парциальная программа нетрадиционные техники рисования
рабочая программа

Алина С.

на всякий случай (начало)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 1151»

 

Согласовано УО г. Москвы                                                                                     

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_________2025г

Заведующий «Детский сад №…»

_____________О.С. Кузина

«___»_________2025г

 

 

Парциальная программа

«Не только кисточкой»

Для детей (подготовительной группы)

Продолжительность программы 64 часа

 

 

 

 

Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

Москва- 2025 год

                                      

 

 

 

  1. Пояснительная записка
    1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Программа «Не только кисточкой» имеет художественно-эстетическую направленность, является досугово-познавательной, носит творчески-развивающий характер, и предназначена для детей 6–7 лет, посещающих подготовительную группу ДОО. Программа ориентирована на расширение художественного кругозора и развитие изобразительных навыков через освоение нетрадиционных техник рисования, таких как отпечатки, рисование губкой, пальчиками, зубной щеткой, сухой кистью, бумагой, стемпингом и др.

Новизна данной образовательной программы заключается в:

  • в обновлении форм и технологий обучения рисованию с применением современных материалов (например, акриловые краски, текстурные пасты, трафареты, штемпельная подушечка) и инструментов (различные виды губок, щеточек, шаблонов), что позволяет детям экспериментировать и развивать творческое мышление;
  • в интеграции игровых и исследовательских методов в процесс овладения нетрадиционными художественными техниками, направленной на повышение мотивации к художественному творчеству и развитие воображения у дошкольников.

Актуальность программы обусловлена запросом со стороны родителей на расширение возможностей художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник рисования, а также интересом самих детей к экспериментированию с красками, текстурами и необычными инструментами в процессе творческой деятельности. В условиях реализации ФГОС ДО и упора на развитие универсальных учебных действий, такая программа способствует формированию у детей не только художественных навыков, но и познавательной активности, воображения, эмоциональной выразительности и умения работать в коллективе.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на поддержку индивидуальных творческих проявлений каждого ребёнка. Она обеспечивает учёт потребностей и интересов детей старшего дошкольного возраста, а также возможностей педагогического коллектива по внедрению современных форм и методов работы в сфере дополнительного образования. Программа учитывает специфику подготовительной группы, где особенно важно создать условия для самореализации будущих школьников через доступные и увлекательные виды деятельности.

Кроме того, программа «Не только кисточкой» отвечает современным тенденциям в дошкольном образовании, связанным с развитием детского творчества и использованием игровых и исследовательских технологий. Это позволяет повысить уровень мотивации детей к самостоятельному творчеству, развивать их эстетические представления о многообразии художественных материалов и средств выразительности, а также формировать положительное отношение к искусству как части общей культуры человека.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в группе отмечается высокий интерес детей к изобразительной деятельности, однако традиционные методы рисования уже не вызывают у них достаточного энтузиазма и желания экспериментировать. В связи с этим возникла необходимость введения нетрадиционных техник рисования, которые позволяют расширить художественные возможности каждого ребёнка, сделать процесс творчества ярким, необычным и доступным для всех категорий детей, включая имеющих особенности в развитии моторики или внимания.

Программа «Не только кисточкой» направлена на:

  • повышение мотивации к самостоятельной творческой деятельности через знакомство с новыми, нестандартными способами создания образов;
  • развитие воображения, пространственного мышления, цветоощущения и тактильного восприятия;
  • формирование представлений о многообразии художественных материалов и средств выразительности в изобразительной деятельности;
  • повышение интереса к искусству как форме самовыражения и познания окружающего мира.

Её реализация особенно актуальна в условиях подготовительной группы, где важно не только развивать навыки, необходимые для будущей школьной жизни (мелкая моторика, внимание, усидчивость), но и создать условия для свободного творческого самовыражения, поддержания положительного эмоционального фона и формирования уверенности в своих силах.

  1. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель программы «Не только кисточкой» — овладение детьми 6–7 лет техникой нетрадиционного рисования и развитие творческих изобразительных способностей через экспериментирование с различными художественными материалами и инструментами, воспитание интереса к изобразительной деятельности как форме самовыражения в процессе совместного и самостоятельного творчества.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Сформировать у детей представления о многообразии техник рисования и средств выразительности в изобразительной деятельности;
  • Познакомить с основными приёмами работы в нетрадиционных техниках (рисование губкой, отпечатками, зубной щеткой, пальчиками, бумагой и др.);
  • Учить использовать цвет, форму, композицию для передачи замысла и эмоций.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движений, тактильное и зрительное восприятие;
  • Развивать воображение, фантазию, творческое мышление и художественный вкус;
  • Развивать умение планировать последовательность действий, доводить начатое до конца и оценивать результат своей работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и положительное отношение к художественному творчеству;
  • Формировать навыки аккуратности, самостоятельности и ответственности за результат;
  • Воспитывать уважение к чужим работам, умение сотрудничать и выражать своё мнение в групповой деятельности.

Коммуникативные и социальные:

  • Создать условия для проявления инициативы, общения и взаимодействия в совместных творческих проектах;
  • Формировать умение слушать педагога и сверстников, принимать общие решения и участвовать в коллективном творчестве.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 месяца и включает 18 занятий по 25–30 минут, проводимых 1 раз в неделю.

Этапы программы:

Продолжительность периодов определена количеством занятий:

  1. Первый период — вводный, направлен на первичное знакомство с нетрадиционными техниками рисования, формирование интереса к творческой деятельности и развитие тактильного восприятия. Рассчитан на 3 занятия.
  2. Второй период — основной, направлен на освоение детьми различных приёмов и техник (рисование губкой, пальчиками, зубной щеткой, бумагой, отпечатками и др.), развитие изобразительных навыков и творческого воображения. Рассчитан на 13 занятий.
  3. Третий период — завершающий, направлен на обобщение полученных знаний, создание индивидуальных и коллективных творческих работ, организацию и проведение итогового мероприятия (выставка «Мои художественные открытия»). Рассчитан на 2 занятия.

Каждый этап программы предполагает достижение определённых результатов, которые определяются через наблюдение за деятельностью детей, анализ выполненных работ, а также участие в совместных творческих проектах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 1151»

Согласовано УО г. Москвы

«УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_________2025г

Заведующий «Детский сад №…»

_____________О.С. Кузина

«___»_________2025г

Парциальная программа

«Не только кисточкой»

Для детей (подготовительной группы)

Продолжительность программы 64 часа

Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования

Москва- 2025 год


  1. Пояснительная записка
  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы:

Программа «Не только кисточкой» имеет художественно-эстетическую направленность, является досугово-познавательной, носит творчески-развивающий характер, и предназначена для детей 6–7 лет, посещающих подготовительную группу ДОО. Программа ориентирована на расширение художественного кругозора и развитие изобразительных навыков через освоение нетрадиционных техник рисования, таких как отпечатки, рисование губкой, пальчиками, зубной щеткой, сухой кистью, бумагой, стемпингом и др.

Новизна данной образовательной программы заключается в:

  • в обновлении форм и технологий обучения рисованию с применением современных материалов (например, акриловые краски, текстурные пасты, трафареты, штемпельная подушечка) и инструментов (различные виды губок, щеточек, шаблонов), что позволяет детям экспериментировать и развивать творческое мышление;
  • в интеграции игровых и исследовательских методов в процесс овладения нетрадиционными художественными техниками, направленной на повышение мотивации к художественному творчеству и развитие воображения у дошкольников.

Актуальность программы обусловлена запросом со стороны родителей на расширение возможностей художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник рисования, а также интересом самих детей к экспериментированию с красками, текстурами и необычными инструментами в процессе творческой деятельности. В условиях реализации ФГОС ДО и упора на развитие универсальных учебных действий, такая программа способствует формированию у детей не только художественных навыков, но и познавательной активности, воображения, эмоциональной выразительности и умения работать в коллективе.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и направлена на поддержку индивидуальных творческих проявлений каждого ребёнка. Она обеспечивает учёт потребностей и интересов детей старшего дошкольного возраста, а также возможностей педагогического коллектива по внедрению современных форм и методов работы в сфере дополнительного образования. Программа учитывает специфику подготовительной группы, где особенно важно создать условия для самореализации будущих школьников через доступные и увлекательные виды деятельности.

Кроме того, программа «Не только кисточкой» отвечает современным тенденциям в дошкольном образовании, связанным с развитием детского творчества и использованием игровых и исследовательских технологий. Это позволяет повысить уровень мотивации детей к самостоятельному творчеству, развивать их эстетические представления о многообразии художественных материалов и средств выразительности, а также формировать положительное отношение к искусству как части общей культуры человека.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в группе отмечается высокий интерес детей к изобразительной деятельности, однако традиционные методы рисования уже не вызывают у них достаточного энтузиазма и желания экспериментировать. В связи с этим возникла необходимость введения нетрадиционных техник рисования, которые позволяют расширить художественные возможности каждого ребёнка, сделать процесс творчества ярким, необычным и доступным для всех категорий детей, включая имеющих особенности в развитии моторики или внимания.

Программа «Не только кисточкой» направлена на:

  • повышение мотивации к самостоятельной творческой деятельности через знакомство с новыми, нестандартными способами создания образов;
  • развитие воображения, пространственного мышления, цветоощущения и тактильного восприятия;
  • формирование представлений о многообразии художественных материалов и средств выразительности в изобразительной деятельности;
  • повышение интереса к искусству как форме самовыражения и познания окружающего мира.

Её реализация особенно актуальна в условиях подготовительной группы, где важно не только развивать навыки, необходимые для будущей школьной жизни (мелкая моторика, внимание, усидчивость), но и создать условия для свободного творческого самовыражения, поддержания положительного эмоционального фона и формирования уверенности в своих силах.

  1. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель программы «Не только кисточкой» — овладение детьми 6–7 лет техникой нетрадиционного рисования и развитие творческих изобразительных способностей через экспериментирование с различными художественными материалами и инструментами, воспитание интереса к изобразительной деятельности как форме самовыражения в процессе совместного и самостоятельного творчества.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Сформировать у детей представления о многообразии техник рисования и средств выразительности в изобразительной деятельности;
  • Познакомить с основными приёмами работы в нетрадиционных техниках (рисование губкой, отпечатками, зубной щеткой, пальчиками, бумагой и др.);
  • Учить использовать цвет, форму, композицию для передачи замысла и эмоций.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движений, тактильное и зрительное восприятие;
  • Развивать воображение, фантазию, творческое мышление и художественный вкус;
  • Развивать умение планировать последовательность действий, доводить начатое до конца и оценивать результат своей работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и положительное отношение к художественному творчеству;
  • Формировать навыки аккуратности, самостоятельности и ответственности за результат;
  • Воспитывать уважение к чужим работам, умение сотрудничать и выражать своё мнение в групповой деятельности.

Коммуникативные и социальные:

  • Создать условия для проявления инициативы, общения и взаимодействия в совместных творческих проектах;
  • Формировать умение слушать педагога и сверстников, принимать общие решения и участвовать в коллективном творчестве.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 4 месяца и включает 18 занятий по 25–30 минут, проводимых 1 раз в неделю.

Этапы программы:

Продолжительность периодов определена количеством занятий:

  1. Первый период — вводный, направлен на первичное знакомство с нетрадиционными техниками рисования, формирование интереса к творческой деятельности и развитие тактильного восприятия. Рассчитан на 3 занятия.
  2. Второй период — основной, направлен на освоение детьми различных приёмов и техник (рисование губкой, пальчиками, зубной щеткой, бумагой, отпечатками и др.), развитие изобразительных навыков и творческого воображения. Рассчитан на 13 занятий.
  3. Третий период — завершающий, направлен на обобщение полученных знаний, создание индивидуальных и коллективных творческих работ, организацию и проведение итогового мероприятия (выставка «Мои художественные открытия»). Рассчитан на 2 занятия.

Каждый этап программы предполагает достижение определённых результатов, которые определяются через наблюдение за деятельностью детей, анализ выполненных работ, а также участие в совместных творческих проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей...

Интегрированная НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и элементами экспериментирования «В подводном царстве»

Интегрированная НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и элементами экспериментирования «В подводном царстве» Тема: «В подводном царстве»(изобразит...

Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» с использование нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы счастья»

Конспект занятия с использование  нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы  счастья»...

Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования

Работа педагога по самообразованию в средней группе "Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования" ...

«Нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити &nda...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования"

Данный мастер-класс рассчитан на обучающихся 2 класса.  Цель: приобретение знаний о жанре пейзажа, постижение практических приемов работы с гуашью нетрадиционными техниками, изучение последовател...