МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине ОПП. 02. Биология Специальность: 34.02.01. Сестринское дело 31.02.01. Лечебное дело
методическая разработка
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОПП.02. Биология разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по дисциплине соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины ОПП.02. Биология предусмотрено 4 часа лабораторных работ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Петровск - Забайкальский филиал
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
по дисциплине ОПП. 02. Биология
Специальность:
34.02.01. Сестринское дело
31.02.01. Лечебное дело
г. Петровск – Забайкальский, 2025
Методические указания по выполнению лабораторных занятий составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине: ОУД 15 «Биология» по специальности: 34.02.01 Сестринское дело. Углубленная подготовка.
Разработчик: Фролова О.В. - преподаватель 1 категории
СОГЛАСОВАНО
на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин
и профессиональных модулей
Протокол №__ от «___»______2025 г.
Председатель ЦМК _______
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………………...…….4
2. Критерии оценивания………………………..………………………..………...….15
3. Перечень практических занятий…………………...………………………….…..17
4. Используемая литература и интернет источники………...……………………....23
- Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОПП.02. Биология разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по дисциплине соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Биология» предусмотрено 4 часа лабораторных работ.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 34.02.01 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат; 31.02.01 Лечебное дело, квалификация - фельдшер
- Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни
со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению
биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной
личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде.
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология» направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно – научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, гипотез( о сущности и происхождения жизни человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий совей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдении правил поведения в природе.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие (метапредметные и личностные) | Дисциплинарные (предметные) | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем. б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике | - сформировать знания о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем, - уметь владеть системой биологических знаний, которая включает: основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие); биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере; законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера); принципы (чистоты гамет, комплементарности); правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии); гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек); - сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам; - уметь выделять существенные признаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы; строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека; биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах; - приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов; - сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; - сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества; - сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов; - сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности | - сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; - интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов); - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека | - сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии; - уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы; - принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности | - владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе; - уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности; - уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах |
Знания и умения, приобретённые на этом занятии, будут востребованы в последующем на клинических дисциплинах.
Методические указания позволят студентам изучить теоретический материал и более полно подготовиться к лабораторному занятию по представленным темам.
Учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями медицинских училищ и колледжей, студентами для внеаудиторной самостоятельной работы.
Приступая к выполнению лабораторной работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме лабораторной работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к лабораторным работам при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.
Желаю Вам успехов!!!
2. Критерии оценивания
О проведении лабораторной работы, обучающимся сообщается заблаговременно: когда предстоит лабораторная работа, какие вопросы нужно повторить, чтобы ее выполнить. Просматриваются задания, оговаривается ее объем и время ее выполнения. Критерии оценки сообщаются перед выполнением каждой лабораторной работы. Перед выполнением лабораторной работы повторяются правила техники безопасности.
При выполнении лабораторной работы, обучающийся придерживается следующего алгоритма:
1. Записать дату, тему и цель работы.
2. Ознакомиться с ЗУН, правилами и условиями выполнения лабораторного задания.
3. Повторить теоретические задания, необходимые для рациональной работы и других лабораторных действий.
4. Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.
5. Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.
6. Дать ответы на контрольные вопросы
Критерии оценки практических работ:
Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.
Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.
Критерии оценивания фронтального опроса:
Оценка «5» ставится, если студент:
полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «4» ставится, если студент:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
Оценка «3» ставится, если студент:
не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если студент:
почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя.
Критерии оценивания тест – контроля:
«5» - получают студенты, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.
Количество времени на проведение одного практического занятия: 240 минут.
Критерии оценивания заполнения таблиц:
«5» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.
«4» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В оформлении таблицы имеются помарки.
«3» – в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой.
«2» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно.
3.Перечень лабораторных занятий.
Лабораторное занятие 1
Тема: «Биологически важные химические соединения»
Цель работы: познакомиться с основными биологически важными химическими соединениями, их свойствами и ролью в жизнедеятельности клетки.
Научиться определять наличие белков, углеводов и липидов в биологических объектах с помощью простых качественных реакций.
Оборудование:
- Пробирки (6 шт)
- Штатив для пробирок
- Стеклянные палочки
- Пипетки
- Вода дистилированная
- Яичный белок
- Крахмал
- Глюкоза (или сахар)
- Подсолнечное масло
- Раствор йода (йодная настойка)
- Уксусная кислота (столовый уксус)
- Фильтровальная бумага
- Металлическая столовая ложка
Техника безопасности (риски):
Проводится устный инструктаж по технике безопасности. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
Ход работы:
1.Качественная реакция на белки (реакция с уксусом)
А)В пробирку налейте 2 мл раствора яичного белка
Б)Добавьте 1 мл уксуса
В)Перемешайте содержимое пробирки
Ожидаемый результат: Выпадение белого хлопьевидного осадка говорит о свертывании белка (денатурация).
- Качественная реакция на крахмал (йодная реакция)
А) В новую пробирку налейте 2 мл раствора крахмала
Б) Добавьте 2-3 капли раствора йода
В) Перемешайте
Ожидаемый результат: Появление синей окраски указывает на наличие крахмала
- Качественная реакция на глюкозу (карамелизация)
А) В пробирку или металлическую ложку насыпьте немного сахара или глюкозы
Б) Осторожно нагрейте ложку над пламенем (под контролем учителя)
В) Наблюдайте за изменением цвета и запаха
Ожидаемый результат: Появление коричневого цвета и характерного запаха карамели свидетельствует о наличии глюкозы или сахара (реакция карамелизации).
- Качественная реакция на липиды
- А) На фильтрованную бумагу нанесите каплю подсолнечного масла
- Б) Оставьте бумагу на 5-10 минут
- В) Сравните участок с маслом и чистой частью бумаги
Ожидаемый результат: Жирное полупрозрачное пятно, не исчезающее после высыхания, указывает на наличие липидов
Оформление отчета:
В отчете укажите:
- цель работы
- оборудование и реактивы
- краткое описание проведенных опытов
- полученные результаты (описание наблюдаемых изменений)
- выводы: роль белков, углеводов и липидов в клетке; значение проведенных реакций по биологии.
Контрольные вопросы:
- Почему при добавлении уксуса к белку происходит свертывание? (Это происходит из-за изменения природной структуры белка под действием кислоты. Уксусная кислота нейтрализует заряд мицелл — белковых частиц, что приводит к их осаждению. Это вызывает: Понижение растворимости белка — он выпадает в осадок. Изменение структуры белка — частицы белка сцепляются, образуя плотную массу, которую нельзя вернуть в жидкое состояние.)
- Почему при добавлении йода к крахмалу появляется синяя окраска? (При добавлении йода к крахмалу появляется синяя окраска из-за образования комплексного соединения синего цвета.
Это происходит потому, что йод обладает тёмно-жёлтым цветом, а крахмал — белого. Когда эти два вещества смешиваются, происходит взаимодействие между молекулами крахмала и йода, которое приводит к образованию нового вещества, обладающего тёмно-синим цветом.)
3.Обьясните, что происходит при карамелизации сахара? (При карамелизации сахара происходит разложение его молекул под воздействием высокой температуры. В результате сахар темнеет, приобретает характерный карамельный цвет и сладкий вкус.)
4.Как можно определить наличие липидов в продуктах питания? (В биологии для определения наличия липидов (жиров) в продуктах питания используют как качественные, так и количественные методы. При анализе липидного состава продуктов применяют комплекс методов, которые обеспечивают полное извлечение липидов из продуктов и определение их количества)
5.Какова биологическая роль белков, углеводов и липидов? (Белки, углеводы и липиды выполняют различные биологические функции в живых организмах. Эти органические соединения входят в состав клеток и тканей всех животных и растительных организмов, и их роль связана с разными аспектами жизнедеятельности)
Лабораторное занятие 2
Тема: «Умственная работоспособность»
Цель занятия: изучить основные показатели умственной работоспособности человека.
Научиться проводить простейшие исследования умственной работоспособности.
Проанализировать влияние различных факторов на работоспособность.
Умственная работоспособность – это способность человека выполнять умственную деятельность определённой интенсивности и длительности без снижения качества и эффективности.
Объект исследования: умственная работоспособность.
Предметом исследования: умственная работоспособность студентов 1 курса.
Задачи исследования:
1. Выяснить, что такое умственная работоспособность, ее виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья.
- Выявить особенности умственной работоспособности студентов 1 курса.
- Дать рекомендации учащимся по профилактике умственного утомления с учетом индивидуальных особенностей организма.
Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
Ход лабораторной работы:
1.Исследование внимания. Работа с таблицей Шульте
1. Студенту даётся таблица (5*5) , в которой числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке.
2. Необходимо как можно быстрее найти и указать все числа по порядку.
З. Зафиксировать время выполнения.
4. Повторить задание с таблицей Шульте 3 раза подряд с интервалом 1 минута.
5. Сравнить время выполнения каждого подхода.
6. Сделать вывод о динамике работоспособности.
7. Построить график времени выполнения заданий (ось Х – номер попытки, осьY – время)
8. Определить наличие утомляемости: увеличение времени выполнения – признак утомления.
9. Обсудить какие факторы могли повлиять на результаты (сон, питание, стресс, настроение)
10. Сделать выводы о значении умственной работоспособности для будущей професиональной деятельности в медицине.
11. Подчеркнуть важность рационального режима труда и отдыха.
2.Исследование смысловой памяти
Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Испытуемым зачитывается рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа. Затем в течение 3 минут необходимо написать его основное содержание. Порядок изложения не учитывается. Предложения можно сокращать, не изменяя их смысла. Пример рассказа: «Корабль вошел в бухту(1), несмотря на сильное волнение моря(2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13), после чего вернулись на корабль (14). К этому времени оставшиеся матросы уже произвели выгрузку (15). Вскоре корабли отправился в другой порт (16)».
Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | Уровень |
12-16 | Высокий |
7-11 | Средний |
2-6 | Низкий |
Низкий уровень развития смысловой памяти. Значит, эти студенты не умеют писать изложения, не говоря уже о сочинениях, им сложно запомнить текст параграфа, потому что он объёмный, а выделить главное в нем они не могут. Отсюда проблемы с устными предметами, с пересказом текста в краткой форме на уроках литературы.
3.Тест на определение темпа мыслительной деятельности
Для тестирования предлагается ряд чисел от 0 до 9 и условные обозначения каждого из них, то есть их код. Он может выглядеть примерно так:
0 ● 5 _
1 ●● 6 ●
2 ●●● 7 ●●
3 ●●●● 8 ●●●
4 ●●●●● 9 ●●●●
Этот код несложен, его надо быстро запомнить в течении 1 минуты. Задача – расшифровать предложенные кодовые обозначения, то есть написать над ними соответствующую каждому из них цифру.
Тест состоит из 1 карточки, на которой написано 10 шифрограмм.
- ● , ●●, ●●● , ●●● ,●● , ● и т.д.
Каждая шифрограмма содержит 6 чисел, всего на карточке их 60.
На работу с одной шифрограммой отводится 5 секунд, то есть на всю работу 50 секунд.
Обработка: если количество верно расшифрованных кодовых обозначений меньше, чем 40%, то такой темп мыслительной деятельности квалифицируется как низкий. В случае если результат более 40%, но не превышает 70%, то темп мыслительной деятельности средний. Если же результат 70%, то темп считается высоким.
4.Используемая литература и интернет-источники
Основные печатные издания:
1.Митрофаненко В.П., Алабин И.В. «Основы патологии». Москва, 2011
2.Самусев Р.П., Селин Ю.М. Учебник «Анатомия человека», 2015
3. Судаков К.В. «Нормальная физиология», 2010
Электронные издания:
1.https://college-anatomy.ru/wp-content/uploads/2021/10/Процесс-выделения.pdf
2.https://vk.com/anatomypro
Дополнительные источники:
1.Горелова Л.В. Анатомия в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2006.
2.Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека: - М.: Медицина,- 2010.
3.Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник для медицинских училищ и колледжей.– М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.
Электронные носители информации:
1.Атлас морфологии человека./ Электронный вариант/
2.Моё тело. Анатомия и физиология человека:/ Интерактивная энциклопедия/
3.Тело человека. DVD коллекция в 3-х дисках.
4.Основы патологии. Диск. Цветные иллюстрации и мультимедийные презентации к учебнику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"
Данные методические указания предназначены для выполнения работ по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты" для специальности: 151901 Технология машиностроения...
Методические рекомендации для студентов по выполнению практической работы по дисциплине «История музыки и музыкальная литература»
Работа содержит практические задания по истории зарубежной музыки...

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ. По дисциплине: ОП. 10 Визаж
Методические рекомендации предназначены для студентов ГАПОУ ТКСТП, обучающихся по специальности: 43.02.02 Парикмахерское искусство.Дисциплина «Визаж» является средством подготовки ст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Основы анатомии и физиологии кожи и волос»
Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП г. Тольятти, обучающихся по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».Курс «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Санитария и гигиена парикмахерских работ»
Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП, обучающихся по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».Учебная дисциплина «Санитария и гигиена парикмахерских услуг» является сред...
Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОП,01 Основы технического черчения на тему: "Основные правила выполнения чертежей"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОП.01. Основы технического черчения для профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйстве...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОПП. 02. Биология Специальность: 34.02.01. Сестринское дело 31.02.01. Лечебное дело
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОПП.02. Биология разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.Содержание методических рекомендаций по вып...
