Методические рекомендации для студентов по выполнению практической работы по дисциплине «История музыки и музыкальная литература»
учебно-методический материал на тему

Работа содержит практические задания по истории зарубежной музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_zadaniya_po_istori_muzyki.docx50.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки УР

БПОУ  УР

«Можгинский педагогический колледж  имени  Т. К. Борисова»

Методические рекомендации для студентов по выполнению практической  работы по дисциплине «История музыки и музыкальная литература»

Составитель: Сажина Н. В.

                                                 

                                            Можга  2016

Практическая работа № 1

Тема: Клавирное творчество И. С. Баха

  1. В каком городе Бах создал свои лучшие клавирные произведения?

ВЕЙМАР        КЕТЕН         ЛЕЙПЦИГ        АРНДШТАДТ

2. Соединить определение с названием

Подражание

тема

Небольшие пьесы для обучения игре на клавире сына Вильгельма.

имитация

Главная мелодия в полифонии

интермедия

Музыкальное построение где темы нет ни в одном голосе

инвенции

Непрерывная имитация

полифония

Продолжение мелодии в первом голосе

канон

многоголосие

фуга

бег

противосложение

3. Подчеркните основные четыре танца, входящие в состав «Французских» и «Английских сюит».

АЛЛЕМАНДА, МЕНУЭТ,  КУРАНТА, САРАБАНДА, ЖИГА, БУРРЕ, ГАВОТ

4. Что такое ХТК? Подчеркнуть.

ХОРОШО ТРЕНИРОВАННЫЙ КЛАВИР, ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВЕСИН,

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР.

5. Сколько прелюдий и фуг в первом томе ХТК?

15            48                      6            12

6. Какие произведения Бах называл симфониями?______________________

Практическая работа № 2

Тема: Й. Гайдн – великий австрийский композитор, представитель венской классической школы музыки. 

I. Подчеркните правильное утверждение:

1. Гайдна называют «отцом»        оперы, оратории, сонаты, симфонии;

2.Гайдн является современником   Монтеверди, Моцарта, Бетховена, Дебюсси;

3. Первое образование композитор получил   в цирке, в церковном хоре, в   музыкальной школе, в школе ремесел;

4. В должности капельмейстера у князя Эстергази музыкант прослужил три, десять, двадцать, тридцать лет;

5. Гайдн любил исполнять квартеты с Бахом, Вивальди, Моцартом, Шубертом;

6. В возрасте 60 лет Гайдн совершил первое путешествие в Париж, Лондон, Неаполь, Петербург;

7. Музыкальное произведение «С тремоло литавр» написано в форме сонаты, оперы, симфонии, оратории;

8. В музыке Гайдна звучат народные мелодии хорватские, русские, ирландские, немецкие;

9. Композитор владел игрой на скрипке, клавикорде, органе, арфе;

10. Вершиной творчества Гайдна являются «Лондонские симфонии», оратории, квартеты, сонаты.

II. Составьте кроссворд из названий  музыкальных форм,  в которых сочинял Гайдн.

Практическая работа №3

Тема: К. В. Глюк – реформатор оперы, выразитель передовых идей своего времени.

1. Соединить стрелками  виды опер соответственно их определениям:

 seria                                                                                     драма посредством музыки

Buffa                                                  разновидность немецкой комической оперы

Singspiel                                                                      итальянская «серьезная» опера

Drama per musica                                                           жанр французской оперы

Tragedie lyrique                                               итальянская «комическая» опера

2. Решить  задание:

а) Подчеркните современников  К. В. Глюка

Моцарт           Руссо       Вивальди       Гайдн        Бах        Гендель         Дидро     Бетховен

б) Какая опера не является реформаторской?

 «Артаксеркс»,  «Ифигения в Авлиде»,  «Армида», «Ифигения в Тавриде» , «Эхо и Нарцисс»,   «Ифигения в Авлиде» , «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Орфей и Эвридика»

в) Выберите тематику сюжетов реформаторских опер

античные сюжеты героико-трагического характера,  фантастический мир мечтаний,  любовные интриги

г) Укажите черты, характерные реформаторским операм

балетные дивертисменты

виртуозное красивое пение

побочные линии лирического или комического свойства

хор и балет

интонационно выразительные речитативы естественно сливаются с ариями, мелодика которых свободна от излишеств виртуозного стиля;

увертюра предвосхищает эмоциональный строй будущего действия;

относительно законченные музыкальные номера объединяются в большие сцены.

д) Перечислить действующие лица оперы «Орфей и Эвридика», кратко изложить сюжет.

Практическая работа № 4

Тема:  В. А. Моцарт – австрийский композитор, представитель венской классической школы музыки.

1. Прочитать утверждения и написать -  согласны вы с ним или нет

В. А. Моцарт – это композитор, исполнитель, писатель и дирижер.

Моцарт это французский композитор.

Творчество Моцарта относится к венскому классицизму.

Вольфганг родился в Зальцбурге.

Музыке Моцарт учился у Баха.

В семилетнем возрасте своим виртуозным  искусством Моцарт покорил не только города Австрии, но и Англии и Франции.

В творчестве Моцарта сформировался жанр инструментальной музыки - соната.

Самая популярная симфония композитора -  первая.

Моцарт оперы не сочинял.

Моцарт всю жизнь путешествовал по свету, всегда и везде его встречали бурными овациями.

Огромной знаменитости в детстве Вольфганг обязан своему отцу.

Своей семьи у композитора не было.

Когда Моцарт умер, про его музыку забыли на сто лет.

Моцарт сочинил несколько реквиемов.

Смерть композитора была не замечена, похоронен он был в общей могиле, место захоронения не известно.

 2. Подчеркните фамилии  композиторов, которые не могли встречаться с Моцартом.

Бетховен,  Бах, Монтеверди,  Вивальди, Глюк, Гайдн, Сальери.

 3.  Подчеркните сочинения Моцарта:

«Лондонские симфонии»

Реквием

«ХТК»

Опера «Орфей и Эвридика»

«Маленькая ночная серенада»

Концерты для клавира

Оратория «Сотворение мира»

Опера «Волшебная флейта»

Сонаты для клавира

Симфония с тремоло литавр №103

Опера «Так поступают все»

Концерты для скрипки с оркестром

Опера «Дон Жуан»

4. Впишите  музыкальные инструменты по группам, которые входили в состав моцартовского оркестра:

Лира, кифара, гобой, виолончель, литавры, флейта, кларнет, колокола, орган, труба, виола, фагот, контрабас, большой барабан, валторна, треугольник, скрипка, альт.

                  струнные

духовые

           ударные

Практическая работа № 5

Тема:  Оперное и симфоническое творчество В. А. Моцарта

1. Решите тест

 

1. Кто был либреттистом опер Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»,  «Так поступают все женщины»

 а) Лоренцо Бернини    б) П. Бомарше    в) Лоренцо де Понте   г) Ж. Б. Мольер

2. К какому виду относится опера «Дон Жуан»?

  а) опера серия    б) опера - буфф   в) лирическая трагедия   г) зингшпиль

3. Какой танец был частью симфонии?

  а) вальс       б) полонез    в) менуэт   г) аллеманда

4. Сколько симфоний у Моцарта?

  а) 104            б) 41           в) 15           г) 20

5. Какая часть симфонии пишется в форме сонатного аллегро?

а)  1          б)    2         в)  3        г) 4

6. Как называется средний раздел третьей части симфонии?

а)  трио         б)  дуэт          в) ария       г) квартет

 7.  Укажите последнее произведение  композитора

а)  Симфония №40  б) опера «Похищение из Сераля»  в) реквием  г) соната №1

       2. Распределите действующие лица по операм:

Дон Жуан, Граф Альмавива, Командор, Графиня Розина, Фигаро,   Донна Анна, Сюзанна,  Донна Эльвира,  Керубино, Бартоло, Церлина,  Лепорелло

Опера «Свадьба Фигаро»

Опера «Дон Жуан»

Практическая работа №6

     

Тема: Л. ван Бетховен  – немецкий композитор, воплотивший в творчестве высокие идеалы своего времени.

I.  Выполнить цепное задание:

   

Первый вариант

1. Название этой  школы музыки связано с названием города, являвшегося

 культурным центром 2й половины XVIII века.

_____________________________________________

2. Одним из представителей этой школы является:

а) Бах                  б) Бетховен         г) Вивальди          д) Гендель

3. Этот автор работал в таких   жанрах   как:

а) мессы и кантаты  б) оперы и оратории     в) симфонии и сонаты   г) концерты

4.  Его знаменитым произведением является:

а) «Времена года»   б) «Лондонские симфонии» в) «Лунная соната»  г) «Страсти по Матфею»

5. Это произведение по характеру:

а) лирическое     б) революционное     в) юмористическое     г) драматическое

 

                   Второй вариант

1. Автором первой симфонии с хором является ___________________________

2. В историю культуры он вошел в первую очередь как

а) писатель       б) художник      в) композитор        г) пианист

3. Он   является     автором   произведения:

а) «Эгмонт»    б) «Прощальная симфония»    в) «Кофейная кантата»   г) «Сотворение мира»

4.  В основе содержания этого произведения лежат события:

а) революционные      б) фантастические     в) сказочные     г) бытовые)

 

5. Другое произведение этого автора:

а) «Юпитер»  б) «Кориолан»  в) «Детская симфония»  г) «Идоменей»

Практическая работа №7

Тема: Л. ван Бетховен. Сонатное творчество

1. Распределить названия сочинений соответственно их музыкальным формам:

«Фиделио»                                          месса

«Героическая»                                   соната

«Лунная»                                             увертюра

 «Эгмонт»                                             симфония

«Торжественная»                             опера

2.  Написать строение каждой части «Патетической сонаты»

Строение первой части

Строение второй части

Строение третьей части

3. Написать строение каждой части   Симфонии №5

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвертая часть

 

Практическая работа № 8

Тема:   Ф. Шуберт – австрийский композитор, представитель раннего романтизма.

I. Ответить на вопросы.

 1. К  какому музыкальному направлению  относится творчество Шуберта?

2. Сколько  лет  прожил  Шуберт ?

3. В каких жанрах сочинял Шуберт?

4. С какими поэтами сотрудничал композитор?

5. Кто был  исполнителем песен Шуберта?

6. Как назывались вечера, где звучала музыка Шуберта?

7. Любимый жанр творчества композитора?

8. Как называется произведение, сочиненное на ходу?

9. Перечислите жанры произведений  для фортепиано.

10. Почему симфония №8 носит название «Неоконченная»?

II. Распределить названия произведений соответственно их жанрам.

«Военный марш»                                                 экспромт

«Лесной царь»                                                        песня

 «Прекрасная мельничиха»                              симфония

«Гретхен  за прялкой»                                        баллада

«Форель»                                                                  соната

«Зимний путь»                                                      марш

«Неоконченная»                                                  серенада

«Полевая розочка»                                               музыкальный момент

Практическая работа № 9

Тема:   Ф. Мендельсон – немецкий  композитор эпохи романтизма.

1. Художественное направление, к которому относиться творчество Мендельсона называется  ___________________

2. Кто был первым учителем музыки будущего композитора? ____________________

3.Кто из немецких писателей повлиял на формирование творческих взглядов Мендельсона?________________

4. Сочинение, написанное в 17 лет по комедии Шекспира, называется____________

5.Что такое «Песни без слов»?_____________________________________________________________

6. В каких жанрах сочинял Мендельсон?________________________________________________

7. Чем еще занимался, кроме сочинения музыки?_____________________________________

8. Что пропагандировал композитор?___________________________________________________

9.Гевандхауз –это___________________________________________________________________________

10. В каких городах жил Мендельсон?____________________________________________________

11. Чем знаменит Лейпцигский период?_________________________________________________

12. В каких странах побывал композитор?_______________________________________________

13. С какого произведения началось возрождение творчества Баха?_______________

14. Назовите современников Мендельсона______________________________________________

Практическая работа № 10

Тема:   Р. Шуман – немецкий  композитор эпохи романтизма.

Решите тест:

1. Название немецкого города, где родился Шуман

а) Гамбург        б) Цвиккау        в) Дюссельдорф       г) Лейпциг

2. Кем Шуман  был по образованию?

а) Химик       б) инженер       в) писатель      г) юрист

3. Главным авторитетом среди композиторов для Шумана был

А) Моцарт    б) Чайковский   в) Шуберт     г) Бах

4. Главным учителем музыки композитора был

а) Вик          б) Цельтер       в) Сальери        г) Альбрехтсбергер

5.  Литературное детище Шумана называется

а) «Юридический вестник»  б) «Литература и искусство»

в) «Новая музыкальная газета» г) «Музыка и жизнь»

6. Давидсбунд это-

а) «музыкальное братство»      б)  муз. ВУЗ      в) Название симфонии       г) город

7. Безмерное увлечение виртуозничством, внешними эффектами, с которыми боролся Шуман называется:

а) мещанство     б) рутинство      в) невежество    г) филистерство

8. Какими именами Шуман подписывал свои статьи?

а) Пьеро и Арлекина б) Флорестан и Эвзебий  в) Пантолоне и Коломбина

9. Музыкальный инструмент, которому Шуман посвятил большинство сочинений

а) орган     б) скрипка        в)  виолончель       г) фортепиано

10. В  качестве  кого посетил Шуман Россию?

а) юристконсульт  б) муз. критик   в) муж Клары Вик   г) пианист

11. Форма музыкальной миниатюры, характерная Шуману

а) песня без слов     б) экспромт     в) музыкальный момент   г) эстамп

12. Кто из русских композиторов  первым начал пропаганду  творчества Шумана

а) Рубинштейн    б)Глинка     в)Чайковский    г)Стасов

Практическая работа  № 11

Тема: Рихард Вагнер немецкий композитор, реформатор оперного жанра

Вписать недостающие в тексте слова:

Целью творческой  жизни Рихарда Вагнера было создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Музыкальная драма это - _____________________________________________________________________________________________________________________________________. И как средство осуществления  данной художественной цели – новая образность, новая интонационность, новые музыкально-драматургические принципы, идея синтеза искусств во имя максимальной выразительности.

Вагнер необыкновенно возвысил роль ____________в опере.   Поэтому ______________необыкновенно красочен, пышен, грандиозен. Гармония поражает напряженным, грандиозным, изысканным_________________. Вагнер считал, что музыка и драма должны слиться воедино. Развитие должно быть непрерывно – как в жизни. (Даже существует понятие _____________ Вагнеровская _________________). Поэтому отдельные номера должны ______________________, т.к. они делят движение. Он отрицал ________, _____________, ____________, вместо _____ - монологи, вместо _____________- диалоги,  хоров мало. Монологи и диалоги это части ___________________________________. В его музыкальных драмах вокальная партия подавляется оркестровой, становиться _______________________________ симфонического оркестра. Она речитативна, трудна, в ней  отсутствует песенность, ариозность. С точки зрения Вагнера ведущую роль в драме играет не __________, а_____________. Поэтому ___________  у Вагнера подобен античному хору, который комментирует происходящее на сцене и передает смысл. Все это происходит с помощью системы_________________. Каждый_______________(короткая музыкальная характеристика) что-то обозначает, это могут быть предметы, чувства, персонажи. Реформируя оркестр, композитор создал квартет______, ввел басовую________, контрабасовый_____________, расширил_______________________________, использовал шесть ______.  До Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба (к примеру, тетралогию «____________________________»  исполняет четверной состав оркестра  с восемью валторнами).

Целью творческой  жизни Рихарда Вагнера было создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Музыкальная драма это - _____________________________________________________________________________________________________________________________________. И как средство осуществления  данной художественной цели – новая образность, новая интонационность, новые музыкально-драматургические принципы, идея синтеза искусств во имя максимальной выразительности.  Вагнер необыкновенно возвысил роль _________в опере. Поэтому ___________________необыкновенно красочен, пышен, грандиозен. Гармония поражает напряженным, грандиозным, изысканным_________________. Вагнер считал, что музыка и драма должны слиться воедино. Развитие должно быть непрерывно – как в жизни. Даже существует понятие ________ _______ Вагнеровская _________________. Поэтому отдельные номера должны ______________________, т.к. они делят движение. Он отрицал ________, _____________, ____________, вместо _____ - монологи, вместо _____________- диалоги,  хоров мало. Монологи и диалоги это части ___________________________________. В его музыкальных драмах вокальная партия подавляется оркестровой, становиться _______________________________ симфонического оркестра. Она речитативна, трудна, в ней  отсутствует песенность, ариозность. С точки зрения Вагнера ведущую роль в драме играет не __________, а_____________. Поэтому ___________  у Вагнера подобен античному хору, который комментирует происходящее на сцене и передает смысл. Все это происходит с помощью системы_________________. Каждый_______________(короткая музыкальная характеристика) что-то обозначает, это могут быть предметы, чувства, персонажи. Реформируя оркестр, композитор создал квартет______, ввел басовую__________, контрабасовый_____________, расширил_______________________________, использовал шесть ______.  До Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба (к примеру, тетралогию «____________________________»  исполняет четверной состав оркестра  с восемью валторнами).

Практическая работа №12

Тема: Веризм в музыке

1. Решите тест:

1. Веризм в переводе с итальянского языка означает

а) выразительный    б) замкнутый     в) правдивый     г)фантастичный

2. Укажите время зарождения стиля и страну

а) XVIIIв. Франция   б)рубеж XIX-XX в.в. Италия   в)XIXв. Германия    г)XXв. Россия

3. Этот художественный стиль зародился в …

а) живописи       б) литературе      в)   скульптуре     г) музыке

4. Подчеркните представителей музыкального веризма

а) Масканьи   б)  Леонкавалло    в) Верди    г) Пуччини

5. Традиции какого итальянского ком-ра продолжают композиторы- веристы?

а) Листа    б) Россини   в) Бетховена     г) Верди

6. Кому принадлежат слова: « Есть три основные закона у театра-заинтересовать, поразить и растрогать…?

а) Масканьи     б) Верга   в) Пуччини   г) Вагнеру

7.  Какая  опера  Пуччини знакомит нас с музыкальным колоритом Японии?

a) «Тоска»           б) «Богема»         в) «Мадам Батерфляй»   г) «Манон Леско»

8. Подчеркните главных героев оперы «мадам Батерфляй»

а) Пинкертон  б) Манон Леско  в) Турандот    г) Чио- чио- сан

9. Какая опера, сделала  знаменитым П. Масканьи

а) «Паяцы» б) «Сельская честь»  в) «Турандот»    г) «Аида»

10. Вокальный стиль арий, характерный  операм композиторов –веристов

а) «речитатив»     б) «ария крика»       в) «бельканто»    г) « ария –скерцозо»

2. Прослушать музыку.

 В прослушанной музыке найти черты, характеризующие веризм.

Увертюра к опере П. Масканьи «Сельская часть»

Ария Тоски из оперы Д. Пуччини «Тоска»

Ария «Чио чио сан» из оперы Д. Пуччини «Мадам Батерфляй»

Практическая работа №13

Тема: Западно–европейская музыкальная культура 2й половины XIX- первой половины XX веков.

1. Определить по характеристике художественное направление

_________________ ―  направления в академической музыке XX века, представители которого имитировали стиль музыкальных сочинений раннего классицизма и позднего барокко. Пик популярности этого течения  пришёлся на 1920-е и 1930-е годы.

___________________ — идейное и художественное направление в европейской  культуре конца XVIII века —  XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

____________________— реалистическое направление в итальянской литературемузыке и изобразительном искусстве конца XIX века.

__________________— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Это направление  стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

_____________________— направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

2.Распределить фамилии композиторов соответственно художественным направлениям.

К. Дебюсси, Э. Григ, А. Шенберг, Д. Пуччини, Р. Штраус, П. Хиндемит, М. Равель, А. Дворжак, П. Масканьи,

А. Берг, Д. Верди

Романтизм

Веризм

Экспрессионизм

Импрессионизм

Неоклассицизм

3. Дать определение терминам

Опера________________________________________________________________________

Симфония___________________________________________________________________

Полифония____________________________________________________________________

 Додекафония___________________________________________________________________

Атональность__________________________________________________________________

Бельканто____________________________________________________________________

Программность______________________________________________________________

Ария_______________________________________________________________________

Фуга________________________________________________________________________

Вокальный цикл_________________________________________________________________

Серийная музыка________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы Дисциплина: «Муниципальное право» Специальность: «Право и организация социального обеспечения»

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. Материалы самостоятельной внеаудиторной работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ для специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство по дисциплине «Санитария и гигиена парикмахерских работ»

Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП, обучающихся по специальности: 43.02.02 «Парикмахерское искусство».Учебная дисциплина «Санитария и гигиена парикмахерских услуг» являе...

100 вопросов по истории музыки и музыкальной литературе

Тестовые задания для проведения контрольных работ по истории иузыки и музыкальной литературе...

Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")

Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...

РП_219А,319А_ОП.05_История музыки и музыкальная литература

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы ОУД.05 История основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 «Кинология»

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «История» на 175 часов,  где  48 часов занимает внеаудиторная самостоятельная  работа,...

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОП,01 Основы технического черчения на тему: "Основные правила выполнения чертежей"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОП.01. Основы технического черчения для профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйстве...