Стоицизм
материал
- История возникновения.
Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах около 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Первоначально стоицизм был известен как «Зенонизм» по имени Зенона Китийского. До выявления данной школы стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. Зенон и его последователи собрались там, чтобы обсудить свои идеи. Когда Зенон впервые начал преподавать, он не мог позволить себе такое здание, как Академия Платона или Лицей Аристотеля, поэтому он и его последователи собрались под сенью Стоа Пойкиле на рынке, где каждый мог слушать и присоединяться к дебатам. Поэтому иногда стоицизм называют просто «стоа» или философией «портика».
- Основные представители
Зенон из Кития — основатель школы, который сформулировал основные идеи стоицизма.
Климент Александрийский — развивал стоические идеи и их связь с христианством.
Сенека — римский философ и государственный деятель, автор множества писем и эссе о моральной философии.
Эпиктет — бывший раб, который стал известным философом; его учения были записаны учениками.
Марк Аврелий — римский император и философ, автор "Размышлений", в которых он излагает свои стоические взгляды.
- Об учении
Диоген Лаэртский со ссылкой на Зенона Китийского разделял учение стоиков на три части: физику, этику и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввёл в философское обращение). По Э. Целлеру, это деление стоики заимствовали от платоников. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.
А) Физика
В своей картине мира стоики решительно отказались от идеалистических представлений Платона или дуализма Аристотеля. Мир полностью материален и в нем ничего потустороннего. Вместе с тем, движущей силой мира выступает Логос, который реализован в особых «зернах разума» содержащих в себе все 4 вида причинности по Аристотелю. Эти зерна распределены по всему бытия и задают возникновение всех вещей и явлений.
Мир согласно представлениям стоиков подобен живому существу, в котором все его части и состояния сообщены между собой. Его сущность – это огонь, который с помощью пневмы (дыхания) Мирового Разума то сгущается, то разжижается, образуя другие стихии – воздух, воду, которая есть основание всего живого, и наконец землю.
Пневма пронизывает все бытие, она руководит развитием «зерен разума». Каждое отдельное зерно содержит в себе все будущее конкретного предмета и существа, сам же мировой логос содержит в себе все зерна, и потому все в мире подчинено логосу и его дыханию.
Существование мира циклично. Зарождая из первичного пламени, мир существует по законам логоса, после чего полностью сгорает оставляя лишь пепел, однако затем вновь возрождается в пламени вечного огня.
Помимо самого мира, состоящего из материальных тел, стоики признавали также наличие четырех бестелесных вещей – пространства, времени, пустоты и абстрактных понятий. Эти бестелесные вещи есть среда в рамках, которой существуют тела материальные. Однако в силу своей бестелесности они есть не реальность, а лишь истинность, т.е. их существование ограниченно лишь потребностями материальных тел для описания мира, в котором они существуют.
Б) Логика
Логика состояла из риторики (наука говорить) и диалектики (наука спорить). Логика подразумевала учение о представлениях, суждениях, умозаключениях и доказательствах.
Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорил: «…что восприятие изменяет состояние нашей материальной души». Зенон полагал, что оно отпечатывается в душе, как в воске.
В)Этика
Наиболее важной часть учения стоиков безусловно была этика. Этическое учение стоиков наследует тем идеалам которые были заложены еще Сократом. Цель человеческой жизни есть стремление к благу и добродетели, благо же есть знание о себе и об окружающем мире.
Однако в отличие от Сократа стоики не полагают, что человек должен быть счастлив. В своем взгляде на человеческую добродетель они близки к киникам, ведь человек живет в полностью детерминированном мире, подчиненном пневме логоса, жизненные пути всех вещей определены заранее «зернами разума» из которых они берут свое начало. А значит человек не способен влиять на собственные поступки – попытки перекроить судьбу лишь пустая трата времени. Все чем может управлять человек – это собой и собственным разумом, чувствами.
Мудрец, обладающий знанием об истинном строении мира не будет стремится к счастью, высшее благо для него есть сохранения душевного спокойствия, апатии, невозмутимости несмотря на все те жизненные превратности, которые выделены ему высшим логосом. В отличие от киников стоики отнюдь не стремятся к аскезе и отказу от земных благ. Не является стоик и безразличным и равнодушным человеком по отношению к миру. Напротив, стоик это заинтересованный наблюдатель, который оценивает каждое событие и предмет, однако не выносит о нем каких-либо категорических суждений.
Стоики выделяли вещи полезные для человеческой природы, противные ей и индифферентные. К первым вещам мудрецу следует стремиться, вторых избегать, с третьими же поступать по ситуации. Однако ни одна вещь не должна становится для стоика слишком желаемой, даже такая как здоровье или сама жизнь. Стремление к вещам не должно позволить стоику нарушить свое апатическое состояние, воздержание от внутренних страстей.
Г) Понятия
1. Логос: Стоики верили, что мир управляется разумным принципом, называемым Логосом. Это универсальный разум, который пронизывает всю природу. Человек должен стремиться жить в согласии с Логосом.
2. Добродетель как высшее благо: Стоики утверждали, что единственное истинное благо — это добродетель (арете). Все остальные вещи (богатство, здоровье, слава) являются нейтральными и не могут быть истинным благом.
3. Различение между тем, что зависит от нас, и тем, что не зависит: Стоики учили, что мы должны сосредоточиться на том, что находится в нашей власти (наши мысли, намерения и действия), и не беспокоиться о том, что вне нашего контроля (внешние обстоятельства, мнения других людей).
4. Эмоции и аффекты: Стоики считали, что негативные эмоции возникают из неправильного суждения и привязанностей. Они стремились к состоянию апатии (апатия в данном контексте означает отсутствие разрушительных эмоций), чтобы достичь внутреннего спокойствия.
5. Смерть и природа: Стоики учили принимать смерть как естественную часть жизни и не бояться её. Понимание того, что всё проходит, помогает человеку жить более осознанно и ценить каждый момент.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 944 КБ |
