Развитие коммуникативной компетенции у учащихся
статья

Ксенофонтова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются разные формы и  приемы работы на уроках английского языка, способствующие развитию коммуникативной компетенции у обучающихся. Также автор делится опытом аботы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii_u_uchashchihsya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ксенофонтова Татьяна Васильевна

учитель  английского языка

МОБУ СОШ №27

Развитие коммуникативной компетенции у учащихся

средствами современных образовательных технологий

Модернизация современной российской системы образования требует изменения подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения, необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие  обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала в соответствии с ФГОС. В связи с этим особую актуальность приобретает коммуникативное обучение английскому языку, т.к. коммуникативная компетенция, то есть способность и готовность школьников к реальному общению на иностранном языке и достижение взаимопонимания с носителями иностранного языка, выступает интегративным, практико-ориентированным результатом в овладении английским языком.

Соответственно, основной стратегией обучения является личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ребенка с его уникальными  возможностями и способностями, склонностями и потребностями. Всё это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.

Внедрение прогрессивных инновационных образовательных  технологий, позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке, является требованием времени в процессе обучения иностранному языку как практическому средству межкультурной коммуникации.

Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках через разнообразные формы, методы и приемы работы. В своей работе я стараюсь руководствоваться следующими принципами, характерными для коммуникативного обучения общению на английском языке, как коммуникативная направленность обучения всем видам речевой деятельности:

А) принцип речемыслительной активности учащихся;

Б) принцип индивидуализации обучения при ведущей роли личностного аспекта;

В) принцип ситуативности;

Г) принцип функциональности;

Д) принцип новизны и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).

Задача современного учителя – простимулировать учащихся на овладение умением найти необходимую информацию и применить её наиболее эффективно для решения поставленных задач. Соответственно, личностно-ориентированный характер иноязычного образования, должно отвечать таким требованиям, как:

  • создавать благоприятную для ученика атмосферу, способную стимулировать интересы обучаемого, развивать у него стойкое желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться;
  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекая в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, творческие способности;
  • создавать ситуации, в которых учащийся имеет возможность раскрыть свою личность, используя свои способности и знания.

Важной целью такой деятельности является создание атмосферы сотрудничества для развития чувства сопричастности и дружеских отношений между детьми, воспитание потребности принимать участие в общении на английском языке.

Формирование коммуникативной компетенции невозможно без знания не только лексики, но также и грамматики иностранного языка, так как знание грамматики заметно влияет на качество письменной и устной речи учащихся, а также способствует усвоению всего языкового материала. Интерактивная методика обучения позволяет сделать учебный процесс активным и для учителя, и для учащихся, так как   практически все обучающиеся оказываются вовлеченными.

Содержание развития коммуникативных умений учащихся зависит от нескольких составляющих, которые я использую в ходе обучения английскому языку.

В процессе учебного взаимодействия на уроках:

  • обучение использованию различных схем и таблиц. При предъявлении новой грамматической темы доступно и логично использовать таблицы и схемы, особенно если использовать разноцветные ручки или карандаши. Также вместо привычного словаря или Word Box предлагаю классификацию лексики по темам: глаголы, прилагательные, устойчивые фразы. Умение анализировать, вкратце записывать информацию, классифицировать помогает учащимся и в дальнейшем. Своим ученикам я советую пользоваться цветными ручками, поощряю использование текстовыделителей, карандашей, что помогает ученикам не только видеть свою работу, стараться красиво писать и чертить таблицы, но также позволяет им легче запомнить материал и с удовольствием и легкостью возвращаться к своим ранним записям.
  • различные виды чтения и аудирования: кадры из знакомых фильмов, отрывки интервью для аудирования, также знакомые сказки, аутентичные статьи из газет, блогов с упражнениями. Очень интересно с ребятами проходит работа с песнями из любимых мультфильмов и фильмов для средних классов, песнями популярных групп и исполнителей для старших классов. Интересно при работе с отрывком из фильма бывает предложить ученикам придумать свое продолжение диалога, свои упражнения к текстам для одноклассников.
  • развитие письменной речи, где на начальных этапах широко использую клишевые фразы, ключевые слова, наводящие вопросы. Также простой прием написания письма с упаковкой в конверт позволит ребятам по другому отнестись к заданию.
  • игровые и ролевые приемы при обучении устной речи. Лексика более легко запоминается в более свободной и игровой форме, ролевых играх. Диалоги с учениками 5-6 классов разучиваем с помощью игр «Змейка», где учащиеся стоят напротив друг друга и двигаются в одну сторону таким образом, что крайние сменяют роль в диалоге. Таким образом, ученик читает и выполняет две роли в одном диалоге, происходит многократное повторение. Здесь же я использую фоновую музыку, изменение ритма, темпа и громкости голоса, также есть возможность во время игры подойти ко всем, услышать всех, помочь или подбодрить. Ребятам очень нравятся игры «Who Am I?», «Secret Box», которые можно использовать и при закреплении грамматической темы как «Типы вопросительных предложений», также лексики по темам «Animals», «Professions», «Hobby». Эти игры можно использовать практически со всеми классами, меняя темы и уровни трудности. Warming Up, физминутки с фонетическими, лексическими играми, с кроссвордами, чайнвордами и ребусами оживляют уроки, позволяют всем ученикам участвовать, а учителю создавать ситуации успеха, лишний раз похвалив ребенка за смекалку, быстроту реакции, знание, уверенность.

Использование активных методов обучения:

  • метод проектов позволяет использовать и разнообразить форму обобщения темы по разделам, когда класс может работать коллективно, группами, парами или индивидуально. Здесь ученик имеет возможность проявить свое творчество, показать свои способности и таланты. Так, например, ученики 8 класса проект по разделу «Моя страна» представили в виде гида по интересным местам своего города. Впоследствии ученики успешно представили свой проект в городском конкурсе гидов. Ученики 9 классов свои проекты по разделу «School – what’s next» представили в виде песни, которую сами сочинили и спели, аккомпанируя на гитаре, эссе, мини книги, диалогов. Выбор формы презентации, его исполнение остается за учениками, учитель выступает как помощник, наставник и вдохновитель. С учениками 7-х классов мы составляли проект по праздникам, где они представили свои мини книжки с иллюстрациями по выбранным праздникам, раскрывающим  традиции, обычаи и праздничные блюда.
  • широкое использование ИКТ позволяет разнообразить формы работы на разных частях урока, будь то введение новой темы, повторение/закрепление или контроль знаний. На своих уроках и дополнительных занятиях по подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ кроме презентаций я также использую материалы со следующих сайтов, как esl-lab.com,  GoogleForms, onlinetestpad.com/ru, LearningApps.org, s-english.ru, svetlanaenglishonline.ru, YouTube. Интернет ресурсы предлагают широкий спектр материалов по аудированию, грамматике и лексике в самых разнообразных формах. Здесь важно самому учителю изучать многое самому, выбрать наиболее доступное, познавательное и эффективное, что заинтересует учеников и, возможно, станет стимулом к самообучению в дальнейшем.

Четвертый год в своей работе я использую методику интерактивных тетрадей или лэпбуков по-другому. Различные интерактивные элементы: кармашки, мини-книжки, гармошки, дидактические игры, направленные на изучение и закрепление тем не только изменяют привычный внешний вид ученической тетради. Они позволяют ученикам активно  анализировать и взаимодействовать с новой информацией на уроках, легко притягивают и удерживают внимание и интерес учеников. Для учеников интерактивные элементы могут выступать как способ проявления самовыражения, реализации творческого потенциала.

Интерактивные шаблоны на уроках можно использовать:

  • для введения нового грамматического или лексического материала;
  • для повторения и отработки пройденного материала;
  • как демонстрационный материал.

Ребятам интересно открывать, доставать, смотреть, самим находить информацию и заполнять, затем даже самим придумывать разные формы шаблонов.

Например, при изучении темы «Одежда» в интерактивной тетради используется шаблон – шкаф, в котором находится различная одежда. При отработке данной темы ученики могут одевать бумажную куклу. Также использую шаблоны при изучении тем «Еда» - холодильник с едой, «Дом» с различной мебелью. Часто простые шаблоны-открывашки или кармашки использую при изучении грамматических таких тем как глаголы To Be, To Do, To Have, модальные глаголы и видовременные формы глагола. Интерактивная тетрадь позволяет говорить с ребенком на «равном» уровне, потому что эти элементы ребенок рассматривает как игру, а также как опору для устного высказывания.

Игра — это ситуация из реальной жизни, специально организованное занятие, требующее от участников напряжения эмоциональных и умственных сил,  а не просто правила и инструкции. Игра всегда требует принятия собственного  решения – что выбрать, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность участников игры, заставляет их раскрыться, действовать. При грамотном ведении игры учитель может пользоваться огромными обучающими возможностями, которые несет в себе игра. В игре обычно все равны: и первый ученик и самый слабый. Шансы выиграть у всех равны. И возникающее в процессе игры чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий дают всем ученикам равную возможность преодолеть стеснительность говорить на английском. Незаметно для самих ребят усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения от того, что сказали или сделали. Таким образом, игры на уроках английского помогают детям почувствовать язык, расширяют словарный запас, вовлекают в общение на иностранном языке.

Таким образом, можно сказать, что интерактивные и ИКТ технологии интегрируют в себе все возможности образовательных ресурсов, обеспечивая при этом среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относится коммуникативная компетенция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию коммуникативной компетенции у студентов педагогического колледжа

Формирование коммуникативных компетенций будущих педагогов не ограничивается только изучением теоретических дисциплин, по мере их освоения студенты включаются в педагогическую практику, содержание кот...

Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практическом обучении

Проект "Развитие коммуникативной компетенции студентов медицинского училища в практитческом обучении" позволит сформировать общие и профессиональные компетенции. Для будующего медицинского работника к...

Развитие коммуникативной компетенции у будущих специалистов при организации досуговой деятельности в социуме

Приоритетными задачами образования сегодня являются развитие творческих и коммуникативных компетенций у современных студентов. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть результативность...

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

Развитие коммуникативных компетенций студентов через модульно– компетентностный подход.

Статья по обмену опытом, используемом при работе со студентами на уроках иностранного языка....

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...