Компетентностный подход в обучении информатике студентов медиков
статья на тему

Медушевская Ольга Владимировна

На уроках Информатики целенаправленно работаю над формированием  и  подготовкой специалиста для конкретной профессиональной деятельности, который должен быть конкурентоспособным, высококвалифицированным, компетентным, инициативным, целеустремленным, творчески мыслящим, умеющим гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, быть коммуникабельным, свободно владеющим своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями. Обладание всеми этими качествами будет являться гарантом востребованности и профессиональной самореализации выпускников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении информатике студентов медиков

О. В. Медушевская

ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»

Перемены, происходящие в социокультурном и экономическом развитии страны, обусловлены   такими    особенностями как: непрерывность, устойчивость, стремительность и способность к ускорению. Все эти перемены изменяют спрос на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них мобильности и совершенства, необходимости постоянно обновлять свои знания. Изменения в квалификационной структуре профессиональных кадров влияет на совершенствование целей и  доступа обучения; содержания программ,  их  типа и продолжительности; структуры учебных заведений и охвата областей деятельности; форм организации учебного процесса и используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе; способности учебных заведений быстро откликаться на возникновение новых потребностей на рынке образовательных услуг, предугадывать  и учитывать их.

Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.

Под профессиональной компетентностью можно понимать совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной и плодотворной профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа – будущих медицинских работников среднего профессионального  звена, направлено на развитие профессионализма, на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, милосердия, толерантности, эмпатии и практической направленности. В то же время можно с уверенностью утверждать, что сущность понятия «профессиональная компетентность» должна рассматриваться и с позиции целенаправленности, т.к. основной целью при подготовке медицинского работника среднего звена выступает его готовность к реальной профессиональной деятельности. Современный выпускник медицинского колледжа должен обладать такими качествами как: инициативность, коммуникативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Профессиональное образование сегодня выполняет важную функцию: подготовку специалиста для конкретной профессиональной деятельности, который должен быть конкурентоспособным, высококвалифицированным, компетентным, инициативным, целеустремленным, творчески мыслящим, умеющим гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, быть коммуникабельным, свободно владеющим своей профессией, современными информационными и коммуникационными технологиями. Обладание всеми этими качествами будет являться гарантом востребованности и профессиональной самореализации выпускников.

Динамичное и интенсивное развитие техники, информационных и коммуникационных технологий, в том числе и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов.

Если посмотреть новые Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее  ФГОС СПО), то согласно требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, студент должен обладать общими и профессиональными компетенциями (ОК и ПК).

 Например, для специальности 060501 «Сестринское дело»: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента. ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

В современном информационном обществе человек должен уметь работать с информацией. Интернет, как и любая технология, должна помогать в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры. 

Если раньше для выпускников основными показателями были знания, умения и навыки, полученные в учебном заведении, то сегодня гораздо большее значение имеют:

  • способность правильно сформулировать стоящую перед человеком проблему;
  • умение отобрать из своего опыта ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
  • умение определять, какой информации не хватает для решения данной проблемы и где ее искать;
  • умение выносить объективное суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации для решения проблемы;
  • умение использовать отобранную информацию для решения проблемы;
  • умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
  • умение использовать различные источники информации;
  • умение обрабатывать и передавать информацию с помощью современных технических средств (сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать свои знания в соответствующем направлении).

В современных условиях информатика является одной из фундаментальных областей научного знания, которая изучает информационные процессы, методы и средства получения, передачи, хранения, преобразования и использования информации. Это стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий как учебного предмета. Компьютер является мощным средством социализации человека, и поэтому неограниченно возрастает  роль предмета «Информационные технологии». Педагог может способствовать социализирующему воздействию компьютера, направлять самостоятельную работу студента, помогать формированию духовных и профессионально - нравственных ценностей в рамках этого курса.

Рассмотрим на примере специальности 060501 «Сестринское дело».

При изучении текстового редактора MS Word студенты выполняют задания по работе с текстами медицинского назначения (описание наиболее распространенных заболеваний с симптоматикой, подробное описание манипуляций и др.). Таким образом, они не только обучаются навыкам работы на компьютере в текстовом редакторе (а это: создание, форматирование, редактирование простых и сложных текстовых документов), но и повторяют и закрепляют свои знания по другим специальным предметам.

При изучении же табличного редактора MS Excel студенты заранее получают задание во время прохождения производственной практики собрать  статистические данные в ЛПУ по различным заболеваниям. Затем на практических занятиях по информатике они создают таблицы, производят расчеты, строят по этим таблицам графики и диаграммы, после чего могут наглядно увидеть картину заболеваемости.

При изучении базы данных на примере редактора  MS Access студенты учатся создавать и работать (создавать формы, делать запросы и  выборки) с различными базами данных. Они, например, создают такие базы данных как: «База данных лекарственных препаратов», «База данных учета пациентов», «База данных учета медицинских услуг», «База данных учета заболеваний» и другие.

При изучении редактора по созданию презентаций MS Power Point я использую метод проектов. Студенты получают задание по созданию проектов на различные темы: «Я горжусь своей профессией!», «Сестры милосердия в Великую Отечественную войну»,  «История развития Сестринского дела в России», «История профессии», «Этические и правовые нормы в профессиональной деятельности», «Духовно нравственные качества в медицине» и т.д.

На практических занятиях по работе с глобальной сетью Интернет (а это: работа с Поисковыми системами и поиск информации, выработка навыков по сохранению найденной в Интернете информации на компьютере и других носителях, работа по созданию электронной почты и т.д.) студенты учатся правильной, грамотной работе с глобальной сетью. Получают умения и навыки поиска, сбора информации, передачи информации с помощью электронной почты и т.д.

 Выполняя все эти задания, студенты не только получают навыки работы с офисными программами, но и учатся работать в коллективе, искать информацию, обрабатывать ее, правильно и эстетично преподносить эту информацию. Все это способствует:

  • овладению студентами понятиями о содержании и структуре профессиональной деятельности, нравственных качествах, предъявляемых к специалисту в современном обществе
  • повторению и закреплению теоретических и практических знаний (основные виды заболеваний, профилактика их лечений, лекарственные препараты, манипуляции и др.)
  • проявлению у студентов гуманистических качеств личности (милосердия, эмпатии, рефлексии и др.)
  • переосмыслению студентами и осознанию ценностей профессионально – нравственных качеств будущего медицинского работника
  • умению самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач; работать в группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя  и др.); устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему
  • овладению информационно – исследовательскими методами с использованием передовых информационных технологий.

 Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Структура новых ФГОС СПО указывает на то, что формирование общих и профессиональных компетенций продолжается в течение всего времени обучения и на всех дисциплинах и профессиональных модулях. Успешно освоить профессиональные компетенции без общих компетенций невозможно. Основной целью формирования общих компетенций является развитие личности студента, формирование нравственности, ответственности, гуманизма, мотивации к овладению будущей профессией, развитие учебно-познавательных навыков и умений студентов.

В рамках одной дисциплины свидетельствами успешности овладения общими и профессиональными компетенциями будут результаты выполнения всевозможных видов самостоятельной работы студентов, развитие их умений, рост познавательной активности и самостоятельности, творческое отношение к заданиям, проектные работы студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"

Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Деятельно-компетентностный подход в обучении специальным строительным дисциплинам в Курском монтажном техникуме

Данная статья о деятельностно-компетентностном подходе в преподавании строительных дисциплин и инновационных методиках....

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.

Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...

Деятельностно компетентностный подход к обучению химии

Презентация-сопровождение выступления на педсовете...

Доклад на ЦМК - Применение имитационных технологий для реализации компетентностного подхода» в обучении

Одним из эффективных методов по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа является использование тренингов в учебном процессе в виде симуляции разл...