Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме
статья по теме

Назаренко Татьяна Александровна

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность их деятельности на педагогической практике. Правительственная «Стратегия модернизации профессионального образования» предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетенции». В научной и методической литературе выделяют около 37 видов компетенций.

В работе авторы остановились на одной, определяющей компетенции - коммуникативной. Анализ научно-методической литературы и практический опыт работы показал, что традиционные формы и методы, используемые во внеурочной деятельности и на педагогической практике, не могут обеспечить качественное профессиональное образование будущих специалистов. Это вызвало необходимость моделирования процесса подготовки современного специалиста, способного чутко реагировать на все изменения в запросах современного, динамично меняющегося общества.  

Успешность педагогической работы воспитателя, сопряжённой с постоянными контактами со всеми участниками педагогического процесса, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. Сложность формирования коммуникативной компетенции состоит в том, что она зависит не столько от профессиональных знаний, сколько от личностных особенностей человека. Процесс формирования коммуникативной компетенции воспитателя длительный и требующий системы в работе. Поэтому будущим специалистам дошкольного образования необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения.

Чтобы подготовить выпускников колледжа к работе в таких условиях была разработана и реализуется система досуговой деятельности в социуме, направленная на развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов средствами технологии коллективно-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов

при организации досуговой деятельности в социуме

В последнее десятилетие во всем мире и в России требования к результату общего и особенно профессионального образования формируется исключительно в категории компетентности.

При всем многообразии классификаций базовых компетенций коммуникативная занимает среди них ведущее место. Компетенция данного феномена отразилась в недостаточной разработанности его структуры и содержания, а также «размытости» технологий её развития в рамках непрерывного педагогического образования.

Развитие коммуникативных способностей у будущих специалистов является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Исследования Н.И. Базарской [2] показали, что освоение элементов коммуникативной культуры в студенческие годы позволит выпускникам успешнее реализовать свой потенциал в дошкольных образовательных учреждениях.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева,           А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений у будущих специалистов дошкольного образования.

Так, например, Г.М. Андреева [1], Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Я. Яноушек рассматривают понятия «коммуникативная компетентность» и «компетенция в общении» как тождественные, понимая под ними способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.

Ю.Н. Емельянов полагает, что коммуникативная компетенция совпадает по своей сути с человеческим качеством, обозначаемым словом «воспитанность», и обозначает уровень сформированности межличностного опыта, обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.

О.П. Санникова коммуникативную компетенцию трактует как способность к быстрой и точной ориентации в ситуации общения, основанной на коммуникативном опыте индивидуума. О.В. Шмайлова интерпретирует коммуникативную компетенцию как систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и указывает на адаптационные возможности коммуникативной культуры, которая помогает субъекту общения действовать в соответствии с культурными стандартами значимого окружения.

Ученые выделяют следующие составляющие компетенции в общении: ориентирующую, в которую входит система общепринятых правил регуляции совместных действий: социальный этикет, ритуалы, правила самоподачи; исполнительную, включающую использование коммуникативных техник: владение темпом речи, интонацией, паузой, навыками слушания, владение невербальными техниками.

Основная проблема работы состоит в отсутствии точного представления об эффективности и особенностях педагогической работы по развитию коммуникативных навыков, в отсутствии разработанных педагогических технологий формирования коммуникативной компетенции у студентов колледжа.

Включение студентов педагогического колледжа в коллективно-творческую деятельность при планировании и подготовки досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста в социуме оказывает конструктивное влияние не только на развитие личности в целом, но и на развитие коммуникативной компетенции. Данная форма работы, по мнению О.П. Нагель [7], повышает уровень сформированности у студентов знаний и умений, активизирует творческое взаимодействие преподавателей и студентов, улучшает уровень подготовки внеклассной досуговой деятельности. Система работы в этом направлении, как показали исследования Корнев С.М. [6], способствует интеграции разрозненных знаний об организации детской досуговой деятельности в целостную систему и обеспечивает прочную основу для формирования мотивации и соответствующих умений студентов дошкольного отделения.

Иванов И.П. [5] доказал, что процесс управления взаимодействием педагога со студентами в контексте развития коммуникативной компетенции средствами КТД, складывался из следующих взаимосвязанных функций:

  • планирование взаимодействия – это диагностика коммуникативного развития студентов; прогнозирование целей, содержания совместной работы; организация пространства досуговой деятельности; определение состава участников праздника;
  • организация и активизация взаимодействия – это установление положительного эмоционального фона взаимодействия; определение времени, которое отводится на досуг;
  • мотивирование-стимулирование взаимодействия – это формиро-вание чувства «Мы» (с целью разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать вместе с другими переживание успеха).

Приемы: частое употребление местоимения «Мы», выбор символики (эмблемы, флага, девиза) группы, оформление альбома достижений «Наша группа может...»; оформление общегруппового решения в виде рисунка, схемы, модели; групповые и индивидуальные поощрения, вызывающие ассоциации с праздником, успехом; похвала.

Для стимулирования индивидуальной и взаимной ответственности нами использовался прием разделения обязанностей по подготовке досуга между членами группы.

  • контроль и самоконтроль включает подготовку, проведение, анализ результатов досуговой деятельности в социуме.
  • рефлексия - оценивание взаимодействия, т.е. обсуждение результата совместного дела с целью осмысления и осознания своего вклада во взаимодействие. Каждый отвечает на вопрос: «Что ты думаешь по поводу: своего участия, участия других, вашей общей работы, определяются перспективы улучшения.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, необходимо соблюдать главные правила: не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их (не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны выполнить сами); опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт, полученные в колледже и на педагогической практике.

Для решения организационных задач на разных этапах КТД существуют приёмы, учитывающие специфику коллективной творческой деятельности.

Приём создания микрогрупп - применяется на разных стадиях КТД для решения конкретной творческой задачи или выполнения задания. В зависимости от содержания деятельности и характера отношений в коллективе, по мнению А.А. Бойкова [3], группы могут формироваться с учётом желаний, интересов, способностей студентов или по воле случая (с помощью жребия).

«Мозговой штурм». Студенты, обмениваясь индивидуальными мнениями, ищут наилучшие варианты решения задачи. При этом важно фиксировать идеи, создавать «банк идей». Фиксирование (на бумаге) позволяет сохранить те идеи, осуществление которых невозможно прямо сейчас, но вполне возможно в будущем.

Защита идей. До выбора идей каждый автор идеи или микрогруппа, создавшая идею, защищает свой вариант решения задачи: аргументирует её ценность, обращаясь к разуму и эмоциям товарищей.

Дискуссия. Выступления авторов, защищающих свои идеи, могут вызвать у других ребят возражения, вопросы, шутливые замечания. Как считает Ю.Н. Григоренко [4], в этом случае возникает дискуссия, в конце которой вырабатывается окончательное решение: выбирается лучшая идея, или на основе нескольких идей создаётся новая.

Таким образом, применение разработанной технологии по организации студентами досуговой деятельности в социуме средствами КТД способствует развитию коммуникативной компетенции у будущих специалистов.


Библиографический список

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998.
  3. Бойков А.А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005
  4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования./ Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе./М., 2004г.
  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: изд. «педагогика», 1989г.
  6. Корнев С.М. Организация досуга: что для этого нужно?//Веч. сред. шк. – 1999. - №6.
  7. Нагель О.П. Технологии развития коммуникативной компетентности педагога. – Белгород.: ЛитКараВан, 2008. – 170с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении

Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника к...

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся

В статье рассматриваются разные формы и  приемы работы на уроках английского языка, способствующие развитию коммуникативной компетенции у обучающихся. Также автор делится опытом аботы...