Детская музыкальная литература «Характерные черты детской маршевой музыки»
материал на тему
Конспект
открытого урока по предмету Детская музыкальная литература
«Характерные черты детской маршевой музыки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Конспект
открытого урока по предмету Детская музыкальная литература
«Характерные черты детской маршевой музыки»
Преподаватель: Эргашева Н.В.
2015
Группа. Д-31
Предмет. Детская музыкальная литература.
Тема. Характерные черты детской маршевой музыки.
Цели учебного занятия:
образовательные:
- сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала;
- содействовать формированию у студентов целостной системы знаний и умений по теме «Характерные черты детской маршевой музыки»;
- уточнить и углубить приобретенные ранее знания по данной теме;
- формирование умение анализировать музыкальные произведения с помощью средств музыкальной выразительности;
- учить применять полученные знания на практике;
- показать значимость изучаемой темы в системе подготовки будущих специалистов.
развивающие:
- расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал;
- развивать познавательную активность студентов;
- развивать коммуникативные навыки, креативность;
- развивать умение отбирать необходимую информацию, обобщать, делать выводы.
воспитательные:
- привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке;
- содействовать формированию коммуникативных качеств у студентов;
- содействовать воспитанию у студентов общительности, культуры общения.
Оборудование:
- Фортепиано;
- Презентация;
- компьютер и проектор;
- музыкальный материал: Прокофьев «Марш»,Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Верди «Триумфальный марш», Марш Преображенского полка, В.Агапкин марш «Прощание славянки», Песня-марш «Вместе весело шагать» В.Шаинского; И.Дунаевский «Спортивный марш»
- ноты «Песня-марш», из репертуара детского сада
- раздаточный материал
Тип учебного занятия: комбинированный
Ход учебного занятия
1. Оргмомент (сообщение цели, задач, формы работ). Приветствие преподавателя, проверка готовности студентов к занятию, организация внимания. Объяснение порядка работы на занятии, критерии оценки.
2. Мотивация и целеполагание.
Обеспечение включения студентов в активную, осознанную деятельность на занятии. Формирование положительной мотивации изучения темы. Подведение студентов к формулировке темы.
- Тема сегодняшнего занятия Характерные черты детской маршевой музыки Целью нашего занятия является определение и закрепление характерных черт детской маршевой музыки.
- Наши задачи состоят в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры,
1.Дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение;
2.Классифицировать марши в зависимости от характера и области применения;
3.Выявить основополагающие признаки жанра марша.
4.Дать сравнительную характеристику и выявить характерные черты детской маршевой музыки.
3. Ход урока
- Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока. Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы. А средства музыкальной выразительности помогут нам охарактеризовать музыкальные произведения.
Актуализация знаний по теме.
Повторить изученный ранее материал для его эффективного использования в ходе занятия. Обеспечить включение студентов в совместную деятельность совершенствования знаний по теме и их практическому использованию.
- Скажите мне пожалуйста что вы знаете о средствах музыкальной выразительности? Какие бывают средства музыкальной выразительности?
- Для закрепления материала выразительные средства музыки предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда:
1. Согласие звуков.
2. Сила звука.
3. Окраска звука.
4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.
5. Одноголосная музыкальная мысль.
6. Скорость звучания.
7. Чередование долгих и коротких звуков.
8. Музыкальное сопровождение.
- Спасибо, а теперь используя музыкальные знания и собственный опыт мы попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.
Звучит музыка марша
- Знакома ли вам эта музыка? И что это за жанр?
- А как вы определили что это марш. ( под него удобно шагать)
- Слово «марш» от франц. marche - шествие, движение вперёд. А где Вы слышали марш? ( на парадах, когда маршируют солдаты, в школе во время спортивных соревнований, в садике на зарядке, в садике на утренниках, в садике на уроках физкультуры ………)
- Марш-это жанр инструментальной музыки, сопровождающий массовые шествия ( движение войска, праздничные, траурные шествия….) .его отличают характерные ритмические рисунки (пунктирный ритм), размер марши пишутся в четных размерах 2-4; 4-4; 6-8; в среднем темпе, чтобы было удобно шагать. Виды маршей: военные, спортивные, походные, сказочные, детские, траурные.
- А какой марш звучал в начале нашего урока?
- Да, это военный, походный марш «Марш Преображенского полка». Во время смотра войск ходьба в ногу стала обязательной, необходимо было музыкально организовать движение войска. Так появился военный марш. Почти каждый российский полк имел свой марш-эмблему и должен был иметь свой оркестр. Были созданы военные оркестры из деревянных и медных духовых инструментов.
- Определите размер данного марша , представьте что у Вас в руках оркестровые тарелки, будем ударять в них на сильную долю марша.
- Сейчас мы с Вами послушаем ещё один военный, походный марш, наверное, самый известный и популярный - это марш «Прощание славянки». Его сочинил Василий Иванович Агапкин. Музыка посвящена славянским женщинам, которые провожали своих близких на фронт. Темы марша напевны. Первая звучит задушевно, лирично, в высоком регистре. Вторая - энергично, мужественно в низком регистре.
- Пожалуйста, охарактеризуйте марш с помощью средств музыкальной выразительности.
- А вот под звуки следующего марша не провожали, а наоборот встречали въезд полководца - победителя. Это триумфальный марш из оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди. Марши, которые сопровождают военные парады, спортивные праздники, свадебные торжества называют церемониальными маршами.
- Послушайте и скажите, какой инструмент солирует в марше из оперы «Аида»?
- Вы послушали три марша, подберите слова, подходящие к характеру музыки. И дайте общую характеристику военным маршам.
- Послушайте следующий марш и скажите, можем мы представить, что под него маршируют военные? С.С Прокофьев «Марш» из цикла «Детская музыка».
- Охарактеризуйте данное музыкальное произведение: темп, штрихи, динамика, инструменты.
- Какие выразительные средства использует композитор для характеристики данного музыкального произведения? В каком регистре звучи музыка? П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
- Послушайте «Солдатский марш» Роберта Шумана. Что есть общего у маршей Р. Шумана и П. И. Чайковского?
- Прослушайте песни-марши И.Дунаевского и С.Шаинского и опираясь на характеристику средств музыкальной выразительности, скажите где и когда мы можем использовать данный жанр музыкальных произведений в работе с детьми дошкольного возраста.
- Подведите пожалуйста итог и назовите, какие характерные черты имеет маршевая музыка.
Характерные черты марша
-четный размер;
-чёткий, часто пунктирный ритм;
-темп, не меняющийся на протяжении всего произведения; мелодия включает - по звукам трезвучия, квартовые интонации (интонации сигналов);
-форма произведения 3-х частная репризная.
- Какими выразительными средствами детские марши отличаются от военных маршей?
Военные марши | Детские марши |
размер 4-4 | размер 2/4. реже 4/4 |
умеренный темп | подвижный темп |
средний, низкий регистр | высокий, средний регистр(лёгкость звучания) |
преимущественно звучит в исполнении духового оркестра | преимущественно звучит в исполнении фортепиано t |
- Послушайте, пожалуйста, статью о роли с музыки в детском саду :
Кузнецова П. «Слушание музыки в детском саду»
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.Какова роль музыкального воспитания в детском саду?
2. Почему важно детей с раннего возраста приобщать к музыкальным классическим произведениям?
3. Когда и каким образом дети знакомятся с музыкальными произведениями в детском саду?
- Узнайте и отметьте в карточке, звучащие произведения и композиторов их написавших, в данной «Музыкальной викторине».
4. Домашнее задание.
Подбор музыкальных произведений из творчества М.Глинки, Мендельсона, Ф. Листа в жанре марш , определение вида марша и их характеристика с помощью средств музыкальной выразительности.
5. Подведение итогов.
Подведение итога. Совместно со студентами, оценивание работу группы, отдельных студентов.
6. Рефлексия.
Преподаватель просит студентов ответить на вопросы:
Я - что узнала, как работали на занятии? Необходимо ли эти знания и способы деятельности использовать в работе по специальности?
МЫ - как работала группа? Какие способы деятельности вам пригодятся в вашей профессии?
ДЕЛО - что понравилось в организации и форме проведения занятия. Что у вас не получилось. Почему? Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375915-1388837199.jpg)
Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"
Тема урока: Музыка Барокко.Цель:· сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии с сюжетной линией· стилистическими или жанровыми особеннос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-366863-1386942107.jpg)
ФГОС. Семинар для классных руководителей по теме: "Современный терроризм, его характерные черты и особенности."
Терроризм. Толерантность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-742301-1453627864.jpg)
Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».
Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-742301-1453627864.jpg)
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/04/picture-676574-1504472547.jpg)
Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")
Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-1055975-1558893468.jpg)
Презентация Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности
Презентация по Экологическому праву тема Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/26/picture-1055975-1558893468.jpg)
Презентация Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности
Презентация по Экологическому праву Понятие эколого-правовой ответственности...