Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.
статья

Ефремова Ксения Юрьевна

статья к выступлению на заседании Цикловой методической комиссии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_samost.rab_.stud_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности

организации  самостоятельной работы студентов

в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

         

         Математика является одной из основных дисциплин, способствующих формированию содержательно-логического и операционно-алгоритмического типа мышления.  Это позволяет в рамках учебной дисциплины сформировать  систему компетентностно-ориентированных подходов, направленных  на  формирование   ключевых компетенций,  основанных на исследовательских, учебных  и коммуникативных умениях:

  • умение сопоставлять, анализировать, выделять главное в решении проблемы;
  • умение осуществлять планирование и самоконтроль своей деятельности;
  • умение работать в команде, выслушивать и принимать во внимание различные точки зрения, аргументировать свою позицию.

        Одним из условий формирования ключевых компетенций студента является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности.  В ходе самостоятельной работы осуществляется не только формирование знаний, умений и навыков, но и обеспечивается  усвоение студентами  приемов учебной деятельности.

Однако, для того,  чтобы самостоятельная работа  была эффективной и способствовала формированию ключевых компетенций студента, необходимо выполнение следующих требований:

  • обеспечение оптимального сочетания базовой и прикладной подготовки в содержании учебной дисциплины   «математика»;
  • обеспечение оптимального сочетания объема аудиторной  и  внеаудиторной работы;
  • использование методических приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности;
  • наличие  учебно-методического обеспечения

         

      В качестве самостоятельной внеаудиторной работы по математике можно использовать обязательные домашние контрольные работы, ориентированные на отработку  умений решать математические задачи в соответствии с известными алгоритмами и формулами. Данные работы обеспечивают уровень базовой подготовки по предмету, способствуют развитию умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, при необходимости работать с дополнительными источниками информации (справочники, методические указания). Преимуществом домашних контрольных работ является то, что они ориентированы на индивидуальный темп учебной деятельности студента. Недостатком таких работ является их репродуктивный характер, отсутствие элементов творчества. Данный недостаток может быть восполнен в процессе внеаудиторных самостоятельных работ  прикладного характера, требующих применения математического аппарата в решении профессиональных задач.

Следующая форма самостоятельной деятельности направлена на изучение специальной учебной, справочной, научной литературы и предполагает написание рефератов, докладов на различные темы.

Реферативная работа характеризуется максимальной степенью самостоятельности и способствует  формированию исследовательских  и проектировочных умений,  развитию навыка публичного выступления, что составляет основу ключевых компетенций. Кроме того, в процессе самостоятельной работы студент учится определять характер возникающих у него затруднений и формулировать их, обращаясь за помощью к преподавателю.

         Качество решения учебных задач в процессе самостоятельной работы  зависит от индивидуальных возможностей студентов, уровня их подготовки.

В связи с этим  формирование навыка самостоятельной учебной деятельности  проходит несколько стадий в своем развитии и начинается с краткосрочных  заданий  выполняемых во время учебного занятия. Продуктивность таких работ во многом зависит от методических приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности. Это может быть работа по восстановлению деформированного текста,  составление конспекта в соответствии с заданным планом, проектирование схем, заполнение таблиц, создание логических цепочек.  

        Таким образом, основной задачей изучения математики в системе среднего профессионального образования является  формирование и развитие ключевых компетенций студента,  что требует смещения акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельную учебную деятельность и активность самих студентов.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....

Реализация компетентностного подхода на уроках математики.

Математические компетенции – это способности структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, и...

Организация проектной деятельности обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода в обучении

Итоговая аттестационная  работа на тему "Организация проектной деятельности  обучающихся- как одно из условий компетентностного подхода  в обучении"В работе рассмотрены теоретическ...

Презентация «Педагогическое сопровождение в условиях компетентностного подхода в образовании»

Презентация к докладу «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся  в системе компетентностного подхода в образовании».Педагогическое сопровождение понимают, как метод, обеспечивающий со...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

     Труд преподавателя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), зн...