Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.
статья на тему

Буторина Татьяна Васильевна

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya_butorinoy_tv.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных компетенций студентов через  модульно– компетентностный  подход.

       При модернизации образовательной системы и переходе к новым государственным образовательным стандартам изменяется и подход к процессу обучения. В современном мире труда, в постоянно изменяющихся условиях недостаточно, чтобы  выпускник владел лишь одними профессиональными компетенциями, для эффективной профессиональной и личностной самореализации в мире инновационных технологий и всемирной интеграции требуются социальные, экономические, коммуникативные компетенции, а также компетенции в области  ИТ, ведь все они почти в равной степени сопровождают любой вид современной профессиональной деятельности.

       Поэтому подчас мы не вправе говорить о важности одних предметов, принижая значение изучения других, отводя им второстепенную роль.   Конечно, мы не научим профессиональным навыкам, выполнению определенных рабочих операций на   занятиях ИЯ, но развивая свои виды компетенций, мы будем способствовать формированию такого специалиста, который окажется наиболее гибким, приспособленным, умеющим выработать свою стратегию для достижения поставленных целей. Поэтому реализовывать профессиональную подготовку будущих специалистов необходимо в комплексе всех компетенций с пониманием того, что процесс обучения для них не закончится стенами данного учебного заведения, а может продолжаться всю  жизнь.

       Модульно-компетентностный подход (МКП) обеспечивает превалирование такого отношения к будущей профессиональной деятельности. Он подразумевает концепцию непрерывного образования, деятельносная сущность его отражает подготовку специалистов, способных работать в постоянно изменяющихся условиях, для чего необходимо понимание того, что надо стремиться как к профессиональному росту, так и культивировать  потребность к расширению своего образования (кругозора).

      Модульно-компетентностная система является гибкой по своей сути, и нам легко обновить или заменить конкретные элементы модуля, если это потребовалось при определенных  изменениях требований  к будущим специалистам или скомбинировать их так, чтобы максимально индивидуализировать процесс обучения. Модуль всегда подразумевает комплекс освоения определенных компетенций.

       

   Ведущей компетенцией для современной методики преподавания иностранного языка является коммуникативная.

Коммуникативные компетенции – это совокупность   знаний о системе языка, его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формирования мыслей на ИЯ, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языка, способность изучающего язык, осуществлять общение на нем в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами , способность понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания.

       Она, в свою очередь, включает в себя ряд конкретных компетенций.  

  1. Лингвистическая (языковая)
  2. Социолингвистическая (речевая)
  3. Социальная (прагматическая)
  4. Дискурсивная
  5. Социокультурная
  6. Стратегическая (компенсаторная, учебно-познавательная)

     Лингвистическая (языковая) – системное знание грамматических правил, словарных единиц, фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание.

     Социолингвистическая (речевая)- способность выбирать и использовать адекватные формы и средства в зависимости от цели и ситуации. (например, в зависимости от личностных качеств партнера по общению).

     Социальная (прагматическая) – желание и умение вступать в коммуникативный контакт с другими людьми.

      Дискурсивная – способность конструировать и интерпретировать тексты в устной и письменной речи на основе их разных видов.

      Социокультурная – знание культурных особенностей носителей изучаемого языка, из традиций, менталитета и пр.

     Стратегическая (компенсаторная, учебно-познавательная)- способность компенсировать особыми средствами недостаточность знания ИЯ при оформлении своей речи.

       Именно такие компетенции отражают   общеевропейскую модель коммуникативных компетенций, т.к. она полнее отражает современные требования к будущему специалисту. С их помощью точнее и полнее можно отразить модульно – компетентностный подход к процессу обучения ИЯ:

  • От концепции "Хорошее образование на всю жизнь" к пониманию необходимости образования на протяжении всей жизни.
  • От послушания к инициативности.
  • От знаний к компетенциям.

      Внимания заслуживает деятельностная форма представления коммуникативной компетенции А.В. Хуторского. Ученый подчеркивает, "чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.  

   

Формулировка коммуникативной компетенции в деятельностной форме:

  • представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • представлять свою группу, учебное заведение, страну, предприятие, фирму в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

  • выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

             В Нолинском техникуме механизации сельского хозяйства  для студентов 3 - 4 курсов всех специальностей разработана модульная система изучения иностранных языков, при составлении рабочих программ по ИЯ на основе ФГОС 3 поколения.  Освоение модуля предполагает  различные формы и методы организации учебного процесса.  Индивидуальная форма  может быть заменен а на групповую (парную) форму работы,  может допускать не только аудиторную, но и при необходимости дистанционную составляющую учебного процесса. Каждый модуль включает в себя дозированный   материал, распределенный по учебным элементам. Модуль предполагает  большую степень самостоятельности при выполнении поставленных задач,  использование справочных материалов, комплексное взаимодействие нескольких компетенций. Все модули построены в одном ключе, что обеспечивает более качественную отработку определенных навыков и умений, полученные  знания находят свою реализацию тут же, в ходе практической деятельности. Тексты, чаще всего  взяты из интернета, и могут быть легко заменены  на более современные,  но со схожей тематикой.   К формированию или изменению модулей могут быть подключены и сами студенты.

 

         Пример модульной программы  для  4 курса специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта» представлен двумя учебными элементами (УЭ). В  ходе своей самостоятельной работы    над УЭ1 они изучают  определенное грамматическое явление, конспектируют материал, переводят предложения для практической отработки данного правила. Затем они должны поделиться своими приобретенными знаниями в   микрогруппе (или индивидуально), обменяться результатами работы, сравнить их между собой.

        При освоении  УЭ2  обучающиеся работают с текстом, осваивают необходимые лексические единицы, анализируют его лексическое и грамматическое наполнение (наличие терминов, реалий, интернациональных слов, заимствований, грамматических явлений), переводят и пишут аннотацию, в которой отражают значимость полученной информации.

        Формы контроля тоже разнообразны

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.д.;
  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
  • презентация как результат творческой деятельности студента.

Итак, модульно– компетентностный  подход, применяемый для развития коммуникативных компетенций студентов позволяет

  • Гибко варьировать и комбинировать материал в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • Повысить степень самостоятельности студентов, персонификации, индивидуализации учебного процесса;
  •  Сделать возможным переход к дистанционной форме обучения;
  • Согласовать  работу над формированием  одновременно различных компетенций;
  • Повысить инициативность обучающихся.

Литература

1. Ф. М. Литвинко  Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приёмы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. – Мн., 2009. – Вып. 9. – 102 с.

2. Е.Н.Соловова,  Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября, 17/2005 

3. [Хуторской, 2005: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm.].

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении

Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника к...

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...