Методическая разработка бинарного занятия: « Путешествие по маршруту знаний»
методическая разработка на тему

 

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и студента.

Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутридисциплинарные  и междисциплинарные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Данное занятие проходило в форме урока-путешествия по станциям знаний, на которых студенты выполняли задания, демонстрируя знания из геометрии и информатики. Студенты группы были поделены на две команды. Каждая  команда подготовила своё представление. Интересной стороной урока, на теоретическом этапе, является  выступление студентов с сообщениями-презентациями по отдельным вопросам, которые готовились ими самостоятельно. Использование данного приема прививает студентам умение выступать перед аудиторией, грамотно излагать материал, формирует умения выделять существенные признаки и свойства, и доносить их до слушателей. На завершающем этапе занятия, демонстрировался flash-фильм «Стереометрия 10-11 кл.»из Образовательнойколлекция 1С, допущенным Министерством образования РФ в качестве электронного учебного пособия. (10 мин).

Урок показал эффективность и целесообразность проведения бинарных занятий в учебном процессе. Мы еще раз убедились в том, что данная форма проведения учебного занятия дает возможность усилить междисциплинарные  связи, снизить нагрузку на студентов, расширить сферу получаемой информации и что особенно важно повысить мотивацию обучения. Считаем, что следует активнее внедрять в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Копейский техникум легкой промышленности»

             (ГБОУ СПО (ССУЗ) «КТЛП»)

Конспект учебного занятия по теоретическому обучению

с использованием ЦОР и практических заданий.

Преподаватель: Боон Е.В.,  Балясникова  Н.Н.

Дисциплина: математика, информатика.

Тема занятия: Построение многогранников, круглых тел и вычисление площадей поверхностей и объемов. Построение простейших моделей в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах. « Путешествие по маршруту знаний»

Цели занятия:

         Обучающая: повторение и обобщение изученного материала по указанной теме, обеспечение качественной подготовки к семестровому экзамену, формирование навыков использования компьютерных технологий на уроках математики.

         Развивающая: систематизировать знания по темам «Построение многогранников, круглых тел и вычисление площадей поверхностей и объемов» и «Моделирование и формализация», активизировать мыслительную деятельность студентов, направленную на развитие умений и навыков работы на персональном компьютере, отработка навыков чертежа, развитие внимания, памяти, логического  мышления, формирования навыков оценки и самооценки, публичного выступления.

          Воспитательная: способствовать воспитанию чувства товарищества и ответственности; аккуратности при построение чертежей; осознанию практического применения знаний, интереса к дисциплинам.

Задачи занятия:

 Знать – понимать:

  1. Определения многогранников и круглых тел.
  2. Формулировки теорем для названных фигур.
  3. Формулы для вычисления площадей и объемов.
  4. Суть информационного моделирования, необходимость формализации при моделировании.

Уметь:

  1. Чертить многогранники и круглые тема на бумаге и компьютере.
  2. Вычислять площади поверхностей и объемы названных тел.
  3. Описывать различные информационные модели, выделяя существенные различия моделирования.
  4. Строить простейшие модели в различных моделирующих средах.

Вид занятия: Конкурс между командами группы.

Междисциплинарные связи: литература, физика, инженерная графика.

Внутридисциплинарная связь: планиметрия.

Тип занятия: бинарный урок с использованием ЦОР.

 Формирование общих компетенций:

  1. Организовать собственную деятельность, выбирать способы выполнения поставленных задач.
  2. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для выполнения поставленных целей.
  3. Работать в коллективе, эффективно общаться с членами коллектива.
  4. Заниматься самообразованием.

Средства обучения: ПК,  медиапроектор, экран, карточки - задания, модели стереометрических тел, чертежные инструменты, сообщения – презентации «Параллелепипед», «Конус», электронный учебник «Стереометрия 10-11 кл.»

Подготовительный этап:

Разбить группу на две команды, выбрать капитанов. Дать задание каждой команде, подготовить название, девиз.

Ход бинарного  занятия.

Этап

Время

Деятельность

Формы обучения

Методы

Средства обучения и контроля

Преподавателей

   Студентов

  1. Организацонный

5 минут

Приветствуют студентов, сообщают тему, ставят цели, задачи, создают рабочую атмосферу,

детально разъясняют деятельность студентов на занятии, критерии их оценивания.

Приветствуют преподавателей, гостей.

Осмысливают поставленные цели и задачи.

Представляют команды, название и девизы.

Фронтальная

Словесно - наглядные

Электронные слайды с названием темы, планом занятия (№1-3)

  1. Теоретический

II.Теоретический

  1. Теоретич
  2. еский
  1. минут

  1. 1. Организуют проверку подготовительных сообщений – презентаций «Параллелепипед», «Конус»

Защищают сообщения-презентации.

Слушают сообщения студентов.

Индивидуа-льная, коллектив-ная, демонстративная

Словес-ные, нагляд-ные

Компьютер,

медиапроектор, экран,  слайды презентаций «Параллелепипед», «Конус»,

  1. минут
  1. Предлагают капитанам выбрать фигуры и модели геометрических тел и  построить их математическую словесную модель, используя математические понятия и формулы.

Отвечают, слушают

Индивидуа-льная, коллектив-ная

Изображение фигур на бумажном носителе,  модели геометрических тел

III. Практический

15 минут

3.Объявляют станции знаний.

1-я станция

« Вычислительная»

(3 задания).

Внимательно слушают.

Выполняют задания

Коллективно – индивидуаль-ная

Практические

Модели фигур,

чертежные и письменные принадлеж-ности,

компьютер,

слайды

№ 4-7

медиа-проектор,

экран,

25 минут

2-я станция

«Чертежная»  (10 заданий).

Внимательно слушают.

Строят  информационные  модели геометрических фигур и тел в среде графического редактора Paint.

10 минут

3-я станция «Познавательная»

(15 вопросов).

Внимательно слушают.

Выполняют задания

IV.Подведение итогов, рефлексия

15 минут

Показывают  flash-фильм «Стереометрия 10-11 кл.»

Подводят итог занятия, называют основные трудности. Объявляют оценки.

Записывают домашнее задание на доске.

Смотрят  flash-фильм.Слушают.

Делают выводы.

Ассистенты проверяют задания. Записывают в тетрадях.

Коллективная

Словесно - наглядные

Слайд №8

медиапроектор,

экран.

Домашнее задание: учебник геометрии

Стр. 261 № 21,32, построить математическую модель любого геометрического тела в среде текстового редактора.

Приложение 1.

Станции знаний.

  1. Станция вычислительная.

  1. -0,81*(- 59)÷(1,53÷1,5-1,2)                                           Ответ: -2,5 (1 балл)
  2. 23*1,25-0,2 ÷0,4                                                                     Ответ: 13  (1 балл)
  3. 117 - 250,15+ 1320 *1113 -0,75                                                                     Ответ: 0,25 (2 балла)

  1. Станция чертёжная.

  1. Начертить наклонный параллелепипед и его диагональные сечения.
  2. Начертить цилиндр и его сечение плоскостью, параллельной оси.
  3. Начертить конус и его осевое сечение.
  4. Начертить правильную треугольную пирамиду, провести высоту.
  5. Начертить прямую пятиугольную призму.
  6. Начертить цилиндр и его осевое сечение.
  7. Начертить правильную четырехугольную пирамиду, провести высоту.
  8. Начертить треугольную призму, вписанную в цилиндр.
  9. Начертить усеченный конус и его осевое сечение.
  10.  Начертить пирамиду, вписанную в конус.

( За каждый правильный чертёж – 1 балл)

  1. Станция познавательная.

  1. Каждая боковая грань прямой призмы – это…
  2. Высота боковой грани правильной пирамиды называется …
  3. Призма с параллелограммом в основании называется …
  4. Концы боковых рёбер призмы – это …
  5. Каждая грань прямоугольного параллелепипеда является …
  6. У какого многогранника в основании лежит правильный многоугольник, остальные грани – треугольники, высота проецируется в центр основания? …
  7. Что получается при вращении прямоугольника вокруг одной из его сторон? …
  8. Как называется сумма площадей всех граней многогранника? …
  9. Запишите формулу площади боковой поверхности прямой призмы …
  10. Запишите формулу объёма конуса …
  11. Как называется программа, позволяющая человеку создавать рисунки?
  12. К какому классу языков относится язык математики?
  13. Как называется модель, построенная с помощью математических понятий и формул?
  14.  К какому классу моделей  вы отнесёте чертежи, которые будут вами построены?
  15.  Как называются модели геометрических тел, которые вы видите на столах?

( За каждый правильный ответ – 1 балл)

Приложение 2.

Решение для ассистентов.

I станция. Вычислительная.

Пример 1.

 - 0,81×(-95) ÷( 1,53÷1,5  -1,2)=-2,5

1) 1,53 ÷1,5=15,315 =1,02;

2) 1,02-1,2=1,02-1,20=-0,18;

3)     -0,81×-59=81100 ×59=920;

4) 920÷-18100=920×-10018=-2,5;

Ответ: -2,5                                                  1 балл

Пример 2.

23 ×1,25 - 0,2 ÷0,4 = 13

  1. 23 ×1,25= 23 ×114 =23 ×54 =56;
  2. 0,2 ÷0,4 =24 =12;
  3. 56  -12 =5-36=26=13;

Ответ:  13                                 1 балл

Пример 3.

117 - 250,15+ 1320 *1113 -0,75=0,25;

  1. 117-25=1+ 5-1435=1-935=3535-935-2635;

  1. 0,15+1320=15100+1320=15+65100=80100=45;

  1. 2635÷45=26×535×4=2628=1314;

  1. 1314×1113=1314×1413=1;

  1. 1-0,75=0,25

Ответ: 0,25                                    

2 балла

III станция. Познавательная.

  1. Прямоугольник
  2. Апофемой
  3. Параллепипед
  4. Вершины
  5. Прямоугольником
  6.  Правильная пирамида
  7.  Цилиндр
  8.  Площадь полной поверхности
  9.  S бок. = Росн.×H
  10.  V=  13ПR2×H
  11.  Графический редактор
  12.  Формальный
  13.  Математическая модель.
  14.  Информационная модель, в которой использован одновременно язык графических элементов и  символьный язык
  15.  Предметные или материальные, они воспроизводят геометрические свойства объектов в материальной форме.

За каждый правильный ответ – 1 балл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Построение многогранников, круглых тел и вычисление площадей поверхностей и объемов . Построение простейших моделей в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах. « Путешествие по маршруту знаний».

Слайд 2

Цели занятия : Обучающая : повторение и обобщение изученного материала по указанной теме, обеспечение качественной подготовки к семестровому экзамену, формирование навыков использования компьютерных технологий на занятиях по математике. Развивающая : систематизировать знания по темам, активизировать мыслительную деятельность студентов, направленную на развитие умений и навыков работы на персональном компьютере, отработка навыков чертежа, развитие внимания, памяти, логического мышления, формирования навыков оценки и самооценки, публичного выступления . Воспитательная : способствовать воспитанию чувства товарищества и ответственности; аккуратности при построение чертежей; осознание практического применения знаний, интереса к дисциплинам.

Слайд 3

Задачи занятия: Знать / понимать: Определения многогранников и круглых тел. Формулировки теорем для названных фигур. Формулы для вычисления площадей и объемов. Суть информационного моделирования, необходимость формализации при моделировании. Уметь: Чертить многогранники и круглые тема на бумаге и компьютере. Уметь вычислить площади поверхностей и объемы названных тел. Описывать различные информационные модели, выделяя существенные различия моделирования. Строить простейшие модели в различных моделирующих средах.

Слайд 4

Станции знаний. Станция вычислительная. Станция чертёжная. Станция познавательная.

Слайд 5

I. Станция вычислительная. 1 . Ответ: -2,5 (1 балл) Ответ: 1,3 ( 1 балл) 3 . Ответ: 0,25 (2 балла)

Слайд 6

II. Станция чертёжная. Начертить наклонный параллелепипед и его диагональные сечения. Начертить цилиндр и его сечение плоскостью, параллельной оси. Начертить конус и его осевое сечение. Начертить правильную треугольную пирамиду, провести высоту. Начертить прямую пятиугольную призму. Начертить цилиндр и его осевое сечение. Начертить правильную четырехугольную пирамиду, провести высоту. Начертить треугольную призму, вписанную в цилиндр. Начертить усеченный конус и его осевое сечение. Начертить пирамиду, вписанную в конус.

Слайд 7

III. Станция познавательная. Каждая боковая грань прямой призмы – это… Высота боковой грани правильной пирамиды называется … Призма с параллелограммом в основании называется … Концы боковых рёбер призмы – это … Каждая грань прямоугольного параллелепипеда является … У какого многогранника в основании лежит правильный многоугольник, остальные грани – треугольники, высота проецируется в центр основания? … Что получается при вращении прямоугольника вокруг одной из его сторон? … Как называется сумма площадей всех граней многогранника? … Запишите формулу площади боковой поверхности прямой призмы … Запишите формулу объёма конуса … Как называется программа, позволяющая человеку создавать рисунки? К какому классу языков относится язык математики? Как называется модель, построенная с помощью математических понятий и формул? К какому классу моделей вы отнесёте чертежи, которые будут вами построены? Как называются модели геометрических тел, которые вы видите на столах?

Слайд 8

Домашнее задание: Стр . 261 № 21, 32 Построить математическую модель любого геометрического тела в среде текстового редактора .

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка гр. 107 Юсупова Настя Параллелепипед

Слайд 2

Содержание: Определение « параллелепипеда». Наклонный параллелепипед. Прямой параллелепипед. Определение «грани параллелепипеда ». Прямоугольный параллелепипед. Куб. Теорема №1. Теорема №2. Теорема №3. Задача. Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда. Объем параллелепипеда.

Слайд 3

Определение. Призма , основание которой параллелограмм, называется параллелепипедом .

Слайд 4

Наклонный параллелепипед Параллелепипед ,у которого боковые грани наклонены к плоскостям оснований , называется наклонным.

Слайд 5

Прямой параллелепипед Параллелепипед ,у которого боковые грани перпендикулярны основаниям , называется прямым.

Слайд 6

Грани параллелепипеда , не имеющие общих вершин , называются противоположными . Определение.

Слайд 7

Параллелепипед , у которого в основании прямоугольник , называется прямоугольным.

Слайд 8

Прямоугольный параллелепипед ,все грани которого квадраты , называется кубом .

Слайд 9

Теорема № 1 У параллелепипеда противолежащие грани параллельны и равны. ABCD=A1B1C1D1 BCC1B1=ADD1A1 ABB1A1=DCC1D1

Слайд 10

Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам. AO=OC1 DO=OB1 Следствие : Точка пересечения диагоналей параллелепипеда является его центром симметрии. Теорема №2

Слайд 11

В прямоугольном параллелепипеде квадрат диагонали равен сумме квадратов трех его линейных размеров. BD1 2 =AB 2 +BC 2 +CC 2 или BD1 2 =a 2 +b 2 +c 2 Теорема №3

Слайд 12

Дано : ABCDA1B1C1D1- прямоугольный параллелепипед; AB=6 см; CC1=3c м; ВС=2 см. Найти: BD1 Решение. BD1=6 2 +2 2 +3 2 = 36+4+9=49 BD1=√49=7(c м) Ответ: BD1 = 7 см Задача.

Слайд 13

S бок = 2ac+2bc = 2(ac + bc ) S полн=2 ab+2ac+2bc = 2( ab + ac +bc ) Площадь боковой и полной поверхности прямоугольного параллелепипеда

Слайд 14

V=Soc н *H Объем параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту параллелепипеда. Объем параллелепипеда

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конус Выполнила студентка гр. 107 Щипанова Ульяна

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ: Определение «КОНУСА». Элементы конуса . Образование конуса. Осевое сечение конуса . Теорема. Вписанная пирамида в конус. Описанная пирамида около конуса. Усеченный конус. Формулы.

Слайд 3

Определение Конусом называется тело, которое состоит из круга, основания конуса, точки не лежащей в плоскости этого круга- вершины конуса и всех отрезков, соединяющих вершину конуса с точками основания.

Слайд 4

Элементы конуса. BS=L (образующая); SO=H (высота); АО= R( радиус). Окр . (0; R )∩ L

Слайд 5

Образование конуса Прямой конус образуется вращением вокруг одного из катетов прямоугольного треугольника: АМ- образующая конуса; МО-ось конуса; ∆ АОМ,угол О=90˚

Слайд 6

Осевое сечение. ∆ AKB- осевое сечение конуса. ∆АКВ- равнобедрен-ный

Слайд 7

Теорема Плоскость, перпендикулярная оси конуса, пересекает конус по кругу, а боковую поверхность по окружности с центром на оси конуса.

Слайд 8

П лоскость, перпендикулярна оси конуса, отсекает от него меньший конус. Оставшаяся часть называется усеченным конусом. А0= R (радиус с большего основания усеченного конуса) A101=r (радиус меньшего основания усеченного конуса) AA1=b (образующая усеченного конуса) 001=H (высота усеченного конуса)

Слайд 9

Вписанная пирамида в конус Пирамида МАИС DEF- вписанная в конус ( конус , описанный около пирамиды)

Слайд 10

Описанная пирамида около конуса Пирамида SABCDEF- описанная около конуса(конус вписанный в пирамиду).

Слайд 11

Усеченный конус

Слайд 12

Формулы. Площадь поверхности конуса: S бок=П R І S полн=П R І + П R 2 = П R (І+ R ) S бок.ус.к= П R (І+ R ) S полн.ус.к= П r 2 + П R 2 + П R ( R + r ) Объем конуса. V кон= H/3* П R 2 V ус.кон= H/3( П r 2 + П Rr + П R 2 )

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного занятия по информатике и английскому языку на тему: Красоты Москвы

Методическая разработка бинарного занятия по информатике и английскому языку на тему: Красоты Москвы...

Методическая разработка бинарного урока систематизации знаний по дисциплинам «ФИЗИКА» и «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» "Волшебный мир атомов"

Методическая разработка бинарного урока предназначена в помощь преподавателям физики и иностранного языка среднего профессионального образования. По типу урок – урок систематизации, обобщения и закреп...

Методическая разработка открытого занятия "Путешествие по Германии"

На данном открытом занятии используется системно-деятельностный подход  с целью освоения обучающимися содержания темы «Путешествие по Германии». Обучение языку в контексте данного подхода станови...

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Путешествие по заповедным уголкам России"

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Путешествие по заповедным уголкам России" - интегрированное занятие биологии, экологии и обществознания, посвященное году экологии в Российско...

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Путешествие по заповедным уголкам России"

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Путешествие по заповедным уголкам России" - интегрированное занятие биологии, экологии и обществознания, посвященное году экологии в Российско...

Методическая разработка бинарного занятия

СОГБПОУ  «Козловский многопрофильный аграрный колледж»         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного практического занятия по дисцип...

методическая разработка бинарного занятия "Создание предприятия"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «МАРКЕТИНГ», «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» ТЕМА: «СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»...