РП_219А,319А_ОП.05_История музыки и музыкальная литература
рабочая программа

Униковская Анжела Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) музыкального образования

Протокол  от 28.01.2019 г. №4

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 21.03.2019 г. №72

Утверждено

приказом  от 28.03.2019 г.

№146-ОД

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ОП.05 История музыки и музыкальная литература

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование        

наименование цикла  Общепрофессиональные дисциплины

Номер группы: 219А, 319А

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

215 ч.

Самостоятельная работа

72 ч.

Обязательная учебная нагрузка (всего)

143 ч.

в том числе:

теоретическое обучение

58ч.

практические занятия

85ч.

лабораторные занятия

-

курсовая работа (проект)

-

Форма промежуточной аттестации

3,4,5 семестр – итоговая контрольная работа

6 семестр - экзамен

г. Нижневартовск

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование», с учетом  необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)».


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

33

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

35

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в рамках дополнительного образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

«История музыки и музыкальная литература» является дисциплиной общепрофессионального цикла. Она обобщает знания, умения и навыки по музыкальным дисциплинам: теории, гармонии, анализу музыкальных произведений, а также по истории, философии, мировой художественной культуре. Важной особенностью этой учебной дисциплины является ее профессионально-педагогическая направленность, взаимодействие изучаемых музыкальных явлений с другими искусствами в системе художественной культуры.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель курса – овладение обучающимися знаниями и умениями по данному предмету для дальнейшего их применения в профессиональной практической деятельности.

Задачи курса:

  • освоить теоретические аспекты предмета - биографии композиторов, основные творческие направления и стили композиторов, многообразием жанров и форм;
  • сформировать практические умения разбора и анализа изучаемых произведений разных форм и жанров;
  • воспитывать музыканта-профессионала, глубоко осуществляющего связь музыкального искусства с жизнью;
  • вырабатывать у обучающихся самостоятельность в восприятии музыкальных произведений;
  • анализировать элементы музыкального языка и их выразительные свойства.

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи;

работать с нотным материалом и учебно-методической литературой;

рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций;

знать:

основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры;

основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух;

музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах – наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.17. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях, планировать их.

ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных организациях.

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.

ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки.

ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательной организации.

ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.

ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.

ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.

1.4. Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Обязательная учебная нагрузка

В том числе

Формы промежуточной аттестации

Теоретическое обучение

Лабораторные и практические занятия

Курсовая работа  (проект)

II

3

26

9

17

13

4

-

Итоговая контрольная работа

II

4

33

11

22

18

4

-

Итоговая контрольная работа

III

5

93

29

64

39

25

-

Итоговая контрольная работа

III

6

63

23

40

15

25

-

Экзамен

Итого

215

72

143

85

58

-

-


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

215

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

143

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

58

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

Итоговая аттестация в форме экзамена  в 6 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История музыки и музыкальная литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

III  семестр

26ч.

Зарубежная музыкальная литература

Раздел 1.

Тема 1.1. Возникновение и развитие оперы.

Опера  как синтетический вид искусства. Предпосылки возникновения оперы. Ведущее значение итальянской и французской оперы. Монтеверди – первый оперный классик. Кризис итальянской оперы-сериа  Опера-буффа. Французская опера 17 века. Ж.Б.Люлли – создатель французской лирической трагедии.

1

1

               2

Самостоятельная работа №1

Мини- доклады по теме «Возникновение и развитие оперы»

1

3

Раздел 2.

Тема 2.1. Инструментальная музыка XVII – XVIII веков.

Развитие инструментальной музыки в ХVI-XVIIIвв. Совершенствование музыкальных инструментов. Понятие о полифонии и гомофонии. Краткая характеристика национальных школ инструментальной музыки, ее жанры и формы.

1

1

Раздел 3.

5

Тема 3.1. И. С. Бах Характеристика творчества. Биографические сведения.

И.С. Бах. Жизненный  и творческий путь. Творчество и его основные черты.

1

1

Тема 3.2.

Органное творчество

Практическое занятие №1 Органное творчество - токката и фуга d moll. Клавирное творчество. Сюиты.

1

2

Тема3. 3

Клавирное творчество. ХТК.

Хорошо темперированный клавир. Крупные вокально-инструментальные жанры.

1

2

Самостоятельная работа№2,3

Письменный анализ произведений И.Баха. Токката и фуга. d-moll; Прелюдия и фуга d-moll; Прелюдия и фуга с-moll;

2

3

Раздел 4.

Тема 4.1. Инструментальная музыка 2-й половины XVIII  века.

Общественно исторические предпосылки формированы венского классического стиля. Сонатно-симфонический цикл. Сонатное allegro и его структура.

1

1

Раздел 5.

Тема 5.1. И. Гайдн.

И.Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое творчество.

1

1

2

Практическое занятие №2 Симфония № 103. Оркестр Гайдна

1

Самостоятельная работа №4

Венская классическая школа. И.Гайдн  и его творчество (реферат)

1

3

Раздел 6.

Тема 6.1. К. В. Глюк.

К.В.Глюк. Краткие биографические сведения.

1

1

Оперная реформа на примере оперы «Орфей и Эвридика».

1

2

Самостоятельная работа №5

Хронограф жизни и творчество К.В.Глюка. Принципы оперной реформы  на примере оперы «Орфей».

1

3

Раздел 7.

В. А. Моцарт.

5

Тема 7.1.

Общая характеристика творчества

В.А. Моцарт. Жизнь и творческий путь, общая характеристика творчества.

1

1

Тема 7. 2.

Опера «Свадьба Фигаро»

В.А. Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

1

2

Тема 7.3. 

Симфония №40.

Практическое занятие №3 В.А. Моцарт.  Симфония №40. Характеристика каждой части.

1

2

Самостоятельная работа  №6,7

 В.Моцарт Симфония №40 –таблица, разбор (письменно)

 Просмотр оперы «Свадьба Фигаро», таблица оперы.

2

3

Раздел 8.

Л. Бетховен

6

Тема 8. 1.

 Жизненный  и творческий путь.

Л.Бетховен. Жизненный  и творческий путь.

1

1

Тема 8. 2.

Фортепианное творчество

Практическое занятие №4 Л.Бетховен. Характеристика фортепианного творчества Сонаты №8,14,23.

1

2

Тема 8 3.

Симфоническое творчество

Л.Бетховен. Симфоническое творчество. Симфонии №5,9. Увертюра к драме Гете «Эгмонт». Характеристика частей и разделов.

1

2

Самостоятельная работа№8,9

Фортепианные сонаты в творчестве Л.Бетховена. Письменный анализ сонат №14 (Лунная), №8 Патетическая №23 (Аппасионата)

2

3

Итоговая контрольная работа

1

3

IV семестр

33ч.

Раздел 9.

Романтизм

4

Тема 9.1. Романтизм как художественное направление.

Романтизм - общественно-исторические предпосылки. Новые формы и жанры, средства музыкальной выразительности. Обращение к программности.

1

1

Тема9. 2.

Ф. Шуберт Вокальная лирика

Вокальная лирика Шуберта. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Баллада «Лесной царь».

1

2

Тема 9.3.

Симфоническое творчество.

Ф.Шуберт. Симфония «Неоконченная» - образец 1-ой лирико-романтической симфонии.

1

2

Самостоятельная работа №1

Мини-сочинение на тему «Песня - душа моя (по страницам вокальной лирики Ф.Шуберта)

1

3

Раздел 10.

Р. Шуман

2

Тема10. 1.

Жизненный и творческий путь.

Тема 10. 2

Фортепианное творчество

Р. Шуман. Сравнительна характеристика Шумана и Шуберта. Жизненный и творческий путь. Музыкально-критическая деятельность Шумана.

1

2

Р. Шуман.  Характеристика фортепианного творчества. Фортепианный цикл «Карнавал»

1

2

Раздел 11.

Ф. Шопен

4

Тема 11.1.

Жизнь и творческий путь.

Ф.Шопен - «поэт» фортепиано. Жизнь и творческий путь.

1

1

Тема 11.2.

Фортепианное творчество. Мазурки. Полонезы.

Практическое занятие №1 Ф.Шопен. Основные этапы фортепианного творчества. Мазурки. Полонезы.

1

2

Тема 11.3.

 Этюды. Прелюдии.

Ф.Шопен. Этюды. Прелюдии - переосмысление жанров. Характеристика тем в Балладе№1

1

2

Самостоятельная работа №2

Ф.Шопен. Хронограф.  Презентация по теме» Фортепианное творчество Ф.Шопена»

1

3

Раздел 12. Ф. Лист.

3

Тема 12.1. Ф. Лист. 

Жизненный и творческий путь

Ф. Лист. Историческая заслуга Ф. Листа. Жизненный и творческий путь. Веймарский, Римский периоды.

1

1

Тема 12.2. 

Характеристика фортепианного творчества

Практическое занятие №2 Ф. Лист. Характеристика фортепианного творчества «Венгерские рапсодии», Рапсодия №2. Симфоническая поэма «Прелюды» - характеристика нового жанра программной симфонической музыки.

1

2

Самостоятельная работа№3

 Симфоническое творчество Листа. Реферат.

1

3

Раздел 13.

Дж. Верди

4

Тема13. 1.

Дж. Верди Жизненный и творческий путь.

Д.Верди. Итальянский композитор - реалистического направления в музыке. Жизненный и творческий путь.

1

1

Тема 13.2.

Оперное творчество

Практическое занятие №3. Д.Верди. Опера «Риголетто». Характеристика фрагментов: 1-е действие «Баллада герцога». Сцена Монтероне монолог  Риголетто. Сцена Риголетто и Джильды

2-е действие Сцена Риголетто ,Рассказ Джильды.

3-е действие «Песенка герцога» Квартет.

1

2

Самостоятельная работа №4,5

Д.Верди. Опера «Травиата» Самостоятельный просмотр и анализ оперы.

2

3

Раздел 14.

Ж. Бизе

3

Тема14. 1.

Ж. Бизе Творческий облик композитора. 

Ж.Бизе. Творчество Бизе - вершина реализма во французской музыке. Краткие биографические сведения.

1

1

Тема 14.2.

Опера «Кармен»

Ж.Бизе. Опера «Кармен» - вершина творческого пути. Основная идея, особенности музыкальной драматургии. Народно-жанровая  характеристика Кармен  (хабанера, сегидилья, цыганская песня.  

1

2

Самостоятельная работа №6

Хронограф по творчеству Ж.Бизе. Просмотр оперы «Кармен». Составление таблицы оперы.

1

3

Раздел 15.

Э. Григ

3

Тема 15.1.

Э. Григ- основоположник норвежской музыкальной классики.

Э.Григ.  Краткие биографические сведения. Характеристика творчества.

1

3

Тема 15. 2.

Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт».

Э.Григ.  Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Выразительные музыкальные портреты. Воплощение образа норвежской природы. Мрачные образы народной фантазии. Жанрово-танцевальные номера. Восточные сцены.

1

2

Самостоятельная работа №7

Характеристика творчества Э. Грига – презентация.

1

3

Раздел 16.

Тема 16.1. Импрессионизм. К. Дебюсси

Импрессионизм – одно из важнейших художественных течений конца 19 – начала 20 века. К Дебюсси – создатель красочного камерного ф-п стиля. Сюитность в симфоническом творчестве. Краткие биографические сведения.

1

1

Самостоятельная работа №8

Импрессионизм –  важнейшее художественное течение конца 19 – начала 20 века - реферат.

1

3

Раздел 17.Тема 17.1.

М. Равель

М.Равель. Краткие биографические сведения и обзор творчества. Фортепианные циклы. Симфонические пьесы «Болеро»» «Вальс».

1

1

Раздел 18. Тема18. 1.

Дж. Пуччини. Оперы «Богема», «Тоска»

Дж.Пуччини. Краткие биографические сведения и обзор творчества. Связь с направлением «веризм». Стремление к правдивому и экспрессивному воплощению человеческих чувств.

1

2

Самостоятельная работа №9

Повторение пройденного музыкального материала, подготовка к викторине.

1

3

Раздел 20. Джаз.

4

Тема 20.1.

Дж. Гершвин.

Краткие сведения из истории зарождения и развития американского джаза. Дж.Гершвин -  один из основоположников американской национальной музыки, создатель направления «симфоджаз»

1

1

Тема 20. 2. Опера «Порги и Бесс»

Дж.Гершвин. Первая национальная американская опера «Порги и Бесс».

1

2

Самостоятельная работа№10,11

Подготовка к музыкальной викторине.

2

3

 

Итоговая контрольная работа

1

3

Народное музыкальное творчество (вариативная часть)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

V семестр

48ч.

Раздел 1.Тема 1.1.

Введение. Фольклор и фольклористика

Определение понятия «народное музыкальное творчество» как совокупности видов и жанров народного искусства.

Фольклористика - наука о фольклоре.

1

1

Тема 1. 2. Основные особенности народного музыкального творчества

Сборники русских песен XVIII века (рукописные и печатные).  Сборник Кирши Данилова. Сборники XIX века. Подробно о сборниках Балакирева, Римского-Kopcaкова Лядова. Направления русской музыкальной фольклористики в XX веке.

1

2

Тема 1.3.

 Система жанров русского народного музыкального творчества

Понятие жанра.

Историческая последовательность возникновения жанров народного творчества.

1

1

Тема 1.4.

Древний слой русского  музыкального фольклора

Древний слой русского  музыкального фольклора: трудовые припевки и песни, пастушеские наигрыши, календарные песни, мифологический эпос. Жанры плачей и славлений. Постепенное формирование свадебного обряда. Былинный  эпос. Ранние исторические песни. Духовные стихи. Новые жанры - хороводно-плясовые и лирические необрядовые песни

1

2

Раздел 2.

Народные музыкальные инструменты

Тема 2. 1. 

Характеристика русских народных инструментов

Характеристика русских народных инструментов. Особенности игры.

1

1

Тема 2.2.

Народная  инструментальная музыка

Особенности ряда народных инструментов Характеристика жанров русской народной инструментальной музыки.

1

2

Самостоятельная работа№1,2: подготовка  сообщений по теме «Русские народные музыкальные инструменты» (по выбору)

2

2

Раздел 3.

Музыкальная культура коренных народов Севера

6

Тема 3.1.

 Роль музыки в жизни народов Севера.

Роль музыки в жизни народов Севера. Простейшие музыкальные инструменты (варган и тумран) Характеристика  струнных инструментов: «нын-юх», нарс-юх. Щипковый инструмент тороп-юх. Особенности изготовления музыкальных инструментов, приемы игры на них.

2

3

Тема 3.2.

 Песни народов Севера.

Песни народов Севера, их особенности, манера исполнения.

1

2

Тема 3.3.

Обряды народов Севера

Праздники и обряды народов Севера.

1

2

Самостоятельная работа №3,4: подготовка  презентаций  по теме «Культура народов Севера».

2

3

Раздел 4.

Календарные песни

3

Тема4. 1.

Русские календарные песни - наследие восточнославянской земледельческой культуры.

Календарные песни как годовой круг по сезонным циклам. Общее деление жанров на празднично-обрядовые и трудовые.

1

2

Тема4. 2.

 Классификация календарных песен

Жанры зимних, весенних, летних и летне-осенних песен.

1

3

Самостоятельная работа №5: разучивание песен

1

2

Раздел 5.

Семейно-бытовые жанры

7

Тема 5. 1.

Плачи - древнейший жанр русского  фольклора.

Плачи в древне-русской литературе. Распространенность традиций плачей и причетов в народном быту России.

1

1

Тема 5.2. 

Плачи обрядовые и не обрядовые 

Плачи обрядовые и не обрядовые. Поэтический язык плачей. Музыкальный язык плачей. Наибольшее значение плачевых традиций в северном и северо-западном регионах. Профессия плакальщицы; Арина Федосова. Специфическая исполнительская манера плачей.

1

2

Тема 5. 3. 

Колыбельные песни

 Тематика. Поэтический и музыкальный язык. Традиция одиночного исполнения. Преломление жанров плачей и колыбельных в музыке русских композиторов

2

2

Самостоятельная работа №6: разучивание колыбельных, подготовка муз.материала.

1

Тема 5. 4

Песни свадебного обряда

Различные виды свадебного обряда. Единый сценарий «свадебной игры». Насыщенность русской традиционно свадьбы песнями.

1

2

Тема 5.5 Типология свадебных песен

Типология свадебных песен: прощальные, опевалъные, шуточные (корительные), величальные, а также песни, певшиеся по ходу обряда и не имеющие определенного характера.

Знакомство со свадебными песнями в обработках Балакирева, Римского-Корсакова, Лядова.

1

3

Самостоятельная работа №7: разучивание песен

1

Раздел 6.

Народный эпос.

Тема 6. 1.

Былины

Эпос как  явление мировой культуры. Сложность воссоздания истории былинного жанра. Письменные  литературные памятники эпоса.

2

2

Тема 6.2.

Исполнительские традиции былин.

Разные исполнительские традиции былин.

1

3

Самостоятельная работа №8: слушание  былин , разучивание напевов  былин.

1

Тема 6.3.

Духовные стихи

Духовные стихи - ветвь русского музыкального эпоса. Источник духовных стихов - христианская литература. Создатели и исполнители духовных стихов.

Стих «Плач Иосифа Прекрасного» на библейский сюжет.

1

1

Тема 6.4.

 Художественная система духовных стихов

 Символичность и гиперболизация образов. Вариант «Голубиной книги», использованный в опере Римского-Корсакова «Садко»)

1

2

Раздел 7.

Исторические песни

4

Тема 7.1.

Исторические песни -. отражение истории от XIII в. до XX в.

Исторические песни - повествовательные песни, связанные с конкретными историческими событиями и лицами.

1

2

Тема 7.2.

Многообразие типов исторических песен.

Примеры песен разных эпох. «Как за речкою, да за Дарьею» одна из самых ранних исторических песен, близка к балладам. Песни об Иване Грозном, о Ермаке, Разине.

1

3

Самостоятельная работа №9,10: подготовка презентаций по темам: «Духовные стихи» и « Исторические песни». 

2

Раздел 8.

Хороводные песни. Плясовые песни

4

Тема 8.1.

 История жанра. Виды хороводов

Хоровод как синкретический вид народного искусства. Древнее происхождение хороводов, связь с трудом, обрядами, праздниками. Виды хороводов: игровые и плясовые. Разнообразие форм плясовых хороводов, различные виды плясовых движений. Хороводы-игры - музыкально-драматические сценки.

2

2

Тема 8.2. Образцы быстрых хороводных и плясовых песен.

Практическое занятие №1. Тематика хороводных песен. Отражение трудовых процессов, брачных обычаев, семейной тематики, лирической, шуточной, сатирической.

Образцы быстрых хороводных и плясовых песен.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся №11,12: разучивание хороводов. 

2

Раздел 9.

Лирические песни

3

Тема 9. 1.

Традиционные лирические песни

Понятие «традиционные» песни. Характеристика жанра. Отражение в лирических песнях повседневной жизни народа. Переживания и психологические состояния типизированных героев. Сдержанность в проявлении чувств, выраженных при помощи поэтической образности и символики.

1

1

Тема 9.2.

 Протяжные песни

 Протяжные песни - высшая точка в развитии русского народного многоголосия.

1

2

Самостоятельная работа №13: разучивание песен

1

Раздел 10.

Городские песни

Тема 10.1.

Кант.

Городские песни - новый песенный слой в русском народном творчестве. Предпосылки появления городской песенности. Кант как самый ранний жанр бытового музыкально-поэтического искусства в городе. Стилистика кантов. Тематика. Разновидности кантов: лирические, шуточные, духовные, панегирические (виватные).

1

1

Тема 10.2. 

Лирическая городская песня

 Лирическая городская песня - ведущий жанр городского музицирования с конца XVII века

1

2

Самостоятельная работа№14,15,16: повторение теоретического материала и песен, подготовка презентаций.

3

3

Русская музыкальная литература

V семестр

45ч.

Раздел 1. Тема 1.1

Русское народное  музыкальное  творчество.

 Отличие народного творчества от профессионального. Классификация жанров народного творчества. Народные песни в творчестве композиторов.

 

1

1

Раздел 2. Тема 2.1

Русская музыкальная культура до  XIX века.

   Общественно-историческая обстановка в России в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 г. Оперный театр первой половины XIX в. Создание самостоятельной русской оперной труппы.   Жанровое

 разнообразие в области музыкального театра: музыка к драме, опера, балет, водевиль.

1

3

Тема 2.2.

А.Н. Верстовский

Практическое занятие №2  А.Н. Верстовский - яркий выразитель романтического направления в русской музыке, создатель национальной романтической оперы.

Крепостные оркестры. Основные типы вокальной лирики: русская песня и сентиментальный лирический романс.

1

3

Раздел 3.

 Композиторы-мастера русского романса.

5

Тема 3.1.

А.А. Альябьев

Практическое занятие №3  А.А.Алябьев .  Краткая характеристика жизненного и творческого пути.

Характеристика романсов «Соловей», «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога».Эволюция вокального творчества композитора от

юношеской романтики к созданию образов русской действительности.

1

2

Тема 3.2.

А.Е.Варламов

Практическое занятие №4  А.В.Варламов. Общая характеристика творчества. Основное направление творчества - вокальная лирика.

1

2

Тема 3.3

А.Л. Гурилев

Практическое занятие №5   А.Л.Гурилев. Характеристика творчества. Искренность и задушевность романсов Гурилева («Колокольчик», «Вьется ласточка…», «Матушка-голубушка»)

1

2

Самостоятельная работа №1,2.

«Композиторы  - мастера     русского романса».

2

3

Раздел 4.

М.И.Глинка

10

Тема 4.1.

 М.И.Глинка Жизненный и творческий путь.

Биография М. И. Глинки; характеристика каждого из периодов творческого пути. Значение искусства Глинки в истории отечественной культуры; ведущие идеи творчества. Глинка — исполнитель, писатель, общественный деятель

1

1

Тема 4.2.

Камерное вокальное творчество

Практическое занятие №6,7 М. И. Глинка. Камерное вокальное творчество: историческое значение; хронология; выбор текстов, авторы стихов. Романсы на стихи Пушкина; «Прощание с Петербургом»; особенности произведений позднего периода.

2

2

Тема 4.3.

Оперное творчество

Практическое занятие №8,9 М. И. Глинка. Оперное творчество. «Иван Сусанин»—героико-патриотическая трагедийная опера на исторической основе.

2

2

Тема 4.4.

Симфоническое творчество

Практическое занятие №10,11 М. И. Глинка. Симфоническое творчество: типы симфонизма; программность; народно-жанровая основа, новизна, лаконизм, совершенство форм, выработанность стиля; историческое значение. «Камаринская»—образец жанрового симфонизма. «Арагонская хота», обобщение в ней существенных черт испанской музыки.

2

2

Самостоятельная работа №3,4,5

М.И. Глинка. Хронограф. Презентация. Просмотр оперы  «Иван Сусанин»

3

3

Раздел 5.

А.С.Даргомыжский

7

Тема .5.1.

С.Даргомыжский Жизненный и творческий путь.

Основные биографические сведения о А. С. Даргомыжском. Основные сведения о творчестве. Новаторство; создание новых форм, жанров в оперной и камерной вокальной музыке; влияние народной песенности,  поиски новых интонационных средств. Точность психологических характеристик, конкретность образов.

1

1

Тема 5.2.

Камерное вокальное творчество

Практическое занятие №12,13 Романсы и песни 50-х годов - вершина вокального творчества Даргомыжского. Романсы на слова и переводы поэтов-искровцев.

2

2

Тема 5.3.

Оперное творчество

Практическое занятие №14,15 А.С.Даргомыжский. Оперное творчество: жанровая специфика; сюжеты, особенности их трактовки; соотношение текста и музыки; новаторские формы; историческое значение. Русалка»—лирико-психологическая, социально-бытовая народная музыкальная драма.

2

2

Самостоятельная работа  №6,7

«Великий учитель   музыкальной правды»- презентация. Опера «Русалка». Таблица оперы.

2

2

Раздел 6.

Русская музыкальная культура 60-70-х гг. XIX века.

4

Тема 6.1.

Русская музыкальная культура 60-70-х гг. XIX века.

 Внутриполитические и внешнеполитические события; разночинский период освободительного движения. Литература, демократическая публицистика. Реалистическое направление в живописи; Товарищество передвижных художественных выставок; творчество М. М. Антокольского; деятельность П. М. Третьякова.

2

1

Тема 6.2.Новые формы музыкально-общественной жизни.

Практическое занятие №16  РМО; Бесплатная музыкальная школа,

консерватории в Петербурге и Москве.  Деятельность А. Н.

Серова, А. Г. Рубинштейна, Н. Г.Рубинштейна. «Могучая кучка» - передовое демократическое  направление в русской музыке 60-х годов. Состав, характер деятельности, эстетические принципы, ведущие

жанры творчества, историческое значение.

1

1

Самостоятельная работа №8

Подготовка презентации по теме: «Русская музыкальная      культура 60-70-х годов XIXвека».

1

2

Раздел 7

А.П.Бородин

8

Тема 7.1.

А.П.Бородин Жизненный и творческий путь.

А.П.Бородин. Значение научной и общественной деятельности. Национальные основы творчества, ориентация на классические жанры и формы.  Новизна мелодических и гармонических идей. Историческое значение.

1

1

Тема 7.2

Камерное вокальное творчество

Практическое занятие №17,18 А.П.Бородин. Камерное вокальное творчество: жанровые разновидности романсов и песен, новизна жанров, форм, музыкального языка.

2

2

Тема 7.3

Оперное творчество

Практическое занятие №19,20 А.П.Бородин. Эпическая историко-героическая опера «Князь Игорь».

2

2

Тема 7.4

Симфоническое творчество

Практическое занятие №21 А.П.Бородин. Симфония № 2— образец эпико-лирического симфонизма.

1

2

Самостоятельная работа №9,10,11

 Вершины русского музыкального эпоса (А.П.Бородин).

 «Богатырская» симфония. Опера Бородина «Князь Игорь - просмотр, подготовка таблиц.

3

3

Раздел 8

М.П.Мусоргский

7

Тема 8.1.

М.П.Мусоргский. Жизненный и творческий путь.

Жизненный и творческий путь М. П. Мусоргского. Новизна, преобладающее значение вокальных жанров, претворение  достижений Даргомыжского. Открытия в области музыкального языка, форм. Историческое значение.

1

1

Тема 8.2.

Камерное вокальное творчество

Практическое занятие №22  М.П.Мусоргский. Камерное вокальное творчество: расширение жанровых пределов, новизна тематики. Обращение к творчеству поэтов-современников; произведения на собственные тексты. Песни-монологи, песни-сценки; вокальные циклы. Историческое значение.

1

2

Тема 8.3.

Оперное творчество

Практическое занятие №23 М.П.Мусоргский.  Оперное творчество:

различные замыслы, сюжеты; ведущие идеи оперного творчества. Историческая трагедия «Борис Годунов». Образ народа в опере. Психологическая глубина и сложность образа Бориса Годунова.

1

2

Тема 8.4.

Фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Практическое занятие №24  М.П.Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки».

1

2

Самостоятельная работа  №12,13

 Народная музыкальная    драма «Борис Годунов». Просмотр оперы, подготовка таблицы, прослушивание основных тем. Подготовка к викторине.

2

3

Итоговая контрольная работа    

1

VI семестр

63

Раздел 9

Н.А. Римский-Корсаков

14

Тема 9.1.

Н.А. Римский-Корсаков Жизненный и творческий путь.

Биография Н. А. Римского-Корсакова. Сведения о творчестве. Основные черты стиля, значение колористического и картинно-изобразительного начала. Римский-Корсаков—педагог, писатель, ученый, общественный деятель. Историческое значение.

2

1

Тема 9.2.

Оперное творчество

Практическое занятие №1,2,3,4  Н. А. Римский-Корсаков.  Оперное творчество: использование разных сюжетов, жанров. Свойства вокального письма; важнейшие особенности оперных форм; большое значение гармонических и оркестровых средств, применение лейтмотивов.

Сказочно-эпическая  опера  «Снегурочка». Опера-былина «Садко». «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок»—оперы позднего периода творчества.

4

2

Тема 9.3.

Симфоническое творчество

Практическое занятие №5,6 Н. А. Римский-Корсаков.   Симфоническое творчество, основные жанры, произведения; программность; черты симфонического письма. Восточная симфоническая сюита «Шехеразада».

2

2

Самостоятельная работа №1,2,3,4,5,6

Просмотр  опер Н.А.Римского-Корсакова.  «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста». Составление таблиц опер «Снегурочка», «Садко».

6

3

Раздел 10

П. И. Чайковский

15

Тема 10.1.

П. И. Чайковский. Жизненный и творческий путь

П.И.Чайковский—создатель драматической русской симфонии, квартета, новых типов онеры; достижения во всех областях музыкального искусства. Чайковский—композитор-новатор, глава композиторской школы, общественный деятель, дирижер, педагог. Историческое значение искусства Чайковского.   Биография П. И. Чайковского; характеристика каждого из периодов творческого пути.

2

1

 Тема 10.2.

Камерное вокальное творчество

Практическое занятие №7  П.И.Чайковский. Камерное вокальное творчество: значительность и сложность музыки; «романсовость» в произведениях других жанров; характер поэтических текстов, разнообразие тематики.

1

1

Самостоятельная работа №7,8 П.И.Чайковский. Хронограф.

2

3

Тема 10.3.

Оперное творчество

Практическое занятие №8,9,10  П.И.Чайковский. Оперное творчество: хронология; основные жанры; принципы отбора сюжетов. Новаторство Чайковского — оперного композитора. Лирические сцены «Евгений Онегин». Психологическая музыкальная драма «Пиковая дама».

3

1,2

Самостоятельная работа №9,10,11 Схемы симфоний. №4,6. Просмотр опер  «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

3

2,3

Тема 10.4.

Симфоническое творчество

Практическое занятие №11,12 П.И.Чайковский. Симфоническое творчество: основные произведения, жанры, проблематика, определяющая роль драматического конфликтного симфонизма;

 черты оркестрового стиля. Симфония № 4. Симфония № 6. 

2

2

Самостоятельная работа № 12,13 П.И.Чайковский.  Схемы симфоний. №4,6.

2

2,3

Раздел 11.

С.И.Танеев  

3

Тема 11.1.

С.И.Танеев   Жизненный и творческий путь  

С.И.Танеев. Области композиторской работы, основные произведения. Особенности музыкального языка; строение циклов, сложность форм, значение полифонии. Жизненный и творческий путь С. И. Танеева.

1

2

Тема .11.2.

Характеристика творчества С.И.Танеева  

Практическое занятие №13,14. С.И.Танеев. Симфония до минор. Камерно-инструментальное творчество: основные произведения, место в творческом наследии.  Кантата «Иоанн Дамаскин» - характерный образец хорового циклического произведения. Камерное вокальное творчество.

2

2

Раздел 12.

В.С.Калинников

4

Тема 12.1. В.С.Калинников Жизненный и творческий путь  

В.С.Калинников. Сведения о творчестве: области композиторской работы, основные произведения. Жизненный и творческий путь.  

1

1

Тема 12.2.

Характеристика творчества

В.С.Калинникова

Практическое занятие №15  В.С. Калинников Симфония №1.

1

1

Самостоятельная работа №14,15

Слушание С.И.Танеев. Симфония c-moll. В.С. Калинников Симфония №1.

2

3

Раздел 13.Тема 13.1.

Русская музыкальная культура в 80-90-х гг. XIX- начале XX века.

Период политической реакции. Противоречия в искусстве. Борьба прогрессивного и реакционного направлений. Белявский кружок и значение его деятельности. Сравнение Беляевского кружка с Балакиревским.  Концертная жизнь. Мамонтовский театр и его роль в русской музыкальной культуре тех лет.

2

2

Раздел 14.

А.К. Лядов.    

4

Тема 14.1.

А.К. Лядов. Жизненный и творческий путь

   

А.К.Лядов. Области творчества, важнейшие произведения: Лядов—художник-миниатюрист, дирижер, педагог. Жизненный и творческий путь А. К. Лядова.

2

1

Тема 14.1.

Симфоническое творчество

Практическое занятие №16,17  А.К.Лядов. Симфоническое творчество: характеристика жанров; преобладание русской сказочной тематики; претворение традиции картинной, фантастической музыки.

 Симфонические миниатюры «Кикимора», «Волшебное озеро». Симфоническая сюита «8 русских народных песен».

2

2

Раздел 15.

А. К. Глазунов

4

Тема 15.1

Характеристика творчества А.К.Глазунова

Практическое занятие №18,19   А. К. Глазунов. Сведения о творчестве: определяющее значение монументального эпического стиля в сочетании с лирикой, общая уравновешенность строя музыки.  Области творчества, основные произведения, ведущая роль инструментальных жанров. Симфоническая поэма «Стенька Разин»

2

2

Самостоятельная работа №16,17

 А.К.Лядов. Симфоническая сюита «8 русских народных песен».

А. К. Глазунов.Симфоническая поэма «Стенька Разин».

2

3

Раздел 16.

С.В.Рахманинов

6

Тема 16.1

С.В.Рахманинов Жизненный и творческий путь  

Сведения о творчестве. Рахманинов—композитор, пианист, дирижер. Области композиторской работы, основные произведения. Биография С. В. Рахманинова; характеристика каждого из периодов творческого пути.

1

1

Тема 16.2

Камерное вокальное творчество

Практическое занятие №20. С.В.Рахманинов. Камерное вокальное творчество: периодизация, значение в творческом наследии; разновидности жанра романса;  соотношение текста и музыки. Черты вокального стиля, значительность фортепианной партии, особенности форм.

1

1

Тема 16.3

Фортепианное творчество

Практическое занятие №21,22. С, В.Рахманинов. Фортепианное творчество. Основные произведения, ведущие жанры и особенности их трактовки; особенности композиции, циклов. Музыкальные моменты. Прелюдии. Этюды-картины. Сочинения для фортепиано с оркестром. Концерт № 3. «Рапсодия на тему Паганини».

Хоровое творчество. Поэма «Колокола».

2

2

Самостоятельная работа №18,19

 Слушать С.В.Рахманинов Второй фортепианный концерт.

Романсы Рахманинова.

2

3

Раздел 17. Тема  17.1.

Русская церковная музыка XIX  начала XX века

Русская церковная музыка после Д.С.Бортнянского. «Новое направление» в церковной музыке конца XIX – начала XX века. История и роль  московского Синодального училища. Крупнейшие представители этого направления. Краткие сведения о жизни, деятельности и творчестве А.Д. Кастальского, П.Г.Чеснокова, А.Т.Гречанинова. «Литургия св. Иоанна Златоуста» С.В.Рахманинова.

1

1

Раздел 18.

А.Н.Скрябин

5

Тема 18.1.

А.Н.Скрябин. Жизненный и творческий путь

А.Н.Скрябин. Области творчества, основные произведения. Принадлежность к московской композиторской школе, связи с романтическим музыкальным искусством. Скрябин — исполнитель.  Жизненный и творческий путь А. Н. Скрябина.

1

1

Тема 18.2.

Характеристика творчества А.Н.Скрябина.

Практическое занятие №23,24 А. Н. Скрябин Фортепианное творчество. Особенности сонат Скрябина. Прелюдии ор. 11, ор. 74. Поэмы ор. 32, «К пламени». Соната № 4.

Симфоническое творчество: основные произведения. Симфонии № 3. «Поэма экстаза».

2

2

Самостоятельная работа№20,21.Прослушивание  и анализ «Поэма экстаза».

2

2

Раздел 19.

И.Ф. Стравинский

5

Тема 19.1.

И.Ф. Стравинский. Жизненный и творческий путь

Биография И. Ф. Стравинского; характеристика каждого из периодов творческого пути. Сведения о творчестве. Смена музыкальных стилей на протяжении творческого пути; области творчества, жанры, основные произведения. Стравинский — исполнитель, музыкальный писатель.

2

1

Тема 19.2.

Балетное творчество

Практическое занятие №25  И. Ф. Стравинский. Балетное творчество: основные произведения, особенности сюжетов, их трактовка, эволюция стиля. «Петрушка».  Содержание, сюжет балета. Разбор важнейших эпизодов и музыкальных тем.

1

1

Самостоятельная работа №22,23.

Просмотр И.Ф.Стравинский. Балет «Петрушка». Разбор важнейших эпизодов.

2

2

Экзамен

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

  • столы, скамьи;
  • фортепиано;
  • фонотека;
  • видеотека;
  • портреты композиторов.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • мультимедийный проектор, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Дополнительная литература:

 1. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып 3. Учеб. пособие для муз. училищ. – М.: Музыка, 2013. – 590 с.

2. Жданова Г., Молчанова И., Охалова И. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 2: Учеб. пособие. – М.: Музыка, 2013. – 414с.

3. Кандинский А., Аверьянова А., Орлова. Русская музыкальная литература: Вып. 3: Учеб. пособие для муз. училищ. – М.: Музыка, 2014. – 464 с.

4. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1/ред. Царева Е.: Учеб. пособие. – 1-е изд. – М.: Музыка, 2013. – 528 с.

5. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 4/ред. Царева Е.: Учеб. пособие для муз. училищ. – М.: Музыка, 2013. – 704 с.

 6.Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 6/ сост. Гивенталь И., Щукина Л., Ионин Б.: Учеб пособие. – М.: Музыка, 2013. – 478 с.

 7.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб пособие. Вып. 3. – М.: Музыка, 2013. – 590 с. 8.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 2 / Г.Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. Под ред. Е. Царевой. – М.: Музыка, 2013. – 414 с.

9.Музыкальная литература зарубежных стран: Учеб. пособие. Вып. 5/Под ред. Е Царевой.– М.: Музыка, 2013. – 640 с.

10.Оперные либретто: Краткое изложение содержания опер. – М.: Музыка, 2013. – 376 с.

11.Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып. 1. О. Хвоина, И. Охалова, О. Аверьянова /Под ред. Е.Царевой. – М.: Музыка, 2010. – 680 с.

12.Русская музыкальная литература: Учеб. пособие. Вып. 3. О. Хвоина, И. Охалова, О. Аверьянова /Под ред. Е.Царевой. – М.: Музыка, 2010. – 680 с.

13.Русские народные песни: Мелодии и тексты. – М.: Музыка, 2014. – 128 с.

Интернет – ресурсы:

  1. 10 великих русских композиторов. http://www.olofmp3.ru/index.php/10-velikih-russkihkompozitorov. Ассоциация современной музыки.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%B8 Великие российские композиторы.
  3.  http://www.ros-kompozitor.ru/ Виноградова, Г.Н. История музыки как инструмент профессиональной мобильности.
  4. http://pf.ujep.cz/files/_konferenceKPG/kolar/Vinogradova.pdf Горбачева, Ек. Популярная история музыки.
  5. http://webmusik.ru/popular/menu.htm История музыки в рассказах детям.
  6. http://www.muz-иrok.ru/muz_istorii_skazki.htm История музыки России.
  7. http://kompozitor.su/books/c0000_1.shtml Мир книг.
  8. http://www.mirknig.com/knigi/kultura/1181334531-istoriya-sovremennoy-muzyki.html Могучая кучка.
  9.  http://ru.wikipedia.org/wiki Музыкальная старина. Сборник материалов для истории музыки в России. Вып. 1–4. (Книга). Автор: Финдейзен, Н.
  10. http://www.free-book.info/download.php?skachat=941 Музыканты XХ века.
  11. http://ormn.net/?cat=17 Нотомания - нотный архив.
  12. http://www.notomania.ru/ Ноты. Нотомания - Ноты классической музыки.
  13. http://www.notomania.ru/noty_klassiki.php Презентации по истории музыки.
  14. http://yandex.ru/yandsearch?lr=8&clid=40795&text=презентации+по+истории+музыки+&csg=1 581%2C14582%2C30%2C30%2C0%2C
  15. Психология музыкальной деятельности. http://lib4all.ru/base/B3281/B3281Content.php Россия, разд. Светская музыка (XVIIIвек).

3.3. Используемые образовательные технологии

Проблемно-развивающее обучение.

Информационно-коммуникационные технологии.

Портфолио.

Личностно-ориентированное обучение.

Технология развития критического мышления.

Технология модульного обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Проектные технологии.

Интегрированного обучения.

Технология опережающего обучения с использованием опорных схем.

Технология эвристического обучения.

Мультимедийные технологии.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

При освоении каждой из тем предмета следует идти от освоения теоретического материала к практическому анализу через следующие формы изучения материала: лекции, практический анализ произведений и слушание, просмотр кинофильмов с анализом, опрос по пройденному материалу.

Опрос включает в себя следующие виды деятельности:

  • изложение теоретического материала (устно  и письменно);
  • разбор произведений за инструментом с проигрыванием или напеванием музыкальных  тем произведения;
  • письменный анализ выразительных средств;
  • терминологические диктанты и экспресс-опросы, включающие определение жанров;
  • викторины (определение на слух фрагментов музыкальных произведений).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь анализировать музыкальное произведение, его стилевые и жанровые особенности в контексте особенностей художественной эпохи

Тематический контроль

Терминологические диктанты и экспресс-опросы, включающие определение жанров

Письменный анализ выразительных средств.

Уметь работать с нотным материалом и учебно-методической литературой

Тесты.

Музыкальная викторина.

Уметь рассказывать о музыкальных произведениях, композиторах с использованием музыкальных иллюстраций

Разбор произведений за инструментом с проигрыванием музыкальных тем произведения.

Схемы опер и симфоний.

Презентации.

Знать основные этапы истории зарубежной и отечественной музыкальной культуры

Видео-викторины.

Тесты.

Музыкальная викторина. Терминологические диктанты и экспресс-опросы

Знать основные стилевые особенности пройденных музыкальных произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), их основные темы на слух

Тесты.

Письменный анализ выразительных средств. Музыкальная викторина.

Терминологические диктанты и экспресс-опросы, включающие определение жанров

Знать  музыкально-исторические и биографические сведения о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки

Тематический контроль.

Хронографы.

Презентации.

Аннотация к рабочей программе

дисциплины ОП.05 «История музыки и музыкальная литература»

для специальности  53.02.01 Музыкальное образование

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями  ФГОС СПО по данной специальности, с учетом  необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)».

Включает в себя: паспорт рабочей программы (место учебной дисциплины в структуре ОПОП, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины); структуру и содержание учебной дисциплины (объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины); условия реализации дисциплины (требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, основной и дополнительной литературы); контроль и оценку результатов освоения дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка (всего часов) – 215 часов, в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка – 143 часа, самостоятельная работа – 72часа.

Вид промежуточной аттестации: 3,4,5 семестр – итоговая контрольная работа, 6 семестр – экзамен.

Наименование разделов дисциплины:

  1. Зарубежная музыкальная литература
  2. Народное музыкальное творчество
  3. Русская музыкальная литература

Разработчик: преподаватель Униковская А.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище).

Тестирование по музыкальной литературе (для исполнительских отделений музыкальных училищ). Автор - Нагорная Л.Н. (Московское военно-музыкальное училище)....

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Тестирование по музыкальной литературе и слушанию музыки

Данные тесты используются для контроля знаний обучающихся в конце учебного года....

Детская музыкальная литература «Характерные черты детской маршевой музыки»

Конспектоткрытого урока по предмету Детская музыкальная литература«Характерные черты детской маршевой музыки»...

100 вопросов по истории музыки и музыкальной литературе

Тестовые задания для проведения контрольных работ по истории иузыки и музыкальной литературе...

Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")

Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...