Детская музыкальная литература «Характерные черты детской маршевой музыки»
материал на тему

Эргашева Надежда Валентиновна

Конспект

открытого урока по предмету Детская музыкальная литература

«Характерные черты детской маршевой музыки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc103 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г. Тамбова»

Конспект

открытого урока по предмету Детская музыкальная литература

«Характерные черты детской маршевой музыки»

Преподаватель: Эргашева Н.В.

2015

Группа. Д-31

Предмет. Детская музыкальная литература.

Тема. Характерные черты детской маршевой музыки.

Цели учебного занятия:

образовательные:

  • сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала;
  • содействовать формированию у студентов целостной системы знаний и умений по теме «Характерные черты детской маршевой музыки»;
  • уточнить и углубить приобретенные ранее знания по данной теме;

-        формирование умение анализировать музыкальные произведения с помощью средств  музыкальной выразительности;

  • учить применять полученные знания на практике;
  • показать значимость изучаемой темы в системе подготовки будущих специалистов.

развивающие:

  • расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал;
  • развивать познавательную активность студентов;
  • развивать коммуникативные навыки, креативность;
  • развивать умение отбирать необходимую информацию, обобщать, делать выводы.

воспитательные: 

- привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование  культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке;

- содействовать формированию коммуникативных качеств у студентов;

- содействовать воспитанию у студентов общительности, культуры общения.

Оборудование:  

  • Фортепиано;
  • Презентация;
  • компьютер и проектор;
  • музыкальный материал: Прокофьев «Марш»,Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Верди «Триумфальный марш», Марш Преображенского полка, В.Агапкин марш «Прощание славянки», Песня-марш «Вместе весело шагать» В.Шаинского; И.Дунаевский «Спортивный марш»
  • ноты «Песня-марш», из репертуара детского сада 
  • раздаточный материал

  Тип учебного занятия:  комбинированный

Ход учебного занятия

1. Оргмомент (сообщение цели, задач, формы работ). Приветствие преподавателя, проверка готовности студентов к занятию, организация внимания. Объяснение порядка работы на занятии, критерии оценки.

2. Мотивация и целеполагание.

Обеспечение включения студентов в активную, осознанную деятельность на занятии. Формирование положительной мотивации изучения темы. Подведение студентов к формулировке темы.

- Тема сегодняшнего занятия  Характерные черты детской маршевой музыки Целью нашего занятия является  определение и закрепление  характерных черт детской маршевой музыки.

- Наши  задачи состоят в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры, 
1.Дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение;
2.Классифицировать марши в зависимости от характера и области применения; 
3.Выявить основополагающие признаки жанра марша.

4.Дать сравнительную характеристику и выявить характерные черты  детской маршевой музыки.

3. Ход урока

- Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока. Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы.  А средства музыкальной выразительности помогут нам охарактеризовать музыкальные произведения.

 Актуализация знаний по теме.

Повторить изученный ранее материал для его эффективного использования в ходе занятия. Обеспечить включение студентов в совместную деятельность совершенствования знаний по теме и их практическому использованию.

-  Скажите мне пожалуйста что вы знаете о средствах музыкальной выразительности? Какие бывают средства музыкальной выразительности?

- Для закрепления материала выразительные средства музыки предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда:

1. Согласие звуков.

2. Сила звука.

3. Окраска звука.

4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.

5. Одноголосная музыкальная мысль.

6. Скорость звучания.

7. Чередование долгих и коротких звуков.

8. Музыкальное сопровождение.

-  Спасибо, а теперь используя музыкальные знания и собственный опыт мы  попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.

 Звучит музыка марша

- Знакома ли вам эта музыка?  И что это за жанр?

- А как вы определили что это марш. ( под него удобно шагать)

- Слово «марш»  от франц. marche - шествие, движение вперёд. А где Вы слышали марш?        ( на парадах, когда маршируют солдаты, в школе во время спортивных соревнований, в садике на зарядке, в садике на утренниках, в садике на уроках физкультуры ………)

        - Марш-это жанр инструментальной музыки, сопровождающий массовые шествия          ( движение войска, праздничные, траурные шествия….)        .его отличают характерные ритмические рисунки (пунктирный ритм), размер  марши пишутся в четных размерах 2-4; 4-4; 6-8; в среднем темпе, чтобы было удобно шагать. Виды маршей:  военные, спортивные, походные, сказочные, детские, траурные.

- А какой марш звучал в начале нашего урока?

 - Да, это военный, походный марш «Марш Преображенского полка».  Во время смотра войск ходьба в ногу стала обязательной, необходимо было музыкально организовать движение войска. Так появился военный марш.  Почти каждый российский полк имел свой марш-эмблему и должен был     иметь свой оркестр. Были созданы военные оркестры из деревянных и  медных духовых инструментов.  

- Определите размер данного марша ,  представьте что у Вас в руках оркестровые тарелки, будем ударять в них на сильную долю марша.

- Сейчас мы с Вами послушаем ещё один военный, походный марш, наверное, самый известный и популярный - это марш «Прощание славянки». Его сочинил Василий Иванович Агапкин. Музыка посвящена       славянским женщинам, которые провожали своих близких    на фронт.    Темы    марша напевны. Первая звучит задушевно, лирично, в высоком регистре. Вторая -   энергично, мужественно в низком регистре.  

- Пожалуйста, охарактеризуйте марш с помощью средств музыкальной выразительности.

 -  А вот под звуки следующего марша не провожали, а наоборот встречали въезд полководца - победителя. Это триумфальный марш из оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди. Марши, которые сопровождают военные парады, спортивные праздники, свадебные торжества называют церемониальными маршами.

-  Послушайте и скажите, какой инструмент солирует в марше из оперы «Аида»?

-  Вы послушали три марша, подберите слова, подходящие к характеру музыки. И дайте общую характеристику военным маршам.

- Послушайте следующий марш и скажите, можем мы представить, что под него маршируют военные? С.С Прокофьев «Марш» из цикла «Детская музыка».

- Охарактеризуйте данное музыкальное произведение: темп, штрихи, динамика, инструменты.

   - Какие выразительные средства использует композитор для  характеристики данного музыкального произведения? В каком регистре звучи музыка?  П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

- Послушайте «Солдатский марш» Роберта Шумана. Что есть общего у маршей Р. Шумана и П. И. Чайковского?

- Прослушайте песни-марши И.Дунаевского и С.Шаинского и опираясь на характеристику средств музыкальной выразительности, скажите где и когда мы можем использовать данный жанр музыкальных произведений в работе с детьми дошкольного возраста.

- Подведите пожалуйста итог и назовите, какие характерные черты имеет маршевая музыка.

Характерные черты марша

-четный размер;

-чёткий, часто пунктирный ритм;

-темп, не меняющийся на протяжении всего произведения; мелодия  включает - по звукам трезвучия, квартовые интонации (интонации сигналов);

-форма произведения 3-х частная репризная.

  

- Какими выразительными средствами детские марши отличаются от военных маршей?

Военные марши

Детские марши

размер   4-4

размер 2/4. реже 4/4

умеренный темп

подвижный темп

средний, низкий регистр

высокий, средний регистр(лёгкость звучания)

преимущественно звучит в исполнении духового оркестра

преимущественно звучит в исполнении фортепиано t

  - Послушайте, пожалуйста, статью  о роли  с музыки в детском саду :

 Кузнецова П. «Слушание музыки в детском саду»

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Какова роль музыкального воспитания в детском саду?

2. Почему важно детей с раннего возраста приобщать к музыкальным  классическим произведениям?

3. Когда и каким образом дети знакомятся с музыкальными произведениями в детском саду?

 - Узнайте и отметьте в карточке, звучащие произведения и композиторов их написавших, в данной «Музыкальной викторине».

4. Домашнее задание.

Подбор музыкальных произведений из творчества М.Глинки, Мендельсона, Ф. Листа  в жанре марш , определение вида марша и их характеристика с помощью средств музыкальной выразительности.

5.  Подведение итогов.

Подведение итога.  Совместно со студентами, оценивание работу группы, отдельных студентов.

6.  Рефлексия.

Преподаватель просит студентов ответить на вопросы:

Я - что узнала, как работали на занятии? Необходимо ли эти знания и способы деятельности использовать в работе по специальности?

МЫ - как работала группа? Какие способы деятельности вам пригодятся в вашей профессии?

                        ДЕЛО - что понравилось в организации и форме проведения занятия. Что у вас не получилось. Почему? Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик».  П.И. Чайковский»....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")

Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...

Презентация Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности

Презентация по Экологическому праву тема Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности...

Презентация Понятие, характерные черты, применение эколого-правовой ответственности

Презентация по Экологическому праву Понятие эколого-правовой ответственности...