Структура программы, проекта в Delphi (Lazarus). Программирование линейных алгоритмов
план-конспект урока по теме

В уроке рассматривается структура программы и проекта системы визуального программирования Delphi (Lazarus). Рассматриваются программы линейной структуры. 

В практической части приводятся задания 3-х уровней сложности на отработку теоретического материала по структуре программы и проекта, а также по линейной структуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура программы, проекта в Delphi (Lazarus)

Программирование линейных алгоритмов

Автор: Гайдаржи А.А.

http://it-alex.jimdo.com/

http://vk.com/gaidarzhi

Цели урока:

  • знакомство со структурой программы и проекта в Delphi;
  • овладение навыком работы с программой, компонентами, свойствами, событиями;
  • повышение интереса к процессу программирования в информатике.

Задачи:

  • создать ситуацию для развития умения “слушать – делать – понимать”;
  • научить учащихся получению инструментальных знаний через привитие навыков использования компьютера для разрешения учебной ситуации;
  • выработать культуру умственного труда, концентрации внимания, логичности и развитого воображения.

План урока

  • Организационный момент (2 мин)
  • Вступительная часть. 
  • Актуализация опорных знаний, проверка Д/З (3 мин)
  • Актуальность темы (1 мин)
  • Постановка темы и цели урока (1 мин)
  • Объяснение нового материала (8 мин)
  • Практическая часть. Закрепление (25/70 мин)
  • Самостоятельная работа.
  • Итоги урока. Д/З (5 мин)

Продолжительность: 45/90  минут

Ключевые понятия: инкапсуляция, полиморфизм, наследование, структура программы. Структура проекта, модуль, Интерфейс, программа, проект, форма, линейная структура и .т.д.

Оборудование:

  • компьютеры с установленным программным обеспечением Borland Delphi любой версии;
  • проектор, экран.

Оформление доски:

  • эпиграф;
  • новые слова языка Delphi.

Раздаточный материал:

  • структура программы, проекта (рис/ppt);
  • карточки с внешним видом проекта, свойства и значения используемых компонентов (рис/ppt).

ХОД УРОКА

Бабочки полет
Будит тихую поляну 
В солнечных дельфийских лучах
.

Абдулло Ахадов

Вступительная часть

Дельфы – это древнегреческий город на берегу Коринфского залива. Город Дельфы связан с именем бога мудрости и покровителя искусств Аполлона. Этот город населяли жрицы, которые всех, кто к ним обращался, превращали в оракулов. Сейчас – это развалины древнего города, но имя города сохранено в самой современной системе для разработки программ. Система Delphi воплощает в себе лучшие достижения современной теории программирования. Она объединяет в себе множество полезных инструментов и готовых компонентов, из которых, как дом из кирпичиков, собираются проекты – ваши программы. Delphi – это визуальная среда разработки программ, это означает, что внешний вид каждой программы создается простым перемещением компонентов, как в конструкторе Лего, но чтобы вся конструкция ожила и заработала, необходимо написать программу ее поведения.

Объяснение нового материала

Delphi – это среда разработки программ, ориентированных на работу в Windows. В основе идеологии Delphi лежат методология объектно-ориентированного программирования и технология визуального проектирования.

Включать объекты в свою программу пользователь может вручную, используя соответствующие операторы, или путем визуального программирования, используя заготовки – компоненты.

Работа производится в Интегрированной среде разработки (ИСР) Delphi, которая предоставляет пользователю формы, где размещаются с помощью мыши необходимые компоненты, имеющиеся в библиотеке Delphi. С помощью простых манипуляций мышью можно изменять размеры и расположение этих компонент. При этом в процессе проектирования можно постоянно видеть результат – изображение формы и расположенных на ней компонентов. А самое главное заключается в том, что во время проектирования формы редактор кода Delphi автоматически генерирует код программы, включая в нее соответствующие фрагменты, описывающие данный компонент. В соответствующих диалоговых окнах можно изменить заданные по умолчанию свойства компонентов и, при необходимости, написать обработчики событий.

Компоненты могут быть визуальными, видимыми при работе приложения, и невизуальными, выполняющим некоторые служебные функции, они отображаются в виде значка в процессе проектирования и не видны при работе приложения.

Общая организация программы в Delphi

Программа создаваемая в среде Delphi в процессе проектирования приложения, основана на модульном принципе. Головная программа состоит из объявления списка используемых модулей и нескольких операторов, создающих объекты для необходимых форм и запускающих приложение на выполнение.

Все объекты компонентов размещаются в объектах – формах. Для каждой формы, проектируемой в приложении, Delphi автоматически создает отдельный модуль, в который пользователь может ввести собственный код, создавая обработчики различных событий. Именно в модулях и осуществляется программирование задачи.

Структура головной программы приложения Delphi

Код головной программы создается Delphi автоматически и, как правило, не требует модификации. Пример такой головной программы приведен ниже. Не задумывайтесь пока над ее содержанием, посмотрите только общую структуру модуля.

program Project1;

Программа начинается с ключевого слова program, после которого указывается имя программы. Оно совпадает с именем файла, в котором был сохранен проект. Это же имя присваивается исполняемому файлу приложения. По умолчанию используется имя Project1.

uses

Forms,

Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1};

В разделе uses перечисляются все модули, загружаемые программой. Первый модуль Forms является системным, а следующие – модулями разработанных пользователем форм.

Данный проект состоит из одной формы с именем Form1, которая содержится в модуле Unit1.

После ключевого слова in указывается имя файла, в котором содержится модуль Unit1.

{$R *.res}

Эта строка представляет собой директиву компилятора, которая связывает с исполняемым модулем файлы ресурсов Windows (.Dfm, .Res). По умолчанию для файлов ресурсов используется расширение .Res.

begin
Application.Initialize;

Application.CreateForm(TForm1, Form1);
Application.Run;

end.


Оператор Application.Initialize инициализирует приложение.
Application.CreateForm создает объекты формы.
Application.Run начинает выполнение приложения.

Структуры модуля приложения Delphi

Текст программ хранится в модулях, название которого должно совпадать с именем файла. Модуль состоит из трех разделов: интерфейса, реализации и инициализации. Cтруктура модуля приложения Delphi:

Unit Unitl;

Название модуля (Это название используется в предложении Uses при подключении модуля к программе).

Interface

Раздел интерфейса

Implementation

Раздел реализации (исполняемая часть)

begin

end.

Раздел инициализации

Раздел интерфейса начинается ключевым словом Interface, он сообщает компилятору, какая часть модуля является доступной для других модулей программы.

Здесь могут размещаться списки подключаемых модулей, объявления типов, констант, переменных, заголовки функций и процедур, к которым будет доступ из других модулей. Иными словами, в этом разделе перечисляется, все то, что должно быть видимым из программы, которая его использует.

Раздел реализации начинается ключевым словом Implementation и содержит объявления локальных переменных, процедур и функций, поддерживающих работу формы.

Начинается раздел директивой {$R *.dfm}, указывающей компилятору, что в раздел реализации нужно вставить инструкции установки значений свойств формы, которые находятся в файле с расширением .dfm , имя которого совпадает с именем модуля.

Далее в разделе реализации могут помещаться предложения uses, объявления типов, констант, переменных, к которым не будет доступа из других модулей. Здесь же располагаются все тексты процедур и функций, объявленных в разделе interface. Заголовки процедур и функций могут полностью совпадать с заголовками из интерфейсной части или могут отличаться от них полным отсутствием параметров. Если в этой части набран текст функции или процедуры, не представленной в Interface, то данная функция или процедура будет локальной.

Раздел инициализации позволяет выполнить инициализацию переменных модуля. Располагается после раздела реализации между Begin и End.

В этой части помещают операторы, которые должны выполняться один раз при первом обращении к модулю (после ключевого слова Initialization). Или операторы, выполняемые при любом завершении модуля (после ключевого слова Finalization). Эта часть является необязательной. На практике данный подход используется редко, поэтому обычно после Implementation сразу ставится End с точкой (без Begin).

Структура событийной процедуры

Procedure <название процедуры>

Заголовок процедуры. Название процедуры состоит из двух частей: названия объекта + название события 

Const
<имя константы> = <значение константы>;
……………………………………………
<имя константы> = <значение константы>;

Раздел описания констант

Type
<имя типа> = <тип>;
……………………………………………
<имя типа> = <тип>;

Раздел типов

Var
<имя переменной>:<тип>;
……………………………………………
<имя переменной>:<тип>;

Раздел описания переменных

<Тексты локальных процедур и функций с заголовками>

Раздел процедур и функций

Begin
<инструкции>
End;

Раздел, в котором пишутся инструкции процедуры обработки событий

Пример структуры модуля приложения

Создадим следующее приложение: ввести два числа, найти их сумму и показать результат.

Форма данного приложения будет содержать следующие компоненты: три текстовых окна Tedit для ввода данных и вывода результата, одну метку Tlabel для изображения на экране знака + и две кнопки Tbutton, одна – для реализации задачи, другая – для ее завершения.

Модуль данного приложения практически весь генерируется автоматически Delphi при проектировании приложения. Пользователь лишь вводит свой код для обработки событий, наступающих при нажатии кнопок (в тексте модуля он выделен жирным шрифтом).

Структура модуля данного приложения:

unit Unit1;

Модуль начинается с ключевого слова unit, после которого указывается имя модуля, совпадающее с именем файла, где сохранен модуль

interface

uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants,
Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls;

Открытый интерфейс модуля

Список подключаемых библиотечных модулей

type

TForm1 = class(TForm)
Edit1: TEdit;
Edit2: TEdit;
Edit3: TEdit;
Label1: TLabel;
Button1: TButton;
Button2: TButton;


Объявление класса формы, а также типов всех компонентов, включаемых в класс формы

procedure Button1Click(Sender: Tobject);
procedure Button2Click(Sender: Tobject);

Объявление процедур, описывающих действия, которые должны происходить при нажатии кнопок

private
{ Private declarations }

Закрытый раздел класса. Объявление переменных, функций и процедур, включаемых в класс формы, но недоступных для других модулей.

public
{ Public declarations }
end;

Открытый раздел класса. Объявление переменных, функций и процедур, включаемых в класс формы, доступных для других модулей

var

Form1: TForm1;

Объявление типов, констант, переменных, функций и процедур, к которым будет доступ из других модулей, но которые не включаются в класс формы

implementation

Реализация модуля.
Сюда могут помещаться предложения uses, объявления типов, констант, переменных, к которым не будет доступа из других модулей. Здесь же располагаются все реализации процедур и функций объявленных в разделе interface.

{$R *.dfm}

Директива компилятора, обеспечивающая компоновку файлов ресурсов формы.
Удалять из текста модуля
нельзя, так как загрузочный модуль не будет создан.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var
a,b,c :integer;
begin
a:=strtoint(edit1.Text);
b:=strtoint(edit2.Text);
c:=a+b;
Edit3.Text:=inttostr(c);
end;

Реализация событийной процедуры, реализующей обработки события Click на кнопке Button1, в результате выполнения которой складывается два введенных числа и полученная сумма выводится на экран.

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Close;
end;
end.

Реализация событийной процедуры, реализующей обработки события Click на кнопке Button2, в результате выполнения которой заканчивается работа приложения.

Структура проекта в Delphi

Проект Delphi представляет собой набор программных единиц – модулей, которые хранятся в отдельных файлах.

Примечание. В Delphi существуют файл проекта и файлы проекта. Это разные вещи. Файл проекта – это файл головной программы с расширением.Dpr, файлы проекта – это набор всех файлов приложения.

Файл с расширением .Dpr содержит основную информацию о проекте. По умолчанию этот файл называется Project1.dpr. Новичкам редактировать его не рекомендуется.

Файл с расширением .Pas – это файл модуля. В нем хранится текст программы на языке Object Pascal. По умолчанию этот файл называется Unit1.pas. Это единственный файл, который можно редактировать начинающим.

Файл с расширением .Dfm содержит информацию о внешнем виде формы. Информация закодирована.

Файл с расширением .Res – это ресурсовый файл, в котором хранится информация о курсорах, иконках и т.п.

Файл с расширением .Exe – исполняемый файл приложения.

Файлы с расширениями .~Df, .~Pa – файлы со старыми версиями приложения.

У файлов с расширениями Pas, Dfm, ~Df, ~Pa всегда одинаковое имя (по умолчанию Unit1).

У файлов с расширениями Dpr, Exe, Res – также одинаковое имя (по умолчанию Project1).

Примечание.

  1. При сохранении нового проекта приложения рекомендуется создавать отдельную папку.
  2. Названия Project1 и Unit1 рекомендуется не изменять.
  3. Копирование файлов проекта на дискету или в другую папку выполняется только с помощью файлового менеджера Windows (например, проводника). В среде Delphi это делать запрещается.
  4. Файлы с расширением Exe, ~Df, ~Pa, Dsm можно не копировать.

Практическая часть

Рассмотреть, набрать и отладить пример «Сложение целых чисел» из Электронного пособия (Лабораторная работа №1)

Самостоятельная работа

Самостоятельно выполнить индивидуальные задания из Электронного пособия (Лабораторная работа №1, 1, 2, 3 уровней)

Лабораторная работа №1: Задания к лабораторной работе №1 первого уровня

Вариант задания

Расчетные формулы

Значения исходных данных

1.                     

2.                     

3.                     

4.                     

5.                     

6.                     

7.                     

8.                     

9.                     

10.                 

11.                 

12.                 

13.                 

14.                 

15.                 

Задания к лабораторной работе №1 второго уровня

Создать приложение для решения задачи.

Вариант задания

Формулировка задачи

  1.  

Вычислить площадь и периметр прямоугольника, если задана длина одной стороны (a) и коэффициент n (%), позволяющий вычислить длину второй стороны (b=n*a).

  1.  

Дана длина ребра куба. Найти площадь грани, площадь полной поверхности и объем этого куба.

  1.  

Вычислить периметр и площадь прямоугольного треугольника по заданным длинам двух катетов  a и b.

  1.  

Вычислить площади геометрических фигур: прямоугольника и треугольника по заданным сторонам.

  1.  

По известному радиусу вычислить объем и площадь поверхности шара.

  1.  

Даны два числа. Найти среднее арифметическое кубов этих чисел и среднее геометрическое модулей этих чисел.

  1.  

Даны два числа. Вычислить их сумму, разность, произведение и частное.

  1.  

Известен объем информации в байтах. Выразить его в мегабайтах и гигабайтах.

  1.  

Длина выражена в сантиметрах. Выразить ее в дюймах. (1 дюйм=2.5 см)

  1.  

Перевести значение веса, выраженное в граммах, в унции (1 унция =28.3 г)

  1.  

Три сопротивления соединены последовательно. Найти сопротивление соединения.

  1.  

Вычислить путь, пройденный лодкой по течению, если известна ее скорость в стоячей воде, скорость течения реки и время движения.

  1.  

Вычислить расстояние между двумя точками с заданными координатами.

  1.  

Известна длина окружности. Найти площадь круга, ограниченного этой окружностью.

  1.  

Известны внутренний и внешний диаметры кольца. Найти его площадь.

Задания к лабораторной работе №1 третьего уровня

Создать приложение для решения задачи.

Вариант задания

Формулировка задачи

  1.  

Вычислить объем призмы, боковые грани которой квадраты, а основанием служит равносторонний треугольник, вписанный в круг радиуса R.

  1.  

Треугольник задан тремя сторонами. Вычислить его медианы.

  1.  

В шар радиуса R вписан конус с углом a при вершине в осевом сечении конуса. Определить объем и полную поверхность конуса.

  1.  

Вычислить диагональ и площадь прямоугольника, вписанного в окружность радиуса R, если отношение его сторон равно n.

  1.  

Даны две стороны треугольника и угол между ними. Определить третью сторону, площадь треугольника и радиус описанной окружности.

  1.  

Определить плату за квартиру, если известно: площадь квартиры, количество проживающих, плата за содержание жилья, отопление, водопровод, канализацию, подогрев воды, коллективную антенну, лифт, вывоз мусора.

  1.  

Определить плату за электроэнергию, если известны: старое и новое показания счетчика, стоимость одного квт/часа электроэнергии, количество просроченных дней и размер пени за один день просрочки.

  1.  

V1 литров воды нагревается на электроплите от температуры t0 до температуры t1, а V2 литров – до температуры t2. Сколько будет стоить затраченная на это электроэнергия? КПД электроплитки и стоимость 1 квт час электроэнергии известны (удельная теплоемкость воды С=4190 Дж/кгК).

  1.  

Пусть смешано V1 литров воды температуры t1 с V2 литрами воды температуры t2 и V3 литрами воды температуры t3 . Вычислить объем и температуру образовавшейся смеси.

  1.  

Торговая фирма закупила n количество меховых изделий по цене C1 для продажи. Фирма облагается налогами: 20% налог от прибыли в местный бюджет, 28% налог в пенсионный фонд, 5% от объема продажи идет на формирование зарплаты. Определить розничную цену товара, если планируемая прибыль предприятия 15%.

  1.  

Длина отрезка задана в дюймах (1 дюйм = 2.54 см). Перевести значение длины в метрическую систему, то есть выразить ее в метрах, сантиметрах и миллиметрах. Например, 21 дюйм = 0 м 53 см 3,4 мм.

  1.  

Заданы моменты начала и конца некоторого промежутка времени в часах, минутах и секундах (в пределах одних суток). Найти продолжительность этого промежутка в тех же единицах.

  1.  

Текущее время (часы, минуты, секунды) задано тремя переменными: h, m s. Округлить его до целых значений минут и часов. Например, 14 ч 21 мин 45 с преобразуется в 14 ч 22 мин или 14 ч, а 9 ч 59 мин 23 с – соответственно в 9 ч 59 мин или 10 ч.

  1.  

Угол a задан в радианах. Найти его величину в градусах, минутах и секундах.

  1.  

Длина некоторого отрезка составляет p метров. Перевести ее в русскую не метрическую систему.
1 верста = 500 саженей;
1 сажень = 3 аршина;
1 аршин = 16 вершков;
1 вершок = 44,45 мм.

Сохранить проект в сети и проверить результаты.

Итоги урока

Мы познакомились со структурой программы и проекта системы визуального программирования Delphi, а также с программами линейной структуры.

Задание на дом

Выучить ключевые понятия языка Delphi, рассмотренные на уроке. Структуру программы и проекта в Delphi. Отладить проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дисциплины ОП 04 Основы программирования

Вашему вниманию предлагается рабочая программа общепрофессинальной дисциплины "Основы программирования". Данная дисциплина изучается на специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)...

Методическая разработка проведения открытого занятия по «Информатике и ИКТ» 1 курс По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»

Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уве...

Доклад к презентации"Структура педагогического проекта"

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих дейст...

Линейный алгоритм

презентация линейный алгоритм...

Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...