Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении
проект по теме

Фролова Наталья Юрьевна

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"

В работе рассмотрены теоретические аспекты проектной методики обучения, раскрыты сущность, содержание проектной методики обучения, а также дана ее классификация. А также представлены методические рекомендации по организации проектной работы на уроках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Волгоградская  государственная академия последипломного образования»

(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)

Кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования

            Итоговая аттестационная  работа на тему:

 «Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении»

Выполнил:

Фролова Наталья Юрьевна,

 слушатель по программе № 377В\3

  «Профессиональная переподготовка

 в области профессионального образования»,

преподаватель

 ГБ ПОУ  «ВПТ»

Проверил:

Зайцева Нина Николаевна,

к.п.н., доцент, зав. кафедры

ТиМНПО

                                                 Волгоград, 2016

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты проектной методики обучения  

4

     1.1 Сущность, содержание и классификация проектной методики обучения в образовательном процессе  

4

     1.2 Методы и принципы проектирования образовательной деятельности обучающихся

7

Глава 2. Технология использования проектной методики в системе СПО

10

     2.1 Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов СПО

10

Глава 3   Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках

16

Заключение

26

Список литературы

29

Приложение

31



Введение

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающийся стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к профессиональному обучению. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания  является метод проектов.

В проектной работе обучающиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности студентов к творческому мышлению.

Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организация проектной деятельности обучающихся – как одно из условий компетентностного подхода в обучении».

Цель работы изучить литературу по организации проектной работы на уроках в системе среднего профессионального образования.

Задачи работы:

1.  Рассмотреть теоретические аспекты проектной методики обучения,  его влияние на формирование компетенций обучающихся

2. Проанализировать опыт использования проектного обучения в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования.

Объект исследования: образовательный процесс среднего профессионального образования.

Предмет исследования: технология проектной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

Структура данной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проектной методики обучения

 1.1  Сущность, содержание и классификация проектной методики обучения в образовательном процессе

Проект – специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  Чтобы добиться такого результата, необходимо научить   студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи[2,С.18].

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность обучающихся– совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

  • самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление[1,С.33].

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.  

2. Предметно-содержательная область: моно-проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта[8,С.50].

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности обучающихся:

- проект может быть групповым и персональным;

- практико-ориентированный проект   - предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер;

- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; предполагает четкое определение предмета и методов исследования.   Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой обучающихся или конкурсной внеурочной работой.

- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет)[5,С.58].

По комплексности проекты могут быть моно-проектами и межпредметными. Моно-проекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По продолжительности различают:

- мини-проекты - укладываются в один урок или даже его часть;

- краткосрочные - на 4-6 уроков;

- недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы;  

- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеурочное время.

Возможна классификация проектов по тематическим областям, масштабам деятельности, срокам реализации, количеству исполнителей, важности результатов.

Показателями успешности проекта служат следующие критерии: качество усвоения студентами программы; сформированность потребности в продолжении образования; сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности; уровень интеллектуальных достижений студентов; конкурентоспособность знаний студентов; мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе; демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления учащихся.

  1.2  Методы и принципы проектирования образовательной деятельности обучающихся

Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты представляют собой самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

Игровые проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, обязательно намечая проблему и цель проекта. Ведущий вид деятельности студентов в таких проектах – ролевая игра.  Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты– это тип проектов, призванный научить студентов добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Студенты изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования). Далее проводится обработка полученной информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). В заключении проходит презентация (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющую конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем.  В заключение необходима качественно организованная презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта[12,С.39].

Проектирование является тем средством, с помощью которого педагог может расширять горизонт своей компетентности, изменять уровень развития собственной личности, и, конечно, своего профессионализма в контексте обучения проектированию студентов.

Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции[10,С.81].

Принципы метода проектов

Профессиональная компетенция

Опора на опыт студента

Знание имеющегося опыта

Проблемность

Умение выбрать

Развитие образовательных потребностей, контекстность

Ориентация на профессиональную успешность

Результативность

Чувство личной ответственности за результат

Самостоятельность, системность, индивидуализация

Способность к самосовершенствованию, активность

Однако метод проектов наряду с сильными имеет и слабые стороны, которые продемонстрированы в таблице 2.

Таблица 2.

Сильные и слабые стороны метода проектов[10,С.87].

Сильные стороны

Слабые стороны

Результаты:

• приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности;

• развитие личностных качеств обучающихся;

• расширение и углубление знаний по основным содержательным линиям базового курса информатики;

• совершенствование учебных компетенций;

• формирование навыков коллективной деятельности учащихся;

• умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;

• усвоение учебного материала в соответствии с содержанием образования;

• умение представить полученные результаты в наглядной форме;

• способность рефлексивной оценки собственной деятельности.

• Увеличение нагрузки на преподавателя.

• Необходимость хорошего материально-технического оснащения компьютерных классов.

• Увеличение финансовых затрат (связанных с выходом в Интернет).

Возможности

Угрозы

Раскрытие личностного потенциала обучающихся, их способностей и задатков.

Увеличение доли самостоятельной работы обучающихся может снизить их познавательную активность.

Таким образом, проектные технологии обучения имеют высокий дидактический потенциал. Однако их небольшое распространение в современной системе образования связано  с недостаточным материально-техническим обеспечением процесса обучения  и неподготовленностью преподавателей к организации проектной деятельности обучающихся.  

Глава 2. Технология использования проектной методики в системе СПО

2.1 Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов СПО

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предполагает изменение подходов к профессиональному образованию. Лейтмотив обучения в СПО - проблема качества образования как основы качества жизни человека и общества.   ФГОС СПО требуют овладение студентами общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). И если ПК мы сформируем через содержание обучения, то ОК крайне редко можно сформировать через содержание, в основном через методы обучения. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.

По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное мышление[16,С.67].

Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом, организовать учебный процесс, чтобы не просто дать студентам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которой необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

Повысить активность обучающихся в самостоятельном получении знаний, приобретении умений осуществлять практическую деятельность можно путем широкого внедрения в настоящее время проектной технологии, которая, по сути, основана на использовании проблемных, исследовательских методов. Студенты должны быть подготовлены к проектной деятельности, а для этого их необходимо последовательно обучать планированию этого вида деятельности, а также создавать условия для мотивации на данный вид деятельности. В решении данной задачи важная роль отводится преподавателю-исследователю, готовому к организации и руководству проектной деятельностью[19,С.61].

В планируемой модели формирования ключевых компетентностей обучающихся в процессе проектной деятельности предусмотрена подготовка тьюторов. Технология тьюторства подразумевает взаимодействие опытного наставника, который что-то умеет делать (знает, как сделать), и обучающегося. Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять обучающегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром наставника. Обучающийся сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Деятельность, организуемая тьютором, подразумевает совместную работу преподавателя и студента; любое событие проектируется совместно с обучающимися. Обсуждая с обучающимися проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию студента по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает обучающемуся (пока в наиболее безопасном режиме) потренироваться в том, что ждет студента в его пути по жизни. В результате сотрудничество преподавателя-тьютора и обучающегося характеризуется насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться обучающимся высоких образовательных результатов.

Используя проектирование как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают студентам осознать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

В учебном процессе реализация проектной методики может быть обеспечена группой предметовформирующих систему специальных знаний и умений студентов. Придерживаясь позиции И.С.Сергеева, выделяем группу, которая ориентирована непосредственно на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).   Для этих предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проектов как в аудиторную, так и во внеаудиторную деятельность обучающихся[15,С.87].

В таблице 3 наглядно продемонстрировано соотношение компетенции и видов деятельности, которые помогут их сформировать.

Таблица 3

Соотношение компетенций студента и видов деятельности для их формирования[9,С.94].

Компетенции

Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

2. Участие в проектах.

3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

1. Проведение экспериментов.

2. Конспектирование.

3. Работа с учебником.

4. Фотографирование объектов.

5. Работа над рефератом.

6. Участие в экскурсии.

7. Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

1. Поиск информации в библиотеке.

2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.

3. Поиск информации в медиатеке.

4. Использование информации из интернета.

5. Создание презентации.

6. Создание буклета.

Коммуникативные компетенции.

Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.

2. Выступление на конференции.

3. Выступление с сообщением.

4. Взаимоконтроль

5. Участие в дискуссии.

6. Участие в анкетировании.

7. Собеседование.

Такие формы работы обеспечивают реализацию деятельностного подхода в процессе обучения. На этой основе формируются компетенции личностного самосовершенствования. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Формирование информационной компетентности обеспечивается включением обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность - форму учебной деятельности, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников.

Реализация проекта позволит решить поставленные цели обучения:

1. Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.

2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у обучающихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.

3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.

4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности[8,С.69].

Достичь этих целей можно, создавая творческую атмосферу на учебных занятиях, разнообразя содержание внеучебной познавательной деятельности, формируя личную заинтересованность обучающихся в проектной деятельности и в саморазвитии.

Кто такой успешный выпускник? Кого хочет видеть сегодня работодатель? Специалиста, который занял определенное значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, может самостоятельно наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировав, что удалось и что - нет. Такие выпускники уже обладают проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.

Глава 3   Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках  

  При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно готовится к таким занятиям. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать возможность обучающимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году на каждой кафедре разработать и представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны студента, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один студент работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам[7,С.88].

Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 занятий (если это проект, рассчитанный на аудиторную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.

Перед проектной деятельностью преподаватель должен четко определить для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее усвоенных потребуются обучающимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны студенты приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в интернете).

Преподаватель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого преподавателя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать студентам в готовом виде. Преподаватель лишь ненавязчиво направляет мысль обучающихся в нужное русло. Но если студенты высказывают собственные суждения, отличные от мнения педагога и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, преподаватель ни в коем случае не навязывает студентам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Обучающиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами[18,С.102].

Этапы разработки проекта  представлены в таблице 4. Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Таблица 4

Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом[7,С.58].

Стадии

Деятельность

преподавателя

Деятельность

 студентов

1. Разработка проектного задания

Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам

Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме

1.1. Выбор темы проекта

Преподаватель предлагает студентам совместно отобрать тему проекта

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися

Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения

Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора

Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта

Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую

Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные студенты группы принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группой

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Студенты в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность

Студенты осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность

Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов других студентов или параллельную группу, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности студентов

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

       

 Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики. Структура проектной исследовательской работы представлена в таблице 5.

Таблица 5

Структура проектной исследовательской работы[12,С.99].

1. Актуальность исследования

  • почему именно эта тема является актуальной;
  • наличие проблемы в этой теме.

2. Проблемы исследования

  • противоречивая ситуация, требующая разрешения;
  • разрешение противоречий связано с практической необходимостью;
  • несоответствие между желаемым и реальным состоянием

3. Объект и  предмет

исследования

  • объект исследования: что

рассматривается;

  • предмет: как будет рассматриваться

объект именно в данном исследовании;

4. Цель и задачи исследования

  • цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы;
  • задачи – выбор путей и средств исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

5. Гипотеза исследования

  • это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто,
  • гипотеза должна быть проверяема, реально опровергаема или  доказуема.

7. Методы исследования

  • Наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий.

8. Планирование исследования

  • должны быть изучены источники информации; указаны способы сбора информации; определены критерии оценки результатов; представлены ожидаемые результаты.

9. Научная новизна исследования

  • в чем заключается новизна.

10. Выводы

11. Продукт исследования

  • презентация; видеофильм; пособие; кейс документов; макет и др.

12. Презентация проекта

В презентации представляется продукт проектной и исследовательской деятельности

! Очень важен ход и основные результаты исследования

Ход работы над проектом и исследованием можно представить следующим образом:

  1. Написание черновика введения на основе паспорта проектной работы.
  2. Компоновка подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы.
  3. Внимательное чтение и редактирование текстов глав как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.).
  4. Написание выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
  5. Составление заключения по всей работе.
  6. Редактирование введения к работе.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

  • статья, тезисы;
  • доклад, сообщение;
  • реферат;
  • текст научного сочинения;
  • отчет.

Определение формы представления результатов проектной и исследовательской деятельности сопутствует составлению плана исследования[11,С.118].

В науке существуют требования к описанию исследовательских результатов. Часто требования к оформлению работ указываются в конкурсных материалах или приглашениях к участию в конференциях.

Этапы работы:

  1. Написание основы введения по всей работе (основываясь на паспорте работы).
  2. Компоновка текстов.
  3. Редактирование целого текста.
  4. Написание выводов к каждой главе.
  5. Составление списка источников информации.
  6. Корректировка введения по всей работе.
  7. Общее заключение.
  8. Составление списка источников информации.
  9. Подготовка приложений.

Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей.

Структура проектных и исследовательских работ:

  • титульный лист,
  • оглавление,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение,
  • библиографическое описание,
  • приложения.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы работы.  

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы (можно указать учебный предмет).

Еще ниже, выравнивая по правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество студента, номер группы. Еще ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле по центру  указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения, но предполагает официальный стиль.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть проектной и исследовательской работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.

Введение должно включать в себя: формулировку темы, проблему исследования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы и др. источников информации.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.

Основная часть содержит 2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы. Глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование. Главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Важным требованием к заключению является то, что оно не должно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Список источников информации это список изученных по теме источни- ков информации, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки источников. В список входят все использованные в работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.

Приложения - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после библиографии. К приложениям относятся копии документов, статистические материалы, и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. К приложениям тоже предъявляются определенные требования:

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста (приложение 1, приложение 2, …);
  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Они содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а)        в круглых скобках;

б)        подстрочно (оформляются как сноски);

в)        после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

  • библиографическая ссылка;
  • определение терминов или устаревших слов;
  • справочная информация о лицах, событиях, произведениях;
  • перевод иностранных слов и предложений;
  • пояснения основного текста;
  • схемы, таблицы, рисунки, фотографии и т. д.[5,С.70].

     В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, графики,  фотографии, схемы и др.

Необходимо также разработать методические рекомендации    по оформлению проектной работы: её объём, шрифт, вид титульного листа, нумерацию страниц и т.д.

Защита проекта подлежит оцениванию.  Рейтинговая оценка и качественные критерии оценки исследовательского проекта представлены в таблице 6,7.

Таблица 6

Рейтинговая оценка исследовательского проекта[1,С.102].

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5,10,20

Объем разработок и количество предлагаемых решений

5,10,20

Практическая ценность

5,10

Уровень самостоятельности участников

10,20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5,10,15

Оценка рецензентом проекта

5,10

Оценка защиты

Качество доклада

5,10,20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5,10,20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5,10,20

Ответы на вопросы преподавателя

5,10

Ответы на вопросы  

   5,10

Таблица 7

Качественные критерии оценки проекта и проектной деятельности

Качественные

Операционные

Репрезентативные (связанные с представлением продукта)

Ценностные

Оригинальность идеи и способа решения  проблемы;

степень участия в групповой работе и взаимопомощь участников проекта;

доказательность предлагаемых решений;

подготовка презентаций продукта

Раскрытие содержания проекта на презентации продукта;

логика изложения;

культура речи, владение материалом; эстетика оформления результатов;

умение отвечать на вопросы во время презентации продукта;

эмоциональность;

соответствие содержания заявленной теме;

содержательность материала.

новизна и актуальность информации, используемой при выполнении проекта; самооценка студента; социальная и прикладная значимость результатов работы.

 Методические рекомендации по проектной работе:

- При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно готовится к таким урокам.

- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

- Преподаватель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем.

-Проектные работы должны   соответствующим образом оформлены, то есть структурированы и иметь единый стиль оформления.

-Все проектные работы должны защищены.  Защита проекта подлежит оцениванию.  

Заключение

Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организация проектной деятельности обучающихся – как одно из условий компетентностного подхода в обучении».

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что обучающиеся работают в малых группах. В группе всегда есть обучающиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные отмалчиваются. В работе над проектом каждый  вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность обучающихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать.

 В ходе работы над данным проектом были успешно разработаны методические рекомендации по организации проектной работы, а так же раскрыто понятие проектной деятельности, выявлены особенности и требования к использованию метода проектов.

Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых студент ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.

  Методические рекомендации по проектной работе:

- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска для ее решения.

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (реальная адресная направленность).

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

-Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)

- При использовании метода проектов преподаватель заранее тщательно готовится к таким урокам.

- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

- Преподаватель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем.

- Проектные работы должны   иметь единый стиль оформления.

- Все проектные работы должны защищены.  Защита проекта подлежит оцениванию.  

Также рассмотрели этапы работы над проектом и выделили начальный, основной и заключительный этапы.

         Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников СПО, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.


Список литературы

  1. Васильев, В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. - 2008. - №9. - С. 177-180.
  2. Гребенюк, О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся СПО [Текст]/О.С. Гребенюк. - М.: Педагогика,2005.- 156 с.
  3. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]/В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2010. – 240 с.
  4. Даниленкова, Г. Г. Педагогическое проектирование учебного процесса [Текст]/Г.Г. Даниленкова//Сб. научн. ст./Калинингр. ун-т. - 2008. - С. 25-27.
  5. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/Б.П. Есипов. – М.: Учпедгиз, 2011. – 239 с.
  6. Жак, Д. Организация и контроль работы с проектами [Текст]/Д. Жак//Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн., Пропилен, 2011. - С. 121-141.
  7. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей [Текст] / под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 44–50.
  8. Колесникова, И.А, Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия, 2007.-288 с.
  9. Круглова, О.С. Технология проектного обучения [Текст]/ О.С. Круглова//Завуч. - 2009.- №6.- С. 15-22.
  10. Кулакова, Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей [Текст] /под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  11. Лазарев, Т.В. Проектный метод: ошибки в использовании [Текст]/Т.В. Лазарев//Первое сентября. – 2011. - № 1. – С. 9-10
  12. Митрофанова, Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении [Текст]/Г.Г. Митрофанова//Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. - С. 148-151.
  13. Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.
  14. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  15. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? [Текст]/ Н.Ю. Пахомова//Методист.- 2004.- №1. - стр. 42.
  16. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2. [Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М, 2009.- С. 344-345.
  17. Судакова, С.В. Пути формирования общих компетенций при использовании интегрированных занятий [Текст]/С.В. Судакова //Среднее профессиональное образование.- 2012.- №6.- стр. 122.
  18. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования [Текст]/А.В. Хуторской//Народное образование.- 2003. - №2. – С. 58-64.

Приложение 1

Общие рекомендации к научно-литературным текстам

Форма

Структура

Реферат

- вводная часть

- основной текст

- заключительная часть

Литературный обзор

- вводная часть

- основной текст

- заключительная часть

- список литературы

- указатели

Доклад

- в кратких вводных замечаниях научно-практическая ценность темы

- сущность темы, основные научные предложения

- выводы и предложения

Тезисы доклада

- основные положения доклада

- основные выводы и предложения

Научная статья

- заголовок

- вводные замечания

- краткие данные о методике и материалах исследования

- анализ собственных научных результатов и их обобщение

- выводы и предложения

- ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы

- значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики

- детальная характеристика применявшихся методов

- существование новых научных результатов

- заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы

- выводы и предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС

В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода  в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

Презентация «Педагогическое сопровождение в условиях компетентностного подхода в образовании»

Презентация к докладу «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся  в системе компетентностного подхода в образовании».Педагогическое сопровождение понимают, как метод, обеспечивающий со...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

     Труд преподавателя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), зн...