предают ему чрезмерную значимость, переоценивают свои возможности и способности.
Результаты исследования моральных качеств обучающихся учитываются при составлении плана воспитательной работы колледжа и выборе наиболее эффективных форм и методов работы. Правильно расставленные акценты в воспитательной работе колледжа на протяжении всего периода обучения будут способствовать формированию структуры ценностной системы и нового социального опыта молодежи.
На основе проведенного исследования нельзя говорить об ухудшении нравственного облика молодежи. Часто молодежная культура демонстративная, но при этом у современных студентов не наблюдается обособленность от культурных ценностей старших поколений. Значительное влияние на социализацию молодого поколения в период интеграции в Российскую Федерацию оказывает изменение законодательной базы, экономическая ситуация, меры воспитательного воздействия. Участвовать в процессе формирования систем позитивных ценностных ориентаций молодёжи должны все субъекты молодёжной политики: государство, религиозные конфессии, общественные молодежные организации, образовательные учреждения. Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодёжной политики должны достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство; выработать единый алгоритм действий; обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворённой, ответственной молодёжи, способствовать формированию у неё системы позитивных традиционных ценностных ориентаций.
Поскольку ценности современной молодежи формируются на различных социальных уровнях, то основная роль в этом процессе принадлежит семье, которая является фундаментом для полноценного развития личности. Немаловажную роль в процессе становления и формирования ценностных ориентиров подростков и молодежи играет ближайшее окружение, формальные и неформальные лидеры, мнения которых для подростков играют в этом возрасте огромное значение. Важным направлением в воспитательной работе колледжа является работа с родителями. Систематически проводятся индивидуальные профилактические беседы, цель которых повысить уровень правовой грамотности родителей и осведомленности в вопросах воспитания.
Особую роль в процессе формирования позитивных моральных качеств играет правильно организованная система воспитательных мероприятий образовательного учреждения. Педагогам колледжа приходится вырабатывать свою стратегию формирования ценностных ориентиров молодежи, учитывая семейную ситуацию обучающихся. Основной задачей педагогического коллектива колледжа является не только воспитание конкурентоспособных специалистов, мастеров своего дела, но и воспитание личности человека-гражданина, патриота своей Родины. Педагоги ГБО СПО ЛНР «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства» максимально стараются реализовать эту задачу. С этой целью в колледже проводятся мероприятия духовно-нравственной и патриотической направленности. Очень ценным для педагогов и обучающихся является сотрудничество с социальными партнерами: музеем истории города Луганска, Общероссийской общественной организацией политического просвещения и инициатив «Молодежь СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», депутатами Народного Совета Луганской Народной Республики, ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования», представителями просветительского проекта в области развития молодежного предпринимательства «В деле» Российского Общества «Знание», Луганским академическим украинским музыкально-драматическим театром на Оборонной, Луганским отделением Российского общества «Знание», депутатами Народного Собрания и др.
Еженедельно для всех участников педагогического процесса осуществляется совместное прослушивание гимна Российской Федерации и гимна Луганской Народной Республики, а также проводится цикл занятий «Разговоры о важном» в рамках Всероссийского проекта. Эти мероприятия помогают сплотить молодежь, почувствовать гордость за нашу великую Родину, приобщиться к культуре и традициям многонационального государства. Мероприятия, приуроченные к памятным юбилейным датам в истории: «80-летие создания подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» и «80-летие освобождения Ворошиловграда от немецко-фашистских захватчиков» особенно ценны для подростков, т.к. в полной мере раскрывают чувства патриотизма, присущие их сверстникам много лет назад. Воспитательные часы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны и Специальной военной операции, развивают у подростков чувство гордости за наших соотечественников и служат достойным примером.
Обучающиеся колледжа постоянно принимают участие в различных Республиканских и Всероссийских конкурсах, олимпиадах, Республиканских товарищеских турнирах, форумах. Ребята не только активные участники, но и призеры многих конкурсов и олимпиад. Очень важно эффективно организовать не только внеурочное время подростков, но и досуг, чтобы исключить негативные проявления в молодежной среде. С этой целью для обучающихся колледжа систематически проводятся лекции и диспуты, направленные на формирование общей культуры и морально-нравственных качеств молодежи.
Нет универсальных форм и видов работы, которые будут влиять на процесс формирования духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи. Только комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей подростков дает результат. Обязательно у подрастающего поколения должны быть вдохновляющие кумиры, цели, мечты о будущем и мотивация к действию, положительным изменениям. Когда человек чувствует поддержку и перспективу у него есть мотив меняться к лучшему. На сегодняшний день администрацией и педагогами колледжа максимально создаются условия для развития потенциала каждого обучающегося.
Список источников:
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. -Москва: издательство института психотерапии, 2002. – 337 с.
- Рябов, А.В. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеевой. – Москва: Изд-во Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с. - ISBN: 5-7333-0225-9
- Бойков, В.Э. Ценности и ориентации общественного сознания россиян/ В.Э.Бойков// Социологические исследования. - 2004. -№7. - С.115.
- Биченко, И. Г. Атрибуты «хорошей жизни» в ценностных ориентациях российских студентов // Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция, МосГУ, 18-20 октября 2006 г.: доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского. - Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. - 387 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа. II всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика» 2 декабря 2021 Омск
Секция 2. Завьялова С.В., Селин Е.А. Проекты по модернизации железнодорожной инфраструктуры...

«Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика»: Материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2021
Селин Е.А, Завьялова С.В. Проекты по модернизации железнодорожной инфраструктуры. С. 90...
XII Всероссийская научно-практическая интернет - конференция "Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования" с международным участием
Статья "подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе элементов дуального обучения в БУ "Урайский политехнический колледж"...
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: ГОТОВИМ ПРОФЕССИОНАЛОВ ВМЕСТЕ»
Сборник создан на основе материалов, поступивших в ходе проведения Всероссийской научнопрактической конференции «Воспитание и социализация личности: готовим профессионалов вместе», проведе...
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 24 октября 2019 года, посвященной 80-летию Шадринского государственного педагогического университета.
ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И ОБРАЗ ЖИЗНИ РОССИЯН В XIX–XXI ВВ.Автор Шафигуллина Ю.Р. "Жизнь моей прабабушки"...
