Конспекты уроков по информатике для 1 курса
план-конспект занятия по теме

Усачева Екатерина Александровна

Конспекты включают разработку уроков для 1 курса нпо и спо по информатике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_in.docx24.97 КБ
Файл urok_2in.docx25.91 КБ
Файл urok_3in.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: «Информатика»

Урок № 1

Дата__________

                                                                                                        Группа:    

Тема урока: «Введение в информатику»  

Цели урока:

- образовательные: ознакомить обучающихся с правилами работы в КУВТ и ТБ, задачами предмета, историей развития.

-развивающие: сформировать представление о современной информатике, ее месте среди других наук, о перспективах развития.

-воспитательные: воспитание чувства любви к своей будущей профессии.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: урок-лекция-беседа

Методы обучения:

1) словесные: рассказ, лекция, объяснение;

2) наглядные методы: иллюстрации.

Учебно-материальное оснащение урока: учебник Н.Д. Угринович, тетради.

Межпредметная связь: история;

Ход урока

  1. Организационный момент:

-предварительная организация группы (проверка отсутствующих, организация внимания).

      2. Актуализация знаний учащихся:

         - объявление темы и цели урока.

      3. Сообщение нового материала:

К работе в кабинете информатики допускаются школьники, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.
Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности. Нарушение этих правил может привести к поражению электрическим током, вызвать возгорание.
При эксплуатации необходимо остерегаться:
поражения электрическим током;
механических повреждений, травм.
Требования безопасности перед началом работы

Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.
Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других учеников.
Перед началом работы ученик должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем.
Требования безопасности во время работы.

С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно.
При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку.
Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.
Запрещается.

Эксплуатировать неисправную технику.
При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.
Работать с открытыми кожухами устройств компьютера.
Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов. соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры.
Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации.
Во время работы касаться труб, батарей.
Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры.
Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары.
Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши.
Передвигать системный блок и дисплей.
Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями.
Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера.
Быстро передвигаться по кабинету.
Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру.
Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде.
Работать при недостаточном освещении.
Работать за дисплеем дольше положенного времени.
Запрещается без разрешения преподавателя.
Включать и выключать компьютер, дисплей.
Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру.
Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию.
Пользоваться преподавательским компьютером.
Требования безопасности по окончанию работы.

По окончании работы выполнить действия строго по указанию преподавателя. Сдать документацию и дискеты.

    Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.
До начала
промышленной революции, определение сути информации оставалось прерогативой преимущественно философов. В XX веке вопросами теории информации стали заниматься кибернетика и информатика.

Классификация информации

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

  • по истинности 
  • по способу восприятия 
  • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
  • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
  • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
  • по форме представления 
  • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
  • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
  • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
  • Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
  • по назначению 
  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
  • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
  • по значению 
  • Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
  • Достоверная — информация, полученная без искажений.
  • Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
  • Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
  • Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Предметом изучения науки информатика являются именно данные: методы их создания, хранения, обработки и передачи[1]. А сама информация, зафиксированная в данных, её содержательный смысл интересны пользователям информационных систем, являющимся специалистами различных наук и областей деятельности: медика интересует медицинская информация, геолога — геологическая, предпринимателя — коммерческая и т. п. (в том числе специалиста по информатике интересует информация по вопросам работы с данными).

  • Информатика — молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
  • До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) ещё не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления электронных вычислительных машин.
  • Понятие информатики является таким же трудным для какого-либо общего определения, как, например, понятие математики. Это и наука, и область прикладных исследований, и область междисциплинарных исследований, и учебная дисциплина (в школе и в вузе).
  • Несмотря на то, что информатика как наука появилась относительно недавно (см. ниже), её происхождение следует связывать с работами Лейбница по построению первой вычислительной машины и разработке универсального (философского) исчисления.
  • Термин «информатика» был впервые введён в Германии Карлом Штейнбухом в 1957 году[2]. В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил переводы на ряд других европейских языков. В советской научно-технической литературе термин «информатика» был введён А. И. Михайловым, А. И. Чёрным и Р. С. Гиляревским в 1968 году[3].
  • Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

4. Закрепление нового материала:

5. Заключительный этап:

   - выставление оценок;

   - сообщение домашнего задания: Н.Д.Угринович стр. 12-18

Преподаватель: Усачева Е.А.



Предварительный просмотр:

Предмет: «Информатика»

Урок № 2

Дата__________

                                                                                                        Группа:    

Тема урока: «Введение в информатику»  

Цели урока:

- образовательные: ознакомить обучающихся с понятиями инф. картины мира, инф. общества, комп. грамотности, инф. культуры, информационной технологии.

-развивающие: сформировать представление о современной информатике, ее месте среди других наук, о перспективах развития.

-воспитательные: воспитание чувства любви к своей будущей профессии.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: урок-лекция-беседа

Методы обучения:

1) словесные: рассказ, лекция, объяснение;

2) наглядные методы: иллюстрации.

Учебно-материальное оснащение урока: учебник Н.Д. Угринович, тетради.

Межпредметная связь: история;математика, философия.

Ход урока

  1. Организационный момент:

-предварительная организация группы (проверка отсутствующих, организация внимания).

      2. Актуализация знаний учащихся:

         - объявление темы и цели урока.

      3. Сообщение нового материала:

Мы живем в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (здания, средства транспорта, мебель, одежда, станки и механизмы и так далее) и живые (растения, животные, сам человек).
Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется
микромиром. 
Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с миллионами других звезд образует нашу галактику Млечный путь, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют
мегамир. Все многообразие этих объектов состоит из вещества. 
Согласно физической теории «Большого взрыва» наша Вселенная образовалась в результате взрыва сгустка «перво-материи» около 20 миллиардов лет назад. Тогда материя существовала фактически в форме энергии. Затем на протяжении долей секунды начало образовываться вещество в форме элементарных частиц. Постепенно структура вещества стала усложняться, из элементарных частиц стали образовываться атомы, а из атомов – молекулы. Из атомов и молекул за счет сил гравитационного притяжения образовались сложные структуры мегамира (звезды, планеты, галактики).
Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд, галактик и так далее. Молекулы и макротела с течением времени образуют все более сложные биологические, социальные и технические системы (слайд 2).
Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и других наук. Однако не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода.

Информационная картина мира (слайд 3) Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. К концу XX века стала складываться, сначала в рамках кибернетики и биологии, а затем информатики, информационная картина мира. Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставлена вещественно-энергетической картине мира, но дополняет и развивает ее.

Информация в природе. На нашей планете многое происходит наоборот: идет саморазвитие, эволюция живой природы, то есть повышение сложности и разнообразия живых систем. Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.
Таким образом, энтропия в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) – увеличивается.
Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.

Генетическая информация. Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.
Чем сложнее и высокоорганизованнее организм, тем большее количество генов содержится в молекуле ДНК. Работы по расшифровке структуры генома человека, который содержит более 20 тысяч различных генов, проводились с использованием компьютерных технологий и были в основном закончены в 2000 году.

Человек и информация. Человек живет в мире информации. Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% – с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.

Информационное общество. Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но сделать нужную продукцию в определенное время и с определенными затратами. В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.

В настоящее время развитые страны мира (США, Япония, страны Западной Европы) фактически уже вступили в информационное общество, другие же, в том числе и Россия, находятся на ближних подступах к нему.

В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Производство компьютеров. Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ), которые могли автоматически по заданной программе обрабатывать большие объемы информации, были созданы в 1946 году в США (ЭНИАК) и в 1950 году в СССР (МЭСМ). В 40-60-х годах XX века производство ЭВМ измерялось единицами, десятками и, в лучшем случае, сотнями штук. ЭВМ были очень дорогими и очень большими (занимали громадные залы) и поэтому оставались недоступными для массового потребителя.

Массовое производство сравнительно недорогих персональных компьютеров началось с середины 1970-х годов XX века с компьютера Apple II (с этого компьютера начала свое существование фирма Apple). Количество произведенных персональных компьютеров начало составлять десятки тысяч в год, что по тем временам было колоссальным достижением.

В начале 80-х годов XX века корпорация IBM приступила к массовому производству персональных компьютеров (компьютеры так и назывались: IBM Personal Computer - IBM PC). Достаточно скоро IBM-совместимые компьютеры стали выпускать многие фирмы, и их производство достигло сотен тысяч в год. Ежегодное производство персональных компьютеров постоянно росло и в 2004 году превысило 175 миллионов.

Персональный компьютер постоянно совершенствовался, его производительность возросла на три порядка, при этом, что очень важно, цена даже снизилась. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю, и теперь в развитых странах мира компьютер имеется на большинстве рабочих мест и в большинстве семей.

Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.
В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основные черты современных ИТ:

  • Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
  • Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

4. Закрепление нового материала:

5. Заключительный этап:

   - выставление оценок;

   - сообщение домашнего задания: Н.Д.Угринович стр. 12-18

Преподаватель: Усачева Е.А.



Предварительный просмотр:

Предмет: «Информатика»

Урок № 3

Дата__________

                                                                                                        Группа:    

Тема урока: «Виды информационной деятельности»  

Цели урока:

- образовательные: ознакомить обучающихся с понятиями инф. картины мира и видами профессиональной информационной деятельности.

-развивающие: сформировать представление о современной информатике, ее месте среди других наук, о перспективах развития.

-воспитательные: воспитание чувства любви к своей будущей профессии.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: урок-лекция-беседа

Методы обучения:

1) словесные: рассказ, лекция, объяснение;

2) наглядные методы: иллюстрации.

Учебно-материальное оснащение урока: учебник Н.Д. Угринович, тетради.

Межпредметная связь: история;математика, философия.

Ход урока

  1. Организационный момент:

-предварительная организация группы (проверка отсутствующих, организация внимания).

      2. Актуализация знаний учащихся:

         - объявление темы и цели урока.

      3. Сообщение нового материала:

4. Закрепление нового материала: фронтальный опрос

5. Заключительный этап:

   - выставление оценок;

   - сообщение домашнего задания: Н.Д.Угринович стр.287-293

Преподаватель: Усачева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Конспект урока по Информатике ФГОС "Человек и информация" с элементами робототехники, Н.В.Матвеева, 3 класс

Конспект урока по информатике для 3 класса по программе Н.В. Матвеевой построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит практическую работу по изучению работы датчиков Lego WeDo....

Конспект урока по Информатике ФГОС "Управление собой и другими людьми", Н.В.Матвеева, 4 класс

Конспект урока по теме "Управление собой и другими людьми" для 4 класса. В качестве практического задания предлагается работа с испольнителем "Вертун" в среде "ПиктоМир"....

Конспект урока по Информатике и ИКТ "Вставка и оформление таблиц"

Данный материал может быть использован в преподавании Информатики как в школе, так и учреждениях СПО....

Конспект урока Сортировка массива. Информатика. 9-10 класс

Рассмотрение актуальности сортировки массивов.Разбор на примерах разнообразия алгоритмов сортировки.Воспитание умения воспринимать достаточно сложные алгоритмические конструкции.Развитие творческого м...

Конспект урока для студентов 2 курса СПО "Совершенствование техники приема и передач мяча над собой, в парах"

Конспект урока для студентов 2 курса СПО "Совершенствование техники приема и передачи мяча над собой, в парах"....

План-конспект урока по информатике Тема: « Алгоритмы и исполнители»

Задачи учителя:Ввести понятие алгоритма на основе собственного опыта учащихсяПознакомить с историей возникновения теории «алгоритм»Показать необходимость алгоритмов в различных сферах деят...