МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по дисциплине ОПП. 02. Биология Специальность: 34.02.01. Сестринское дело 31.02.01. Лечебное дело
методическая разработка

Фролова Ольга Владимировна

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОПП.02. Биология разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Содержание методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по дисциплине соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.

По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины  ОПП.02. Биология предусмотрено 4 часа лабораторных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornye_zanyatiya_biologiya_-_kopiya.docx56.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Забайкальского края

Петровск - Забайкальский филиал

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 «Читинский медицинский колледж»

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по дисциплине ОПП. 02. Биология

Специальность:

 34.02.01. Сестринское дело

31.02.01. Лечебное дело

г. Петровск – Забайкальский, 2025

        Методические указания по выполнению лабораторных занятий составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине: ОУД 15 «Биология» по специальности: 34.02.01 Сестринское  дело. Углубленная  подготовка.

Разработчик: Фролова О.В. -   преподаватель 1 категории

СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин

 и профессиональных модулей

Протокол №__ от «___»______2025 г.

Председатель ЦМК _______

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………………...…….4

2. Критерии оценивания………………………..………………………..………...….15

3. Перечень практических занятий…………………...………………………….…..17

4. Используемая литература и интернет источники………...……………………....23

  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОПП.02. Биология разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Содержание методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ по дисциплине соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.

По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины  «Биология» предусмотрено 4 часа лабораторных работ.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 34.02.01 Сестринское дело, квалификация – медицинская сестра/медицинский брат; 31.02.01 Лечебное дело, квалификация - фельдшер

  1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

        формирование у обучающихся системы знаний о различных уровнях жизни

со знанием современных представлений о живой природе, навыков по проведению

биологических исследований с соблюдением этических норм, аргументированной

личностной позиции по бережному отношению к окружающей среде.

1.2.1. Цели дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология» направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытий в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно – научной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, концепций, гипотез( о сущности и происхождения жизни человека) в ходе работы с различными источниками  информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и  окружающей среде, собственному здоровью; уважения  к мнению оппонента при  обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий совей деятельности (и деятельности других людей) по  отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдении правил поведения в природе. 

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование

формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

(метапредметные и личностные)

Дисциплинарные 

(предметные)

ОК 01. Выбирать

способы решения

задач

профессиональной

деятельности

применительно к

различным

контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства,

трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и

социальной направленности, способность инициировать,

планировать и самостоятельно выполнять такую

деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной

деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными

действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать

проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для

сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и

критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий

деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать

задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы

для доказательства своих утверждений, задавать параметры и

критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи

результаты, критически оценивать их достоверность,

прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую

области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных

областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и

решения;

- способность их использования в познавательной и

социальной практике

- сформировать знания о месте и роли биологии в

системе естественных наук, в формировании

современной естественнонаучной картины мира, в

познании законов природы и решении жизненно

важных социально-этических, экономических,

экологических проблем человечества, а также в

решении вопросов рационального

природопользования; в формировании ценностного

отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе

российских и зарубежных ученых - биологов в развитие

биологии; функциональной грамотности человека для

решения жизненных проблем,

- уметь владеть системой биологических знаний,

которая включает:

основополагающие биологические термины и понятия

(жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,

экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм,

гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка,

биополимеры, дискретность, саморегуляция,

самовоспроизведение, наследственность, изменчивость,

энергозависимость, рост и развитие);

биологические теории: клеточная теория Т. Шванна,

М Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного

иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная

теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория

Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория

антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н.

Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах

многообразия и происхождения культурных растений,

А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И.

Вернадского - о биосфере;

законы (единообразия потомков первого поколения,

расщепления признаков, независимого наследования

признаков Г. Менделя, сцепленного наследования

признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана;

гомологических рядов в наследственной изменчивости

Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В.

Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра,

биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера);

принципы (чистоты гамет, комплементарности);

правила (минимума Ю. Либиха, экологической

пирамиды чисел, биомассы и энергии);

гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного

бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т.

Чек);

- сформировать умения раскрывать содержание

основополагающих биологических теорий и гипотез:

клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,

происхождения жизни и человека; владение системой

знаний об основных методах научного познания,

используемых в биологических исследованиях живых

объектов и экосистем (описание, измерение,

проведение наблюдений); способами выявления и

оценки антропогенных изменений в природе;

- сформировать умения раскрывать основополагающие

биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.

Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К.

Бэра), границы их применимости к живым системам;

- уметь выделять существенные признаки: строения вирусов, клеток прокариот и эукариот;

одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,

биогеоценозов, экосистем и биосферы;

строения органов и систем органов растений, животных,

человека; процессов жизнедеятельности, протекающих

в организмах растений, животных и человека;

биологических процессов: обмена веществ

(метаболизм), информации и превращения энергии,

брожения, автотрофного и гетеротрофного типов

питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза,

гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального

развития, размножения, индивидуального развития

организма (онтогенеза), взаимодействия генов,

гетерозиса; действий искусственного отбора,

стабилизирующего, движущего и разрывающего

естественного отбора; аллопатрического и

симпатрического видообразования; влияния движущих

сил эволюции на генофонд популяции;

приспособленности организмов к среде обитания,

чередования направлений эволюции; круговорота

веществ и потока энергии в экосистемах;

- приобрести опыт применения основных методов

научного познания, используемых в биологии:

наблюдения и описания живых систем, процессов и

явлений; организации и проведения биологического

эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять

зависимости между исследуемыми величинами,

объяснять полученные результаты и формулировать

выводы с использованием научных понятий, теорий и

законов;

- сформировать умения выделять существенные

признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;

одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,

биогеоценозов и экосистем; особенности процессов

обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена,

хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития

и размножения, индивидуального развития организма

(онтогенеза), борьбы за существование, естественного

отбора, видообразования, приспособленности

организмов к среде обитания, влияния компонентов

экосистем, антропогенных изменений в экосистемах

своей местности, круговорота веществ и превращение

энергии в биосфере;

- сформировать умения применять полученные знания

для объяснения биологических процессов и явлений,

для принятия практических решений в повседневной

жизни с целью обеспечения безопасности своего

здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения

здорового образа жизни, норм грамотного поведения в

окружающей природной среде; понимание

необходимости использования достижений

современной биологии и биотехнологий для

рационального природопользования; умение

использовать соответствующие аргументы,

биологическую терминологию и символику для

доказательства родства организмов разных

систематических групп; взаимосвязи организмов и

среды обитания; единства человеческих рас;

необходимости здорового образа жизни, сохранения

разнообразия видов и экосистем, как условия

сосуществования природы и человечества;

- сформировать умения решать биологические задачи,

составлять генотипические схемы скрещивания для

разных типов наследования признаков у организмов,

составлять схемы переноса веществ и энергии в

экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять

причинно-следственные связи между исследуемыми

биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных

результатов;

- сформировать умения критически оценивать

информацию биологического содержания, включающую

псевдонаучные знания из различных источников

(средства массовой информации, научно-популярные

материалы); интерпретировать этические аспекты

современных исследований в биологии, медицине,

биотехнологии; рассматривать глобальные

экологические проблемы современности, формировать

по отношению к ним собственную позицию, умение

оценивать этические аспекты современных

исследований в области биотехнологии и генетических

технологий (клонирование, искусственное

оплодотворение, направленное изменение генома и

создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные

письменные и устные сообщения на основе

биологической информации из нескольких источников,

грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их

экспериментальными средствами, формулируя цель

исследования, анализировать полученные результаты и

делать выводы;

- принимать участие в научно-исследовательской работе

по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе

школьных научных обществ и публично представлять

полученные результаты на ученических конференциях разного уровня

ОК 02. Использовать

современные

средства поиска,

анализа и

интерпретации информации и

информационные

технологии для

выполнения задач

профессиональной

деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной

практики, основанного на диалоге культур, способствующего

осознанию своего места в поликультурном мире;
 - совершенствование языковой и читательской культуры как

средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность

осуществлять проектную и исследовательскую деятельность

индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными

действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников

разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,

систематизацию и интерпретацию информации различных

видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом

назначения информации и целевой аудитории, выбирая

оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее

соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и

коммуникационных технологий в решении когнитивных,

коммуникативных и организационных задач с соблюдением

требований эргономики, техники безопасности, гигиены,

ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм

информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- сформировать умения критически оценивать

информацию биологического содержания, включающую

псевдонаучные знания из различных источников

(средства массовой информации, научно-популярные

материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине,

биотехнологии;

- интерпретировать этические аспекты современных

исследований в биологии, медицине, биотехнологии;

рассматривать глобальные экологические проблемы

современности, формировать по отношению к ним

собственную позицию, умение оценивать этические

аспекты современных исследований в области

биотехнологии и генетических технологий

(клонирование, искусственное оплодотворение,

направленное изменение генома и создание

трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные

письменные и устные сообщения на основе

биологической информации из нескольких источников,

грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно

взаимодействовать и

работать в

коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и

самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной

и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и

индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять

план действий, распределять роли с учетом мнений

участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в

различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,

быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе

результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- сформировать умения создавать собственные

письменные и устные сообщения на основе

биологической информации из нескольких источников,

грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их

экспериментальными средствами, формулируя цель

исследования, анализировать полученные результаты и

делать выводы; 

- принимать участие в научно-исследовательской работе

по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе

школьных научных обществ и публично представлять

полученные результаты на ученических конференциях

разного уровня

ОК 07. Содействовать

сохранению

окружающей среды,

ресурсосбережению,

применять знания об

изменении климата,

принципы

бережливого

производства,

эффективно

действовать в

чрезвычайных

ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание

влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, осознание глобального

характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей

среде на основе знания целей устойчивого развития

человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей

среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические

последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической

направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

-  владеть системой знаний об основных методах

научного познания, используемых в биологических

исследованиях живых объектов и экосистем (описание,

измерение, проведение наблюдений); способами

выявления и оценки антропогенных изменений в

природе;

- уметь выявлять отличительные признаки живых

систем, в том числе грибов, растений, животных и

человека; приспособленность видов к среде обитания,

абиотических и биотических компонентов экосистем,

взаимосвязей организмов в сообществах,

антропогенных изменений в экосистемах своей

местности;

- уметь выделять существенные признаки

биологических процессов: обмена веществ

(метаболизм), информации и превращения энергии,

брожения, автотрофного и гетеротрофного типов

питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального

развития, размножения, индивидуального развития

организма (онтогенеза), взаимодействия генов,

гетерозиса; действий искусственного отбора,

стабилизирующего, движущего и разрывающего

естественного отбора; аллопатрического и

симпатрического видообразования; влияния движущих

сил эволюции на генофонд популяции;

приспособленности организмов к среде обитания,

чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах

Знания и умения, приобретённые на этом занятии, будут востребованы в последующем на клинических дисциплинах.

Методические указания  позволят  студентам изучить теоретический материал и более полно подготовиться к лабораторному занятию по представленным  темам.

        Учебно-методическое пособие может быть использовано преподавателями медицинских училищ и колледжей, студентами для внеаудиторной самостоятельной работы.

Приступая к выполнению лабораторной работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме лабораторной работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по лабораторным  работам необходимо для получения зачета по дисциплине и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к лабораторным работам при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний.

Желаю  Вам успехов!!!

2. Критерии оценивания

О проведении лабораторной работы, обучающимся сообщается заблаговременно: когда предстоит лабораторная работа, какие вопросы нужно повторить, чтобы ее выполнить. Просматриваются задания, оговаривается ее объем и время ее выполнения. Критерии оценки сообщаются перед выполнением каждой лабораторной работы. Перед выполнением лабораторной работы повторяются правила техники безопасности.

При выполнении лабораторной работы, обучающийся придерживается следующего алгоритма:

1. Записать дату, тему и цель работы.

2. Ознакомиться с ЗУН, правилами и условиями выполнения лабораторного задания.

3. Повторить теоретические задания, необходимые для рациональной работы и других лабораторных действий.

4. Выполнить работу по предложенному алгоритму действий.

5. Обобщить результаты работы, сформулировать выводы по работе.

6. Дать ответы на контрольные вопросы

Критерии оценки практических работ:

Оценка «5» – работа выполнена в полном объеме и без замечаний.

Оценка «4» – работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» – работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Оценка «2» – допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.

Критерии оценивания фронтального опроса:

Оценка «5» ставится, если студент:

полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «4» ставится, если студент:

в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «3» ставится, если студент:

не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если студент:

почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя.

Критерии оценивания тест – контроля:

«5» - получают студенты, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.

Количество времени на проведение  одного практического занятия:             240 минут.

Критерии оценивания заполнения таблиц:

«5» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.

«4» – содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В оформлении таблицы имеются помарки.

«3» – в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой.

«2» – таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно.

3.Перечень лабораторных занятий.

Лабораторное занятие 1

Тема: «Биологически важные химические соединения»

Цель работы: познакомиться с основными биологически важными химическими соединениями, их свойствами и ролью в жизнедеятельности клетки.

Научиться определять наличие белков, углеводов и липидов в биологических объектах с помощью простых качественных реакций.

Оборудование: 

  • Пробирки (6 шт)
  • Штатив для пробирок
  • Стеклянные палочки
  • Пипетки
  • Вода дистилированная
  • Яичный белок
  • Крахмал
  • Глюкоза (или сахар)
  • Подсолнечное масло
  • Раствор йода (йодная настойка)
  • Уксусная кислота (столовый уксус)
  • Фильтровальная бумага
  • Металлическая столовая ложка

Техника безопасности (риски):

 Проводится устный инструктаж по технике безопасности. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

Ход работы:

1.Качественная реакция на белки (реакция с уксусом)

А)В пробирку налейте 2 мл раствора яичного белка

Б)Добавьте 1 мл уксуса

В)Перемешайте содержимое пробирки

Ожидаемый результат: Выпадение белого хлопьевидного осадка говорит о свертывании белка (денатурация).

  1. Качественная реакция на крахмал (йодная реакция)

А) В новую пробирку налейте 2 мл раствора крахмала

Б) Добавьте 2-3 капли раствора йода

В) Перемешайте

Ожидаемый результат: Появление синей окраски указывает на наличие крахмала

  1. Качественная реакция на глюкозу (карамелизация)

А) В пробирку или металлическую ложку насыпьте немного сахара или глюкозы

Б) Осторожно нагрейте ложку над пламенем (под контролем учителя)

В) Наблюдайте за изменением цвета и запаха

Ожидаемый результат: Появление коричневого цвета и характерного запаха карамели свидетельствует о наличии глюкозы или сахара (реакция карамелизации).

  1. Качественная реакция на липиды
  2. А) На фильтрованную бумагу нанесите каплю подсолнечного масла
  3. Б) Оставьте бумагу на 5-10 минут
  4. В) Сравните участок с маслом и чистой частью бумаги

Ожидаемый результат: Жирное полупрозрачное пятно, не исчезающее после высыхания, указывает на наличие липидов

Оформление отчета:

В отчете укажите:

- цель работы

- оборудование и реактивы

- краткое описание проведенных опытов

- полученные результаты (описание наблюдаемых изменений)

- выводы: роль белков, углеводов и липидов в клетке; значение проведенных реакций по биологии.

Контрольные вопросы:

  1. Почему при добавлении уксуса к белку происходит свертывание? (Это происходит из-за изменения природной структуры белка под действием кислоты. Уксусная кислота нейтрализует заряд мицелл — белковых частиц, что приводит к их осаждению. Это вызывает: Понижение растворимости белка — он выпадает в осадок. Изменение структуры белка — частицы белка сцепляются, образуя плотную массу, которую нельзя вернуть в жидкое состояние.)
  2. Почему при добавлении йода к крахмалу появляется синяя окраска? (При добавлении йода к крахмалу появляется синяя окраска из-за образования комплексного соединения синего цвета.

Это происходит потому, что йод обладает тёмно-жёлтым цветом, а крахмал — белого. Когда эти два вещества смешиваются, происходит взаимодействие между молекулами крахмала и йода, которое приводит к образованию нового вещества, обладающего тёмно-синим цветом.)

3.Обьясните, что происходит при карамелизации сахара? (При карамелизации сахара происходит разложение его молекул под воздействием высокой температуры. В результате сахар темнеет, приобретает характерный карамельный цвет и сладкий вкус.)

4.Как можно определить наличие липидов в продуктах питания? (В биологии для определения наличия липидов (жиров) в продуктах питания используют как качественные, так и количественные методы. При анализе липидного состава продуктов применяют комплекс методов, которые обеспечивают полное извлечение липидов из продуктов и определение их количества)

5.Какова биологическая роль белков, углеводов и липидов? (Белки, углеводы и липиды выполняют различные биологические функции в живых организмах. Эти органические соединения входят в состав клеток и тканей всех животных и растительных организмов, и их роль связана с разными аспектами жизнедеятельности)

Лабораторное занятие 2

Тема: «Умственная работоспособность»

Цель занятия: изучить основные показатели умственной работоспособности человека.

Научиться проводить простейшие исследования умственной работоспособности.

Проанализировать влияние различных факторов на работоспособность.

Умственная работоспособность – это способность человека выполнять умственную деятельность определённой интенсивности и длительности без снижения качества и эффективности.

      Объект исследования: умственная работоспособность.

      Предметом исследования: умственная работоспособность студентов 1 курса.

       Задачи исследования:

      1. Выяснить, что такое умственная работоспособность, ее виды, зависимость работоспособности от состояния здоровья.

  1. Выявить особенности умственной работоспособности студентов 1 курса.
  2. Дать рекомендации учащимся по профилактике умственного утомления с учетом индивидуальных особенностей организма.

Умственная работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности, в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Ход лабораторной работы:

1.Исследование внимания. Работа с таблицей Шульте

1. Студенту даётся таблица (5*5) , в которой числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке.

2. Необходимо как можно быстрее найти и указать все числа по порядку.

З. Зафиксировать время выполнения.

4. Повторить задание с таблицей Шульте 3 раза подряд с интервалом 1 минута.

5. Сравнить время выполнения каждого подхода.

6. Сделать вывод о динамике работоспособности.

7. Построить график времени выполнения заданий (ось Х – номер попытки, осьY – время)

8. Определить наличие утомляемости: увеличение времени выполнения – признак утомления.

9. Обсудить какие факторы могли повлиять на результаты (сон, питание, стресс, настроение)

10. Сделать выводы о значении умственной работоспособности для будущей професиональной деятельности в медицине.

11. Подчеркнуть важность рационального режима труда и отдыха.

2.Исследование смысловой памяти

     Смысловая память – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Испытуемым зачитывается рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа. Затем в течение 3 минут необходимо написать его основное содержание. Порядок изложения не учитывается. Предложения можно сокращать, не изменяя их смысла.         Пример рассказа: «Корабль вошел в бухту(1), несмотря на сильное волнение моря(2).  Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13), после чего вернулись на корабль (14). К этому времени оставшиеся матросы уже произвели выгрузку (15). Вскоре корабли отправился в другой порт (16)».

     Оценка в условных баллах проводится по таблице:

Оценка в баллах

Уровень

12-16

Высокий

7-11

Средний

2-6

Низкий

Низкий уровень развития смысловой памяти. Значит, эти студенты не умеют писать изложения, не говоря уже о сочинениях, им сложно запомнить текст параграфа, потому что он объёмный, а выделить главное в нем они не могут. Отсюда проблемы с устными предметами, с пересказом текста в краткой форме на уроках литературы.

    3.Тест на определение темпа мыслительной деятельности

   Для тестирования предлагается ряд чисел от 0 до 9 и условные обозначения каждого из них, то есть их код. Он может выглядеть примерно так:

0   ●                      5  _

1  ●●                     6  

2  ●●●                   7  ●●

3  ●●●●                 8  ●●●

4  ●●●●●               9  ●●●●

    Этот код несложен, его надо быстро запомнить в течении 1 минуты. Задача – расшифровать предложенные кодовые обозначения, то есть написать над ними соответствующую каждому из них цифру.

    Тест состоит из 1 карточки, на которой написано 10 шифрограмм.

  1. ●  , ●●,  ●●●  ,  ●●●    ,●●  ,  ●     и т.д.     

     Каждая   шифрограмма  содержит 6 чисел, всего на карточке их 60.

    На работу с одной шифрограммой отводится 5 секунд, то есть на всю работу 50 секунд.

    Обработка: если количество верно расшифрованных кодовых обозначений меньше, чем 40%, то такой темп мыслительной деятельности квалифицируется как низкий. В случае если результат более 40%, но не превышает 70%, то темп мыслительной деятельности средний. Если же результат 70%, то темп считается высоким.

4.Используемая литература и интернет-источники

Основные печатные издания:

1.Митрофаненко В.П., Алабин И.В. «Основы патологии». Москва, 2011

2.Самусев Р.П., Селин Ю.М. Учебник «Анатомия человека», 2015

3.  Судаков  К.В. «Нормальная физиология», 2010

 Электронные издания:

1.https://college-anatomy.ru/wp-content/uploads/2021/10/Процесс-выделения.pdf

2.https://vk.com/anatomypro

Дополнительные  источники:

1.Горелова Л.В.          Анатомия в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону:

     Феникс, 2006.

2.Самусев Р.П., Селин Ю.М.      Анатомия  человека: -  М.: Медицина,-  2010.

3.Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник для медицинских училищ  и колледжей.– М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.

Электронные носители информации:

1.Атлас морфологии человека./ Электронный вариант/

2.Моё тело. Анатомия и физиология человека:/ Интерактивная энциклопедия/

3.Тело человека. DVD коллекция в 3-х дисках.

4.Основы патологии. Диск. Цветные иллюстрации и мультимедийные презентации  к учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты"

Данные методические указания предназначены для выполнения работ по дисциплине "Процессы формообразования и инструменты" для специальности: 151901 Технология машиностроения...

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ. По дисциплине: ОП. 10 Визаж

Методические рекомендации предназначены для студентов ГАПОУ ТКСТП, обучающихся по специальности: 43.02.02  Парикмахерское искусство.Дисциплина «Визаж»  является средством подготовки ст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Основы анатомии и физиологии кожи и волос»

Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП г. Тольятти, обучающихся по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».Курс «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Санитария и гигиена парикмахерских работ»

Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП, обучающихся по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».Учебная дисциплина «Санитария и гигиена парикмахерских услуг» является сред...

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОП,01 Основы технического черчения на тему: "Основные правила выполнения чертежей"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОП.01. Основы технического черчения для профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйстве...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине ОПП. 02. Биология Специальность: 34.02.01. Сестринское дело 31.02.01. Лечебное дело

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОПП.02. Биология разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.Содержание методических рекомендаций по вып...